Одежда и обувь алтайцев       .: Алтайцы     Народный костюм :. Алтайская шапка


Модельер Аржана Кензина: «В алтайской одежде вся наша история» | КУЛЬТУРА

– Мода многолика. Одно её направление ориентируется на будущее, активно развивая новые технологии, а другое – использует дыхание прошлого: размеренность течения времени, элементы обрядов и духовного наследия, – говорит Аржана Кензина, художник-модельер из Москвы.

Вечные нити

– Аржана, интерес к творчеству, к алтайскому национальному костюму у Вас, наверное, из детства, из семьи?

– Я родилась в Горно-Алтайске. В семье было 5 детей. Я – самая старшая. Конечно, в детстве и не думала, что стану модельером. Просто очень любила своими руками делать деревянные куклы, которые обматывала белой тканью, из шерсти делала волосы, рисовала лицо, пришивала руки и ноги. Сама шила для них одежду, благо разных лоскутков в доме было полно: мама шила для нас – четырёх сестёр и брата – куртки, платья, штанишки, новогодние костюмы…В советское время ведь был на всё дефицит, вот люди сами и шили. А ещё бабушка у меня была на все руки мастер. Чего она только не умела! Бабушка выделывала кожу, кроила её, шила башмаки и сумки, а мы сидели рядом, смотрели, иногда просто держали что-то, помогали. Хорошо помню, как из сухожилий бабушка делала очень крепкие нити: крутила их, и они были «вечные», можно было сто лет проносить сшитые ей башмаки. Кстати, некоторые бабушкины творения есть в Эрмитаже.

В детстве Аржана и не думала, что станет модельером. На фото со Вячеславом Зайцевым. Фото: Из личного архива  Рисовать акварельной краской я стала в 3 или 4 классе. Тогда нас с сёстрами и братом отправили в Чемальский санаторий на лето. Проведать нас приехал папа. В подарок мне он быстро-быстро нарисовал очень красивый пейзаж. Я сохранила этот лист, и всё пыталась перерисовать, скопировать...

А костюмы я начала придумывать много позже, когда пошла учиться на модельера в Алтайский технологическия техникум сервиса.

– Вы сказали «придумывать костюмы». Неужели в реальности не видели ту одежду, которую испокон веков носили на Алтае?

– В моём детстве национальную одежду можно было увидеть только зимой. Вот, помню, у бабушки была шуба - настоящая, алтайская. Мама себе из овчины тоже сшила шубку. Ещё шапки национальные носили... А всё остальное было забыто, утеряно. Такая информация была в книгах да в рассказах пожилых людей, только молодёжь особо этим не интересовалась. Костюмы, да и то сильно изменённые, были разве что в клубах, их одевали артисты на концертах. Из литературы помню альбом нашего знаменитого художника Игнатия Ортонулова, где были рисунки традиционной алтайской одежды. Ох, и любила же я смотреть эту книгу!

– Мировоззрение, быт, культура, верования алтайцев – очень естественные, природные и в то же время с глубоким смыслом. В традиционной одежде ваших земляков – то же самое?

– Для нас, жителей Алтая, одежда – это сокровищница народного творчества. Одежда несёт в себе вековые традиции, моральные нормы. В ней вся гармония с окружающим миром, природой, людьми. В ней наши мысли и пожелания. В ней вся наша история. Каждая строчка, линия, каждый элемент имеет определённый смысл. По качеству материала, конкретным деталям, можно было сразу понять, что за человек перед вами. Даже по одному головному убору легко было определить статус человека (например, богатырь или сановник), его возраст, пол.

Фото: Из личного архива / Аржана Кензина

Шуба – алтайский фрак

– Во что одевались в старину жители Алтая?

– Мужчины носили длинные рубахи из ситца или дабы (китайская хлопчатобумажная ткань типа бязи или холста, отбеленная или крашенная в синий цвет – прим. ред.). У рубахи были длинные рукава, косой открытый ворот с одной пуговицей. Штаны были широкие, немного длиннее колен. Они шились из дабы, толстого холста или выделанной кожи козули. Штаны на поясе стягивались шнурком, который завязывался спереди и выпускался концами наружу. Белья не носили. Поверх рубахи ещё надевался халат (чекпен) из сукна или дабы с широкими рукавами и большим воротником красного или синего цвета. Халат подпоясывался кушаком-опояской. У богачей покрой одежды был такой же, только шилась она из дорогого материала. Кроме того, богачи южных районов носили дорогую одежду монгольского покроя.

– А женщины?

– Женская одежда была почти такой же, как и мужская. Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек – длиннополая безрукавка. Он мог надеваться поверх любой одежды, шился в талию и из тёмной материи (у богатых - из шёлка и бархата). Обшивался вокруг пройм рукавов и воротника, по спине и подолу оторочкой из позумента или из красной или жёлтой материи. Носили чегедек и зимой, и летом.

Национальные костюмы имеют особый колорит. Фото: Из личного архива / Аржана Кензина

– Вот без чего невозможно представить исторический облик жителей Горного Алтая, так это без шуб и меховых шапок…

– Действительно, без шубы алтаец – не алтаец. Кстати, преданность этому виду верхней одежды сохранилась на моей родине по сию пору. Шубы шьют обычно из овчины, предпочтительно из белого меха. Алтайские шубы – длинные, рукава у плеч очень широкие, книзу резко суживаются. Кстати, раньше многие мужчины, особенно бедняки, и летом носили шубу, надевая её на голое тело и спуская с плеч при сильной жаре. Шубы богачей покрывались китайским шёлком (торко тон, - прим. ред.), а воротники делали из дорогого меха.

Шапки мужские и женские шились из шкур чёрного барашка, с верхом из жёлтой, чёрной, оранжевой или красной материи. Шапка имела высокий околыш: у бедных – из мерлушки (шкурки ягнёнка грубошёрстной породы овец – прим. ред.), а у богатых – из соболя или лисицы. Сзади на шапке пришивались две, обычно красные, ленты, которыми можно было подвязать околыш, опустив его совсем на уши. Шапки другого типа – круглые, с кистью из цветных ниток на макушке. Шились они из материи на бараньем меху и имели круглый околыш-оторочку из меха. Богатые алтайцы делали такие шапки из дорогого меха – соболь, выдра, лисьи лапки и т. д.

– На праздники надевали что-то особенное?

– Праздничной одежды у алтайцев не было, разве что у зажиточных она имелась. А простой алтаец дома летом ходил в одной рубахе и босой, а отправляясь в гости, надевал шубу и шапку или сапоги и халат. Сапоги шились остроносыми, без каблуков, на мягкой подошве. В них вдевались чулки из войлока (ук), которые на несколько сантиметров высовывались из голенища. Иногда зимой носили меховые сапоги, сшитые из лап козули мехом наружу. Бедняки нередко голенища сапог делали из холста, а вместо войлочных чулок обёртывали ноги сушёной травой ойонгот, это разновидность осоки. Штаны всегда заправлялись в сапоги.

Фото: Из личного архива / Аржана Кензина

Краски не «кричат»

– Сегодня национальный костюм представляет собой только «музейную» ценность или его как-то используют в быту?

– Человек, который не помнит традиций своего народа, теряет часть своей души. К счастью, сейчас многие начинают об этом задумываться. Интерес к истории и традициям предков пробуждает и интерес к национальной одежде. В последнее десятилетие алтайский костюм перестаёт быть атрибутом только пожилых людей или вещью из бабушкиного сундука. Сегодня традиционные костюмы надевают в дни национальных праздников, для театральных представлений, для проведения обрядовых церемоний. Очень часто на свадьбах молодожёны одеты в национальные наряды.

Аржана и не думала, что станет модельером. Фото: Из личного архива / Аржана Кензина

Конечно, времена меняются. Такой, какой одежда алтайцев была 100-200 лет назад, сегодня она не будет. Изменились материалы, крой стал более удобный для движений, появилась лёгкость, одежда стала короче. Поэтому всё, что сейчас создаётся – это стилизованные вещи. Но в них осталось самое главное: цвета природы, чистые, ничем не разбавленные; красивые плавные линии; отделка, которая имеет огромное значение (например, красный цвет по подолу, по краям манжет, на темечке играет роль оберега, это цвет защиты от всего негативного).

Огорчает меня то, что многие современные мастерицы используют готовые китайские узоры, где надо и не надо их приклеивают. Получается, что наша одежда приняла какой-то дешёвый вид, и одновременно потеряла свою этническую самобытность. Порой смотришь и не понимаешь: то ли это алтайская одежда, то ли кыргызская или казахская (у них в одежде очень много узоров). В нашей одежде нет кричащих красок, нет аляповатых многочисленных узоров. А те, которые есть, имеют определённый смысл и расположены где нужно.

Наши предки был мудрыми людьми с уникальным мировоззрением, тесно связанным с природой. Нас, современных людей, поражают находки из древних курганов, насколько эти вещи великолепно и скроены, и сшиты. Истинная красота всегда в цене. Бережное возвращение прошлого – это не только дань уважения к памяти предков, но и достояние наше, их потомков.

Досье

Аржана Кензина.

После окончания Санкт-Петербургского госуниверситета технологии и дизайна получила степень магистра. Первая победа её как модельера была в 2004 году на межрегиональном национальном празднике «Эл-Ойын». Работая в Доме Моды «Валентин Юдашкин», она в 2008 году заняла второе место в конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато». Аржана показывала свою коллекцию на мировом конгрессе в Нью-Дели. Иллюстрировала детские книги, выпустила альбом с эскизами сценических национальных костюмов. Сейчас собирается выпустить второй альбом, где будут представлены современные костюмы с народными элементами.

Смотрите также:

www.altai.aif.ru

Фольклор: Одежда и обувь алтайцев

Одежда алтайцев

Одежда и обувь. Одежда представителей алтайских племен различалась в зависимости от социального положения и по районам.

Мужская одежда состояла из длинной рубахи (из дабы или ситца) с длинными рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и из широких, немного длиннее колен, штанов из дабы (толстого холста, кожи косули). Поверх рубахи надевался халат (чекмень) с широкими рукавами, большим отложным прямоугольным воротником, который подпоясывался кушаком-опояской из дабы. Халат часто шили из русского домотканого сукна, богатые делали их из фабричного сукна на шелковой или сатиновой подкладке. Воротники были из плиса или цветных сукон иного цвета, чем халат.

Верхней одеждой были длинные шубы тон из овчины (мех предпочитался белый). Шуба была прямой, расширяющейся к низу; левую полу запахивали на правую, на груди делали ступенчатый или обычный полукруглый вырез. Рукава у плеч были очень широкие, к низу резко сужались. Оторочку по левой поле и подолу, а так же обшлага рукавов делали из черного плиса и жеребячьей шкуры. Состоятельные люди покрывали шубы китайским шелком (торко тон) и делали прямые отложные воротники из дорогого меха.

В северном Алтае бытовал и охотничий костюм, состоящий из кошемных куртки и шапки, обшитых грубым серым холстом, и меховых штанов, чаще из шкуры теленка.

Женской одеждой у алтайцев был в основном халат, украшенный цветной тканью или вышивкой по вороту, полам и рукавам, который мог слегка отличаться кроем в зависимости от района. Особенной одеждой замужних женщин являлся чегедек, длиннополая безрукавка с широкими проймами, одеваемая поверх любой одежды. Он шился из двух частей: лифа и пришитой к нему юбки, собранной в сборки, на которой сзади был разрез от подола вверх. Чегедек делали из темной материи (из шелка и бархата у богатых), и обшивали вокруг пройм рукавов и воротника, по спине и подолу, оторочкой из позумента или из красной или желтой материи. Его обычно не застегивали, но на левой поле всегда пришивали две большие пуговицы. Носили его круглый год. За поясом женщины хранили трубку и кисет.

Вдовы носили темную одежду чуба или терлек. Она состояла из двух частей: верхней куртки на подкладке и пришитой к ней юбки в сборку без подкладки; левая пола выкраивалась четырехугольным выступом и запахивалась направо. Рукава были широкие и короткие, ворот круглый. Украшением были полоски материи, нашитые вдоль пол, подола и по талии.

Зимой женщины носили овчинную шубу, которая была либо отрезной по талии и низом, собранным в складки, либо прямой. Левую полу женской шубы вырезали в виде четырехугольного выступа, который украшали вышивками. Рукава шубы выкраивали полукруглым клином, опускающимся на кисть руки.

Головные уборы у северных алтайцев к началу XX века в основном были русского происхождения. Но наряду с этим, бытовали еще и холщовые шапки из кендыря. Женским головным убором являлся только платок.

Старинным головным убором южных алтайцев была шапка, первоначально бытовавшая в качестве мужского и женского убора, затем ставшая принадлежностью только женского костюма, а позднее свадебным головным убором. Шапки шились из шкур черного барашка, с верхом из желтой, черной, красной или оранжевой материи; имели высокий околыш (из мерлушки, а у богатых – из соболя или лисицы), постепенно суживающийся сзади. Сзади были две, обычно красные, ленты, которыми можно было в случае необходимости подвязать околыш, опустив его на уши.

В начале XX века у южных алтайцев мужчины и женщины носили круглую шапку с кистью из цветных ниток на макушке. Шились они из материи, на бараньем меху, имели круглый околыш – оторочку из меха и галуна. Богачи делали такие шапки из меха соболя, выдры, лисы.

Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве. Они шились остроносыми, без каблуков. В них вдевались чулки из войлока (ук), которые на 3-5 см. высовывались из голенища. Верхний край чулка обшивался материей (у богатых цветным бархатом) и прострачивался нитками. Иногда зимой носили меховые сапоги, сшитые из лап косули мехом наружу. Бедняки голенища сапог делали из холста, подвязывая его под коленом, вместо войлочных чулок они обертывали ноги сушеной травой – ойонгот (род осоки). Штаны всегда заправлялись в сапоги. Мужчины носили за левым голенищем, между сапогом и чулком, трубку с длинным чубуком и длинный кожаный кисет.

В начале XX века на Алтае была широко распространена обычная русская крестьянская одежда.

Из украшений были распространены медные, серебряные, золотые круглые кольца и серьги из медной или серебряной проволоки, подвески из блях и пуговиц. Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки обычно в одном ухе. К косам привязывались украшения из бус, бляшек, ракушек каури.

Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос. Мужчины (южные алтайцы) носили косичку (кедеге), заплетенную на темени бритой головы. У северных алтайцев мужчины носили длинные волосы, подстриженные в кружок.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке. Выберите социальную сеть:

folkler.ru

Ателье по пошиву - Алтайский национальный костюм

Одежда алтайских племен различалась в зависимости от социального положения и по районам. Мужская одежда состояла на длинной рубахи (из дабы или ситца) с длинными рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и широких, немного длиннее колеи штанов из дабы, толстого холста или выделанной кожи козули. Штаны на поясе стягивались шнурком, который завязывался спереди и выпускался концами наружу. Белья не носили. Поверх рубахи еще надевался халат (чекмень) из сукна, нанки или дабы с широкими   рукавами,  большим отложным воротником  красного или синего цвета. Халат подпоясывался кушаком-опояской (из дабы). У богачей покрой одежды был такой же, однако шилась она из дорогого материала. Кроме того, богачи южных районов носили дорогую одежду монгольского покроя. Из верхней одежды нужно упомянуть сохранившиеся до сего времени шубы, обычно из овчины (мех предпочитается белый). Шубы шьются длинными, рукава у плеч очень широкие, книзу резко суживаются. Шубы богачей покрывались китайским шелком (торко тон) и имели прямые отложные воротники из дорогого меха. Шапки мужские и женские шились из шкур черного барашка, с верхом из желтой, черной, оранжевой или красной материи. Шапка имела высокий околыш (из мерлушки, а у богатых из соболя или лисицы), постепенно суживающийся сзади. Сзади шапка имела две, обычно красные, ленты, которыми можно было в случае необходимости подвязать околыш, опустив его совсем на уши. Шапки другого типа — круглые, с кистью из цветных ниток на макушке. Шились они из материи на бараньем меху и имели круглый околыш-оторочку из меха. Богачи делали такие шапки из дорогого меха (соболь, выдра, лисьи лапки и т. д.). Мужские и женские шапки  в  общем  были  одинаковы.

Женская одежда у алтайцев была такой же, как и мужская, за исключением верхней. Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек, длиннополая безрукавка, вместо рукавов у чегедека были вырезы, и он мог надеваться поверх любой одежды. Он шился в талию, из темной материи (у богатых из шелка и бархата) и обшивался вокруг пройм рукавов и воротника, по спине и подолу оторочкой из позумента или из красной или желтой материи. Носили его зимой и летом. Многие мужчины, особенно бедняки, летом носили шубу, надевая ее на голое тело и спуская с плеч при сильной жаре.

Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве. Сапоги шились остроносыми, без каблуков. В них вдевались чулки из войлока (ук), которые на 3—5 см высовывались из голенища. Верхний край чулка обшивался материей (у богачей цветным бархатом) и прострачивался нитками. Иногда зимой носили меховые сапоги, сшитые из лап козули мехом наружу. Бедняки, в целях экономии, голенища сапог делали из холста, подвязывая его под коленом, вместо войлочных чулок они обертывали ноги сушеной травой — ойонгот (род осоки). Штаны всегда заправлялись в сапоги. Мужчины носили за левым голенищем, между сапогом и чулком, трубку с длинным чубуком и длинный кожаный кисет. Женщины трубку и кисет носили за поясом. Специально праздничной одежды у алтайцев не было. Находясь дома летом в одной рубахе и босой, мужчина, отправляясь в гости, надевал сапоги, халат или шубу и шапку. Только богачи имели особую праздничную одежду. Изменения в одежде южных алтайцев выражались в проникновении сюда фабричных русских тканей и формы покроя по русскому образцу, иногда переработанному.

У челканцев и кумандинцев рубаха и штаны шились из самодельного холста (кендырь) из конопли или дикой крапивы. Рубахи мужчин были длиной до колен и ниже. Мужчины и женщины носили халат без пуговиц, с открытым воротом, подвязываемый опояской. Воротник у халата расшивался цветными нитками, холщевыми или шерстяными. У женщин и девушек нередко расшивались нитками подол и рукава. Женщины здесь не носили чегедека и шапок, а ходили в головных платках, повязанных концами назад. В начале XX в. (особенно у кумандинцев и тубаларов) была распространена обычная русская крестьянская одежда. В северном Алтае бытовал охотничий костюм, состоящий из кошемных куртки и шапки, обшитых грубым серым холстом, и меховых штанов (чаще из шкуры теленка).

Из украшении были распространены простые круглые кольца (медные, серебряные, золотые), которыми унизывали пальцы, а также серьги (из медной или серебряной проволоки), подвески из блях и пуговиц. Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам бус, пуговиц, бляшек, ракушек каури (Cuprea moneta), ключей, деревянных палочек и т. д. Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос. Национальной мужской прической у южных алтайцев была косичка (кедеге), заплетенная на темени бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т. д. У северных алтайцев мужчины носили длинные волосы, подстриженные в кружок.

одежда алтайцев 1, 2 — женская одежда, алтай кижи;  3—украшение для косы;  4—мужская зимняя   одежда, алтай кижи;   5, 6 — летняя мужская   одежда,   алтай кижи;    7 — женская одежда, кумандинцы; 8 — женская одежда, челканцы

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

costumer.narod.ru


Смотрите также