Армянская сказка. Мастер на восемь шапок. Армянские шапки


Мужской тараз Традиционная мужская одежда армян

Народ уделал особенное внимание определённым возрастным и половым группам, в частности, заботясь о внешнем виде не женатых мужчин. Празднично – ритуальный костюм имел оберегательные функции отвлечения от злых духов. По сему, в комплексе мужской одежды каждый орнамент имел особое значение как дающего защиту, так и плодородие, силу и потенцию.

В комплекс тараза входили как сама одежда, так и головной убор, обувь, украшения. Он состоял из двух составляющих – с надплечьем (рубашка, сюртук, кафтан, шуба) и поясной одежды (штаны, шаровары). Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Воротник обшивали различными узорами. Одежду в основном сшили из хлопка, а в Западной Армении использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считалась черкеска, которую одевали поверх рубашки и кафтана. Появляться без черкески в обществе даже в зной считалось дурным примером, как и открытие ноги и руки, подчёркивание половых органов.

Армянские мужчины обязаны были носить также головные уборы. Обычным головным убором армян была меховая шапка — папах, сшитая из овечьих шкур, имеющая по форме локальные различия. В Лори предпочитали носить широкий, низкий и пышный папах, в Сюнике — более узкую и высокую, из менее длинношерстного меха, армянские кинто — мелкие разносчики в Тифлисе — чёрные конусообразные папахи с красным шёлковым острием наверху. Наиболее дорогой и престижной считалась каракулевая бухари из шерсти овец бухарской породы, которую носили представители состоятельных слоёв, особенно в городах. Головным убором в Западной Армении были шапки различной формы (полусферические, конусообразные): войлочные, шерстяные вязаные и тканые, которые обычно носили в дополнении с платком. По материалу изготовления, стилистике и цветовой гамме орнамента они имели региональные различия. Широко была распространена войлочная белая конусообразная шапка — колоз с остроконечным или округлым верхом. Согласно традиционному этикету, в определённых ситуациях, мужчине полагалось снять шапку: при входе в церковь, во время похорон, при встрече с высокочтимыми и уважаемыми людьми и т. д

Мужской тараз Восточной и Западной Армении существенно отличался, однако, не имел подчёркнутой дифференциации как женский. В городах в основном одевались по моде правящего сословия, а с XIX века – в европейском стиле. Со временем традиционный костюм используется только при особых ритуалах и праздниках

В восточных регионах сильное влияние на мужской костюм оказали кавказские стили одежды, содержащие архалух (короткий кафтан) и чуху.  Шили архалух из покупных тканей (сатина, ластика, ситца, шали), чёрного, синего, коричневого тонов, на подкладке. По покрою это — распашная одежда до колен с цельнокроеными передними полочками и отрезной приталенной спинкой, которая в талии собиралась в сборку либо пришивалась из нескольких клиньев. Простроченный вместе с прокладкой сверху донизу рядом вертикальных швов, архалух от воротника до талии застёгивался встык на ряд крючков. Украшением его служила тесьма-галун в тон основной материи, которой обшивали воротник, разрез груди, края подола и рукавов. В состоятельных семьях, как, например, в купеческой среде Еревана, наряду с тесьмой использовали шёлковый шнур.  Способом застёжки отличался двубортный «дошов архалух», глубокий запах которого на левой стороне груди застёгивался на пуговицы, а нередко симметрично пришитый ряд пуговиц справа создавал впечатление двубортной одежды. Ареал его распространения был довольно ограничен: он считался дорогостоящей одеждой, которую, как правило, носила молодёжь и мужчины среднего возраста.

При ряде сходных черт с архалухом, чуха имела более широкое функциональное назначение. Как верхняя одежда служила не только тёплой одеждой (пальто в современном его понимании), но я являлась одеждой на выход. Право ношения чухи символизировало собой определённый социально-возрастной статус: как правило, её носили с совершеннолетнего возраста (с 15-20 лет). В конце XIX века чуху часто шили из домотканой грубой шерсти, окрашенной в большей части в чёрный, а также тёмно-синий, коричневый тона, длиною до колен, с зашитыми по всей длине рукавами либо с небольшим разрезом у запястья. С распространением фабричных тканей чуху начали шить и из более дорогостоящего сукна, опять же тёмных тонов, но несколько короче, чем домотканую. Верхнюю часть — грудь, спину и рукава — шили на подкладке. Нередко с обеих сторон на груди нашивали декоративные газырницы. По покрою чуха, как и архалух — распашная одежда с отрезной спинкой. В талии она собрана в сборку и плотно подогнана по фигуре. Сочетаниям чуха-архалух было настолько укоренившимся, что осознавалось как традиционная народная одежда в отличие от одежды городского типа.

Другой разновидностью была чуха с прорезами, не зашитыми по всей длине рукавами, выполнявшими скорее декоративную функцию, что характерно для чухи или черкески фабричного производства. Шили её из тонкого сукна, с шёлковой контрастной подкладкой (зелёного, синего, голубого тонов), вырезы обшивали тесьмой, нередко позолоченным шнуром, в наиболее состоятельных семьях — бархатной каймой.

Её носили лишь состоятельные лица в городской купеческой и торгово-ремесленной среде в Ереване, Шуше, Александрополе, Тифлисе и других городах. Поэтому даже в конце XIX-начале XX века, в отличие от домотканой чухи, значительного распространения в быту армян не имел.

Поверх чухи одевали муштак или бурку, а позже как городское влияние — пальто, шинель, телогрейку. Овчинную шубу — курк или муштак как одежду очень дорогую носили зажиточные лица, в основном старшего поколения. На пошив одной шубы расходовали в среднем шкуры шести-семи овец. Распашная овчинная шуба была цельнокроеной в спине, либо отрезной в талии, шилась мехом внутрь (по принципу современной дубленки) длиной до колен или щиколоток, с большим воротником и длинными прямыми рукавами и с обеих сторон карманами изнутри. Спереди от воротника до талии она застегивалась на крючки. ЕЕ надевали зимой поверх чухи.

Бурка была единственной накидной одеждой в традиционном костюме армян. Армяне носили бурку двух видов: меховую и войлочную. Меховую бурку изготавливали из козьей шерсти, мехом наружу, используя для этого длинноворсовый мех. Войлочную бурку, а в некоторых районах — меховую (Лори)носили пастухи. Она имела сильно торчащие прямоугольные плечи, придающие ей вид трапеции, широкой в плечах и резко суживающейся книзу. Верхнюю часть войлочной бурки — спину и грудь — шили на подкладке. Нередко ее дополнением являлся башлик. Бурка служила также дорожной одеждой: она не только защищала в непогоду, но при необходимости могла служить еще и постелью (плащ-палаткой в современном понимании).

В мужской комплекс одежды входил также кожаный пояс, который одевали поверх архалуха. Кожаный пояс имел серебряную пряжку и накладные, гравированные растительным орнаментом украшения.

В качестве теплой одежды у мужчин была длинная (ниже колен), сшитая из шерстяной ткани черного или темно-синего цвета, со стоячим воротником чоха. Спереди чоха была прямой и застегивалась тремя пуговицами с помощью петель из тесьмы. К нагрудной части чохи пришивали патронницы (пампштакал). Чоха подпоясывалась узким матерчатым, чаще кожаным ремнем, а позднее (с конца XIXв) нередко и наборным серебряным поясом с высокой пряжкой. Свадебная одежда у мужчин, которая была одновременно и праздничной, отличалась тем, что архалух был сшит из более дорогой ткани, чоха и шнурки обуви были красного цвета (этот цвет считался оберегом), а пояс -серебряный, который они получали во время венчания от родителей невесты. Данный тип одежды карабахских мужчин был распространен и у других восточных армян, в частности в Сюнике, Гохтне, а также в Лори.

Традиционная одежда армян Западной Армении в основе своей была распашной и, несмотря на региональные различия, имела общий схожий силуэт, яркую цветовую гамму и отличалась красочностью и обилием вышивки. Мужская нательная одежда имела сходный с восточноармянским покрой. Однако нательная рубаха отличалась боковым разрезом ворота. Нательные штаны — вартик, кроились без шагового клина, но с широкой вставной полосой ткани, в результате чего нередко ширина таких штанов практически равнялась их длине (так называемые штаны с широким шагом). Они, как и верхние шалвар, также были на очкуре — хонджан из шерстяных разноцветных скрученных ниток.

В зависимости от региона, обшлага штанин, боковые швы, а также карман окаймлялись толстой кручёной чёрной шёлковой нитью (Малая Армения), расшивались шерстяными нитками, цветными бусинками, обшивались золотыми или чёрными шёлковыми нитями (Киликия). Ворот и длинные рукава верхней рубахи ишлик — расшивались геометрическими узорами из красных ниток. В ряде регионов (Васпуракан, Туруберан) рукав рубахи оканчивался у кисти длинным висячим пришитым куском — джалахик. На рубаху надевали род жилета, елак (елек) с открытой грудью, из-под которого хорошо была видна расшитая грудь рубахи. Подобный жилет был характерным компонентом традиционного мужского костюма только Западной Армении.

Сверху на жилет надевали короткую, до талии, и открытую спереди шерстяную куртку — бачкон, салта с цельнокроеными рукавами, нередко стёганую. «Полагалось красиво, даже роскошно расшивать и елак, и бачкон, и даже шаровары, в особенности у молодёжи. Зажиточные армяне выбирали самое тонкое, в особенности шатахское сукно, большей частью домашнего и местного ремесленного производства, причём старались все части костюма сшить из одной ткани.

Поверх надевали короткую (до талии) распашную одежду с короткими рукавами — казахик из козьего меха или войлочную аба. Козью курточку, обшитую по краям тесьмой и с пучками меха на плечах, носили в основном зажиточные сельчане.

Верхней тёплой одеждой служила также длинная прямая джуппа. В более состоятельных семьях она была стёганой и на подкладке. Её предпочитали носить мужчины зрелого возраста. Зимой в некоторых, преимущественно горных регионах (Сасун), носили и широкие шубы из дублёной овчины, без пояса.

Пояс как непременная часть мужского костюма в большинстве регионов Западной Армении отличался своеобразием. Цветной узорчатый пояс был «скорее повязкой вокруг талии. Длинная, широкая шаль, вязаная или тканая, сложённая по ширине в несколько слоев, два раза и более обматывалась вокруг талии. Глубокие складки пояса служили своего рода карманами для платка, кисета, кошелька. За такой пояс можно было заткнуть и длинную трубку, и нож с ручкой, при нужде и кинжал.

Серебряный пояс был принадлежностью городского костюма, его носили в Карине, Карсе, Ване и других центрах высокоразвитого ремесленного производства. У горожан, ремесленников, состоятельных крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях.

Головным убором в Западной Армении были шапки различной формы (полусферические, конусообразные): войлочные, шерстяные вязаные и тканые, которые обычно носили в дополнении с платком. По материалу изготовления, стилистике и цветовой гамме орнамента они имели региональные различия. Широко была распространена войлочная белая конусообразная шапка — колоз с остроконечным или округлым верхом. Широко распространённый арахчи представлял собой усечённый конус (15-20 см высотой), вязаный из шерсти или вышитый у холостой молодёжи разноцветными шерстяными нитка, с преобладанием красного цвета. У женатых он орнаментирован не был, и арахчи носили, обвязав головным платком.

Тем не менее, одежда отличалась по регионам. В Васпуракане рубашки украшались красными лентами, в Киликии – сшились из синего ситца с золотым окаймлением. В Зейтуне и Сасуне мужчины одевали куполовидную феску, обвязанную ситцевой тканью, опоясывались вязаным трех-четырёхметровым поясом. Поясничная часть штанов была широкой, а нижняя – узкой.  В Высоком Айке опоясывали спину треугольной шалью. По праздникам в Шатахе на рукава вешали 50-исантиметровые надшивы, а на шею — шелковые платки. Длина пояса доходила до 5-и метров.   В Сасуне и Шатахе в конце XIX — начале XX в. были широко распространены шапки из шерстяной и хлопчатобумажной ткани с круглой черной или коричневой теменной частью, расшитой по окружности разноцветными нитками. В городской среде, как например в Ване, Васпуракане, носили войлочный красный фес с чёрной кисточкой; в Себастии у стариков он был синий или фиолетовый. Но во всех случаях вокруг него обматывали головной платок, концы которого, завязанные сзади узлом, свободно свисали. В Киликии носили фес, обмотанный несколькими повязками. У молодых кисточка феса была длинной и доходила до плеч. Иногда вместо неё к верхушке прикрепляли серебряное украшение. В Васпуракане и в Сасуне мужчины обувались в трехи, солеры, вуши, хорунки.

Мужские нательные штаны – вартик, воташор, тумбан или похан не имели внизу у щиколотки накладной декоративной каймы; штанины их заправляли в вязаные носки и обмотки. Примечательной деталью нательных, а также и верхних штанов был очкур — ходжан. Его вязали либо сплетали из хлопчатобумажных или шерстяных ниток в виде шнура с разноцветными кисточками на концах. Хонджан продевали через вздержку, концы его вместе с кисточками после завязывания штанов свешивались вниз. В конце XIX-начале XX века шапик и вартик традиционного покроя носили в Армении мужчины всех возрастов, начиная с маленьких мальчиков и заканчивая стариками. Нательная одежда устойчиво сохранялась в быту армян вплоть до середины XX века. Поверх нательных штанов надевали шаровары — шалвар. Их шили из домотканой грубошёрстной ткани, окрашенной в чёрный, реже — тёмно-синий или коричневый цвета из той же ткани, что и чуха. По покрою они сходны с нательными штанами и на поясе также держались за счёт хонджана. Малообеспеченные белье не носили. В деревнях в основном носили грубую нательную одежду, сшитую из шерсти, волос.

Молодые горожане использовали парфюм, причесывая им также волосы, после чего обвязывали голову. Бороды иногда золотили пылью, что зачастую осуждалось как непристойность.       

ostarmenia.com

Тараз Армянский национальный костюм, Армянская культура

 Армянский традиционный костюм, как армянский язык, многообразен своими региональными разновидностями. Он имеет личный характер, но описывает регион по особым характеристикам, так как привычки и деятельность каждого армянина, образ его жизни, культурные ценности, в том числе одежда, веками находились под пристальным вниманием общества, запрещающего любое отклонение от письменного или неписаного права и традиций. Одежда также была тесно связана с особенностями этнического духовного состояния. Соответственно, не существует общеармянского традиционного костюма. При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения армянский костюм имел свои особенности. Каждому региону исторической Армении был присущ свой особенный костюм, каждый район, поселение, семья, даже девушки в одной семье отличались уникальностью одежды.

Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь. Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. и т.д. В соответствии с типом, армянский традиционный костюм широкий, открытый, одежда имеет прорезы спереди и сбоку. Эстетические и эротические функции играли большую роль в комплексе одежды, в основном, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Жители обращали особое внимание на одежду определённой возрастной группы, в основном заботясь об одежде незамужних девушек и парней, невест. Праздничная одежда имела привлекающую и оберегательную функцию, защищая от злых духов того, кто носил эту одежду.

 Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет − от тёмно-вишнёвого до кроваво-огненного тонов. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный -мужества и мученичества, синий — небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный — самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании жёлтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Жёлтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику. он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой жёлтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование.

 Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зелёный, белый) и негативного (синий/фиолетовый, жёлтый, чёрный) цветов. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци (XIV в) доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия — чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня.

Каждый орнамент на костюме имеет свою символичность и смысл,  ритуально — магическое значение. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов (шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол), т. е. именно на тех частях одежды, которые имеют сакральную функцию защиты её от проникновения всякого рода «нечисти». Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса, женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки.. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охрaнно-магическое значение защиты от зла и нечисти, а иголка (булавка) выполняла роль оберега от сглаза и порчи.

Орнамент армянского национального костюма делится на три основные группы — растительный, зооморфный (орнитоморфный) и геометрический. Встречаются также изображения бытовых предметов, архитектурных сооружений (например, купол церкви) и дарственные надписи. Растительный орнамент характеризуется ветвями, стеблями, листьями и деревьями разных видов. Волнистая линия с изображением лепестков и ростков на каждом изгибе окаймляет края одежды, символизируя бесконечность жизненного цикла. Мотив дерева — универсального символа плодородия,  символизирует беременность, материнство. Зооморфный орнамент, редко встречающийся в одежде, очень стилизован, с акцентированием характерного внешнего признака животного. Наиболее распространены «рожки» — стилизованное изображение рогов быка/коровы или овна, встречающееся на женских передниках и налобных украшениях. Этот орнамент, семантически связанный с фаллическим культом, с небесной влагой, символизирует обилие, благополучие и плодородие. Для женской одежды характерен также змеевидный орнамент, закодированный в S-образной фигуре как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Мифологический образ змеи связан с водной стихией и имеет как положительный, так и отрицательный контекст, связывается с благополучием дома и семьи, считается гарантом плодородия. Благодаря свойству обновления (смена кожи) змее приписывалось бессмертие, вечная молодость. Изображения птиц по обеим сторонам растительного орнамента трактуются как символ плодородия, а петух занимал особое место в свадебном ритуале армян. Красные и белые петушиные перья украшали головной убор жениха как символ мужской потенции.

Основные виды геометрического орнамента, имевшего широкое распространение у многих народов, больше остальных несут смысловую нагрузку. Круг символизирует пространственно-временные понятия, а также небесные светила.  Квадрат означает первоначальное разграничение пространства, стороны света, годовой цикл, четыре стихии и др. Стык вертикальных (мужское начало) и горизонтальных (женское начало) линий квадрата, их скрещивание в изображении креста демонстрируют идею оплодотворения. В этом смысле крест и квадрат рассматриваются как своеобразные символы плодородия. Вышивка крестиками на ритуальной и детской одежде выполняла охранно-магическую функцию. Всякое изображение креста должно было предохранять от злого, колдовского, нечистого. Треугольник с вершиной вниз трактуется как женский символ, с вершиной вверх — как мужское начало. Ромб рассматривается как соединение двух начал, как символ плодородия. Точка считалась первоосновой, исходным знаком, символом семени, зерна, плодородия.

  Ещё с древних времён у одежды была практическая функция —  защита от морозов или жары, украшая же тело, она приобрела также эстетическое значение. Повседневная одежда была адаптирована не только с климатической, но и этнической средой данного района. Различия традиционной одежды социальных обществ выражаются как в качестве шитья, так и наличием или отсутствием обязательных, подчеркивающих статус деталей одежды.

Армянская традиционная одежда отличается длиной подола, прорехой, обязательным присутствием ремня. Женщины одевали платок до плеч, не закрывая лицо и рот. Знаменитые центры вышивки — Ван- Васпуракан, Карин, Ширак, Сюник- Арцах, Киликия, отличаются орнаментами украшении, цветовыми сочетаниями и всеми ритмическими и стилистическими особенностями одежды. Например, в центре Высокого Айка -Карине в комплексе женской одежды использовались четыре разновидностей верхней одежды, которые имели одни и те же узоры, но отличались видами тканей и орнаментами. Одежда, сшитая из сукна, назывался «джуппа’, из бархата- «хирха», из шёлка — «гатифа», из шерстяной ткани – «путали».

В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский (Айрарат-Тбилиси-Парскаайк, Сюник-Арцах, Гугарк, Вайоц Дзор) и западноармянский (Васпуракан, Агдзник, Туруберан, Верхний Айк, Ширак-Джавахк, Трапизон, Малый Айк, Киликия).

Комплексы национальной одежды Восточной и Западной Армении различаются тем, что в Западной Армении одежда более роскошная, более богата золотой и серебряной вышивкой. Другим существенным различием являлось обязательное присутствие фартука в женской одежде западных областей. Его завязывали на талии, груди или на плечах. Более того, В Западной Армении фартук отмечал замужнюю женщину, а красный фартук вовсе обозначал женщину.   В Васпуракане пояс женщины был вышит из шерстяной ткани или сплетен из шерстяной нити и обернут три раза вокруг талии. В Сасуне обрученные девушки завязали разноцветный шёлковый ремень, а в Киликии пояс достигал трех метров.

Женский головной убор выделялся особым богатством и красотой. Девушки заплетали волосы в многочисленные косы (до 40), из которых передние перекидывали вперед на грудь, а задние при помощи серебряных цепочек располагали по спине, удлиняли косы искусно вплетенными шерстяными нитками в цвет волос, украшая их серебряными шариками и кистями. Украшали серебряными украшениями и войлочную шапочку формы фески без кисточки. На неё вешали на цепочках спереди ряд новолунниц, листочков, цепочек, амулетов, а у висков — нависочники. Во многих районах на феску сверху пришивались серебряная плошка с чеканными цветами, изображениями ангелов, солнечных лучей и т. п.  Закрытость головного убора не подразумевала обязательное наличие фартука. Исключением являлась одежда Васпуракана. На побережье озера Ван, к югу от Армянского Тавроса была распространена традиция закрытия лица, но здесь это было более упрощена, чем на востоке. Во время женитьбы, в Ване женщины носили высокую цилиндрическую шапку, которая была подкреплена к голове треугольной косинкой. Лоб украшали специальным украшением (синие бусы, серебро). Виски украшали треугольными драгоценными камнями. Головной убор был завершён треугольной красной, полотняной косинкой, верхний угол которого был украшен деревом жизни, герметичными и вышивками животных. В Сюнике и Арцахее после свадьбы  голову женщины прикрывали особой ՞башенкой՞ , при  этом закрывая рот и край носа. Следует отметить, что в декорациях употребляли белую, треугольную, льняную косынку.

 В северных регионах исторической Армении, в частности, на верхней долине Евфрата, тип головного убора был открытым. Поверх шапочки надевается сшитый из бархата или шелка плотный круг около 7 см ширины – «Вард» (буквально — роза). На круге у висков возвышаются выпуклые утолщенные розы и «рожки».  Налобная часть «варда» раньше украшалась цветами из драгоценных камней и жемчугом, а с конца XIX в. они заменены кружевными шелковыми мелкими цветочками, вышитыми иголкой в технике армянских кружев. Поверность «варда» напоминает цветник. Среди цветов иногда встречаются выпуклые фигурки петушков.

В Восточной Армении головными уборами мужчинам служили меховые шапки, в Западной — войлочные и матерчатые. Входя в церковь, видя похоронное шествие, встречая достойных людей, армянские мужчины снимали шапки.

Основной частью костюма были украшения, а среди них — различные талисманы и обереги, которые носили и женщины, и мужчины. Женщинам дарили украшение лба из золотых копеек, а также —  золотые кольца, украшения для висков, золотые булавки. Украшения выражали идею защиты владельца от злых сил. Верили, что они принесут хозяевам процветание и плодовитость. Считалось, что металл имеет небесное происхождение, так как звук металлических украшении был похож на звук неба – грома, и мог защитить от злых духов. Несмотря, что в Восточной и Западной Армении армянские национальные элементы украшения были разными, но они имели некие общие черты с точки зрения семантики, цвета и формы.

Носки и обувь были неотъемлемой частью костюма, которые так же защищали от мороза. Мужчины и женщины одевали кожаную, остроконечную обувь- башмак.

С древнейших времен обувь составляла неотъемлемую часть традиционной одежды армян. Мужская и женская обувь (вязаные носки и собственно обувь) во многом была идентичной. Важное место в обуви армян занимали вязаные узорчатые носки – «гулпа». В традиционном быту мужские и женские узорчатые гулпа вязали плотной вязкой из шерстяных нитей, были однотонными и многоцветными, при этом каждый регион имел свой излюбленный узор и цвет. Гулпа широко использовались не только в повседневной жизни, но имели и обрядовое значение. Носки входили в состав приданого девушки, были одним из основных предметов дарообмена на свадьбах и крестинах. Мужские ноговицы и обмотки большей частью вязали из шерстяной или хлопчатобумажной разноцветной пряжи или шили из домотканой холстины. Ноговицы надевали поверх носков и шнурком закрепляли под коленом.

Традиционной обувью мужчин и женщин служили поршни — «трех» с заостренным носком. Их шили из одного цельного куска грубой сыромятной кожи крупного рогатого скота с шерстными или кожаными шнурками, причем в каждой области был свой способ продевания в них шнурков. Tpex имел две разновидности: со швом посередине ступни и без шва. Это была будничная обувь, которую во время работы носило все сельское населения без возрастных отличий и ограничений. Весьма своеобразной была женская выходная обувь, сшитая из двух отдельных частей одинаковой по качеству кожи: у молодых  — жёлтого, у пожилых  — жёлтого и красного цвета, на твердой подошве. Распространенной обувью на твердой подошве были «чмушк» — остроносые, с сильно загнутым кверху носком туфли без задника на небольшом каблуке из чёрной (мужские) или зелёной (женские) кожи, на кожаной подкладке. Вся лицевая поверхность их была обильно расшита линейными узорами. Женщины, в основном зажиточные, их носили большей частью зимой. Разновидностью чмушк была обувь «чуст» также на твердой подошве и загнутым кверху носом, которая в ряде районов Араратской долины служила парадной обувью: её надевали, идя в церковь или в гости. С чмушк была сходна и остроносая обувь без задников – «машик» с подбитой подковой каблуком. Молодые женщины и девушки носили машик зелёного и красного цвета, пожилые — чёрного.

Об армянской национальной одежде ведают как археологические материалы, так и сохранившиеся изображения памятников древнего искусства, и письменные источники.

На памятниках IX– VI веков до нашей эры (фрески, статуи и горельефы, печати, шлемы, щиты и т.д.) сохранились изображения костюмов разных слоёв общества (высшие сословия, солдаты, священники, простолюдины). В IX– VI веках до нашей эры на горельефах ахеменидских царей армяне были изображены с традиционным костюмам. Геродот, говоря о снаряжениях национальных войск Ахеменидской империи, сообщает, что костюмы армян (вероятно, Малый Айк) похожи на костюмы соседей — фригийцев. По информации Страбона, мидяне и армяне носили  кафтаны, туники и шаровары. Во времена Арташесидской династии (II–I века до нашей эры) источником армянской моды являются монеты. В последующих веках на армянские костюмы (особенно в элитных кругах) оказали влияние персидские, римские и византийские. О средневековой одежде армян (особенно представители королевских и княжеских домов) сохранилось информация в композициях армянских и иностранных историков, фресках, скульптурах, миниатюрах и т.д.

При правлении династии Багратуни (IX–XI вв) в кругах армянского городского населения очевидно сильное влияние не только арабской, но и византийской моды. В Киликии во время крестовых походов (XII-XIII вв) армянская одежда оказывается под влиянием стилей европейских стран. В конце Средневековья традиционный костюм частично подвергается влияниям костюмов турецких, татарских и курдских завоевателей, а в некоторых регионах и провинциях сохранилось до конца XIX-ого века и начала XX-ого века.

В некоторых регионах Восточной Армении (Сюник, Арцах)  в начале XX века с незначительными изменениями сохранились традиционное одеяние армянских женщин, а в кругах мужчин доминировал, так называемый “кавказский” стиль. Армяне Ахалкалаки и Ахалцихе, которые эмигрировали из Карина, долгое время сохранили традиции Карина.

В случае заимствования стилей моды, армяне перерабатывали и творчески использовали то или иное нововведение или её отдельные элементы, оставаясь верными национальным традициям, и тем самым, создавая новые варианты одежды. С конца XIX-ого века армянская традиционная одежда уступила место европейским костюмам и вышла из повседневного использования. Во времена Геноцида армян в Османской империи многие виды национального костюма были утрачены, вытеснены из быта, отдельные части костюмов стали семейными священными реликвиями, прошедшими воспоминаниями и музейными экспонатами.

ostarmenia.com

Армянский костюм | Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив

Рубашка и широкие штаны - в основе и мужских, и женских нарядов армян

Армяне – один из древнейших народов мира. Документальная история армянского народа насчитывает около 3 тыс. лет.

На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока.

Формирование армянского народа началось в период существования Урартского царства.

Урарту - могущественное царство, существовавшее на Армянском нагорье в IX до н.э. Сохранились многочисленные материалы, с изображением урартской одежды.

В период Урартского царства жили различные племена затем на протяжении веков эти племена объединились. Сведений о народной одежде того времени не сохранилось.

В 189 г. до н.э. в Армении образовалось независимое Арташесидское царство. Оно охватило все население, говорящее на Армянском языке. Тигран II стремился распространить в Армении греческую культуру, однако в одежде он стремился сохранить традиционный стиль. Затем к царствованию пришла Аршакидская династия.

Во времена правления Арташесидов и пришедших им на смену Аршакидов (63-428) в Армении бурно развивались ремесла и торговля. Страна активно поддерживала торговые связи с Ираном, Индией, Китаем, портами Средиземного и Черного морей. Строились города. Армения стала центром развития яркой самобытной культуры. Все это не могло, не отразится на национальной одежде армянского народа.

В истории был период, когда Армения была своеобразным яблоком раздора между Сасанидским Ираном и Византийской империей. В период прихода Сасанидов к власти в Иране, мирное сосуществование армян и парфян закончилось. Виной тому послужило принятие Арменией христианства. Сведения о национальном костюме той эпохи очень скудные. Известно лишь, что высшие сословия еще во многом следовали одежде персидского двора, народ же продолжал носить традиционную одежду.

Особенно бедственным для Армении был период арабского господства (640-885 гг.), но влияние на национальный костюм было незначительным, только часть купцов и князей, общающихся с арабами, переняли у них одежду или некоторые ее детали.

В X – начале IX веков в период царствования Багратидов Армения переживала активный экономический и культурный рост. Двор иногда носил арабскую одежду.

С 1080 по 1375 год Киликия, находившаяся в юго-восточной части Малой Азии, на берегу Средиземного моря, стала центром армянского населения Армении. В связи с особым географическим положением Киликии Армяне стали соседствовать с европейцами, что не могло не отразится на их одежде.

В XIII-XIV Армения, как и другие страны, подверглась нападению монголов. Несмотря на то, что большую часть Армении монголы превратили в безлюдное пространство для свободного передвижения своего скота, для сбора налогов и податей остались небольшие армянские княжества. Князья носили одежду монголов, а простые люди все еще носили традиционный костюм.

Период персидских войн (XIV-XIX) для Армении ознаменовался условным разделением на Западную и Восточную Армению. В результате войны Османской империи удалось захватить три четверти территории Армении. Восточная часть Армении – осталась под контролем Ирана. Подобное разделение не могло не сказаться на развитии экономики и культуры Армении. Мусульманская религия запрещала Армянам носить одежду мусульман, поэтому большинство народных масс носили свою традиционную одежду.

Мужской костюм

Основой традиционного мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар) из шерсти или хлопка, обычно синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской (ходжан) – тесьмой шириной в 2 см с узорам и кистями на концах, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Поверх рубашки восточные армяне надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский костюм

Женская одежда армян было более однородна. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки одевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни армянки навевали поверх архалуха платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Западные армянки поверх рубахи носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами нижу бедер – антари, зпун. В холодное время года поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха, из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью костюма армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Головные уборы

Армяне носили разнообразные шапки: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались и из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Женские головные уборы были гораздо сложнее. Замужние женщины носили «башенку». Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

Западе армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички. Косички удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными шариками и кистями. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Женщины обязательно надевали носки или чулки. Ходить босяком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве - махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

Ирина Свистунова

russia-armenia.info

Армянская сказка | Мастер на восемь шапок

Однажды пришёл к шапочнику заказчик, принёс овечью шкурку и просит:

— Сшей мне из этой шкурки шапку!

— Хорошо, — говорит мастер, — сошью!

Вышел заказчик от мастера и думает:

А ведь шкурка большая — может быть, удастся выкроить две шапки? Подумал он так, вернулся к шапочнику и спрашивает:

— Скажи мне, мастер, а не можешь ли ты сшить из этой шкурки две шапки?

— Отчего же нет? — ответил шапочник. — Могу.

— Если так, сшей уж две шапки, — сказал заказчик и ушёл.

Прошёл он немного, подумал, опять вернулся к шапочнику и спросил:

— Мастер, а не сошьёшь ли ты из шкурки три шапки?

— Отчего же нет? — ответил шапочник. — Сошью и три.

Обрадовался заказчик и спрашивает:

— А не сошьёшь ли четыре?

— Сошью и четыре! — ответил мастер.

— А пять?

— Сошью и пять.

— Тогда сшей мне пять шапок!

Ушёл заказчик, но с полдороги снова вернулся и спросил:

— Мастер, а не сошьёшь ли шесть шапок?

— Сошью и шесть.

— А не сошьёшь ли семь? А может быть, и восемь шапок?

— Отчего же нет? И восемь сошью! — ответил мастер.

— Ну, тогда сшей мне восемь шапок!

— Хорошо, сошью восемь. Приходи через неделю за своим заказом.

Через неделю заказчик пришёл к мастеру:

— Готовы ли мои шапки?

— Готовы, — отвечает мастер.

Позвал он своего ученика и говорит:

— Поди и принеси заказчику его шапки.

Ученик тотчас же принёс восемь маленьких шапочек — не на голову их надевать, а на яблоко! Взглянул на них заказчик, удивился и спросил:

— Это что же такое?

— Это шапки, которые ты мне заказал, — ответил шапочник.

— Эй, мастер, почему же эти шапки такие маленькие получились?..

— А ты сам подумай! — ответил шапочник.

Взял заказчик восемь маленьких шапочек, ушёл и стал раздумывать: "Почему же это такие маленькие шапочки получились? Почему?..

Однажды разум и сердце заспорили. Сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Они не стали прибегать к помощи судьи, а решили действовать в одиночку и не вмешиваться в дела друг друга. Свой уговор они решили испробовать на одном крестьянине. Читать...

Как-то раз петух вскочил на крышу дома и захотел оттуда увидеть весь мир. Он вытягивал шею, вертел головой туда и сюда, но ничего не увидел — гора, что стояла перед домом, закрывала ему горизонт. Читать...

peskarlib.ru

армянские шапочки

Армянская шапочка "Побережье Севана" Армянский национальный головной убор.

Армянская летняя складная шапочка унисекс с национальным орнаментом. Такие шапочки носят как мальчики так и девочки.

Характеристики
Материал атлас,хлопок,текстиль
Страна производитель: Армения
Размер 56, 57, 58, 59, 60
© 2018 ИП "Захарова Л.Л." Все данные, представленные на сайте, носят сугубо информационный характер и не являются исчерпывающими. Для более подробной информации следует обращаться к менеджерам компании по указанным на сайте телефонам. Вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектации, технических характеристик, цветовых сочетаний, а так же стоимости продукции носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями пункта 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанные цены являются рекомендованными и могут отличаться от действительных цен. Мы получаем и обрабатываем персональные данные посетителей нашего сайта в соответствии с официальной политикой обработки персональных данных. Если вы не даете согласия на обработку своих персональных данных, вам необходимо покинуть наш сайт.

artisanat.ru

женский армянский головной убор

Армянская шапочка "Горная вершина" Армянский национальный головной убор.

Армянская шапочка с национальным орнаментом. Шапочка летняя, складная, подходит как для сильного пола , так и для прекрасного.

Характеристики
Материал атлас, хлопок, текстиль
Страна производитель: Армения
Размер 56, 57, 58, 59, 60
© 2018 ИП "Захарова Л.Л." Все данные, представленные на сайте, носят сугубо информационный характер и не являются исчерпывающими. Для более подробной информации следует обращаться к менеджерам компании по указанным на сайте телефонам. Вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектации, технических характеристик, цветовых сочетаний, а так же стоимости продукции носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями пункта 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанные цены являются рекомендованными и могут отличаться от действительных цен. Мы получаем и обрабатываем персональные данные посетителей нашего сайта в соответствии с официальной политикой обработки персональных данных. Если вы не даете согласия на обработку своих персональных данных, вам необходимо покинуть наш сайт.

artisanat.ru

армянский мужской головной убор

Армянская шапочка "Орнамент" Армянский национальный головной убор.

Армянская шапочка с национальным орнаментом. Летняя складная шапочка унисекс, для мужчин и женщин.

Характеристики
Материал атлас, хлопок, текстиль
Страна производитель: Армения
Размер 56, 57, 58, 59, 60
© 2018 ИП "Захарова Л.Л." Все данные, представленные на сайте, носят сугубо информационный характер и не являются исчерпывающими. Для более подробной информации следует обращаться к менеджерам компании по указанным на сайте телефонам. Вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектации, технических характеристик, цветовых сочетаний, а так же стоимости продукции носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями пункта 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанные цены являются рекомендованными и могут отличаться от действительных цен. Мы получаем и обрабатываем персональные данные посетителей нашего сайта в соответствии с официальной политикой обработки персональных данных. Если вы не даете согласия на обработку своих персональных данных, вам необходимо покинуть наш сайт.

artisanat.ru