Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой. Черкесская шапка


Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой: timag82

Имя художницы-модельера Мадины Хацуковой знакомо многим, кто интересовался в чьей мастерской сшиты сценические костюмы таких известных коллективов как "Кабардинка", "Ингушетия", "Вайнах", наверняка многие видели её выставку работ. С неё я и сделал свои фото, которые по четкости, пожалуй, лучшие в Адыгнете)

1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:

Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):

4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)

5. Черкесска детская:

6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера "Путешествия на западный Кавказ", 1838)

7. Девичий костюм западных адыгов

8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)

В центре кадра историк Заурбек Кожев:

10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи

11. Оба костюма:

12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

На фото руководитель ансамбля танца "Хатти" Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:

17.

Черкес оружием обвешен; Он им гордится, им утешен; На нём броня, пищаль, колчан, Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка, вечная подруга Его трудов, его досуга. Ничто его не тяготит, Ничто не брякнет; пеший, конный - Всё тот же он; всё тот же вид Непобедимый, непреклонный. Гроза беспечных казаков... (c) А.С.Пушкин

18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении

19. Женский адыгский костюм

20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла "Дневник пребывания в Черкесии", 1837)

22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)

23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)

24-25. Женский адыгский костюм

26-27. Женский адыгский костюм

28. Женский адыгский костюм

29-30. Мужской адыгский костюм

31-32. Концертный костюм

Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru

PS. См. также прошлогодний репортаж от nafitsa, там детали сфотографированы крупно!

timag82.livejournal.com

Черкесы - Моя Россия

«В день сражения черкесы одеваются в самые лучшие одежды, которые представляют прекрасный, разнообразный и величественный вид. Черкесы превзошли многие народы в одежде и оружии. Мужская одежда у них красотою и удобностью превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но даже в Европе»

Султан Хан-Гирей,черкесский этнограф

«Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюм получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье… И казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды».

Е.Н. Студенецкая

Мужской костюм

   Народный костюм на Северном Кавказе отличается разнообразием форм, красочностью убранства и множеством украшений. По его отделке и покрою можно определить, к какому народу принадлежит человек, носящий его. Главным мужским нарядом адыгов была черкеска. Она появилась в эпоху Возрождения.     Название «черкеска» происходит от второго названия адыгов — черкесы, оно было дано костюму русскими в XIX веке. На адыгском языке название черкески звучит как «цый». Черкеска шилась в основном из домотканого сукна. Она была неяркой — строго подбирались один–два цвета и третий дополнительный. В основном это были естественные цвета шерсти — бурый, черный,серый, реже крашеные — темно-красный, красно-коричневый

Черкеска – суконная верхняя одежда шилась в талию с цельной спинкой, очень узкой у пояса, цельными передками и вставными боками. Она не имела воротника и оставляла открытой грудь. Длина её была ниже колен от 10 до 20 см. Черкеска застёгивалась у пояса на 3 – 5 тесёмочных пуговиц и петель, не имела карманов, рукава её прямые и широкие спускались значительно ниже кистей рук.

Черкеска отличалась изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчёркивала широкие плечи и тонкую талию, выявляла стройность, подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Главным щёгольством считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая (лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда»).

Поразительно единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им, сходство как членам одной семьи, вместе с тем, является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которые в действительности делают их единой семьёй…» Что касается цвета черкески, то этобыли естественные цвета шерсти: серый, коричневый, бурый, чёрный, бежевый, белый. На белую черкеску в кабардинском обществе существовал запрет. Её могли носить только высшие слои. В целом же такую сдержанную гамму и преобладание тёмных тонов в одежде можно считать характерной особенностью цветовых пристрастий адыгов. Само слово «пёстрый» в отношении одежды служило скорее порицанием, нежели похвалой..

  • Во-первых, черкеска – это комплекс одежды, а не только собственно сама верхняя одежда типа кафтана, известная под этим названием.
  • Во-вторых, в этот комплекс, помимо элементов одежды, обязательно входит и оружие – кавказский кинжал, который является частью национального костюма. Эта особенность учитывалась и в советском законодательстве, которое разрешало ношение холодного оружия, если оно является частью национального костюма, имея в виду именно черкеску.
  • В-третьих, черкесский костюм являлся не одеждой, а скорее военной формой, в которую была облачена вся мужская часть нации. У черкесов не принято говорить «адыгэ щыгъын» – «черкесская одежда», ими употребляется определение «адыгэ фащэ», что означает «черкесская форма». Действительно, черкеска была общенациональной военной формой.

Адыгский костюм состоял из нательной одежды (штаны и рубаха из однотонной ткани), верхних штанов, плечевой распашной одежды (бешмет) и главного элемента костюма – черкески, которая одевалась сверху.

   Нательная одежда входила в состав нижнего белья только у зажиточного населения. 

   Штаны состояли из двух сужающихся к низу штанин, между которыми вшивался большой ромбовидный клин (а). Он делал штаны удобными для верховой езды, быстрой ходьбы, бега. Такие штаны получили название«штанов с широким шагом». Их носили на вздёржке.

   Рубаха имела туникообразный крой с разрезом на груди и мягким стоячим воротником (2-3 см.), который застёгивался на пуговицу (а,б).

   Бешмет был основой мужского костюма (в). Его шили по фигуре в талию. Он имел цельные плечи, прямую, гладкую цельную спинку, плотно облегавшую талию. Ниже талии бешмет плавно расширялся, что достигалось путём вшивания клиньев по бокам и сзади, (число их доходило до 7-8). Передки бешмета в средней части оставались цельными, такой покрой подчёркивал стройность фигуры, на что обращалось особое внимание. Длинна бешмета была различной, в среднем 8-10 см.выше колена. (Длинную одежду носили старики и служители религии). Бешмет имел высокий (4-6 см.) простёганный стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застёгивался на    мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Длинные рукава, сужающиеся у кистей рук, также застёгивались на пуговицы и петли из тесьмы. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, вшитые боковые внутренние карманы ниже талии (различные варианты имели место).

    Бурка — представлявшая собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя 

один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна, путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла.Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных.

   Особым видом головного убора был башлык– капюшон в виде равнобедренного треугольника с отходящими с двух сторон широкими, длинными лопастями. Башлык носил любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь

 

Головной убор

   Папа́ха (слав. - шапка) — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы одежды

   Шапка распространённая у многих славянских народов, в России у казаков. Форма и высота разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.У русских папаха — высокая (реже — низкая) цилиндрическая шапка из меха с матерчатым дном.

   Папаха также элемент одежды казаков по всей России. В русской армии с середины XIX века. Папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, с 1875 — также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 — зимним головным убором всей армии.

                                                                                              Обувь

Обувь — чувяки, шились из сафьяна красного цвета, как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили чувяки из 

сыромятной кожи или из  войлока.Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу.

Чувяки  — мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Кавказа и Средней Азии. Так же называют вообще мягкие открытые туфли без каблуков. Их подразделяют по конструкции заготовки и материалам верха, они могут быть с задним и передним ремнями или без них. Детали верха изготовляют из натуральных и синтетических кож; подошвы могут быть кожаными, резиновыми или пластиковыми

Чувяки, имеющие промышленное происхождение, обычно производятся из натуральной кожи, подошва - из пористой резины, имеют клеевой метод крепления, тканевую подкладку. В случае кустарно-ремесленного производства - они изготавливаются выворотным методом, в котором подошву с заготовкой скрепляют в вывернутом состоянии, а затем выворачивают лицевой стороной кверху.

ноговицы — одежда, облегающая ноги.Изготавливались из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Иногда соединялись в одно целое с сапогами, могли иметь форму чулок, гамаш и т. п.Кольчужные — часть воен. доспеха.

Оружие

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие

 

Черкес оружием обвешан;

Он им гордится, им утешен,

На нём броня, пищаль, колчан,

Кубанский лук, кинжал, аркан,

И шашка, вечная подруга

Его трудов, его досуга.

Ничто его не тяготит,

Ничто не брякнет: пеший, конный –

Всё тот же он, всё тот же вид

Непобедимый непреклонный

  

Важным фактором, формировавшим адыгский костюм, была историческая среда. Типичной формой жизни для горцев Кавказа были постоянные набеги, партизанская война, т.к. в продолжение всей своей истории они были вынуждены оборонятся от посягательств на их земли со стороны крупных соседних государств. Походная, боевая жизнь, частые столкновения с внешними ивнутренними врагами вынуждали черкеса всегда носить с собой оружие.

 Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка.

Бешмет подпоясывался, так называемым, сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля (шашка, сэшхуэ).

Адыги (черкесы) носили кинжалы типа «кама» (а), либо типа «бебут» (б), которые, ко всему прочему, имели функции оберега и использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа «джамбия» был распространен у убыхов и шапсугов.

 

Рукоять и ножны кинжала богато украшались серебром, как правило, чернёным — чтобы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки, но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа (а), либо «килич» (турецкая сабля) (б), либо «гаддарэ» (иранская сабля) (в).

Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.

              

Адыги (черкесы) всегда при себе имели небольшой нож (жан), который мог использоваться

 в бытовых целях, но не был виден и потому не был элементом одежды.

    Газырницы (А)  — неотъемлемая часть мужского костюма черкеса, они представляли собой карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались круглые деревянные или костяные трубочки – газыри с отмеренной мерой пороха для ускоренной зарядки оружия. 

У более богатых черкесов крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками.Позже с появлением пяти зарядной винтовки образца 1891г. в газырницы стали вкладывать патроны. Количество газырей на одной стороне черкески от 8 до 10, размеры газырей и газырниц были различными. В отдельных случаях под газырницами имелись продолговатые внутренние карманы для натруски с порохом (Б) (позже в них носили часы)

А)                                                                                                                                                                Б)

                    

   Кроме всяческого оружия воин – черкес носил с собой арканы, маленькие оковы для пленников, огниво, восковые свечи, шило, запас ремней, бритву и прочее. Он также имел при себе готовую погребальную одежду – род савана. Это доказывало, что он готов умереть в любой момент.

   Если говорить о том, какое положение сегодня имеет национальная одежда черкесов, то нельзя говорить об этом без боли: черкесы ее уже практически не носят. Перенявшие эту одежду казаки носят ее намного чаще, чем адыги. Трудно будет найти семью, которая может похвастаться этой семейной реликвией. Трудно признать этот факт, но национальный костюм абсолютно забыт народом.

   Но черкесы потихоньку возвращаются к своим истокам, заново познавая культуру, традиции, обычаи своего великого народа. Пройдет время, и наши дети вновь наденут свою национальную одежду с гордостью, не забывая о своих предках, которые костьми легли, но дали будущее своим потомкам.

   Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

   

А теперь мы предлагаем вам проверить себя!!

Страницу оформляли:Юшко Софья

Источники:

http://intercircass.org/?p=3044

http://transition.ru/index.php/2012-10-08-17-19-44

http://cir.rus4all.ru/traditions/20121015/723467020.html

http://intercircass.org/?p=3063

http://www.aheku.net/articles/russian/etno/5595

sites.google.com

от зипуна до мундира – Ярмарка Мастеров

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.

история костюма

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

донские казаки

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

мундир

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

форма

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: "По синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, "под горшок". Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за "зипунами", на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

Д

Современная  форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

www.livemaster.ru

Одежда казаков

ПАПАХА

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

 

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.

Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

 

 

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

 

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро.

_______________________________________________________________________________________

БЕШМЕТ

Бешме́т или каптал — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью). Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий укороченный бешмет защитного цвета — прототипом гимнастёрки

.

Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стёганные на вате бешметы.

Бешметы шили обычно из тканей фабричного производства: шерсти, шёлка, репса, атласа, сатина и др. Пожилые казаки носили бешметы синего, чёрного, коричневого цветов, молодые — красного, бордового, зелёного, голубого. Бешмет представлял собой одежду длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застёгивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями. Воротник всегда был стоячим, рукава — узкими и длинными. Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля.

_______________________________________________________________________________________

ЧЕРКЕСКА

Черке́ска (абх. акәымжәы; авар. чухъа; адыг. адыгэ фащэ; азерб. Çuxa; арм. չուխա; груз. ჩოხა; лезг. чухва; ингуш. чокхи; кабард.-черк. цей; карач.-балк. чепкен; осет. цухъхъа (диг. цохъа); чеч. чокхиб) — русское название верхней мужской одежды —кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа.

Черкеску носили прежде всего кабардинцы,черкесы, адыги, грузины, ингуши, чеченцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы,армяне, осетины, абазины, абхазы, народы Дагестана, терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная или народная.

Название "черкеска" горский костюм получил от русского населения, пребывавшего на Кавказе и впервые увидевшего его на черкесах. Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение.

Она была распространенным видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами населявшими Кавказ. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде в том числе и аланами. Первое изображение черкески (или ее прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах.

Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у народов Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно».

Покрой черкески

Черкеска представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна недемаскирующих темных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьировать. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являютсягазыри (от араб. hāzr — «готовый»), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружье на всём скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, там хранили капсюли. На праздники надевали черкеску более длинную и тонкую.

Азербайджанец из Карабаха                    Кабардинец                     Натухаец

     

_______________________________________________________________________________________

xn----7sbabal7afxhrsa6ajceics9c7m.xn--p1ai

Одежда казаков. Черкеска: ФОТО | Земля Мастеров

В 1828-1831 годах запорожский казак Никита Леонтьевич Корж, которому было около 100 лет, перечислял основную одежду запорожцев: каптан (жупан), черкеска с велиотами, шаровары из тонкого сукна, сафьяновые красные сапоги, шалевый (шелковый) пояс, шапка-кабардинка из речного зверя кабарги или выдры, украшенная накрест позументом, и, наконец, косматая шерстяная бурка для непогоды.

«Велиоты назывались разрезанные в доль, рукава, под мышками у черкески, а черкеска - верхняя одежда, пошитая по черкески вместо плаща с рукавами, но короче гораздо каптана, так, что всегда оный виден был из под черкески; разрезки у рукавов длиною были на пол-аршина и менее, и как сии прорехи так и рукава по концам, а так же и вся черкеска в подоле вокруг обложены были золотым позументом, и потом велиоты закидались назад, и застегались рукава на плечах мелкими гапличками, т. е. крючками».

Дмитрий Яворницкий, историк Запорожской Сечи, записал описание одежды запорожских казаков со слов «117-летнего деда Ивана Игнатьевича Розсолоды, запорожца, который часто видел своего отца в запорожской одежде, долго хранил ее потом у себя...»:

«Прежде чем надеть на себя шапку, казак наматывал свою шевелюру на ухо и потом уже надевал шапку; как одел шапку, то и казак - это самая первая и самая главная одежда казака. Тогда уже одевает черкеску, длиной до колен, цветную, с травами, узорами и разводами, с пуговицами, на шелковых шнурках, с двумя сборами позади, с двумя крючками для пистолетов на боках и с небольшими отворотами из бархата на концах рукавов, пристегнут железными крючками. Застегнет ту черкеску пуговицами, завяжет пояс, и готов. А пояса делали из шали, или турецкого и персидского шелка, широкие и длинные, не так, как теперь парни носят, которые они заматывают на середине живота и завязывают узлом, а такие, как, например, монахини делают попам: длиной аршин с десять или больше, а в ширину четверти на полторы, а то и на две; концы их золотили или серебрили, а на самых краях привязывали шелковые шнурочки. Когда казаку нужно было подпоясаться, он привяжет пояс шнурочком к гвоздю и вращается, так весь пояс на себя и намотает. Затем шнурки завяжет или позади, на спине, или на боку, а позолоченные концы оставит спереди, на животе, и так и ходит, как настоящий рыцарь. Пояса были разных цветов: зеленые, красные, голубые, коричневые. Кроме длинных поясов, запорожцы носили и короткие, сделанные из кожи или из волос, сзади к ним прицепляли кисти, а впереди крючки, пряжки, ремни для кинжалов, сабель и трубок. Вот как надел запорожец красную черкеску, опоясался поясом, нацепил на себя кинжал, пристроил саблю, тогда он надевает кафтан или жупан. Это уже одежда просторная и длинная, почти по щиколотки, с широкими рукавами, как подрясник у попа или та одежда, надеваемая архиерейскими певчими в городах».

Похоже, эти почтенные старцы под словом черкеска понимали немного разные предметы костюма. Никита Леонтьевич Корж называл черкеской верхний кафтан с разрезными рукавами, а Иван Игнатьевич Розсолода именовал черкеской зипун/жупан. В общем, черкеска - это черкасский (казацкий) кафтан длиной до колен. Владимир Броневский в «Истории Донского войска» (1834) называл черкеской кафтан донских казаков с разрезными рукавами, аналогичный запорожскому. Речь не о классической кавказской черкеске, как видно из описания. Кавказский бешмет был назван черкеской русскими в XIX веке, а на языках народов Кавказа он носит разное наименование, происходящее от слова «чуха» (тюрк. сукно). Впрочем, черкесы, как и ногайцы, в XVIII веке носили кафтаны, весьма похожие на казацкий кафтан. В свою очередь, казацкий кафтан был похож на польский кунтуш. Просто в то время была мода на кафтаны с разрезными рукавами, но все интерпретировали моду по своему вкусу. Кстати, на рисунках экспедиции под руководством Иоганна-Антона Гюльденштедта, которая посетила Область Войска Донского и Кавказ в 1768—1775 годах, донской казак, черкес и грузины изображены в очень похожих бешметах, только у черкеса на груди газырницы. В начале XIX века В. Броневский писал, что донские казаки переняли у кавказских черкесов газырницы и башлык (тюрк. наголовник):

«Мужскую одежду составляет кафтан, который спускается ниже колен, он делается из парчи и дорогих материй и застегивается площами (род пуговиц) серебряными и позолоченными; подпоясывается поясом, протканным золотом и с золотой бахрамой. Сверх кафтана надевают черкеску суконную с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), обложенную кругом золотым позументом с блестками; на груди сумки, по образцу черкеских; на поясе кинжал на гайтане. На кафтанном поясе носят шашку, сафьянные ножны коей вышиваются золотом и серебром, и украшаются бляхами и каменьями. Сапоги из красного и желтого сафьяна, астраханского покроя. Исподнее платье, из материи, широкое, снизу вбирается в сапоги. Рубаха полотняная, разрезанная на две полы калмыцким покроем; застегивается дорогой запонкой; галстуков не носят. Шапка с собольим околышем, верх коей, из красного или голубого бархата вышивается золотом в узор и обкладывается позументом. В зимнее время носят шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом, и по краям опушенные бобром или соболем. В осеннюю погоду сверх черкески носят киреи с шелковыми петлицами и мохрами; другие надевают азямы длинные и широкие, род бекеша с прямыми рукавами; верхом же употребляют черные индейские бурки, из шерсти овечьей и надерганые; на шапке башлык черкесский».

Казачьи старшины и зажиточные казаки одевались на уровне аристократов соседних народов, точнее, как «рыцари» (свободные воины в понимании казаков), причем иногда перенимали элементы костюма вражеских «рыцарей». Но бешмет, именуемый черкеской, является старинной одеждой казаков, а у горцев позднее были заимствованы газырницы и детали кроя. 

zema.su

История и эволюция казачьей домашней форменной одежды. Мужская домашняя казачья одежда.

Национальная одежда казаков, как и у других народов, создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов.

Казачья старинная одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям - на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле – шелк. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело - так народы Севера носят кухлянку.

От трения шерсти о тело возникает электрическое поле - так теплее, а если человек вспотеет - шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья "справа", а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда - вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть "чуждые покровы" означало войти в "волю" дарителя и потерять свою.

Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили   атаманский кафтан. Наиболее ценилась  одежда, шитая матерью или женой.   Первую крестильную  рубашку шила и дарила крестная, она надевалась  один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос,   погребалась с  умершим или, если   казак умирал вдалеке  от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Зимовейской станицы бывшего посольства Савва Кочет доносил благодарность Петру I от имени всего войска: "Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой - калмыком, иной в русское платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем". Казаки любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. В. Сухоруков писал о возвратившихся из похода казаках: "Один являлся в лазоревом атласном кафтане с чисто серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном зипуне, опушенном голубою каймой, шелковой гвоздичного цвета нашивкой; третий - в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и серебряными застежками... У всех шелковые турецкие кушаки и на нем булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром, красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские, калмыцкие платья, украшали оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернь".

В конце XVII - к началу XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, по описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской национальной одежды казаков служили:

1. широкие шаровары на учкуре;

2. бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии - обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;

3. суконный верхний кафтан, по названию "чекмень" - на Дону, "керея" - у Запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте, обшитом широкой тесьмой. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, т. е. подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у Торков-Узов;

4. на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

Всю одежду можно разделить на служебную, военную и домашнюю.

Служебная донских казаков состояла из мундира или чекменя синего сукна, с красными выпушками, застегивающегося на крючки, и шаровар, также синего сукна с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом и военной синей шинели.

Домашняя одежда напоминала военную, но она однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые или нанковые. Шаровары без лампас, белые холстовые  рубахи, а также портки. Фуражка в быту носилась военная.

Из обуви первоначально в общем употреблении были постолы (поршни). Она была распространена ещё у древних славян и у многих их соседей. Поршни служили рабочей обувью и были двух разновидностей:

1) Более старая форма - из одного куска кожи, собиравшегося вокруг ноги при помощи ремешка или веревки, продетой в прорези. Они делались из цельного куска кожи овальной формы, с одной стороны которого (где должен проходить носок) вырезывался тупой угол. Кругом всего куска по краю пробивались дыры, в которые продевался ремешок, выходивший концами со стороны пятки. Края тупого угла сшивались, образуя нос поршня, а края кожи стягивались вокруг ноги ремешком.

2) Из двух кусков кожи, поршни могли быть и с пришивным верхом.

Поршни были самодельными. Сшить их было совсем просто. В овальном куске сыромятной кожи вырезали угол, края которого сшивали. Таким образом, получался носок. По краям постола пробивали отверстия, в которые продевали ремешок, выходивший концами в сторону пятки, и стягивали ремешок на ноге.

Праздничной обувью считались чирики - туфли-галоши с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары на шерстяных чулках или карпетках, как казачками, так и казаками. (Среди казаков было распространено поверье, что чулки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, которые боятся запаха овец, т. к. овцы едят тарантулов. Поэтому казаки и летом охотно ходили в шерстяных чулках).

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком.

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков или тоже с небольшим каблуком с завязками под коленом и вокруг голеностопа. – ичиги.

Иногда носили татарские расшитые ичиги очень мягкие цветные из сафьяна, особенно любили их старики, они носили их с галошами или постолами, и, разуваясь им, не приходилось снимать ичиг.

Носили и "башмаки" - кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак - теленок).

В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве иногда пришитой дополнительно в несколько слоев и всегда шерстяные чулки собственного изготовления.

А так же в качестве обуви казаками использовались чевяки и постолы (поршни).

Чевяки (чувяки) - низкие кожаные или сафьяновые башмаки без твердого задника; заимствованные казаками у кавказцев. Чевяками же называли и обувь из грубой воловьей кожи высотой по щиколотку или немного выше, на небольшом каблучке или без оного

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали   архалук (тюрк, арка - спина, тюрк. Лык - греть) – "спиногрей" - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор - башлык.

Бешмет - разрезная рубаха навыпуск, с застежкой на крючки встык

Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, "спидницей", в котором «показаться на людях неприлично»

 

Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, "спидницей", в котором "показаться на людях неприлично"

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием "казак" Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию). Для XVIII в. одежду Донцов А. И. Ригельман описывает так: "Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком". По его рисункам, кроме сапог, казаки носили и легкую обувь - чирики.

Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, т. е. бешмет, черкеску - особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы - ичеги и чувяки, а на бритую голову - папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах, нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой ее подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами. Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветной капот, шитая золотом шапочка под шелковым платком и т. п.

  И. Краснов отмечает: "в нравах своих вер­ховые казаки обнаруживают строгость, переходящую иногда в суровость, умеренность в пище и одежде, доводимую иногда до ску­пости". … "...у низовых казаков не наблюда­ется ни простоты нравов, ни патриархаль­ности... С давнего времени отличались они щеголеватостью в одежде".

Костюм низовых казаков поражал своей необычностью. Он представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс. "Широкие шаровары" (у низовых казаков).

При шитье одеж­ды казаками использова­лись домотканые конопляные, льня­ные, а немного позднее - шерстя­ные суконные ткани наряду с покуп­ными хлопчатобумажными,  шелко­выми и, реже, шерстяными тканями.

Обязательным элементом казачьего костюма был зипун, представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами».

Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расши­ренного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавший­ся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". … Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными разме­рами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Носили казаки и зипуны своей работы, они были опушены "голубой каймой с шелковыми нашивками".

  Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. "Большей частью он представлял собою кафтан с пере­хватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганым на вате".

Бешмет носили без застежки, желто-оранжевого цвета. "Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды".

Верхняя одежда      

     

     

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

studfiles.net


Смотрите также