Страничка рукоделия. Ермолка шапка


Шапка «Ермолка» крючком - feodora3368

. Это цитата

Шапка «Ермолка» крючком

Вязаная крючком шапка спиралевидная

Узор достаточно оригинален, опытная вязальщица не сразу разберется, как это связано. Но на деле все оказывается не так уж и мудрено. Комбинация выпуклых и обычных столбиков с накидом с непривычной общей точкой вкалывания создают этот необычный узор, который отлично смотрится именно в шапке.

Модель шапки настолько универсальна, что подойдет женщинам и мужчинам, взрослым и детям.

Вязаная мужская шапка крючком

Для самых маленьких.

Вязаная детская шапка крючком

Для девчонок.

Вязаная детская шапка крючком

В цветовом решении шапка также многогранна: и однотонные, и пестрые варианты смотрятся просто замечательно.

Разноцветные ряды.

Вязаная женская шапка крючком

Двухцветное вязание в рамках одного ряда.

Вязаная женская шапка крючком

Меланжевые варианты лучше смотрятся при использования пряжи мелкого секционного крашения.

Вязаная шапка крючком

Хорошо выглядит вариант с одной цветной полоской.

Вязаная крючком женская шапка

Понадобится:Пряжа толщиной 140 м. в 100 г.Крючок №  6 для основного узораКрючок № 5 для резинки

Плотность вязания.3 СН крючком № 6 = 2,5 см в ширину. Значение в высоту неважно, т.к. можно добавить количество рядов.

 

Используемые сокращения:

 

Шапка вяжется от макушки по кругу.Для завершения кругового ряда основного узора каждый раз повторять:СС, вводя крючок вокруг первого ЛРСН предыдущего ряда (или начальными 2 в.п. для первого ряда), 2 в.п., затем 1 ЛРСН в тот же столбик предыдущего ряда, в который только что делался СС (или в те же 2 в.п. подъема для первого ряда). Такое завершение рядов необязательно, но оно выглядит лучше, чем обычные 2 в.п., и делает переход между рядами более незаметным.

Крючком № 61. 2 в.п. подъема, 14 СН в волшебное кольцо, СС в верхнюю петлю подъема.2. 2 в.п. подъема, ЛРСН из каждого столбика, СС в первый ЛРСН (15)3. 2 в.п. подъема, ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, СН из промежутков между ЛРСН (15 ЛРСН и 15 СН), закончить здесь и далее как описано выше до 16 ряда включительно.4. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 СН)5. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 2 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 2 СН)6. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 2 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 2 СН)7. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 СН)8. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 СН)9. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 СН)10. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)11. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)12. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)13. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)14. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)15. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)16. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 СН из первого промежутка между ЛРСН и СН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 СН)

Крючком № 517. СБН по кругу (75)18. СН по кругу (75)19. Повторять (1 ЛРСН, 1 ИРСН) по кругу (75)20. 1 ЛРСН, 1 ИРСН по кругу (75)21. 1 ЛРСН, 1 ИРСН по кругу (75)Затянуть и отрезать нить, спрятать конец.

Уменьшая количество столбиков в первом ряду, а также размер крючка, можно получить детскую шапку.

Если хочется связать эту шапку из более тонкой пряжи и крючка, то для взрослой шапки, нужно будет добавить столбиков в первом ряду.  Сделать это можно, например, так. Связать полоску из СН по окружности своей головы. Посчитать количество столбиков в полоске, разделить их на 5. Получившееся количество столбиков и следует набирать в  первом ряду. В высоту также нужно будет увеличить количество рядов, что можно делать по факту путем периодической примерки.

moipetelki.ru

feodora3368.livejournal.com

Шапка Ермолка крючком

шапка ермолка крючкомУзор достаточно оригинален, опытная вязальщица не сразу разберется, как это связано. Но на деле все оказывается не так уж и мудрено. Комбинация выпуклых и обычных столбиков с накидом с непривычной общей точкой вкалывания создают этот необычный узор, который отлично смотрится именно в шапке. Модель шапки настолько универсальна, что подойдет женщинам и мужчинам, взрослым и детям.

Вам потребуется: пряжа толщиной 140 метров в 100 г, крючок № 6 для основного узора, крючок № 5 для резинки.

Плотность вязания: 3 ССН крючком № 6 = 2,5 см в ширину. Значение в высоту неважно, т. к. можно добавить количество рядов.

Используемые сокращения:

ВП - воздушная петля

СБН - столбик без накида

ССН - столбик с накидом

СС - соединительный столбик

ЛРСН - лицевой рельефный столбик

ИРСН - изнаночный рельефный столбик

Вяжем шапку ермолку крючком

Шапка вяжется от макушки по кругу. Для завершения кругового ряда основного узора каждый раз повторять: СС, вводя крючок вокруг 1-го ЛРСН предыдущего ряда (или начальными 2 ВП для первого ряда), 2 ВП, затем 1 ЛРСН в тот же столбик предыдущего ряда, в который только что делался СС (или в те же 2 ВП подъема для первого ряда). Такое завершение рядов необязательно, но оно выглядит лучше, чем обычные 2 ВП, и делает переход между рядами более незаметным.

Сформировать волшебное начальное кольцо крючком № 6.

1. 2 ВП подъема, 14 ССН в волшебное кольцо, СС в верхнюю петлю подъема.

2. 2 ВП подъема, ЛРСН из каждого столбика, СС в первый ЛРСН (15).

3. 2 ВП подъема, ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, ССН из промежутков между ЛРСН (15 ЛРСН и 15 ССН), закончить здесь и далее как описано выше до 16 ряда включительно.

4. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, ССН из 1-го промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 ССН).

5. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 2 ССН из п1-го промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 2 ССН).

6. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 2 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 2 ССН).

7. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 ССН).

8. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 ССН).

9. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 ССН).

10. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

11. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

12. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

13. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

14. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

15. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

16. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН).

Крючком № 5

17. СБН по кругу (75).

18. ССН по кругу (75).

19. Повторять (1 ЛРСН, 1 ИРСН) по кругу (75).

20. 1 ЛРСН, 1 ИРСН по кругу (75).

21. 1 ЛРСН, 1 ИРСН по кругу (75).

Затянуть и отрезать нить, спрятать конец.

Уменьшая количество столбиков в первом ряду, а также размер крючка, можно получить детскую шапку.Если хочется связать эту шапку из более тонкой пряжи и крючка, то для взрослой шапки, нужно будет добавить столбиков в первом ряду. Сделать это можно, например, так. Связать полоску из ССН по окружности своей головы. Посчитать количество столбиков в полоске, разделить их на 5. Получившееся количество столбиков и следует набирать в первом ряду. В высоту также нужно будет увеличить количество рядов, что можно делать по факту путем периодической примерки.

Несколько фото из интернета

www.homyak55.ru

Феска, тюбетейка, ермолка - Неправильный глагол

http://muz4in.net/news/o_chem_rasskazhet_tjubetejka/2010-11-10-12330

Сегодня у меня в ЖЖ и воскресный кавалер, и красавица - оба в тюбетейках, которые я сначала было обозвала фесками. Поэтому решила разобраться, что ж оно такое!

Вот тюбетейки - казахская (справа) и таджикская:

Тюбетейка - (башк. түбәтәй, каз. төбетей, тақия, кирг. тебетей, тат. түбәтәй, тадж. тўппӣ (север.диал.), тоққӣ (южн.диал.), туркм. tahýa, узб. do'ppi/дўппи, уйг. доппа/دوپپا, азерб. araxçın/арахчын) — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы...

Хочу тюбетейку! Так нравится...И не мне одной:

Тюбетейка для образа героя в фильме "Кавказская пленница" - Тюбетейка- я.ру

Старик Хотабыч, фильм

tubetey в Мода на тюбетейки в СССР

Феска - (тур. fes) — головной убор в Османской империи, странах северной Африки и др.; представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы...

Портрет мужчины в фескеhttp://www.liveinternet.ru/users/ilotan136/post302721220/

В 19 веке Обязательными атрибутами мужской домашней одежды были курительная шапочка или феска.Головной убор был, как правило, изящно вышит, выполнял исключительно практические функции – защищал волосы от табачного дыма или просто согревал голову...

Amos Lawrence. about 1845. By Chester Harding

Еще много интересного на эту тему  у la_gatta_ciara в ДОМАШНЯЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.

Ермолка -  ки́па или кипа́ (иврит: כִּיפָּה кипа, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмолке) — традиционный еврейский мужской головной убор...

Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника. Голова рыжеволосого мужчины в желтой ермолкеhttp://vasily-polenov.ru/jivopis/67.php

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека. В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907)...

Мурмолка -  (позже «ермолка») - меховая или бархатная шапка с плоской тульей...

А.О.Орловский  «Продавец картинок из Святого Писания»:

Д. Давыдов в казакине и ермолке (художник Александр Орловский):

je-nny.livejournal.com

Ермолка - это... Что такое Ермолка?

Кипа (ермолка) с заколкой

Ермо́лка, ки́па или кипа́ (иврит: כִּיפָּה ки́па, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмолке) — традиционный еврейский мужской головной убор.В словаре Даля ермолка — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особенно того вида, как на́шивали её евреи»[1].В Энциклопедии «Религия» Яндекса кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».[2]Может носиться отдельно или под верхней шляпой. Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.

Обычай ношения ермолки и его истоки

Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.

— «Кипа – когда и зачем?»

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом: нигде в Торе или Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.[3][4] Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.[5][6][7][8][9][10]

Кипа, украшенная рисунками

В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но традиционные замужние еврейки из покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). В консервативном и реформистском течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

— А. Фейгин «Еврейская одежда»

Кишинёвский еврей, около 1900 г.

Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.[2] Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Белая кипа с кисточкой

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки. Течение «современных ортодоксов» (последователи рава Кука) предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки. Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.

— p. И. Телушкин «Кипа или ермолка». Энциклопедия «Еврейский мир»

Этимология

Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягмурлук — дождевик (ср. др.-русск. емурлукъ — «дождевик» от тур. jağmurluk).[11] Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа»[12][13].

Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога).»[14]

Согласно еврейской традиции, покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре.Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.

Иное употребление слова ермолка

Академик Н. Д. Зелинский в академической ермолке

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека.[15][16] В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907).

Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить пилеолус, или soli Deo (лат. «только Богу»).

Когда в 1964 г. Папа Павел VI посещал Израиль, в газете «Джерузалем пост» появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке».[17]

Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных.[18][19]

Сходны с ермолками круглые сванские шапочки (сванки) из тонкого серого войлока с отделкой из тесьмы — элемент национальной одежды сванов (Грузия).[20]

В русском языке существует выражение «свинья в ермолке», впервые употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает чванливого человека с необоснованно большими претензиями.[21]

«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника: совершенная свинья в ермолке»[22].

Интересные факты

Женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием ермолок, которые затем продаются в Израиле[23].

Примечания

  1. ↑ Ермолка
  2. ↑ 1 2 Киппа
  3. ↑ Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин
  4. ↑ Книга вопросов и ответов МААРШАЛя
  5. ↑ В. В. Путин в Израиле
  6. ↑ Путин в мемориале Яд Вашем
  7. ↑ Барак Обама у Стены Плача
  8. ↑ Виктор Ющенко у Стены Плача
  9. ↑ Обама, Клинтон, Ющенко, Саркози, Путин, Лужков
  10. ↑ Юрий Лужков
  11. ↑ Кипа — еврейский головной убор
  12. ↑ П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1999. Т. 1, с. 285
  13. ↑ Фасмер, Макс. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т.2, с.195
  14. ↑ Кипа или ермолка. Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин
  15. ↑ «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате»
  16. ↑ «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»
  17. ↑ «Кипа или ермолка»
  18. ↑ Шапочка-конфедератка
  19. ↑ Дело в шляпе
  20. ↑ Сванетия
  21. ↑ Фразеологический словарь русского литературного языка
  22. ↑ Комедия «Ревизор». Действие V, явление VIII.
  23. ↑ Палестинок кормят кипы

См. также

dic.academic.ru

Ермолка Википедия

Кипа (ермолка) с заколкой

Ермо́лка, ки́па или кипа́ (иврит: כִּיפָּה ки́па, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмолке) — традиционный еврейский мужской головной убор. В словаре Даля ермолка — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особенно того вида, как на́шивали её евреи»[1]. В Энциклопедии «Религия» Яндекса кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку»[2]Может носиться отдельно или под верхней шляпой. Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.

Обычай ношения ермолки и его истоки

Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.

— «Кипа – когда и зачем?»

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом: нигде в Торе или Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным[3][4]. Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают[5][6][7][8][9][10].

Кипа, украшенная рисунками

В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но замужние еврейки покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). Хотя согласно традиции кипа — исключительно мужской головной убор, в некоторых современных течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

— А. Фейгин «Еврейская одежда»

Кишинёвский еврей, около 1900 г.

Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой[2]. Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Белая кипа с кисточкой

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки. Течение «современных ортодоксов» (последователи рава Кука) предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки. Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.

— p. И. Телушкин «Кипа или ермолка». Энциклопедия «Еврейский мир»

Этимология

Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягмурлук — дождевик (ср. др.-русск. емурлукъ — «дождевик» от тур. jağmurluk)[11]. Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа»[12][13].

Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога)»[14].

Согласно еврейской традиции, покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре.

Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.

Иное употребление слова ермолка

Академик Н. Д. Зелинский в академической ермолке

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека.[15][16] В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907).

Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить пилеолус, или soli Deo (с лат. — «только Богу»).

Когда в 1964 г. Папа Павел VI посещал Израиль, в газете «Джерузалем пост» появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке».[17]

Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных.[18][19]

Сходны с ермолками круглые сванские шапочки (сванки) из тонкого войлока (обычно серые с отделкой из тесьмы) — элемент национальной одежды сванов (Грузия).[20]

В русском языке существует выражение «свинья в ермолке», впервые употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает чванливого человека с необоснованно большими претензиями.[21]

«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника: совершенная свинья в ермолке»[22].

Интересные факты

Женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием ермолок, которые затем продаются в Израиле[23].

Примечания

См. также

wikiredia.ru

Страничка рукоделия : Шапка "Ермолка" крючком

Узор достаточно оригинален, опытная вязальщица не сразу разберется, как это связано. Но на деле все оказывается не так уж и мудрено. Комбинация выпуклых и обычных столбиков с накидом с непривычной общей точкой вкалывания создают этот необычный узор, который отлично смотрится именно в шапке. Модель шапки настолько универсальна, что подойдет женщинам и мужчинам, взрослым и детям.

Вам потребуется: пряжа толщиной 140 метров в 100 г, крючок №6 для основного узора, крючок №5 для резинки.Плотность вязания: 3 ССН крючком №6 = 2,5 см в ширину. Значение в высоту неважно, т. к. можно добавить количество рядов.

Используемые сокращения:ВП - воздушная петляСБН - столбик без накидаССН - столбик с накидомСС - соединительный столбикЛРСН - лицевой рельефный столбикИРСН - изнаночный рельефный столбик

Описание работы

Шапка вяжется от макушки по кругу. Для завершения кругового ряда основного узора каждый раз повторять: СС, вводя крючок вокруг 1-го ЛРСН предыдущего ряда (или начальными 2 ВП для первого ряда), 2 ВП, затем 1 ЛРСН в тот же столбик предыдущего ряда, в который только что делался СС (или в те же 2 ВП подъема для первого ряда). Такое завершение рядов необязательно, но оно выглядит лучше, чем обычные 2 ВП, и делает переход между рядами более незаметным. Сформировать волшебное начальное кольцо крючком №6.1. 2 ВП подъема, 14 ССН в волшебное кольцо, СС в верхнюю петлю подъема.2. 2 ВП подъема, ЛРСН из каждого столбика, СС в первый ЛРСН (15)3. 2 ВП подъема, ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, ССН из промежутков между ЛРСН (15 ЛРСН и 15 ССН), закончить здесь и далее как описано выше до 16 ряда включительно.4. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, ССН из 1-го промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 ССН)5. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 2 ССН из п1-го промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 2 ССН)6. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 2 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 2 ССН)7. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 ССН)8. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 ССН)9. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 3 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 3 ССН)10. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)11. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)12. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)13. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)14. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)15. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)16. ЛРСН из каждого ЛРСН предыдущего ряда, 4 ССН из первого промежутка между ЛРСН и ССН предыдущего ряда (15 ЛРСН и 15 4 ССН)Крючком № 517. СБН по кругу (75)18. ССН по кругу (75)19. Повторять (1 ЛРСН, 1 ИРСН) по кругу (75)20. 1 ЛРСН, 1 ИРСН по кругу (75)21. 1 ЛРСН, 1 ИРСН по кругу (75)Затянуть и отрезать нить, спрятать конец. Уменьшая количество столбиков в первом ряду, а также размер крючка, можно получить детскую шапку. Если хочется связать эту шапку из более тонкой пряжи и крючка, то для взрослой шапки, нужно будет добавить столбиков в первом ряду. Сделать это можно, например, так. Связать полоску из ССН по окружности своей головы. Посчитать количество столбиков в полоске, разделить их на 5. Получившееся количество столбиков и следует набирать в первом ряду. В высоту также нужно будет увеличить количество рядов, что можно делать по факту путем периодической примерки.

pykodelue.blogspot.ru


Смотрите также