Новое в блогах. История шапок


ИСТОРИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА | Волшебная страна ОЗ

История головного убора

Нет предела разнообразию того, что люди в разных уголках мира водружают себе на голову — от легких шапочек, закрывающих только темя, до громоздких уборов чуть ли не в метр высотой. Объединяет их лишь одно — все они служат не только защитой от холода и солнца, но и показателем статуса своего обладателя.

 Когда и кто первым надел головной убор, можно определить лишь примерно. С окончанием ледникового периода людям, избравшим местом жительства север, пришлось придумывать защиту от холода и ветра. Наряду с шубами и накидками появились меховой капюшон и шапка-малахай. Тогда же степные кочевники создали войлочный колпак с наушниками - прототип знаменитого русского треуха или шапки-ушанки. У жителей южных стран была другая проблема — жаркое солнце, от которого спасали шляпы с широкими полями. Первой такой шляпой стал греческий петасос, который, согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. Азия изобрела другой фасон — маленькую шапочку, закрывающую лишь темя, тюбетейку и кипу.

Но задолго до всего этого головные уборы выполняли другие задачи, например, удерживали волосы, которые нельзя было остригать как источник силы (у мужчин) или плодородия (у женщин). Отросшие волосы мешали видеть, есть и работать, а порой и угрожали жизни, как это было с библейским Авессаломом, который, убегая от погони, запутался волосами в ветвях дерева. Поэтому их начали стягивать в узел, заплетать в косы, склеивать в причудливые прически, украшенные бусами, ракушками и перьями. Первые головные уборы были сделаны из собственных волос, подобные и сейчас существуют у нуэров и лангов Южного Судана. Высота их достигает полуметра, а вес — нескольких килограммов. С появлением ткани стали скреплять волосы лобной повязкой или платком, а бедуины Аравии соединили и то и другое, придумав исключительно удобную в условиях пустыни куфию. Дальше к востоку платок превратился в многослойный тюрбан, или чалму.

 По другому пути шло развитие головных уборов в Древнем Египте, где шапки по-прежнему делались из волос, но только чужих. Все египтяне и египтянки, кроме рабов, брили головы, а из отходов делали парики, которые на ночь снимали — гигиенично и удобно. Правда, жрецы парики не носили, а фараон вместо него надевал клафт - бело-голубой полосатый платок, символ власти. Была у него и настоящая корона, сделанная из тыквы-горлянки, предтеча всех последующих корон, венцов и тиар. Во все века их старались делать более дорогими и громоздкими, короли и особенно королевы порой буквально теряли сознание от тяжести этих драгоценных «шапок». Так случилось с королевой Викторией, когда ей во время коронации в 1838 году водрузили на голову золотую корону весом семь килограммов. Кстати, русская шапка Мономаха, изготовленная в XV веке, весит всего 698 граммов, хотя ее украшают более 60  драгоценных камней и соболья опушка.

Египтяне изобрели и другую функцию головных уборов - определять место их носителя в табели о рангах. Вельможи фараона сообразно своему статусу украшали парики яркими перьями и самоцветами. Позже китайский император уже официально присваивал своим придворным право носить на шапке перья павлина, жемчужины, шарики из нефрита и коралла, чтобы важную персону было видно издалека. Индейцы Северной Америки гордились не придворным рангом, а числом снятых скальпов, которое определяло количество воткнутых в волосы орлиных перьев. Убор символизировал Солнце, а также,  как считалось, защищал от стрел.

У некоторых племен орлиные перья заменялись рогами бизона, а у семинолов Флориды - шапкой из кожи крокодила. В Африке вожди украшали голову ермолкой из шкуры леопарда, на Гавайях — шапкой из перышек красного кардинала, в Новой Гвинее - перьями райской птицы. Были и менее эстетичные головные уборы. Воины разных народов носили маски, сделанные из снятой с головы кожи или черепа убитого животного, от которых, по преданиям, они вели свой род (например, волка, медведя или льва). Тем самым воины не только обеспечивали себе связь с предками, но и запугивали врагов оскаленными мордами хищников. В дальнейшем изображения этих животных начали делать из металла, дополнительно защищая голову от удара. Так появился шлем, превратившийся позже в солдатскую каску, — еще один головной убор, востребованный, к сожалению, и в наше время.

Не так-то легко, особенно в бою, носить на голове череп быка, да еще с рогами. Но не легче и священнослужителям разных религий, например тибетским монахам, носящим войлочные шапки высотой до метра. По цвету шапок различаются буддийские секты, в том числе желтошапочная гелугпа, к которой принадлежит далай-лама. В исламе зеленую чалму носят только паломники, побывавшие в священной Мекке, а у сикхов тюрбан (обычно синего цвета) — непременный признак мужчины, наряду с гребнем и кинжалом. В Средней Азии по узору тюбетейки еще недавно можно было определить не только национальность человека, но и область, из которой он приехал. Есть народы, тесно связанные в массовом сознании со своими головными уборами. К примеру, вьетнамца обычно изображают в конусовидной соломенной шляпе, араба — в куфии, турка — в феске. Хотя на самом деле феска родилась в Марокко, а туркам запрещено носить эти круглые шапочки со времен основателя республики Ататюрка. И если киргизский колпак или грузинская сванка легки и удобны, то национальный убор индийской народности нага, похожий на индейский - с перьями и рогами, весит до восьми килограммов.

Однако первое место по тяжести прочно удерживают женские головные уборы, особенно свадебные. У народа гереро в Намибии женщины надевали на свадьбу кожаный шлем, увешанный спадающими до пят бусами из раковин и слоновой кости, — все это весило до 10 килограммов. Не меньше был вес двурогих шапок монгольских невест и казахских саукеле - высоких войлочных тиар, щедро украшенных серебром, жемчугом и кораллами. Высота их достигала 70 сантиметров, а стоили они дороже сотни лошадей — при том, что их надевали всего один раз и никогда не передавали другим, чтобы не отдать вместе с ними свое счастье. Китаянки, обычно не носившие головных уборов, на свадьбу надевали «фениксову шапку» из шелка, расшитого золотыми фениксами и драконами. Не менее колоритны уборы невест у народностей Южного Китая — ли и чжуанов — большие шляпы-венцы, украшенные бумажными цветами, монетами и колокольчиками. Их носили и после свадьбы; по мелодичному звону муж всегда мог догадаться, где находится его благоверная.

На Руси свадебный венец с лентами был легким, зато головные уборы замужней женщины отличались тяжестью, а главное, носились постоянно - появиться на людях без них, опростоволоситься, считалось позором. Уборов было великое множество: высокие кокошники, островерхие шишаки, рогатые кики, сороки в форме каблука. Их украшали жемчугом, бисером, цветным стеклом, а то и драгоценными камнями. Чем богаче была женщина, тем тяжелее и выше делали ее головной убор. Впрочем, у мужчин было то же самое — бояре гордились своими «горлатными» шапками высотой в полметра.

 Кавказские горцы старались перещеголять друг друга высотой папах, мексиканцы - шириной полей сомбреро. А в средневековой Франции знатность дам определяла высота их эннена — высокого колпака с вуалью. Эннены делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Мужчины в ту эпоху носили внушительных размеров бархатный берет, украшенный жемчугом и страусовыми перьями.

На смену берету пришли треуголка, цилиндр, боливар, а сменившая эннен дамская шляпка стала настоящей царицей моды. Еще в XVIII веке шляпы парижских модниц стали если не самыми тяжелыми, то уж наверняка самыми громоздкими головными уборами за всю историю. Отпуская на волю фантазию, их обладательницы носили на своих прелестных головках корабли под всеми парусами, многобашенные замки и целые композиции наподобие «Изгнания Адама и Евы из рая». Часто все это великолепие помещалось не на шляпах, а на громадных пудренных париках. Не раз накануне бала слугам приходилось срочно расширять парадные двери, иначе дамы с громоздкими прическами просто не смогли бы туда войти. В следующем столетии нравы стали скромнее, но любое светское мероприятие все равно превращалось в состязание модных шляпок. Их было бесчисленное множество - чепцы, тюрбаны, маленькие «токи» с перьями-эгретами, крохотные «биби» и алые мушкетерские береты (в таком блистала на балу Татьяна Ларина). Мужчины были куда скромнее: цилиндры, котелки, а на отдыхе — соломенные канотье. Западная мода проникла в самые отдаленные уголки мира, правда, в довольно неожиданных сочетаниях. Например, цилиндры, расшитые бисером, приобрели популярность у африканских вождей, а индеанки аймара в Боливии до сих пор носят такие же черные котелки, как лондонские клерки.

 Мы считаем, что мода двадцать первого века самая быстроногая: цвета, фасоны, ткани меняются каждый сезон. Но, оказывается, в начале девятнадцатого века женская шляпка могла сменить фасон тридцать раз за один сезон!  

В середине девятнадцатого столетия наблюдается расцвет шляпного искусства, перенятого модистками у мастеров шляпных дел, мужчин. Шляпа классической формы с полями пришла к нам безусловно из мужского гардероба. К концу девятнадцатого века она стала уступать свое место разнообразным необычным фасонам, а потом опять вернулась. Коко Шанель на мужской шляпе загнула побольше поля по всей окружности и оживила цветами, лентами и пряжками.

  Шляпное искусство в Европе продолжает процветать и удивлять публику. Но на наших улицах женщина в шляпе — экзотическая птица. Надеть настоящую шляпу, а не бейсболку или простенькую нашлепку из соломы от солнца, может позволить себе только женщина с безупречным вкусом. Если вы все же решили надеть шляпу, следует знать, что маленькие поля не способны украсить женщину небольшого роста с округлым овалом лица. Ей нужны поля пошире. А ковбойская шляпа подходит и пышечкам, и дамам высокого роста, но не непременно скуластеньким. Вообще женщинам почему-то чисто мужские шляпы идут даже больше, чем женские, украшенные цветами и прочей нежной атрибутикой.  

 За многие тысячелетия человеческой истории головным уборам приходилось быть и предметами сугубо практическими, и символическими, и комическими, и патриотическими, шутовскими и политическими. Их то преследовали, а то надолго предавали забвению. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей и особенно их социальное положение и социальные претензии.

 Если в древности головной убор являлся символом положения человека в обществе, то сегодня это просто необходимая деталь нашего гардероба, которая может быть красивой и приятной. Она, как мы выяснили, имеет длительную и интересную историю происхождения.

По мнению историков моды, имеется два основных вида головных уборов: кепка/шапка и шляпа, и два основных силуэта - с полями и без полей. Все остальное - их варианты. За последние 500 лет менялись в основном только размеры, объемы, пропорции, силуэты и детали головных уборов.

Виды шапок и шляп. 

  Развитие технологий и появление новых материалов привело к трансформации старых и появлению новых видов шляп и шапок, а часть форм устарела и отмерла, оказавшись в музеях. В представленном ниже обзоре  раскрывается то многообразие современных уборов, которое явилось результатом богатой на религиозные, военные и культурные события истории человечества.

Академическая шапочка (mortarboard)

            Знаменитая квадратная студенческая шапочка. Представляет собой квадрат из жесткого материала, обтянутого тканью и прикрепленного к тюбетейке. В центре квадрата обычно прикреплена кисточка. Эта шапочка вместе с мантией часто является формой выпускника практически любого европейского университета.  

Акубра (akubra)

            Акубра – шляпа родом из Австралии. По внешнему виду очень похожа на ковбойскую. Считается, что ее название – это производная от слова аборигенов, обозначающего шляпу. Имеет большие поля, и изготавливается из шерсти австралийского кролика. В 1870-х годах в Австралии эмигрантом Бенджамином Данкерли был создан завод шляп. Со временем он разросся, и в 1912 году появился бренд «Акубра». Эта шляпа особенно популярна в сельской местности. Ее носят охотники, фермеры, всадники… Используется также для раздувания огня, для хранения грибов и ягод. Акубра чаще всего имеет завязки, благодаря которым лучше держится на голове у владельца.

Бабушка (babushka )

            Бабушка – в английском языке обозначение платка, повязанного под подбородком. Такое название появилось благодаря тому, что в основном платок так носят пожилые женщины. Головной платок можно носить по разным причинам, начиная от религиозных и заканчивая желанием скрыть облысение. Во многих странах платок в основном носят женщины, и в большинстве случаев, из-за религиозных или общественных требований. В средневековой Европе платки носили замужние женщины. Наибольшее распространение платки получили среди мусульман. Женская одежда мусульманки обязательно включает паранджу или чадру. В наше время в Украине в православных храмах женщина обязательно должна находиться с покрытой головой, то есть в платке. Надевается на голову, чаще всего завязывается под подбородком. Но возможны другие вариации.

Балаклава (balaclava )

            Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время крымской войны такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века. В настоящее время чаще всего используются в вооруженных силах, чуть реже – во время занятий зимними видами спорта для защиты от холода. Есть много вариантов носки. Наиболее распространенный – когда закрыта вся голова, кроме глаз или глаз и носа. Но встречаются варианты с открытым ртом, или же балаклаву носят свернутой в виде шляпы, чтобы прикрыть только голову.

Бандана (bandana)

            Бандана – как правило, очень красочный треугольный или квадратный платок. Чаще всего используется для того, чтобы убрать волосы назад, либо как модный аксессуар. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке. В наше время бандана также может указать принадлежность своего носителя к определенной группе или субкультуре. Носят чаще всего на голове или шее (редко – на ноге).

Бейсбольная кепка (baseball cap )

            Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. На козырьке обычно бывает нарисован логотип бейсбольной команды.История кепки началась в 1860 году, когда ее предка стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-х произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали очень популярным предметом гардероба не только спортсменов. Бейсболка одевается на голову козырьком вперед, назад, а в последнее время стал популярен вариант ношения с козырьком сбоку. Сзади кепки имеется регулятор ширины, с помощью которого ее можно подогнать под голову владельца.

Берет (beret)

            Берет представляет собой мягкую круглую шапочку, чаще всего вязанную вручную. Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Он является частью униформы многих военных подразделений. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20 французских заводов. Берет плотно облегает голову. Носят его по-разному. В Америке, например, сдвигают набок. Так предписывает местный обычай, но он не является обязательным, поэтому есть много разновидностей ношения берета.

Бини (beanie)

            Бини представляет собой треугольные куски ткани, соединенные в виде шапочки с кнопкой на макушке. Бейсбольная кепка получилась как раз из бини, в результате добавления козырька. Когда-то это была рабочая шапка сварщиков, механиков и других людей, которым нужно было спрятать волосы, но козырек бы им мешал. К середине 1940-х годов шапочка перестала быть популярной, хотя в 1950-х ее носили первокурсники некоторых университетов. В начале 1990-х годов бини опять стала популярна, особенно из-за увеличения увлекающихся сноубордингом и другими зимними видами спорта. Современные шапочки, как правило, сделаны из шерсти или специальных синтетических материалов. Может иметь небольшие поля, которые можно завернуть наверх.

Бретонская кепка (Breton cap)

            Особый вид фуражки из шерсти с мягким околышком. Считается, что впервые бретонские кепки появились не в Бретани, а в Швеции, где они представляли собой мягкий колпак с пришитыми к нему козырьком и наушниками. В Европе и Америке бретонские кепки воспринимаются как традиционный головной убор моряков. Поскольку раньше такие головные уборы были элементом военной формы французских матросов. У нас  бретонская кепка была известна под названием «картуз» и использовалась как военными, так и гражданскими лицами в повседневном обиходе.

Бретонская шляпа (Breton hat)

            Летняя женская широкополая шляпа с полусферической тульей и загнутыми вверх полями. Часто декорируется лентой вокруг тульи и цветами. Обычно изготавливается из соломы или лёгких тканей. Как видно из названия этот головной убор пришёл к нам из Бретани, северной провинции Франции. Там шляпа подобной формы входила в повседневный костюм крестьянок, поскольку была крайне удобной. Она и от солнца защищала, и благодаря загнутым к верху полям не закрывала обзор. К началу XX века Бретонская шляпа завоевала весь мир и до сих пор является крайне популярным женским летним головным убором.

Визор (visor)

            Визором называют либо кепки в виде козырька прикрепленного к ленте, застегивающейся на затылке либо сам козырек. Эти головные уборы предназначены для защиты ваших глаз от ярких прямых солнечных лучей и часто используются дамами, которые заботятся о своей прическе не только на изысканных светских приемах, но и на теннисном корте либо на волейбольной площадке. Эти «кепки» удобны тем, что голова не потеет даже во время активной деятельности.

Воинский убор (warbonnet )

            Это название обычно имеет ввиду элемент традиционного национального костюма американских индейцев – головной убор с перьями. Это, как правило, лента или шапка со спускающейся сзади лентой, которая обильно украшается перьями по всей длине. Как правило, это хвостовые перья орла. Каждое из перьев головного убора, должно символизировать собой совершенный в битве подвиг или доблестное деяние, а следовательно является предметов особенной гордости хозяина.

Вязаная шерстяная шапка (tuque)

            Это традиционные вязанные из шерсти шапочки, распространенные в Канаде. Они имеют вид плотно прилегающих к голове вязаных труб, с сужающимися закрытыми кончиками. Одна половина этой трубы вкладывается в другу, таким образом эта шапка получается двухслойной. На конце они украшаются кисточкой или помпоном. Такие шапки в Великобритании носят название «бини».

Гленгарри (Glengarry)

            Шапочка сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Иногда отделывается лентой в красно-бело-чёрную клетку. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри. Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Дамские шляпки (millinery)

            Современное значение этого слова – «шляпник». Вообще же чаще всего слово используют, начиная с 17 века, для обозначения женских головных уборов и сопутствующих аксессуаров, которые можно найти в лавке шляпника. Ранее этим словом называли жителей Милана в Италии. Позже оно перекочевало к изготовителям женской одежды, а потом дошло и до изготовителей шляп, которые в огромных количествах поставляли свои изделия из Милана в Великобританию. Сейчас так в основном называют авторские шляпки.

Ермолка (yarmulke)

            Ермолкой называется шапочка, которая постоянно носится ортодоксальными евреями, как знак покорности Богу. Мене ортодоксальные представители этого народа надевают такие шапочки, только в самых особенных случаях: к примеру, во время нахождения в синагоге или особенного мероприятия, к примеру, свадьбы. Ермолки делаются из разных материалов, они могут быть однотонными или с рисунком. Иногда ермолки крепятся к голове одной-двумя прищепками. Иногда, встречаются такие названия как: «коппл» или «кипа».

Канотье (boater)

            Жёсткая соломенная шляпа с цилиндрической тульей и прямыми полями, часто декорируется лентой. В конце XIX-начале XX века в Европе в моду вошли занятия греблей. Гребцы всё время находились на свежем воздухе, под палящим солнцем, а, следовательно, нуждались в защите от него. Именно для них и была создана лёгкая и удобная соломенная шляпа – канотье. Вскоре канотье стало весьма популярным мужским головным убором, а Коко Шанель ввела его и в женский гардероб. В престижных мужских школах Австралии и Новой Зеландии канотье до сих пор является частью обязательной школьной формы. Тогда как в предвоенные годы канотье, как часть формы, носили даже представители ФБР.

Капуш, капуцинский капюшон (capuche)

            Капоры или капуши это женские головные уборы, относящиеся к романтичной эпохе бидермейера (в России - пушкинские времена). Он соединяют в себе черты шляпки и чепца. Капор снабжен высокой шляпной тульей (для забранных к затылку волос) и обрамляющими лицо жесткими полями, сужающимися к затылку. Матоньерки – широкие ленты, предназначены для удержания капора на голове, завязываются на бант под подбородком. На рубеже 19 века капор появился как элемент одежды служанок, однако, через довольно короткое время, стал популярен и среди их хозяек. Пик популярности капуша пришелся на 1815-1840 гг, до 1860 г. был в моде, а затем был забыт вплоть до конца 20 века..

Капюшон (hood)

            Мягкий головной убор, крепящийся к одежде. Капюшон издавна использовался для защиты от непогоды или маскировки. За многие века использования форма капюшона практически не изменилась, так что и теперь мы носим примерно то же, что носил когда-то Робин Гуд. Сегодня капюшон является обязательным элементом олимпиек, курток, дублёнок и других видов верхней одежды. Также капюшон широко используется как элемент формы военных подразделений специального назначения (разведчиков, снайперов, и др), как часть торжественного академического костюма в европейских и американских университетах и как головной убор католических монахов.

Каска (hard hat)

            Защитный головной убор полусферической формы, изготавливающийся из металла (для военных, полицейских и др.) или пластика (для шахтёров, строителей и др.) Каска является современной формой шлема, испокон веков защищавшего голову солдата. Каска стала полноценной частью военной формы во время Первой мировой войны. Тогда военные действия в основном велись в окопах, и поэтому голова бойца, торчавшая из траншеи – становилась главной мишенью для вражеской пули, поэтому и потребовался шлем нового типа. Однако вскоре выяснилось, что попадание пули в каску ломает солдату шейные позвонки, зато каска прекрасно защищала от осколков и шрапнели. Сегодня каски используются во всех армиях мира, а также оберегают головы строителей, шахтёров, пожарных и других представителей опасных профессий.

Кафия (koffiyeh)

            Куфия (другие возможные варианты написания – каффия, кафия и кеффия) является традиционным арабским головным убором для мужчин. Как правило, делается из куска хлопка и представляет собой шарф, иногда с кистями на концах. Его складывали по диагонали и повязывали на голову разнообразными способами при помощи агала (петли или кольца из толстого скрученного шнура) или ленты. Чаще всего этот головной убор можно встретить в засушливых районах, носят его для защиты головы от солнца, а глаз и рта от пыли и песка. Активно использовались в вооруженных силах. Со временем куфия перешла в разряд повседневного аксессуара у европейцев, но носят они ее на шее.

Кепи (kepi)

            Кепи представляет собой разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком. Кепи изначально был наиболее распространенным головным убором во французской армии. Его предшественник появился в 1830-х годах в ходе оккупации Алжира, и представлял собой легкий тростниковый каркас, обтянутый тканью. Позже дешевизна сделала кепи самым популярным головным убором военных, начиная с середины 19 века. В настоящее время кепи несколько видоизменился и стал очень популярным головным убором.

 Кепка дальнобойщика (Trucker cap)

            Кепка дальнобойщика мало чем отличается от обычной бейсбольной кепки, но с более удлиненным и изогнутым козырьком. Они не закрывают обзор, но, тем не менее, прикрывающий глаза от солнечного света. Довольно часто случается так, что тулья обрезана до узкой ленты охватывающей голову. Либо вместо задней части обычная сетка. Такие кепки очень распространены в Америке и Калифорнии.

Кепка сварщика (welding cap )

            Кепкой сварщика обычно называют обыкновенную бейсболку с укороченным козырьком и плотной тульей. Кепки сварщиков носятся исключительно с практической целью: такие кепки предназначены для того, чтобы защищать головы работников от ожогов от искр, летящих со сварочных аппаратов. Как правило эти кепки делаются из плотных тканей вроде брезента.

Клош (cloche hat)

            Шляпка - клош появилась в 20х годах 20 века во Франции, ее название происходило от французского «колокольчик». Придумала ее Каролин Ребо известная дизайнер одежды из Франции. У шляпки – клош было несколько «пришествий» мир моды: с начала она продержалась около 15 лет, затем вернулась в восьмидесятых годах, а после ненадолго показалась в 2007 году во многих осенних коллекциях. Очень большое значение имеет лента, охватывающая тулью. Если девушка молода, и заинтересована в знакомстве с мужчиной, то ее клош будет украшен ярким бантом, если она замужем, то лента будет завязана в тугой узел. Ну а лента «стрелой» подскажет окружающим, что дама не замужем, но с кавалером.

Кувршеф (coverchief)

            Кувршеф – это средневековое название покрывала для головы. Более современное название – керчиф. Представляет собой кусок ткани, обычно квадратный. Использовался для защиты от непогоды, или в качестве украшения. Может быть не только головным убором, но и шейным платком. В том случае, если керчиф завязывают на шее, то его называют уже «хэдрейл».

Лента «Алиса» (Alice band)

            Лента «Алиса» - аксессуар, знакомый каждому. Представляет собой ободок для волос или эластичную повязку. Название свое получил в честь знаменитой Алисы из сказки Льюиса Кэрролла. Ее часто изображают с этим украшением в волосах. Считается, что начало использованию аксессуара положили древние греки. Во время особенно торжественных событий они украшали свои головы венками. Со временем венки превратись в держатели для волос из самых разнообразных материалов, и перестали быть украшением к особым случаям. Эластичные повязки используются в основном во время занятий спортом, и служат для поглощения пота. Носят их на лбу, на границе роста волос. Ободки носятся в волосах, и могут использоваться, как часть образа, либо по своему прямому назначению – чтобы убрать волосы с лица и глаз.

Монмутская шапка (Monmouth cap)

            Название этой круглой шерстяной вязаной шапочки произошло от города Монмут в Южном Уэльсе. Впервые в этой местности такие шапочки появились примерно в 16 веке. Особое распространение она получила в 17 веке, особенно в среде моряков и солдат в Америке и Европе. А после 18 века ее популярность практически сошла на нет. Чаще всего монмутскую шапку делали довольно высокой и с небольшими полями. Наверху ее украшали подобием пуговицы.

Ночной колпак (night cap)

            Ночной колпак представляет собой теплую шапочку из ткани, которая одевается на ночь, чаще всего в комплекте с пижамой или ночной рубашкой. Обычно имеет завязки под подбородком. Носили их как мужчины, так и женщины. Наибольшее распространение они получили Северной Европе еще со Средних веков. Чаще всего их надевали в осеннее время, до того, как включали центральное отопление в домах. В наши дни используются крайне редко.

Оперная шляпа (opera hat) (ШАПОКЛЯК – складная шляпа-цилиндр.)

            Оперная шляпа – это одна из разновидностей цилиндра, у которого складывался верх. Благодаря этому она была более удобна в хранении и транспортировке. Изготавливались в основном из жесткого шелка. Эта шляпа была очень популярна как элемент официального мужского костюма в Европе второй половины 19 века. В нем ходили на разного рода светские мероприятия, например, в оперу (откуда и пошло такое название). В настоящее время эта шляпа популярна среди цирковых и эстрадных артистов.

Охотничья шляпа (deerstalker)

            Охотничью шляпу носили в сельских районах, и, как следует из ее названия, чаще всего для охоты, особенно на оленей. Изготавливалась она обычно из ткани шахматной расцветки – в черно-белую клетку. Главная ее особенность – наличие двух «язычков» для ушей и двух козырьков – впереди и сзади. Они закрывают от солнца и лицо, и шею владельца. «Ушки» могут быть связаны под подбородком, либо на макушке. Самым известным носителем этой шапки является Шерлок Холмс. В книге единожды было упомянуто, что на Холмсе была именно такая шапка, и с тех пор сыщика чаще всего изображали именно в ней. Позже она стала стереотипом – предметом одежды любого сыщика.

 Панама (Panama)

            Лёгкая летняя шляпа с мягкими полями, часто декорируется контрастной лентой по тулье. Чаще всего изготавливается из соломы. Не смотря на её название панаму изобрели и стали производить не в Панаме, а в Эквадоре, но поскольку поставка таких шляп в Европу шла именно через Панаму, мы получили «панамку», а не «эквадорку». В России, собственно панаму, т.е. летний головной убор с широким полями и высокой тульей, принято называть шляпой, а панамами чаще всего называют все детские летние мягкие головные уборы и bucket-hat.

Перуанская шапка (peruvian Hat)

            Вязанная шапка из шерсти ламы или альпаки с деталями, прикрывающими уши, на завязках. Часто выполнена с помпоном. Обычно с красивым вязанным орнаментом. Нелегкие климатические условия высокогорья Анд заставили индейцев найти оригинальное решение проблемы холода. Они подошли к процессу творчески и создали продукт мирового класса. Сейчас перуанские шапки популярны у свободной молодежи всего земного шара.

Пилотка (garrison cap)

            Небольшая лёгкая шапочка, сплюснутая по бокам. Предполагается, что пилотка впервые появилась в австрийской армии в конце XIX века. Прототипом для неё послужила национальная сербская шапочка шайкача, которую носили отряды австрийских сербов, нападавших на приграничные турецкие территории. Пилотка была введена во время первой мировой войны в качестве головного убора для лётчиков. Её можно было легко спрятать в карман и одеть вместо шлема после окончания полёта, фуражка в этом случае не походила. По этой причине пилотка (от слова пилот) первоначально называлась полётной шапкой или полёткой. Со временем пилотка стала форменным головным убором различных военных и полувоенных (пионеры, кадеты, скауты и др.) формирований.

Плоская кепка (flat cap)

            Имеет множество других названий. Представляет собой округлую мужскую шапку с небольшим козырьком спереди. Чаще всего для пошива плоской кепки используют натуральные шерстяные ткани, самая распространенная из них – твид. Но иногда встречаются и хлопковые, и даже кожаные плоские кепки. Внутри шапки обычно ставят подкладку, чаще всего из шелка. Впервые появился такой головной убор в Великобритании и в некоторых частях Италии еще в 14 веке. В 19 веке эти шапки носили почти повсеместно в Ирландии и Великобритании. Благодаря кино эта шапка ассоциируется у большинства людей с рабочим классом, либо с шоферами и таксистами. Сами рабочие чаще всего называли такую шапку «матерчатая кепка».

Рисовая шляпа (rice hat)

            Конусообразная шляпа с подбородочным ремнём, обычно изготавливаемая из соломы или ткани (например шёлка). Азиатская шляпа, основной головной убор крестьян в Юго-Востоной Азии. Она защищает их от солнца во время работы в поле, иногда даже выполняя роль примитивного кондиционера, для этого её окунают в воду, а потом снова одевают на голову. Во Вьетнаме такие шляпы расписывают цветами, а иногда даже пишут на них стихи. В англоязычных странах азиатская шляпа называется rice hat или sedge hat в зависимости от того, сделана она из рисовой соломы или из высохшей осоки.

Рыбацкая шляпа (fisherman´s hat)

            Представляет собой мягкую хлопковую шляпу с широкими сильно наклоненными вниз полями. Их носят как мужчины, так и женщины. Как правило, шью такие шляпы из тяжелых хлопковых тканей, таких, как джинса или холст. В тулье чаще всего делают несколько отверстий при помощи блочек, в результате чего происходит вентиляция, и в шляпе не так жарко. Такие шляпы используются в ВМС США. Также они являются излюбленным головным убором пилотов, которым часто необходимо закрыть голову от солнца. Широкополые же шляпы им не подходят, потому что у них должна быть возможность видеть во всех направлениях. В настоящий момент эта шляпа популярна во многих странах по всему миру.

Сомбреро (sombrero)

            Сомбреро – мексиканская широкополая шляпа с завязками внизу, удерживающими ее на голове. Обычно имеет небольшие «вмятины» на макушке и довольно широкие поля, позволяющие затенить лицо, шею и плечи своего носителя. С мексиканского название этой шляпы так и переводится – «делающая тени». Как правило, крестьянские сомбреро сделаны из соломы. Они бывают абсолютно любых конструкций, цветов, с разными узорами и украшениями. В настоящее время редко встречаются на современных горожанах. Одевают их только на праздники. Сомбреро стали настоящим символом Мексики, и их охотно покупают туристы.

Сонгкок (songkok)

            Сонгкок – головной убор, широко распространенный в Индонезии, Малайзии, Брунее, Сингапуре, Южных Таиланда и Филлипин. Имеет форму усеченного конуса, почти всегда черного цвета и с вышивкой. Надевают его с традиционной мужской одеждой и в торжественных случаях, например, на свадьбу. На любом собрании дивана каждый присутствующий обязательно должен носить сонгкок – это своеобразный дресс-код.

Терай (terai)

            Представляет собой шляпу для защиты от солнца, с широкими полями и вентиляцией в тулье, чаще всего сделанную из войлока. Эта шляпа приобрела огромную популярность в конце 19 века. Использовалась в качестве альтернативы тропическому шлему. Сейчас эти шляпы носят в основном подразделения непальских гурок. Их дополняют пугари, повязанным вокруг тульи, у ее основания.

Тиара (tiara)

            Тиара является одной из форм короны. Изначально – высокий головной Папы Римского, выполненный в виде улья. Носился он в определенных случаях, никак не связанных с богослужением. Почти перестал использоваться после 1963 года, когда Павел VI официально отменил его. В настоящее время этим словом обозначают женское ювелирное украшение, похожее на корону. Чаще всего его можно увидеть на свадьбе.

Тирольская шляпа (Tyrolean hat )

            Тирольская шляпа характеризуется складкой вверху и узкими полями. Они делаются из мягкого войлока и окрашиваются в зеленый цвет. Они украшаются кисточкой или длинным пером с одной стороны, и шнурком у основания тульи. Эти шляпы считаются традиционным головным убором в альпийском регионе, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии – Тироле.

Трильби (trilby)

            Трильби в Великобритании называют мягкую фетровую шляпу. Они характерны длинной складкой по всему верху и вмятиной впереди. У основания тульи, как правило, трильби перехватываются узкими шляпными лентами. И хотя трильби очень похожа на федору, но в отличие от последней это мужская шляпа. Ее название связанно с Трильби О´Ферраллом (персонаж романа «Трильби», 1894г., Джордж дю Морье, постановка Лондон - 1895г.), носившим такую шляпу.

Тропический шлем (pith helmel)

            Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.

Тэм-о-шэнтер (tam-o-shanter)

            Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Делают такие шапочки в основном из шерсти. Носят ее, заломив на одну сторону. Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских отделениях Канады.

Тюбетейка (tubeteika)

            Тюбетейкой называют маленькие шапочки без полей, с низкой заостренной тульей. Эти шапочки относятся к классу национальных головных уборов, и поэтому часто украшаются символическими традиционными, вышитыми по всей тюбетейке узорами. Эти шапочки распространены во многих регионах Средней Азии. Кроме того, их часто приобретают туристы в качестве сувениров.

Тюрбан (turban )

            Тюрбан это собирательное название головных уборов, выглядящих как длинная полоса ткани, наматываемая на голову и носимая людьми совершенно различных культур. Тюрбаны могут быть любой формы, размера или цвета. Тюрбаны могут наматываться на непокрытую голову или на маленькую внутреннюю шапочку. Обычно их носят сикхи – они позволяют скрывать не состригаемые из соображений религии волосы. Они называются «пугари» или «дастаар». Тюрбаны носят индусы, мусульмане и растафари.

Университетская кепка (varsity cap)

            Университетской кепкой называют обычно кепи, которые носят участники спортивных команд из Американских колледжей или университетов. В частности к ним относятся спортивные кепки студентов Лиги Плюща. Университетская кепка выглядит как обычная бейсболка, окрашенная в цвета команды и с ее эмблемой вышитой или приклеенной по центру над козырьком.

Ушанка (ushanka )

            Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Это шапка без полей, слегка сужающимися или прямыми полями и плоской круглой тульей. Ушанки сделаны из меха или овчины, предназначается для защиты от холода. По бокам есть клапаны, их можно либо завязать на макушке подняв их (если не очень холодно), либо опустить и завязать под подбородком, закрывая уши (если холодно). Есть военная или милицейская вариация ушанки с приколотой спереди металлической эмблемой.

Фата (bridal veil)

            Свадебное женское покрывало из лёгкой прозрачной ткани, обычно украшающееся цветами или кружевами. Фата – традиционный элемент наряда невесты во многих странах мира. Учёные полагают, что это общий для индоевропейских народов символ чистоты и невинности. Фата носит сакральный смысл, она защищает девушку, выходящую замуж, от взглядов завистников и сглаза. После свадьбы фата становиться оберегом новой семьи, ею даже укрывают больных детей, чтобы ускорить их выздоровление.

Федора (fedora)

            Федора – мягкая фетровая шляпа, один раз обвитая лентой. Отличительной ее чертой являются три вмятины на тулье. Чаще всего этот головной убор ассоциируется с частными детективами или гангстерами, и все это благодаря голливудским фильмам, привившим этот стереотип. В 50-х – 60-х годах прошлого века федора вышла из моды. Про нее забыли где-то на полвека. И сейчас она снова переживает свой подъем. Мужчина, носящий федору, должен соблюдать определенные нормы этикета. Например, даму, только что вошедшую в помещение, нужно приветствовать, приподняв шляпу тремя пальцами, которые лежат во вмятинах на тулье.

Феска (fez)

            Фес – это шляпа в виде усеченного конуса или цилиндра, обычно украшена кистями. Чаще всего ее делают из гобеленовой ткани или шерсти. Этот головной убор родом из Византийской империи. С начала 19 века фес заменил тюрбан в форме османских солдат и чиновников. Мода на европейский костюм никак не повлияла на фес, так как он был самым лучшим головным убором для мусульманских поклонов во время молитвы, в отличие от шляп с полями. В Италии 1920-1940-х годов феска черного цвета стала символом фашизма. Помимо этого, феской называется часть водолазного костюма – вязанная шерстяная шапочка.

Фламмеум (flammeum)

            У древних римлян фламмеумом называлась пурпурная фата, которую невеста надевала перед венчанием. Она закрывала практически все тело с головой, открытым оставалось только лицо. Фламмеум снимался только тогда, когда невеста, точнее, уже молодая жена, вводилась в брачную комнату. От римлян этот обычай перешел к христианам, только они, помимо пурпурных накидок употребляли еще и белые. Также фламмеумом называли колпак, опять же, пурпурного цвета, который носили римские жрецы.

Фуражка (forage cap)

            Головной убор с высокой тульей, околышком и козырьком. Обычно декорируется по околышку и верхнему краю тульи специальным ремнём – рантом и кокардами (особыми знаками различия), крепящимися на тулью и околышек. Фуражка получила своё название от слова – фураж (корм для военных лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для своих лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.

Хиджаб (hijab)

            Традиционное покрытие головы у женщин мусульманских стран. Представляет собой платок, завязанный вокруг головы специальным образом. Есть варианты с отрытым лицом и вариант , оставляющий небольшую щель для глаз. Женщины востока обязаны носить хиджаб по законам шариата.

Хомбург (Homburg)

            Мужская фетровая шляпа с загнутыми вверх полями и тульей в виде усеченного конуса (часто со складкой сверху), декорированная широкой лентой по тулье. Производство шляп такого типа началось в конце XIX века в немецком городе Бад-Хомбург, в честь которого этот вид головного убора и был назван. Долгое время хомбург не был известен за пределами Германии. В общеевропейскую моду он вошёл благодаря королю Великобритании Эдуарду VII, который будучи наследником престола, увидел хомбург у своего племянника кайзера Вильгельма и решил заказать себе такой же. Новый фасон шляпы быстро завоевал популярность, и вплоть до 50-х гг. XX века хомбург был обязательным элементом мужского костюма, а представители советской элиты носили его и в 90-х.

Цилиндр (top hat)

            Цилиндром называют, как правило, цилиндрическую мужскую шляпу с плоским верхом. Как правило, в средине она уже, чем сверху и снизу, у нее жесткие узкие поля, загнутые по бокам. Джон Хетерингтон, английский галантерейщик изобрел цилиндр в 18 веке, слегка модифицировав шляпу для верховой езды. А 19 век и вовсе называли «веком цилиндра», так популярен он был. Сегодня их носят либо с официальным костюмом (что встречается довольно редко), либо с костюмом фокусника (обычное явление). Часто можно услышить другое часто употребляемое название topper.

Чепец-моб (mob cap)

            Представляют собой круглую шапочку из плиссированной или присобранной ткани. Состоит из шапочки для покрытия волос и гофрированных краев, часто бывает украшен лентами. Обычно завязывался под подбородком. До конца 18 века был неофициальным головным убором, который женщины надевали только дома. И только позднее он стал модным предметом туалета. Его использовали, как вполне самостоятельная часть костюма, либо надевали под шляпу. В начале 20 века такой чепец стал использоваться медсестрами. И сейчас он, немного видоизмененный, является частью спецодежды медперсонала. В наши дни его изготавливают из одноразовых материалов, например, из полипропилена.

Шапка с помпоном (bobble hat)

            Вязаная шапочка, заканчивающаяся помпоном. Этот тип головного убора появился в Великобритании в середине XX века. Там подобные шапки ассоциировались исключительно с дурным вкусом и рабочим классом. Особую популярность шапки с помпонами имели среди футбольных фанатов, они даже стали вязать свои головные уборы в цветовой гамме любимой команды. Со временем шапки с помпонами перестали считаться безвкусным элементом гардероба, поскольку их стали носить даже звёзды кино и шоу-бизнеса, по достоинству оценившие их практичность.

Шапка-чулок (stocking cap)

            Шапка-чулок – теплая зимняя вязаная шапка. Чаще всего имела форму конуса, спускавшегося до плеча или ниже. Иногда конец конуса украшали кисточкой или помпоном. Название свое этот головной убор получил из-за внешнего вида, так как по длине напоминал чулок. Существует много различных вариантов этой шапки. Они бывают разные по длине, цвету и составу. Иногда встречаются даже вышитые шапки-чулки

Шапочка (skullcap)

            Маленкая легкая щапочка без полей, плотно облегающая голову. Чаще всего вязанная.

Шляпа рейнжера (campaign cap)

            Эти шляпы также называют шляпой рейнжера или шляпой бойскаутов. Внешний вид: широкополая фетровая (реже соломенная) шляпа, с высокой короной симметрично «щипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «Складка Монтаны». Изначально корона шляпы заканчивалась обычной складной, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складке Монтаны» вода не задерживается. Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США и Канады, а также у бойскаутов.

Шляпа с широкими полями (broadbrim)

            Шляпа с широкими полями. В принципе широкополой шляпой, может считаться, любая шляпа, чьи поля достаточно далеко выступают за тулью. На Западе словом broadbrim называют и ковбойскую шляпу, и бретонскую, и даже самбреро. Хотя первоначально данный термин использовался для обозначения мужского головного убора квакеров (членов одной из протестантских сект). Сегодня же под broadbrim чаще всего понимают любую широкополую шляпу.

Шляпа-колесо (cartwheel hat)

            Шляпа - колесо отличается от прочих своих «сородичей» широкими полями и низкой тульей. Шляпа-колесо может быть двух видов: с круглой тульей, плотно охватывающей голову и явно отделенной от полей или с остроконечной тульей, без четкого перехода в поля, крепящаяся к голове лентой или шнурком на подбородке. Шляпа-колесо настоящее спасение для женщин: её можно носить с чем угодно и как угодно. Сегодня такие шляпки существуют во множестве фасонов и ценовых категорий. Это может быть как кожаная, так и фетровая шляпка, как полотняная, так и соломенная. Её можно одеть как на пляж, так и на деловое свидание.

Шляпа-корзина (bucket hat)

            Мягкая летняя шляпа с полями, опущенными вниз, защищающими своего обладателя от солнца. Обычно шьётся из плотных тканей: хлопка или денима. Часто по бокам такой шляпы делаются два небольших «глазка», обеспечивающих циркуляцию воздуха и позволяющих лучше переносить жару. Своё необычное название шляпа-ведро получила из-за своей формы, напоминающей одноимённый предмет домашнего обихода. У нас  шляпу-ведро обычно называют панамой.

Шляпа-котелок (bowler Hat)

            Фетровая мужская шляпа полусферической формы, с небольшими загнутыми вверх полями. Котелок был изобретён в 1849 году британским военным Эдвардом Коком. Котелок пришёл на смену цилиндру, который был крайне неудобен при верховой езде. Цилиндром наездники задевали ветки, и он легко спадал с головы. А конструкция котелка позволяла ему крепко держаться на своём хозяине. Котелок был назван в честь лондонских шляпников Томаса и Уильяма Боулеров (чья фамилия переводиться на русский как «котёл), первыми наладивших производство данных головных уборов. Также в Англии котелок назывался ещё и билликоком, предположительно, в честь первого клиента (Билли Кока), заказавшего в мастерской новую шляпу. Есть и другое название derby hat.

Шляпа-поркпай (pork pie hat)

            Шляпа с цилиндрической тульей, имеющей небольшое углубление сверху, и достаточно широкими полями, по форме напоминающая канотье. Часто декорируется лентой по тулье. Своё английское название такая шляпа получила из-за того, что её форма напоминает форму классического британского пирога со свининой. Фетровая шляпа стала популярной в конце XIX века, а сегодня является непременным атрибутом джазовых музыкантов и музыкантов в стиле ска. В Британии термином pork pie hat также обозначают головные уборы моряков британского и некоторых других флотов. Однако шляпы моряков не имеют полей, а верхний край их тульи немного выступает за нижний.

Шляпка-таблетка (pillbox hat)

            Небольшая шляпка без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. Иногда декорируется вуалеткой. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпка-таблетка, дополненная подбородным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества. В женскую моду шляпку-таблетку в 60-х гг ввела Жаклин Кеннеди, первая леди США. С тех пор она считается, чуть ли, не самым элегантным женским головным убором, прекрасно подходящим для выхода в свет.

   Существует множество других   фасонов головных уборов.

 Делайте Ваш выбор. Подбирайте на свой вкус и свой стиль.

maxpark.com

Ушанка. Культовая русская шапка - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Ушанка для русского человека - больше, чем просто шапка. Кто помнит - подтвердит, что совсем недавно было принято складывать ушанку на ночь в холодильник. Чтобы сохранить мех. В ушанках же показывают и русских людей в Голливуде.

И в Африке ушанка

Ушанка - она и в Африке ушанка, либо просто шапка. Часто её называют русской шапкой. В англоязычных странах есть слово earflaps, но по словам самих жителей этих стран используется оно редко. Чаще всего употребляются слова "ushanka", "russian fur hat" и "shapka". Даже в словаре The Dictionary of Russia (В. В. Кабакчи. Англо-английский словарь русской культурной терминологии) указывается, что слово earflaps в той же Америке используется редко. Из самых распространенных вариантов - shapka, также используется слово ushanka, или ooshanka, оно стоит в ряду таких варваризмов как kolbasa, valenki, unty.

Шапка как культ

Есть разные версии о происхождении русской шапки-ушанки. Одна из основных - что ушанку в русскую моду привнесли монголы. В рамках этой версии происхождения, русская ушанка стала наследницей малахая - головного убора монголов, который не только защищал их от стуженных ветров степей, но и служил защитой в бою. Малахаи делались из толстой овчины и вполне могли спасти воина от шашечного удара вскольз, и даже от стрелы, уже пролетевшей пик своей скорости.

Малахай претерпел развитие. Его отвороты стали разрезать на три части, чтобы во время потепления можно было поднимать их наверх, завязывая на макушке.

Существует также и другая версия - поморская. По ней русская ушанка стала наследницей краеугольного камня поморской моды - шапки-цибаки. Она представляет из себя ту же меховую шапку-шлем с длинными ушами, которые могут доходить до пояса. В сильный мороз и ветер ими удобно обвязывать шею, как шарфиком. Предполагается, что к поморам цибака перешла от саамов.

Таким образом, у такой привычной нам ушанки есть два возможных пути проникновения в русскую культуру - северный и южный. Мы придерживаемся срединной версии и не отрицаем ни первый, ни второй путь. Страна у нас большая - влияния могли быть и одновременными.

"Нансеновка" и "колчаковка"

Вплоть до начала XX века шапка-ушанка была предметом гардероба преимущественно крестьянского (у Льва Толстого в шапке-ушанке ходит Филипок). Назывались эти шапки труехами и магерками. Однако непростые условия, в которых оказалась наша страна в начале века, заставили людей военных снова обратить на ушанку повышенное внимание.

В условиях проведения боевых действий в зимних условиях ничего лучше ушанки не придумаешь. Поэтому для белогвардейцев-колчаковцев ушанка стала ходовым головным убором. Надо, впрочем, сказать, что "второе пришествие" уже известной в России шапки снова произошло от наших соседей. Прототипом для "колчаковки" была "нансеновка" - шапка норвежских полярников, а те её позаимствовавали в свое время у обитателей Гренландии.

Нужно сказать, однако, что "колчаковки" обычно шились не из меха, а из сукна. Суконным был и козырек ушанки. Сукно часто было японским, а шились сами шапки массово в Англии.

СССР. Модификаци

В СССР ушанку модифицировали. В 1934 году она стала головным убором морского флота. Приказом Наркома ВМФ через пять лет суконный колпак ушанок заменили на кожаный.

Шапки высшего и старшего командного состава в те годы шили из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих — из меха цигейки чёрного цвета. Ещё через год, в 1940 году шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Его делали из светлой овчины, однако на флоте ушанки по-прежнему оставались чёрными

Культ ушанок

На Руси было такое слово "опростоволоситься". Оно используется и сейчас в значении "сделать какую-то глупость", "допустить ошибку". В русской культуре шапка всегда занимала особое место. Появиться в людном месте без шапки считалось для человека нарушением норм приличия. Ушанка была не только головным убором, но и самым надежным кошельком - именно в отворотах шапок хранили самые главные документы, либо деньги.

Во времена так называемого "застоя" шапка-ушанка снова стала русским культом. Саму Россию и русских именно в то время стали стойко ассоциировать с этими шапками. Их "толкали" фарцовщики иностранцам, немного позже ушанки стали появляться на головах русских героев в голливудских фильмах.

В 90-е годы норковые ушанки были предметом роскоши и престижа, их берегли пуще зеницы ока и на ночь оставляли в холодильнике, чтобы не испортился мех. Когда снимали с головы - трепетно встряхивали. Сбить ушанку с головы - опозорить, потерять - и вовсе головы не сносить. В те времена дорогие ушанки, которые даже в самый лютый мороз носили с поднятыми ушами, стали называть "коронами". Ушанки же детские, которые были попроще и чаще всего шились из овчины, завязывали на резинку, нахлобучивая её на колпак.

Источник              http://cont.ws/post/174905

hist-etnol.livejournal.com

древняя история простой вещи — A.S.Millinery

Сейчас самый распространенный головной убор в нашей стране — вязаная шапка. У нее много названий: шапка-носок, бини, бомбер, труба и т.д. Для нашей то холодной, то не очень погоды — самое то. Среди современных названий шапки — sock hat (шапка-носок), knit hat (вязаная шапка), poof ball hat (шапка с «пушистым мячиком»), bonnet (колпак), sock cap (колпак-носок), stocking cap (шапка-чулок), tossel cap, ski hat (лыжная шапка), toboggan (Southern American English — шапка для санок), burglar beanie (шапка охранника), watch cap (American English — вязаная шапка), woolly hat (шерстяная шапка), snookie, sugan, or chook (курочка).

Вязаные шапки с помпонами имеют древнее происхождение. Они были в ходу еще у викингов. Единственное только, вязание в Скандинавию пришло только в 17 веке, так что шапки были скорее плетеные, как ткань, и валяные. Доказательством существования у викингов таких шапок служат различные предметы искусства — например, статуэтки бога плодородия Фрейра — у него на голове колпак с помпоном.

FreyrСтатуэтка скандинавского бога Фрейра

В начале 14 века в местечке Монмут (Уэльс, Великобритания), которое славилось шерстью своих овец, начали вязать шапочки, плотно облегающие голову. Они могли иметь или не иметь отвороты. Вскоре эти шапки стали очень популярны, настолько, что даже считались приличным подарком у дворян. Шапки так и назывались — «Monmouth cappe».

Monmouth CapЕдинственная известная оригинальная Монмутская шапка, датированная 16 веком.

Пик популярности пришелся на 15-16 века, их носили солдаты, моряки и рабочие. Кроме того, в 1571 году английский парламент издал указ, что «каждый человек в возрасте старше шести лет (за исключением «горничных, дам, благородных особ, и всех Лордов, рыцарей и джентльменов из двадцати земель»), проживающий в любом из городов, поселков, сел и деревень Англии, должны носить, по воскресеньям и праздникам (за исключением путешествий), «шапку из шерсти, изготовленную и надетую в Англии, сделанную в этой области, и только надетую  и отделанную в местах торговли шапками, под страхом выплаты неустойки в размере 3ш. 4д.»

В 17-18 веках этот головной убор широко распространился по всему миру, особенно среди рабочего класса и моряков.

retro photo knit hatМоряки в вязаных шапках, начало 20 века.vintage photo sailorWilliam E. Howard во время кругосветного путешествия на яхте «Adeli». Автопортрет (?)

Красный вязаный колпак стал символом Французской революции и свободы. Именно по этой причине красная вязаная шапка стала символом команды капитана Кусто.

Jackue-Eve CusteauЖак-Ив Кусто, изобретатель акваланга, исследователь океанов.

Кстати, название одной из разновидностей вязаной шапки «балаклава» появилось во время Крымской войны, когда для защиты от холода британским войскам дали поносить вязаные шапочки ручной работы. Они натягивались до шеи, оставляя открытым лицо или только глаза.

В начале 20 века такие шапочки пришлись очень кстати, так как они плотно облегали голову — прямо как клоши, самые распространенные модели в те времена.

Норма Ширер, голливудская актриса 19220-30 годов

И конечно, вязаная шапка — просто идеальный детский головной убор. Точно по голове, тепло, удобно и симпатично.

retro photo kidsДети в вязаных шапочках, примерно 1940-е

В Советском союзе вязаные шапки тоже были популярны, особенно для занятий спортом. Да и в принципе что еще можно было носить, если не мог позволить себе меховую? А потом еще появились модные адидасовские шапки. Парень просто шикует!

Советская шапка 1980-90Советская лыжная шапка — «петушок».

В каждом десятилетии модельеры использовали вязаную шапку для своих коллекций.

knit hat 1960Симон Д’Айлинкур и Доротея МакГован, фото Луис Форе, 1960knit hat 1970Журнал L’Officiel 1972 год1970 knit hatSusan Dey, шапка Monet, 1970еknit hat 1980Бруки Шилдс в луке от Дениса Пьеля для Vogue, сентябрь1984Вязаная шапка 1990еДизайнер Yohji Yamamoto зима 1992

Вязаная шапка стала одним из элементов многих молодежных стилей, в частности стиля грандж (помните — Курт Кобейн тоже насил такие?)

grunge styleСтиль грандж с Наоми Кемпбелл и Кристен МакМенами, 1992г.

Этот головной убор весьма демократичен, его можно надеть практически с любой одеждой, за исключением разве что делового стиля и вечернего платья. Но может, просто никто не пробовал? Наверное, главное в этом деле — правильно подобрать материал и форму.

street look knit hatСовременная уличная мода

 

 

Сохранить

craft-story.ru

Краткая история меховых шапок

Из глубины веков

Кожа и мех считаются самыми первыми материалами, из которых была сделана одежда. В Библии Адам и Ева прикрывали наготу с помощью кожи и кусочков меха. Археологи при раскопках стоянок древних людей находят большое количество инструментов для очистки шкур, остатков меховых изделий. Росписи в пещерах Испании и Франции свидетельствуют о том, что первобытные люди также носили одежду из меха и кожи. Притом, в древности не только защищались от холода, но и считали, что шкуры животных дают защиту от воздействий внешнего мира и даже определенную магическую силу. И до cих пор в некоторых Африканских племенах шаманы надевают шкуры животных, тем самым словно превращаются в зверей, чтобы повелевать миром природы.

Меховая шапка в Европе и мире.

Если говорить именно о шапках, в европейских странах из-за мягкого климата они никогда не были столь популярны, как на Руси. Но в северных государствах Европы модные меховые шапки носили, притом несколько веков назад. Об этом можно судить по произведениям живописи. Например, на картинах немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, творившего в XVII веке, изображены охотники в меховых шапках. В более позднее время в Европе они чаще всего использовались не как средство защиты от холода, а как красивый аксессуар. Очень любила украшать себя меховыми головными уборами Элизабет Тейлор. Также к ним неравнодушны Софи Лорен, Урсула Андерс, Одри Хепберн и другие знаменитые представительницы прекрасного пола.

Сейчас шапки популярны в Северной Корее, Китае, Монголии, Финляндии, Канаде и других государствах.

Меховые шапки в русской истории

Для иностранцев меховая шапка считается неотъемлемой частью жизни русского человека, так же, как лапти, матрешка и разгуливающие по улицам городов и сел медведи. Действительно, для холодных, снежных зим, которые преобладают в России, шапка из натурального меха подходит идеально.

В знаменитом Эрмитаже хранится экспонат, которому ученые дают более двух тысяч лет — маленькая детская шубка.

Представители высших сословий на Руси носили роскошные шапки из дорогих мехов. Достаточно вспомнить Ивана Грозного с его шапкой Мономаха - символом самодержавия и власти в России. Головной убор монарха украшали рубины, изумруды, жемчуг и обрамляла шапку соболья опушка. Изготовил её мастер приблизительно в XIII – начале XIV веков.

Представители дворянского рода носили шапки из бархата с опушками из лисы, бобра или соболя. Часто их украшали золотом и драгоценными камнями. Причем, к шапкам относились очень бережно.

Простой народ согревался шапками из овчины или другого дешевого меха.

Русские люди в меховых шапках часто встречаются на картинах русских художников. Достаточно вспомнить «Боярыню Морозову» Василия Сурикова. На холсте изображены десятки людей разных сословий и на большинстве надеты меховые шапки. Головные уборы также незаменимы и во время боевых действий. Во время Гражданской войны на головах солдат на смену известных буденовок пришли меховые шапки.

Имеется много примеров из художественных фильмов, когда киногерои согревались меховыми шапками. «Джентльмены удачи», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Ирония судьбы или с легким паром» - это далеко не весь перечень. Герой Георгия Вицина из «Кавказской пленницы» всплывает в памяти чаще всего в черной каракулевой папахе.

Меховые шапки в русской литературе

Если обратить внимание на исторический опыт прошлых поколений, собранный в произведениях устного народного творчества, можно заметить, что шапка сопровождает русского человека на протяжении всей жизни. Носили ее как высшие сословия («Тяжела ты, шапка Мономаха»), так и простой народ («Без рубля, как без шапки», «Цари дерутся, с народа шапки летят», «Шапочка в две денежки, и та набекрень»). Не обходились без главного головного убора и в военном деле («Мы врагов шапками закидаем», «В Бородинском полку носят шапки на боку»). По многим пословицам и поговоркам можно судить, что шапка играла в быту русского человека далеко не последнюю роль («Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает», «Если не с кем посоветоваться — положи шапку и посоветуйся с ней», «Ветры дули — шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали»).

Естественно, когда читаешь пословицы и поговорки, представляешь не шерстяную вязаную шапочку, а роскошную пушистую, если говориться о знати, и потрепанную, дырявую, если речь идет о простом народе, но в любом случае — меховую шапку.

И в авторском творчестве, шапка — неизменный атрибут русского человека. У М.Ю. Лермонтова в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» читаем: «Заломлю на бочок шапку бархатную, черным соболем отороченную».

В более позднее время также, если описываются люди в зимнее время, то обязательно на них надеты теплые, согревающие от любого мороза шубы и меховые шапки.

Например, в знаменитых «Двенадцати месяцах» Сергей Маршак, чтобы нагляднее показать силу и величественность суровых зимних месяцев, в описании их внешности использует детали гардероба: «Ветви старых заснеженных елей раздвигаются, на поляну выходят два высоких старика: Январь-месяц в белой шубе и шапке и Декабрь-месяц в белой шубе с черными полосами и в белой шапке с черной опушкой».

shopshap.ru


Смотрите также