Вольно-Казачье Движение. Казачья шапка


ПАПАХА - НЕ ДЛЯ ТЕПЛА, А ДЛЯ ЧЕСТИ - 13 Ноября 2017

Барашковая шапка с суконным верхом у древних славян именовалась клобук. У кавказских народов ее называли трухменка или кабардинка. Белая, черная, высокая, низкая, круглая, конусообразная... Разные времена – разные фасоны. У терских казаков эта шапка всегда называлась папахой и была важной и обязательной частью казачьей военной справы.

Из лисы и волка В разные времена казаки носили разные фасоны папах: от высоких с конусообразным верхом до низких с плоским верхом. Донцы и запорожцы в XVI-XVII веках снабжали папахи суконным тумаком, падавшим набок в виде конуса. В него можно было вложить стальной каркас или твердый предмет для защиты головы от сабельных и позднее шашечных ударов. Основным материалом, из которого шилась папаха, был курпей – мелкий и крупный кудрявый мех молодых барашков грубошерстных пород, как правило, черного цвета. Папахи из курпея носило подавляющее большинство казаков. Использовали также каракуль и каракульчу. Каракуль – это шкурки, снятые с ягнят каракульской породы на первые-третьи сутки после рождения животного. Каракуль отличается густым, упругим, шелковистым волосяным покровом, образующим различной формы и размеров завитки. Каракульча – шкурки ягнят (выкидышей и выпоротков) каракульских овец. Она имеет короткий прилегающий к мездре шелковистый волосяной покров с муаровым рисунком, без сформировавшихся завитков. Каракуль и каракульчу привозили в основном из Средней Азии, а потому папахи из этого дорогого материала носили обеспеченные казаки. Это были папахи праздничые, их еще называли «бухарскими». Как правило, папах было несколько: повседневная, праздничная и для похорон. Была особая система ухода за ними, держали их в чистоте, защищали от моли, хранили завернутыми в чистую материю. В условиях жаркого климата барашковая папаха носилась круглогодично. Она отлично предохраняет голову и от теплового воздействия солнечных лучей, и от переохлаждения зимой. Намного реже встречались папахи, изготовленные из шкур медведя лисы или волка. Однако и такие встречались. Надевая такую папаху, человек показывал всем людям свои охотничьи способности, удачливость и смелость. Однако, несмотря на внешний вид, эти папахи отличались меньшей практичностью. Папаха из меха медведя была тяжелой, а под действием влаги и вовсе неподъемной, однако сабельный удар сдерживала хорошо. Папаха из лисьего меха была тонкой, быстро изнашивалась и практически переставала защищать владельца от холода и жары. Папаха из волчьих шкур была непригодна для охотников, поскольку звери издали распознавали запах волка и убегали. Кроме того, найти в горах волка было очень сложно. Овечьи стада охранялись собаками и при стычках с волками те очень сильно портили волчью шкуру.

Символ мудрости Папаха была важнейшей частью справы казака. «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться, спроси совета у папахи», - эти поговорки были в ходу у казаков. Она была таким же оберегом, как и пояс. Папаха – символ мудрости и полноправия казака, его чести, мужественности и достоинства. Папаху казак снимал только на молитве и на похоронах. Также необходимо снимать ее в хате или ином помещении, где висит икона. Потеря казаком этого главного головного убора ассоциировалась со скорой гибелью. Вспомните слова из песни «Донская баллада»: Ой, налетели ветры злые Да с восточной стороны, И сорвали черну шапку С моей буйной головы. Если у казака сбивали с головы папаху, это было самым большим оскорблением. А если он снимал папаху и ударял ею о землю, то это означало, что он будет стоять на своем насмерть. В папаху часто зашивали иконки или написанные ребенком защитные молитвы. В некоторых войсках была традиция – нашивать на этот головной убор награды. Обычно это были бляхи с надписями, описывавшими, за какие заслуги был награжден полк, а это придавало папахе особую моральную ценность. За отворот этой шапки казаки часто помещали приказы или ценные бумаги. Это было самое надежное место, ведь потерять папаху можно было только вместе с головой.

По уставу Приблизительно с середины XIX века папаху начинают применять как головной убор для всех казачьих войск и для кавказского корпуса. Уставом не был предписан ее единый вид. Казачьи войска носили папахи разнообразных вариантов, полусферические, цилиндрические, с меховым или матерчатым дном, разного цвета. Каждый носил папаху, выбранную согласно своим финансовым возможностям и фантазии. Все это дикое разнообразие продолжалось до конца XIX века, пока внешний вид папахи, как части воинской одежды, не был подробно описан в уставе. Кавказским войскам было приказано носить папахи высотой 3-4 вершка, изготовленные из бараньего меха. Мех должен быть с небольшой длиной ворса и обязательно черного цвета. Верх папахи изготавливали из сукна и окрашивали в войсковой цвет. У кубанских казаков это был алый, а у терцов были папахи синего цвета. Суконный верх папахи крест-накрест и по окружности верхушки (тумака) у офицеров обшивался серебряным галуном, а у рядовых казаков басоном. Галун – золотая или серебряная лента, узорного ткачества, для отделки одежды и головных уборов. Басон – шерстяная тесьма в виде узкой ленты, использовалась для отделки одежды и головных уборов. Каждый из уходящих на службу казаков мечтал вернуться домой «с серебряными галунами на папахе», то есть дослужиться. Папаха донских казаков была такая же, как и у кубанских. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских, Красноярских и Иркутских частях носили папахи черного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом. Тут можно увидеть заимствование у азиатских народов, особенно у туркмен. Туркменские папахи полусферической формы с длинной шерстью получили широкое распространение по всему среднеазиатскому региону. Верх папахи изготавливали из четырех отрезков сукна и красили в войсковой цвет. Как элемент повседневной формы одежды использовали папахи белого и серого цвета. В передней области по центру обычно крепили кокарду георгиевской расцветки – в центре черный овал, потом оранжевый и опять черный овал. Цвет кокарды был единым для всех типов войск. В период Первой мировой войны для маскировки кокарды часто красили в защитный цвет. Если у казачьей сотни были награды «за отличие»» то их носили над кокардой. Чаще всего знаки отличия представляли собой белую или серебряную металлическую полоску, на которой писали заслуги сотни, дату сражения или другого подвига. В 1913 году на всей территории России серые папахи стали использовать как зимний головной убор для всех родов войск. Кавказские солдаты при утрате черных папах тоже носили серые.

Модники Рекомендации по внешнему виду папахи зачастую не исполнялись. Нередко казаки, нарушая предписания устава, исходя из собственных вкусов, представлений и модных «трендов», шили папахи выше и пышнее, а также белые. Эти «вольности» не выглядели дурновкусием. Каждый шил папаху на заказ – ту, что была ему к лицу и мундиру, строевому и партикулярному. Так проявлялась все та же страсть к щегольству и желание выглядеть достойно. Однако для строевой службы папахи по возможности шили уставные. К 1920 году в моду стали входить невысокие папахи 12-15 см, расширяющиеся кверху, так называемые, «кубанки». Одна из версий появления «кубанок» говорит, что это модернизированные «венгерки», которые казаки привезли с западного фронта во время Первой мировой войны. После победы советской власти для казаков ввели военные ограничения, не позволявшие служить в армии и носить национальную военную форму, то есть ношение папахи, как и иных составляющих казачьего мундира, расценивалось как вызов власти. Однако после 1936 года казаки могли сражаться в рядах Красной армии в традиционной казачьей форме, в том числе, и в папахе. Согласно уставу, разрешалось носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивали две полосы: у рядовых черного цвета, у офицеров золотого. Спереди папахи посередине крепилась красная звезда. В 1937 году Красная армия маршировала на Красной площади и впервые в ее составе были казачьи войска. Однако стоит заметить, что право служить в Красной армии получили только терские, кубанские и донские казаки. Но как головной убор папаха возвратилась не только к казакам. Начиная с 1940 года, она стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА.

АВТОР: Ирина Щербакова Опубликовано впервые в газете "Казачий Терек" При подготовке материала использовалась информация из книги М.П. Абрамчика "Справа казака" ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!

kazachestvokavkaza.com

Папаха

Зачем на голове папаха

1 19 768x572

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой. Не просто шапка Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости.

 

На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести.

 

 Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

 

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

 

Виды папах

9f1bd534798b

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.

 До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

 

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками.В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

 

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

 

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

 

Возвращение папахи

KubanCossacks1945

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро.

kazaki-tatarstana.ru

Казачья шапка - Казаки Лефортово

Казачья шапка

05.07.2016

Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она  первоначально именовалась как «клобук со шлыком». 

Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука. По его словам жители Дона в  125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные  шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших  по реке Рось - «Черные Клобуки». У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском  историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу  серебряным галуном. В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В то времена они были редкостью, так как смушка - каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» - то есть снимая перед Кругом, просит слова.Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…». Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля - овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры - пречины, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом.Другое название казачьей шапки – папаха. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком - тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см. Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась - знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или преводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

Источник: http://ataman-ovko.ru/

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE

www.kazaki-lefortovo.ru

Что нужно знать о папахе

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро.

Русская Семерка

terskiykazak.livejournal.com

ЧТО ГОРЦЫ И КАЗАКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ПАПАХЕ. - Традиционная одежда - Культура - Каталог статей

ЧТО ГОРЦЫ И КАЗАКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ПАПАХЕ.

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка.

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горские папахи

 

У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продажа папах в Тифлисе.

Виды папах.

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральские казаки в своих традиционных папахах.

 

Кубанка, клобук, трухменка.

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

 

 

 

 

 

 

 

Папаха приказная донских и сибирских казаков.

Папаха с тумаком.

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казаки в папахах с тумаками. Современная графика.

 

Каракуль.

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терские казаки во время Первой Мировой войны.

Возвращение папахи.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кубанские казаки в "кубанках" на Параде Победы в 1945.

Источник: http://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-papakhe/

 

 

 

 

uralkazak.ru

Что казаки должны знать о папахе

article127.jpg

Кисляков Егор Степанович – кошевой

НКО ХКО «Хутор Штабной» (Екатеринбург. E-mail: [email protected])

В данной статье речь пойдет о папахе — уникальном элементе военной формы. Не смотря на то, что это заимствованный элемент одежды, папаха имеет важнейшее значение в культуре казачества. Для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести, ею должен обладать каждый казак. Папаху нельзя обронить или потерять (потерять папаху считалось большим позором). Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Кстати, изготовленная из овчины, папаха прекрасно оберегала бойца от холода и жары! Недаром горцы не расставались со своими папахами даже в очень жаркую погоду – она защищала от зноя.

Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха. Другая казачья пословица — «Какова голова, такова и папаха».Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Казак мог снимать папаху во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы, за этим почти всегда следовала кровавая расправа. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи, важные документы и даже драгоценности. Надежнее места просто не было!!!

С папахой связано немало обычаев и традиций. Ниже автором будет перечислены только некоторые. Описаны эти традиции в основном, со слов стариков, с которыми автор непосредственно общался. Некоторые примеры взяты из литературы.

Папаха красовалось в доме на видном месте.

При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны.

Папаху подбрасывали во двор девушке, к которой казак собирался засылать сватов.

Папаху погибшего на войне казака привозили в его дом и клали рядом с иконами, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы.

Казак женившейся на вдове, приносил к Дону или Кубани папаху погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».

На Круге казак обязан быть в шапке, ей он и голосует на Круге, иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества.

Выбирают атамана на кругу и вручают ему белую папаху со словами: «Ты наш отец, мы твои дети». Перед избранным Атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец нахлобучивал ее обратно – значит говоривший лишался слова.

Само слово папаха тюркского происхождения. Дословный перевод — шапка. Есть версия, что слово папаха произошло от названия кавказского народа – папагов. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой. Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Папахи бывают разные. Исторически папахи отличались большим разнообразием по форме, высоте и материалу исполнения. Каждый народ, использовавший тот или иной вид папахи в своей одежде, привносил собственные изменения. Например, по сравнению с другими, более низкие кабардинские папахи, впоследствии трансформировались в известные казачьи кубанки. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар и таким образом могли спасти в бою жизнь. Также были и парадные папахи. Основным и массовым материалом для изготовления папах служила овчина. Для длинношерстных папах использовали шкуры взрослых животных, а на короткошерстные шла «смушка» – шкура ягненка. Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Единого образца для ношения казаками вначале установлено не было. Казаки использовали весь имеющийся на Кавказе набор вариантов – в ходу были папахи цилиндрические, полусферические, с матерчатым или меховым дном, черные, серые… Сколько хватит фантазии! Такое разнообразие папах, как по форме, так и цвету наблюдалось до тех пор, пока в конце девятнадцатого веке эта часть униформы не была четко регламентирована

Также в разных полках различались виды вышивки верха папах. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Какой бы ни была папаха, на ее верх непременно нашивали и нашивают две ленточки в виде креста. Это своего рода оберег. В старину, когда казак собирался на военную службу, в папаху еще зашивали иконки и молитвы.

В центре передней части папахи размещалась металлическая кокарда георгиевских цветов – черный центр, оранжевый овал и вновь черный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время Первой Мировой войны кокарды нередко маскировали — окрашивали в защитный цвет.

Над кокардой размещали знак «за отличие», если таковые имелись у сотни. Как правило, знак представлял собой прямую или изогнутую полоску белого металла (мельхиор) с нанесенной датой и названием сражения или дела в котором отличилась та или иная казачья часть.

В 1913 году папаха была введена по всей русской армии, как зимний головной убор. Основным цветом стал серый. Несмотря на то, что казакам были положены черные папахи, нередко в виду утраты, порчи или иных обстоятельств им приходилось носить и общевойсковые серые папахи.

С некоторых пор популярностью стали пользоваться совсем небольшие папахи из черного каракуля, так называемые питерки. Этот фасон появился еще в конце XIX века, когда по окончании русско-турецкой войны казачьи полки, прибывавшие в Петербург, расформировывались, а казаки распускались по домам. Здесь распрощавшиеся с военной службой казаки снимали тяжелые боевые папахи и шили себе невысокие «таблеточки». Особый казачий шик – носить питерку на затылке.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи старались заменить буденовками, но несмотря на введение приказами нового зимнего головного убора, красноармейцы использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии.

Носили папахи и в армиях Белого движения. В частности, именно там родился прообраз будущей кубанки. Командовавший Корниловским конным полком Кубанского казачьего войска тогда ещё есаул Ф.И. Елисеев своим приказом по полку от 9 марта 1919 года ввёл для всех чинов невысокие (как их называли кубанцы, «осетинские») папахи белого меха с белым же суконным верхом или дном. Верх украшался чёрной тесьмой, делившей дно на сектора: у офицеров — на восемь, у прочих чинов — на четыре. Ещё и в 1923 году, находясь в эмиграции, полк сохранял свои белые невысокие папахи.

В 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. 20 апреля 1936 года ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». Практически сразу же, 23 апреля, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой. Уставом от 1936 года для казаков ввели невысокие папахи – кубанки черного цвета.Дно папах кубанских казаков — красное, терских – синее. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков – черного (удивительно как в атеистической стране позволили носить ярко выраженный крест на военной форме). Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Казачьи папахи этого образца употреблялись до выхода 18 января 1941 года постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс которым, в частности, снимались со снабжения и казачьи кубанки. Во время Великой Отечественной войны эти папахи использовались, прежде всего кавалеристами и партизанами.

С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА (генералов и маршалов), а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

26 января 1943 года приказом НКО № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.

20 апреля 1955 года женщинам-военнослужащим был предписан новый зимний головной убор единого образца — «шапка цельномеховая», как её именовали в приказе. Она представляла собой меховой цилиндрический околыш высотой 12 см с круглым меховым же дном. Спереди посредине околыша крепилась пятиконечная звезда. Фактически шапка являлась разновидностью папахи. Женщинам в звании полковника эта шапка шилась из серого каракуля, прочим женщинам-офицерам — из серой смушки или поместного каракуля. Первым она заменила прежнюю папаху полковничьего образца, вторым — зимнюю шапку из меха цигейки. Женщины-полковники носили такую шапку до 1992 года, другим к 1988 году её заменили шапкой-ушанкой.

В феврале 1992 года, папаха была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки).

Но — папаха в Российской армии возродилась! С 2005 года она вновь является зимним головным убором высших офицеров и полковников. Например, папаха образца 2005 года военнослужащих ФСБ РФ представляет собой колпак с меховым околышем. Колпак шьётся из четырёх клиньев шерстяной ткани, для полковников — иссиня-чёрного, для высших офицеров — василькового цвета, обшит по швам соединения клиньев галуном пятипроцентного золочения. Подкладка колпака серого цвета, имеется возможность регулирования по размеру головы. Меховой околыш из натурального каракуля серого цвета. Спереди на околыше размещается кокарда. Таким образом, и в XXI веке папаха продолжает нести военную службу.

Носят папахи и государственные служащие. Например, головным убором женщин высшей группы должностей Федеральной службы судебных приставов является шапка-кубанка из каракуля.

В настоящее время казаки остаются верными своим папахам. Папаха является непременным атрибутом реестровой казачьей формы одежды. Описание ее содержится в Указе Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», согласно которому папаха из овчины (для казачьих генералов и казачьих полковников — из каракуля) черного цвета, с верхом установленных цветов (для казачьих генералов — с обшивкой над околышем и по швам верха папахи крестообразно серебристым галуном специального плетения, для старших и главных чинов — с обшивкой по швам верха папахи крестообразно серебристым галуном специального плетения). Но найти качественную папаху сейчас очень не легко, настоящих мастеров почти не осталось.

Очень популярна папаха и у казаков – ополченцев Новороссии.

Рекомендованная литература

Печейкин А. В. Папаха на военной службе //Военно-исторический журнал. 2014. № 4

urko-ovko.ru

Подчеркнуть национальность. В Ростов-на-Дону вернулась мода на папахи

Все чаще на улицах Ростова-на-Дону можно встретить мужчин в казачьем национальном головном уборе — папахе. SmartNews узнал, где на Дону можно сшить настоящую папаху и кто может ее носить.

Казакийка для казака — не просто головной убор, это часть культуры его народа, память предков, выражение своего этноса. Так считают Александр Боровлев и Олег Береговенко, которые занимаются изготовлением национальной казачьей одежды. Мастера-самоучки собственными силами по старым технологиям наладили ремесленное производство папах – удобных и практичных головных уборов, которые к тому же являются неотъемлемой частью казачьего образа.

Цилиндрическая меховая шапка родом из Кавказа за несколько веков прижилась в Российской армии. По сей день для адмиралов и капитанов первого ранга ВМФ введен головной убор из черного каракуля. Казачья папаха, «казакийка», невысокая, верх матерчатый с вышитым крестом. Кавказский вариант – весь головной убор сделан из меха.

У нас, к сожалению, люди все ещё не образованные. Раньше, когда я ходил по улице в папахе, у меня спрашивали, не кавказец ли я. Разница большая: у казачьей папахи сверху крест, так как мы православные. У кавказской папахи верх меховой. Я ношу папаху, потому что это мой национальный головной убор, к тому же, очень удобный.

Александр Боровлев, портной, казак, SmartNews

Настоящие мастера Александр Боровлев и Олег Береговенко решили поддержать национальную идею изготовления этнической одежды. Помимо папах казаки заказывают у мастеров пошив национальных рубах – бешметов, а также футболки с патриотичными принтами «Я-казак», «Казачья нация». Вся продукция делается с любовью, по индивидуальным заказам, учитывая личные предпочтения.

На папаху уходит около 4-5 часов работы, не считаю подготовки каракулевой шкурки, сутки она растягивается. Материалы: каракулевая шкурка, сукно, х/б, сутаж и ватин. Бывают «казакийки» высотой от 6 до 12 см, цвет верха вне войсковой (национальный головной убор всех казаков). Кубанка высотой 12-14 см, папаха 16-20 см, папаха Донская и т.д. Выкройки близки к старинным, во первых делаются из натуральных материалов, во вторых она выворачивается, чтобы можно было постирать подкладу, верх. Я брал исторические фото, они не отличаются на внешний вид, как и в старину подклада делается вручную на ватине. Все чаще стал встречать казаков, которые носят казакийки повседневно, под современную одежду.

Александр Боровлев, портной, казак, SmartNews

У меня твердое убеждение, что на своих землях народ должен сохранять свое наследие. Это не должно ограничиваться одной сувенирной лавкой и постановкой танца народного ансамбля в ДК. Так вся красота национальной культуры стирается, куда бы ты не поехал. Она переходит из плоскости жизни в плоскость музеев. Что касается папах, количество людей которые, занимаются этим ремеслом, растет, так как есть спрос. И это прекрасно, потому что у нас остается надежда сохранить нашу национальную культуру.

Максим Ильинов, худодник, музыкант , гр. «Атаманский Дворец» , SmartNews

Ранее папахи, а также казачьи бурки можно было приобрести только в сувенирных магазинах за очень высокую цену. Качество таких изделий при этом оставляло желать лучшего. Александр и Олег решили подарить возможность казакам, покупать этническую одежду по доступной цене.

Есть некоторые хитрости казачьей папахи. Главное, когда ее производит казак, то он более трепетно относится к этому головному убору, относится к работе от всей души. Казакийка для казака не просто головной убор, это часть культуры его народа, память предкам, выражение своего этноса. Папаха для казака честь. Хочется чтобы все этнические казаки, носили папаху повседневно, в это часть культуры, благодаря этому идет рост национального самосознания казачьего народа, возрождение традиций и адатов казаков.

Александр Боровлев, портной, казак, SmartNews

Популярность папах в городе значительно выросла, да и в бешмете встретить молодого человека теперь уже не редкость. К своему занятию мастера относятся не как к бизнесу, а как к особой миссии. Если казак не может себе позволить купить папаху, ему готовы сшить головной убор бесплатно.

Ко мне обратился казак, инвалид. Он спортсмен, плавает. Хотелось его поддержать, мы сшили ему папаху, подарили. Дело ведь не в деньгах.

Олег Береговенко, портной, казак, SmartNews

Часто вижу молодых парней в папахах и казацких рубахах. Сначала это казалось странным, потом я узнала, что они обычные студенты, а не какие не «ряженные», просто носят свою национальную одежду. Узнала имя мастера, который сшил им папахи, заказала у него одну для своего друга. Он считает себя казаком, думаю, будет рад.

Полина Терещенко, блогер, Ростов-на-Дону, SmartNews

Это совершенно естественный процесс развития национальной культуры, когда этнические казаки используют одежду в повседневной жизни. Гораздо хуже, это, так называемое, интернациональное казачество, когда в казачью форму наряжают представителей совершенно иных культур и наций. Это дискредитирует нашу культуру.

Григорий Кузнецов, руководитель Вольно Казачьего Движения, SmartNews

Сюжет о другом донском мастере, Анатолий Кириченко, который шьет папахи, воротники, бекеши уже более 70 лет в Новочеркасске.

vkd-prisud.livejournal.com


Смотрите также