Элечек — женский головной убор. Киргизская шапка


Россия для всех

Так как стиль любой традиционной одежды изначально формировался в силу климатических и природных условий, у киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла - зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Традиционной одежде отчасти присущи черты одежды кочевников - киргизы издревле занимались земледелием, но большая часть вела кочевой образ жизни. Постоянный поиск хороших земель для выпаса был основной причиной кочевья, а поголовье скота - основным видом благосостояния киргизов. Особой ценностью у народа пользовались меховые изделия из шкур соболя, енота, куницы, горностая, песца. Из мехов и шкур шили шубы, тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Основной вид верхней одежды изготавливался из шерсти домашних животных, преимущественно из овечьей.

Несмотря на общий тип и фасон, существовали различия в одежде у простого народа и более знатными зажиточными людьми. Так как основные маршруты Великого Шелкового пути пролегали через многочисленные земли кыргызских племен, кыргызы, вовлеченные в международную торговлю, могли позволить себе изыски текстиля того времени - шелк, бархат и парчу. Более скромного достатка люди одевались в бязь и мату. Ткани и богатство отделки главным образом отличали знать от простолюдинов. Из письменных источников, датируемых XVIII веком, можно узнать, что кыргызские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и шапки, отороченные драгоценным мехом. Опоясывались они красными шелковыми кушаками, носили обувь из красной кожи. Обувь в старину была разнообразная: отук, кепич, чарык, маасы - разновидности сапог, калош, шлепанцев из кожи.

Традиционный стиль одежды киргизов сохранился с XIII века.

Женская одежда

Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начала нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.

Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скреплялся серебряной фибулой. Фибула передавалась по наследству, ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Общим головным убором для женщин в XIX и начале XX века являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей: шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.

Плотно обхватывающая голову шапочка кеп-такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спущенных кос.

Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые кыргызки делали тюрбан из 20-30-метровой белой ткани, и он достигал огромных размеров. Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму. Тюрбан почти вышел из употребления в 1930-х годах, когда женщины начали заниматься общественно полезным трудом.

Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором.

В первый раз элечек надевали молодой, когда отправляли ее в дом мужа. Носили его и зимой и летом, без него не принято было выходить из юрты. С этим головным убором было связано благословение на счастье: «Пусть с твоей головы не упадет элечек».

Топу - головной убор, предназначенный для девушек до замужества, который украшался перьями птицы - «уку».

Шокуло - в XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы, к их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки высотой 25-28 см и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускающейся на спину.

Койнок - женское платье-рубаха, поверх которого надевается «чыптама» - безрукавка из бархата, расшитая пестрыми шелковыми нитками.

Кемсел - камзол с длинными рукавами, расшитый шелковыми нитками, бисером или стеклярусами в виде киргизских узоров.

Чепкен - стеганый наряд, предназначенный не только для повседневной жизни, но и для выхода в свет. Шьется из бархата или парчи.

Маасы - расшитая узорами обувь из сыромятной кожи, обычно черного цвета, сохранила свою актуальность и в наши дни из-за удобства при ношении. На улице поверх этой обуви надевают калоши, дома же маасы можно не снимать, а ходить в них как в домашних тапочках.

Белдемчи - одежда замужней женщины, надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком, швом «илме» (узоры его разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых «кочкорок»). Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых либо узорных тканей. Белдемчи-разновидность юбки, которую одевали поверх платья.  В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс - баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.

Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже - вата), покрытый черной тканью, обычно бархатом.

 

Мужская одежда

Основными принадлежностями мужской нательной одежды у киргизов были рубаха и шаровары (койнек, шым). Распашную рубаху - жегде - шили обычно из белой бязи или маты. Покрой ее туникообразный, к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы - кештек.

Жегде мужчины начинали носить с шести-семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывали и носили поверх шаровар.

С начала XX века у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака). Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда - халат. Без нее раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.

Ак-калпак. Войлочный колпак светлых тонов, вышитый узорами в контрастных тонах, - старинный киргизский головной убор конусообразной формы, который шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая от солнца. Ак-калпак - универсальный мужской головной убор, который защищает от зноя летом и от ветров с морозами - зимой. Несмотря на общепринятый фасон, этот вид убора все же разнообразен в покрое. У знатных людей ак-калпак был с высокой тульей, поля подшивали черным бархатом. Более скромного достатка киргизы свои колпаки оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной тканью. В XIX веке производство ак-калпака было чисто женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления одного такого колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, руном также расплачивались за работу. В династийной хронике «Тан-Шу» в повествованиях о древних кыргызах отмечено: «Их предводитель зимою носит соболью шапку, а летом - шапку с золотым ободочком, коническим верхом и загнутым низом. Остальные носят белые войлочные шляпы».

Тебетей - распространенный зимний головной убор, непременная часть мужского костюма кыргызов, имеющий четырехклинную тулью. Шьют его, как правило, из бархата или сукна, края отделывают дорогим мехом - куницы, песца, соболя, лисы. Кызыл тебетей - красный тебетей надевали на голову человека при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его визитной карточкой был предъявленный гонцом тебетей этого важного человека.

Кементай - широкий войлочный халат, который защищал от холода и дождя. В прошлом это была одежда скотоводов, а богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. Разница состояла в более ярких тонах, отделке и аксессуарах.

Чапан - мужская и женская одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты - белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды: найгут чапан - широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом. Каптама чапан - покрой свободный, рукава обшивные с округлой проймой, подол и рукава обшиваются шнуром.

У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой. В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба - ичик. Исходя из материальных возможностей, ее шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки - белбоо. В южных районах для этой цели использовали платки. У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебряными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающие древнетюркские наборные пояса.

К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков. Она является разновидностью тюбетейки - аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под  головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где, как и в других районах Кыргызстана, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул,дака.

 http://www. kyrgyzstantravel. info/culture/handicraft-ru. htm

 

 

krg.rus4all.ru

Традиционная одежда кыргызского народа

Национальная киргизская одеждаТрадиционная одежда киргизов является важной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия также оказывали большое влияние на одежду, у киргизов преобладали тёплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Поскольку основные торговые ветки Великого Шёлкового пути проходили через земли киргизских племён Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и шли для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях.

Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась только качеством материала и количеством украшений у женщин. Источники 18 века сообщают, что старейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шёлковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин - "колпак", который вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских киргизских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О "колпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы".

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи - "койнек", шаровар - "шым". Было несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши - "жаргак шым", "кандагай", "чалбар". Низ шаровар из замши орнаментировали цветными шёлковыми нитями. Такие шаровары носили богатыри, богатые люди. Шили их глухими и настолько широкими, что в них свободно заправлялись и полы халата. Верхняя одежда состояла из войлочного халата без подкладки - "кементай", различных видов стеганого халата - "чепкен", ("тое чепкен", "тепме чепкен" из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые шубы - "ичик", крытые тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Особо ценились шубы из меха диких животных - волка, лисы, рыси и др.

Другая разновидность зимней одежды - нагольные овчинные тулупы - "тон", с воротником или без него - "постун". Головной убор у мужчин состоял из тюбетейки - "топу", войлочной шляпы - "калпак", меховой шапки без отворотов - "малакай", меховых шапок - "тебетей". Ансамбль мужской верхней одежды завершал непременно пояс - "кемер", ремень - "илгич" с принадлежностями. Пояса обычно носили поверх халатов - "чепкен". Мужская обувь состояла из кожаных сапог - "отук", кожаные калоши на каблуках - "кепич" и мягких выворотных сапожек - "маасы". Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - "чарык", с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками. Женская одежда также состояла из нательной и верхней одежды. Нательными были платье - рубаха - "койнек" и шаровары. На груди женских рубах имелась вышивка или надевали нагрудник - "ёнур", "жака", расшитые цветными нитками. Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - "бельдемчи", головной убор тюрбан - "элечек".

Эти виды одежды носили замужние женщины. "Бельдемчи" использовали в качестве боевой одежды и мужчины, в таких случаях их покрывали металлическими пластинами. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения: серебро, жемчуг, коралл и др. Существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка - "топу", меховая шапка - "тебетей". Поверх платья-рубахи надевали короткую или длинную безрукавку - "чыптама", камзол с короткими рукавами - "кемсел", халат - "чапан", стеганый халат - "чепкен". Зимняя одежда состояла из меховых шуб - "ичик". В состав головного убора - "элечек", "келек" или "илеки" входил "такыя" или "кеп такыя", которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. У женщин бытовали накосники: длинные бархатные полоски в виде трубочек, в которые прятали косы - "чачпак" или "чачкап". На них нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - "чач учтук", "чач мончок", серьги - "сойке", "сойке желбурееч", нагрудные - "тумар", "бой тумар", браслеты - "билерик", кольца - "шакек" и др. Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - "топчу", "бучулук", кораллом - "шуру", различными амулетами и оберегами.

Обычаи, обряды, поверья, связанные с одеждой и её составными элементами образуют существенную часть культуры народа. У киргизов не принято бросать головной убор, забывать, где попало, обменивать, ходить с непокрытой головой и т.д. При избрании хана на его голову одевали красную шапку - "кызыл тебетей" с кисточкой из цветных ниток. При выражении полной покорности или прошения пощады мужчины вешали свои пояса себе на шею. Запрещалось перепрыгивать через одежду. После смерти человека, вся его одежда раздаётся сразу же после его погребения - "муче". Существовала также половозрастная особенность в одежде. По достижению "мучел" обязательно одевались в новую одежду, а старую отдавали другим родственникам насовсем - "ырым"

Культура

www.issykkul.com

Национальная одежда Кыргызстана. Традиционная одежда Кыргызов

 

Национальная киргизская одежда остается неизменной на протяжении вот уже почти семисот лет. Однако в последние десятилетия на место традиционной киргизской культуре приходят европейские тенденции, люди начинают одеваться по последней мировой моде. Хотя, в принципе, это касается не только киргизов. Во многих странах мира, где до определенного момента преобладали национальные устои, касающиеся, в том числе, и их костюма, стали постепенно умирать. Что сказать - цивилизация, глобализация и другие явления большого мира и сложные термины оказали на это свое непосредственное влияние.

Ну а 700 лет назад, на формирование национального стиля одежды кыргызского народа существенно повлияли климатические и природные особенности края. Так как данному среднеазиатскому району присущ достаточно холодный климат и обилие ветров, в гардеробе этого народа преобладал теплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Обувь представляла собой мягкие сапоги из сыромятной кожи без каблуков.

Одежда киргизов является важной составной частью культуры народа наравне с его традициями, обычаями, музыкой и кухней. Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что собственно не лишено смысла - на протяжении веков киргизы были кочевым народом, скитающимся по просторам степей, чья жизнь была связана со скотоводческим хозяйством. Так как основные торговые ветки Великого Шелкового пути проходили через земли киргизских племен Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и использовались для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях.

Безусловно, существовали некоторые различия в одежде простого народа и зажиточных людей. Различия эти заключались, в основном, в качестве материала и количестве украшений у женщин. Из письменных источников, датирующихся 18 веком, можно узнать, что киргизские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и войлочные шляпы с украшениями из меха, которые опоясывались красными шелковыми кушаками, обувь они носили из красной кожи. Основная же масса людей носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи.

Мужской национальный костюм.Мужской костюм традиционно состоял из нательной и верхней одежды. Нательная одежда состояла из распашной рубахи - «койнек», шаровар - «шым». Имелось в комплекте с рубахой несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши - «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши обычно расшивался цветными шелковыми нитями. Такие шаровары носили богатыри и богатые люди. Кстати, в них с легкостью можно было заправить полы халата.

Верхняя одежда мужчин состояла из войлочного халата без подкладки, который назывался «кементай», различных видов стеганого халата - «чепкен», («тое чепкен», «тепме чепкен» из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые шубы - «ичик», крытые темной тканью и с меховыми воротниками. Особо ценились шубы из меха таких диких животных, как волка, лисы, рыси.

Другой разновидностью зимней одежды являлись нагольные овчинные тулупы «тон», с воротником (или без него) «постун».

Мужской головной убор состоял из тюбетейки - «топу», войлочной шляпы - «калпак», меховой шапки без отворотов - «малакай», меховых шапок - «тебетей».

И, наконец, еще одним атрибутом мужского костюма киргизов был пояс - «кемер», ремень - «илгич» с принадлежностями. Обычно пояса одевали поверх халатов - «чепкен».

Мужскую обувь составляли кожаные сапоги - «отук», кожаные калоши на каблуках - «кепич» и мягкие выворотные сапожки - «маасы». Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками.

Женский традиционный костюм.Женский киргизский гардероб также как и мужской состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье-рубаха - «койнек» и шаровары. На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник - «ёнур», «жака», расшитые цветными нитками.

Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «бельдемчи», головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды одежды носили только замужние женщины. «Бельдемчи», кстати, использовали и мужчины, но в качестве боевой одежды. В этих случаях их обычно покрывали металлическими пластинами.

Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно.

Поверх платья-рубахи женщины надевали короткую или длинную безрукавку - «чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый халат - «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб - «ичик». В состав головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан.

Обувь для женщин обычно покупали готовую. Это были цветные, чаще зеленые или красные сапожки на каблуках, иногда орнаментированные.

В зависимости от возрастных категорий наряд женщины дополнялся различными серебряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно, что женщинам и девушкам было свойственно прятать свои косы. Для этих целей они носили специальные «накосники» - длинные бархатные полоски в виде трубочек - «чачпак», на которые нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - «чач учтук», «чач мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные - «тумар», «бой тумар», браслеты - «билерик», кольца - «шакек». Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - «топчу», «бучулук», кораллом - «шуру», различными амулетами и оберегами.

Одежда и традиции.Большое количество интереснейших обычаев и обрядов связано у кыргызского народа именно с элементами традиционного национального костюма. К примеру, женский и мужской головной убор играл весьма значительную роль в жизни людей. Ходить с непокрытой головой, бросать, забывать или обменивать головной убор на что-то другое категорически запрещалось. Головной убор мог также служить определенным знаком оповещения. Так, например, при избрании нового хана, на его голову водружалась красная шапка - «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных нитей. Воин или просто мужчина, готовый сдаться в плен, в знак покорности должен был повесить свой пояс на шею. Кроме того, было запрещено перепрыгивать или перешагивать через одежду.

При достижении возраста совершеннолетия, совершался обряд «мучал», после которого, человек одевался во все новое. Вся старая одежда - «ырым» - раздавалась родственникам.

После смерти человека, вся его одежда - «муче» - должна была быть роздана сразу же после его погребения. Существовала также одежда, которая являлась средством оповещения о семейном положении женщины. Так, например, только замужние женщины имели право носить распашную юбку - «бельдемчи» и головной убор тюрбан - «элечек».

Небезызвестным элементом одежды, можно сказать даже отличительной особенностью, киргизов по сей день является колпак - старинный головной убор. Колпаки шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Колпаки богатых людей были с высокой тульей, поля колпака подшивали черным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей. Вероятнее всего, колпак был заимствован у древних южно-сибирских киргизских племен, впоследствии образовавших кочевую державу. О колпаке, как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Так, к примеру, династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы».

И как уже говорилось в начале этой статьи, в 20 веке киргизский костюм начал приобретать более европеизированные черты. На сегодняшний день традиционными пока остаются лишь некоторые виды верхней мужской и женской одежды и головные уборы. Что касается традиционного киргизского костюма в целом, сейчас такой вид одежды является исключительно праздничным, обрядовым, а также используется в качестве театрального костюма.

В настоящее время традиционную одежду кыргызов можно реконструировать по каменным изваяниям, по описаниям одежды в знаменитом кыргызском эпосе «Манас», по китайским источникам, по записям и рисункам путешественников и художников 19 - начала 20 веков.

 

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

вверх

www.centralasia-travel.com

Элечек — женский головной убор

Элечек — женский головной убор

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи. У разных родоплеменных групп Кыргызии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику. В Кыргызии чалма получила большое распространение.

Элечек — женский головной убор

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

Элечек — женский головной убор

В северной Кыргызии головной убор женщины состоял из небольшой, облегающей голову шапочки с полосой, спускавшейся на спину, и повязанного поверх нее тюрбана. На тюрбан шла тонкая белая ткань или кисея. В зависимости от формы тюрбана, а также украшений шапочки различались четыре типа женского головного убора.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские кыргызки ткань для тюрбана наматывали спиралью, образуя идущие кверху от головы ровные выступы; сам тюрбан имел цилиндрическою форму, конец его заворачивали на левую сторону.

Элечек — женский головной убор

В долине Таласа и в районах северной части современной Ошской области, которые были населены родоплеменными группами саруу, кытай, кутчу, джетиген и багыш, носили тюрбан круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части (без отворота) и имел сравнительно небольшой налобный выступ.

В восточных районах современной Ошской области, а также у кыргызок из племен мундуз и басыз тюрбан имел большие размеры и сильно нависающий над лбом выступ. Шапочку, имевшую шлемовидную форму, искусно расшивали цветным шелком очень тонким швом; вышивали части, прилегающие ко лбу и щекам, и полосу, спускающуюся на спину. К шапочке прикрепляли очень длинные, спускавшиеся на грудь подвески из снизок кораллов, скрепленных серебряными пластинками.

Элечек — женский головной убор

В юго-западных районах Ошской области, где жили группы под названием ичкилик, тюрбан имел более округлую форму и был довольно высоким, шапочка же была аналогична предыдущей. Иногда на тюрбан накидывали нарядный платок, угол которого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Элечек — женский головной убор

Тюрбан украшали по-разному: вышитыми полосками, перекрещивающимися спереди, шелковой тесьмой, серебряными украшениями, кораллами, монетами, жемчугом.

В Прииссыккулье, в Чуйской долине элечек уже очень редко можно встретить на старухе или пожилой женщине, на Тянь-Шане он встречается несколько чаще. В Таласской же долине старинный головной убор — илеки распространен значительно шире, его можно увидеть и на женщинах среднего возраста. К югу этот головной убор встречается реже, а в южной части Ошской области он совершенно вышел из употребления. У кыргызов, живущих в Джиргаталъском районе Таджикистана, старинный головной убор сохранился только как свадебный наряд.

Элечек — женский головной уборЭлечек — женский головной убор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

www.open.kg

Как в Кыргызстане колпак к флагу приравняли: selyanka1

_1 image.jpg

"Радио Азаттык" — киргизская редакция "Радио Свобода" только что сообщило, что депутаты Киргизии подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак).  Проект закона также обязывает спортсменов носить национальный головной убор на международных соревнованиях. По мнению авторов документа, это необходимо для "духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа" и для того, чтобы "повысить узнаваемость народа Киргизии". Законопроект приравнивает ак калпак к государственному флагу, гербу и гимну.

_4 Kalpak-700x456.jpg_2 53cc539eea66b6936b30d56fb4f51679.jpg

Калпак – это кыргызский национальный мужской головной убор. Его называют “ак калпак”  (белый колпак),  так как  шьется в основном  из белого войлока.

Ак калпак мужчины начали носить в Средней Азии в древние времена, c XIII векa. Eго надевали от хана до бедняка, от молодых джигитов до аксакалов. Какой народ и кто именно изобрел этот головной убор, сейчас уже не узнать, но почти с уверенностью можно сказать, что кыргызы - единственные, кто до сих пор носит его в массовом порядке.

_3 1330658357_ak-kalpak-21.jpg

Калпак не только дополнял традиционную мужскую одежду, состоящую из войлочного или овчинного пальто и сапог, но и был главным атрибутом в установлении социальной принадлежности его носителя. Богатый человек носил калпак повыше – тот как бы прибавлял роста и делал человека более импозантным. Всаднику же калпак придавал мужественность благодаря устремленным вперед изогнутым углам. И именно в нем исторически выработался стойкий художественный вкус, уходящий своими корнями в глубину веков.

Для калпачного войлока служит вымытая, вычищенная, вычесанная, нигде не использованная белая тонкорунная шерсть. После изготовления войлока, его художественно кроят, а потом вырезают.

_4 b208182456855b5680dad1bcd630c63f_XL.jpg

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления калпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Каждый элемент калпака не случаен. Этот старинный национальный головной  убор  шьется из четырех клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья.На макушке калпака пересекаются 4 линии окантовки:1.Олицетворение солнца.2.Символ жизни, бытия и существования.

Верх обязательно украшает кисточка. Она должна всегда находиться спереди: кисточка символизирует арчу, которая у кыргызов ассоциируется с вечностью.Кисточки на макушке:1. Олицетворение потомства и пускание глубоких корней.2. Символ мир, достатка и сытой жизни.3.Олицетворяет радостную молодость и почтенную старость.

Разновидность колпака — ай калпай, была без разрезных полей. А уж об орнаментах, украшающих белый войлок калпака, сложены сотни легенд.

Существует около 80 видов калпака. Делятся они по форме, сложности изготовления, значению и, конечно же, цвету. Точнее сам ак калпак, на то и “ак”, что всегда традиционно должен оставаться белым, а вот окантовка меняется в зависимости от возраста.

Зеленая или красная окантовка – детский калпак. Его надевали мальчики. Зеленый цвет - символ молодости, и он показывал, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны всему учиться

51453C90ABAEA434216506C1BE47F60920668D54D5D6BB90964^pimgpsh_fullsize_distr.pngСиняя или голубая окантовка – юношеский ак калпак. В таком цвете ходили молодые люди после 20 лет. Цвет неба говорил о росте и взрослении.

576D16FAFE9D665270AED73EE8E1F8808A3CD23B1F62D97FF72^pimgpsh_fullsize_distr.pngКалпак с коричневым кантом надевали мужчины за 30, когда уже росла семья, главы семей накопили достаточно жизненного опыта и могли приносить пользу своей родине.

586DB35B7384BC3BCA2832AAC48BD5AE3F0C7DD5DE377333A5A^pimgpsh_fullsize_distr.png

Коричневый на бежевый цвет окантовки мужчины меняли уже в зрелом возрасте, после сорока. Когда могли подавать пример другим, подрастающему поколению.

5930D642313552BD55FA069E3C9A79983CF1A4CBD8010F0A0AF^pimgpsh_fullsize_distr.png

Черный кант появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Черная линия на белом фоне означает мудрость. А вот если пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, это означало: повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

52FBAA1632422D2E218FC352D3F97E03DB9F4F6416D5B4E6EB4^pimgpsh_fullsize_distr.png

Самый почетный полностью белый калпак - головной убор старейшин, аксакалов. Дарят его только в знак признания лидерства человека.

58181BD2DE754FBB4FA5C09AC10FD5B154552D3AC22561DAA01^pimgpsh_fullsize_distr.png

Парадная форма кыргызстанцев на различных официальных мероприятиях, спортсменов из КР на международных соревнованиях обязательно включает в себя именно белый калпак. При назначении на должность либо избрании чиновников их обязательно чествуют белым калпаком: традиция дарения калпака в  суверенном Кыргызстане вошла даже в государственный этикет!

Считается, что парламентскому государству как нельзя лучше соответствует именно калпак, как самый демократичный головной убор. Также его называют и самым мобильным, и самым практичным: калпак благодаря окаймленным клиньям можно сложить вчетверо без ущерба для его формы; можно вывернуть наизнанку, ведь изготавливается он из мягкого войлока; в непогоду калпак не пропускает дождь и снег и согревает, а в жаркие дни – охлаждает.

В эпосе “Манас” кыргызский  народ характеризуется как “народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание темное, как подножие гор”.

B 2011 году даже учредили специальный национальный праздник с целью популяризации национального головного убора. Празднуют его 5 марта.

В этот день в школах и лицеях традиционно проходят классные часы на тему о калпаке, в музеях и театрах – презентации на тему исторических корней происхождения калпака, в столице организуются всевозможные флешмобы, активисты молодежных движений даже выходят на праздничный парад, учащиеся школ и студенты вузов устраивают различные национальные игры на центральной площади, исполняют танец кочевников  “Кара жорго”.

0a40577a26c9b1efbd37a606ce1b1278.jpg

Огромный, специально изготовленный к этому случаю, 3-метровый калпак традиционно проносят по центру Бишкека и мимо столичной мэрии, а на площади Ала-Тоо уже несколько лет подряд организуется праздничный концерт.

kalpak-700x459.jpg

По данным пресс-службы  мэрии Бишкека, самый крупный в мире ак калпак – это точная копия традиционного головного убора, изготовленная в соответствии со всеми традициями из естественных материалов.

И ак калпак идет всем. Узнаете знаменитостей?

11 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti12.jpg

3 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti3.jpg1 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti1.jpg

10 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti11.jpg

9 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti10.jpg

4 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti4.jpg2 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti2.jpg

6 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti6.jpg

7 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti8.jpg

5 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti5.jpg

8 AkKalpak_na-izvestnoj-lichnosti9.jpg

selyanka1.livejournal.com

Шапки народов мира — блог туриста odlesya на Туристер.Ру

У каждого народа есть свой головной убор. Предлагаю Вам узнать много интересного о головных уборах, некоторые из которых мы носим сами:

Чустская тюбетейка

Узбекистан

Хлопок

Самая популярная лёгкая мужская тюбетейка была изобретена в Ферганской долине: складная шапочка, помещается в карман. Классическая – чёрного или тёмно-синего цвета с белым узором в виде стилизованных стручков перца, которые защищают здоровье мужчины, и узорных арочек, выражающих пожелание иметь 16 детей.

Чульо

Перу

Шерсть

Вязаная шерстяная шапка, закрывающая уши, - традиционная защита андских индейцев от холодов высокогорья. Она изготавливается из альпака. Сегодня это классический сувенир из Южной Америки и даже предмет экспорта. Можно отыскать шапки, выполненные в традициях инков, - с геометрическим узором и стилизованными изображениями животных, либо любой другой расцветки, на взрослых и детей с самыми различными вкусами.

Соломенная шляпа

Вьетнам

Солома, пальмовые волокна, шёлк

Настоящий символ Азии – их можно увидеть на крестьянине и на городской моднице. Такая шляпа незаменима в тропиках: она защищает и от дождя, и от солнца, и от посторонних взглядов, будучи при этом очень лёгкой. На голове соломенный конус держится за счёт шёлковых лент.

Панама

Латинская Америка

Хлопок, картон

Классические панамы делаются из соломы, не мнутся и помещаются в карман. Происходит из Эквадора, а название и популярность эта велика в деле спасения от солнечных ударов штука получила благодаря Тедди Рузвельту, инспектировавшему в ней Панамский канал. С тех пор в Латинской Америке появилось несколько вариантов панам.

Папаха

Кавказ

Мех

Высокие шапки в форме усечённого конуса обычно шьют из густой и длинной овчины, но возможен и каракуль и даже медвежий мех. Это идеальный головной убор в горах: отлично греет, защищает голову от ударов, ну и «материал» всегда бегает поблизости. Для кавказцев папаха  - символ чести, сбить её с головы – страшное оскорбление. Зато шапкой, набитой опилками, охотно играют в конный баскетбол, закидывая шапку в кольцо.

Тюбетейка

Средняя Азия

Сатин, бархат, шёлк, парча

Название произошло от тюркского «ТЮБЕ» - «ВЕРХ». С 19 века это самый распространённый головной убор в Средней Азии. Бывают тюбетейки мужские и женские, для детей, стариков и замужних женщин, самаркандские, бухарские, хорезмские и т.д. Популярная у туристов разновидность – бухарская золотошвейная шапочка, между прочим, главный атрибут наряда невесты.

Каппер

Россия, Финляндия, Швеция, Скандинавия

Шерстяное сукно, мех, бисер и другие украшения

Мужской головной убор саамов – народа, живущего на севере Скандинавского полуострова и северо-западе России. Капперы шьют из синего, чёрного или красного сукна на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть цилиндрическая, украшается цветным сукном, бисером, жемчугом. Иногда к каперу пришивают наушники с тесёмками, которые завязываются под подбородком.

Тирольская шляпа

Швейцария, Германия, Австрия

Фетр

Классический цвет – зелёный, но вариаций множество. Ещё в традиционный комплект входит шнур с петлёй, обмотанный вокруг тульи, и перо или специальная метёлочка в качестве украшения.

Чембер

Туркмения

Шёлк, другой тканый материал

Головное покрывало красного цвета с вышивкой – оберегом – один из вариантов головного убора молодых замужних женщин. Со временем Чембер эволюционировал, превратившись из полотна в шапочку: заплетённые косы прячутся в мешочек на затылке. Сейчас в Туркмении можно встретить оба варианта, но с классическим вариантом, т.е. полотном справиться сложнее.

Чалма или тюрбан

Аравийский полуостров, Северная Африка, Азия

Хлопок, шёлк

По сути, это длинное полотнище несшитой ткани, наматываемое вокруг головного убора, типа тюбетейки. Изначально наиболее распространённым был чёрный цвет. Существуют тысячи способов завязывания чалмы, важны количество складок, расположение узла и свободного конца. Размер, цвет, способ завязывания чалмы говорят о статусе и происхождении владельца. Особое положение занимает чалма зелёного цвета – её могут носить прямые потомки Пророка или же те, ктосовершил хадж в Мекку.

Монтера

Испания

Бархат, велюр

До 19 века головной убор тореро имел вид обычной треуголки, но с тех пор и по сей день это монтера: круглая шапочка с рожками. Классический вариант – чёрный, из собранной в мелкие складочки ткани, напоминающей курчавые волосы. Той персоне, которой тореро посвятил победу над быком, он бросает свою монтеру.

Сомбреро

Мексика

Солома, фетр

Испанское слово «шляпа», sombrero, дословно «дающая тень». Мексиканский вариант даёт её с избытком – диаметр полей может достигать одного метра. Самые нарядные сомбреро – фетровые, с огромными полями, декоративными украшениями, помпончиками и т.д. – это головной убор мексиканского музыканта, марьячи. Крестьянские шляпы плетут из соломы.

Малгай

Монголия

Шёлк, вельвет

У разных монгольских племён шапка малгай имеет различный облик. Наиболее характерный облик – конусообразный, с шариком на макушке. Шарик символизирует солнце, а идущая от неё прострочка или прикреплённая к нему кисть символизируют его лучи, согревающие всех монголов на свете.

Перья

Парагвай

Перо, тесьма

Парадный головной убор индейцев мака, проживающих в Парагвае. Перья выбираются ярких цветов – по легенде, достаются индейцам от райских птиц. Туристам, которые не удержались от покупки такого сувенира, обычно рекомендуют не выряжаться в перья раньше, чем они доберутся до Европы, чтобы никого не обидеть.

Берет

Шотландия

Шерсть

Береты с помпоном до сих пор с гордостью носят волынщики, любители клетчатого, лукавые девушки и шотландские националисты. Шьют береты, как и килты, из тартана – клетчатой ткани, сочетание цветов которой своё у каждого клана.

Феска

Египет, Тунис, Марокко

Фетр

Шапка в виде усечённого конуса, со свисающей с макушки чёрной кисточкой. Этот головной убор ассоциируется со временами Османской империи и распространен  на территориях, когда-то ей принадлежавших (но в самой Турции феска запрещена). Классическая феска – красная, но часто бывает цвета ислама – зелёная.

Шляпа

Боливия

Кожа

Боливийскую шляпу отличает толстая, хорошо выделанная, слегка потёртая кожа. Она защищает от ветра, дождя и палящего солнца и к тому же сидит, как влитая даже при быстрой езде верхом. Боливийские мужчины берегут свои шляпы не меньше, чем своих жён.

Войлочная шапочка

Киргизия

Войлок

Плоская тулья зимней киргизской мужской шапки шьётся из четырёх клиньев и может быть оторочена лисьим мехом, овчиной или соболем, если речь идёт о богатом уборе. Аналогичная женская шапка немного выше и имеет по краю изящный вышитый узор.

Сванка

Грузия

Шерсть

Сваны живут на северо-западе Грузии. Войлочная сванка  - прочный головной убор, который прекрасно сохраняет тепло и может даже служить чашей в вывернутом состоянии. В представлении сванов каждый человек – это храм Духа Святого, который обитает в людях, а сванка на голове – купол этого храма.

odlesya.tourister.ru

Элечек — женский головной убор

Элечек — женский головной убор

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи. У разных родоплеменных групп Кыргызии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику. В Кыргызии чалма получила большое распространение.

Элечек — женский головной убор

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

Элечек — женский головной убор

В северной Кыргызии головной убор женщины состоял из небольшой, облегающей голову шапочки с полосой, спускавшейся на спину, и повязанного поверх нее тюрбана. На тюрбан шла тонкая белая ткань или кисея. В зависимости от формы тюрбана, а также украшений шапочки различались четыре типа женского головного убора.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские кыргызки ткань для тюрбана наматывали спиралью, образуя идущие кверху от головы ровные выступы; сам тюрбан имел цилиндрическою форму, конец его заворачивали на левую сторону.

Элечек — женский головной убор

В долине Таласа и в районах северной части современной Ошской области, которые были населены родоплеменными группами саруу, кытай, кутчу, джетиген и багыш, носили тюрбан круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части (без отворота) и имел сравнительно небольшой налобный выступ.

В восточных районах современной Ошской области, а также у кыргызок из племен мундуз и басыз тюрбан имел большие размеры и сильно нависающий над лбом выступ. Шапочку, имевшую шлемовидную форму, искусно расшивали цветным шелком очень тонким швом; вышивали части, прилегающие ко лбу и щекам, и полосу, спускающуюся на спину. К шапочке прикрепляли очень длинные, спускавшиеся на грудь подвески из снизок кораллов, скрепленных серебряными пластинками.

Элечек — женский головной убор

В юго-западных районах Ошской области, где жили группы под названием ичкилик, тюрбан имел более округлую форму и был довольно высоким, шапочка же была аналогична предыдущей. Иногда на тюрбан накидывали нарядный платок, угол которого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Элечек — женский головной убор

Тюрбан украшали по-разному: вышитыми полосками, перекрещивающимися спереди, шелковой тесьмой, серебряными украшениями, кораллами, монетами, жемчугом.

В Прииссыккулье, в Чуйской долине элечек уже очень редко можно встретить на старухе или пожилой женщине, на Тянь-Шане он встречается несколько чаще. В Таласской же долине старинный головной убор — илеки распространен значительно шире, его можно увидеть и на женщинах среднего возраста. К югу этот головной убор встречается реже, а в южной части Ошской области он совершенно вышел из употребления. У кыргызов, живущих в Джиргаталъском районе Таджикистана, старинный головной убор сохранился только как свадебный наряд.

Элечек — женский головной уборЭлечек — женский головной убор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

www.open.kg


Смотрите также