БУДЕТ ВКУСНО! Молдавская шапка


"Шапка Гугуцэ"- блинный десерт молдавской кухни

Хочу познакомить вас с чудесным блинным десертом из молдавской кухни.

Сначала испечём блины. Для этого нам потребуется:

- Два яйца;- 0,5 чайной ложки соли;- 2 ст. ложки сахара;- 1 л молока;- 3,5 ст. муки;- 1/3 ст. подсолнечного масла.

Яйца, соль и сахар смешаем, разотрём венчиком. Выльем половину молока, размешаем.

Добавим муку, её потребуется примерно 3,5 стакана. Старательно вымесим, при такой консистенции теста мука хорошо размешивается и не образуется комочков.

Теперь небольшими порциями, размешивая, выльем остальное молоко.

Последний штрих: в готовое тесто добавим масло, это избавит нас от необходимости смазывать сковородку перед каждым блином.

Перед первым блином сковороду смажем кусочком сала.

Блины получились достаточно тонкие и без дырочек. В них удобно заворачивать начинку. А заворачивать мы будем вишни. Итак, дальше мне нужно:

- 0,5 л сметаны;- 1 ст. сахара;- Вишни без косточек.

Полкило сметаны смешаем с 1 стаканом сахара и взобьём миксером. Вишни на блины выложим дорожкой:

Свернём рулетиком:

Уложим на удлиненную салатницу или рыбную тарелку. Вот я выложила первый слой блинчиков-рулетиков.

Теперь смажу его кремом:

И так, слой за слоем, выложим рулетики горкой:

У меня получилось две салатницы. Сразу есть не будем, отправим в холодильник.

Мне приходилось бывать в Молдове, так вот без этого десерта не обходится, кажется, ни одно застолье.

Тарелочек делают как можно больше.

Форма нашего десерта повторяет форму национальной молдавской каракулевой шапки-пилотки, я видела такие на юге Молдовы.

А Гугуцэ – это мальчик, персонаж молдавских сказок. Всё началось с того, что отец сшил Гугуцэ слишком большую шапку. Но за этим дело не стало и шапка начала расти. Сначала Гугуцэ укрывал друзей от дождя, потом в эту шапку чего только не влезало. Наконец, шапка разрослась на всё село и было всем счастье… Ну, вот, примерно, как-то так.

Пока я вам сказки рассказывала, десерт наш остыл, крем застыл. Можно подавать. Резать будем поперёк.

И вот уже у нас на тарелочке «виноградная гроздь», а дети любят называть бочками. И в каждой бочке – вишенка.

 

Источник

vkusno.mirtesen.ru

Молдавский национальный костюм - Методика преподавания народного танца.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cu altiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.

В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”

ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Женской обувью с древних времен были “opinci” – обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.

ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

А) МУЖСКИЕ РУБАХИ

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами – один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, - “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков – к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины – короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” – в Леовском и Резинском районах и “petic” – В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокетке – это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX – начале XX века – это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались – косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным – это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.

Самыми распространенными штанами были “izmene” – они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. “Izmene” служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и

украшали вышивкой с орнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.

Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, были “iari” – узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи - моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из них – штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”. Этот тип брюк – славянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова.

Другой тип – зимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками – “cioareci, nădraji”. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” – штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.

В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна – “suman”. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, - белого или серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже, “suman” стали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон “glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался - „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали “cojoc” – тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.

ОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Зимним головным убором была островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.

ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ

Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были – “opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.

РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ

Обязательной частью молдавского костюма был пояс – древний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу – “на счастье”. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высоко росла пшеница”.

По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так , в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. назывался „cingă”. Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.

У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметы – трубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.

Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались мерой „palmă”, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветными – красными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.

pan4en.livejournal.com

Народный костюм Молдавии » Перуница

Народный костюм МолдавииВ истории культуры каждого народа значительное место принадлежит национальному костюму. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Ее основные черты складывались в зависимости от исторических традиций, типа хозяйства, климатических условий, в ней нашли отражение этнические особенности и культурные связи с другими народами, воплотились лучшие достижениянародных мастеров.Национальный костюм уже не является повседневным. Он сохранился как особый вид одежды для праздничных шествий, фестивалей,вошел составной частью в ритуалы новых советских праздников и обрядов.За ткацким станкомЗа ткацким станкомВ условиях замкнутого натурального хозяйства ткань и одежду крестьяне изготовляли дома, и только отдельные части костюма, такие как обувь, безрукавки, тулупы и шапки,- мастера-ремесленники. Девушек с ранних лет учили искусству прядения, тканья, шитья, вышивания. По обычаю девушка вместе с матерью должна была готовить свое приданое, а также подарки жениху и его родне.Женщина в традиционном костюме северных районов МолдавииЖенщина в традиционном костюме северных районов МолдавииНаиболее древними материалами для изготовления одежды были конопля, которую выращивали на специально отведенных участках, шерсть, реже - лен. Шерстяные ткани обрабатывали на сукновальнях, которые как правило строили на берегу реки или озера. С середины XIX века для тканья стали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу.Женщина в рубахе кэмашэ ку стеле (Каменский район)Женщина в рубахе кэмашэ ку стеле (Каменский район)Подготовка конопли и льна к прядению и тканью состояла из отработанных на протяжении веков действий: сбор конопли или льна, сушение, вымачивание, вторичное сушение, мятье, чесание, прядение, промывка пряжи, пропускание ее через мотовило, отбеливание или окрашивание нитей, перемотка пряжи на кресты, снование, установка основы на ткацкий станок.Женщина в праздничном сарафане (Каменский район)Женщина в праздничном сарафане (Каменский район)Ткань для одежды ткали на горизонтальном передвижном ткацком станке с двумя навоями. В каждом крестьянском доме изготовляли не только холст и полотно для рубах и летних мужских штанов (пынзэ), но и шерстяные ткани для верхней одежды (суман, аба, шияк), пояса, женские передники и юбки (шорц, катринцэ).Девушка в праздничной традиционной одежде, характерной для начала XX века (Бричанский район. Снимок 1982 г.)Девушка в праздничной традиционной одежде, характерной для начала XX века (Бричанский район. Снимок 1982 г.)Наряду с этим уже начиная с XIV века появляются отдельные прядильные, ткацкие, сапожные мастерские, принадлежащие боярам, монастырям, ремесленным цехам. До середины XIX века в крестьянском хозяйстве использовали самодельные ткани, и только позднее в селе появляются такие ткани фабричного производства как ситец, сатин, кашемир, шелк.Участница художественной самодеятельности в традиционной праздничной одежде северных районов МолдавииУчастница художественной самодеятельности в традиционной праздничной одежде северных районов МолдавииПовсеместно в Молдавии был распространен комплекс одежды, который является общенациональным. Для мужчин это длинная рубаха, узкие белые штаны (измене или ицаръ), цветной шерстяной или широкий кожаный пояс (брыу), барашковая шапка (кушмэ) или шляпа (пэлэрие). Для женщин - белая орнаментированная рубаха, поверх которой надевали шерстяную юбку (катринцэ) и шерстяной пояс, головное покрывало (нэфрамэ) или платок (басма). И мужчины, и женщины в холодное время надевали безрукавки (пептар) и свиту (суман), в дождливую погоду к этому добавлялся шерстяной плащ (манта ку глугэ). Эта общераспространенная одежда имела местные особенности, которые чаще всего проявлялись в женском костюме, а также в деталях покроя, орнаментации.Женщина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Единецкий район. Снимок 1982 г.)Женщина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Единецкий район. Снимок 1982 г.)Комплекс праздничной женской одежды центральной этнографической зоны (Государственный Краеведческий музей МССР)Комплекс праздничной женской одежды центральной этнографической зоны (Государственный Краеведческий музей МССР)Девушка в традиционной одежде центральной этнографической зоны МолдавииДевушка в традиционной одежде центральной этнографической зоны МолдавииЖенщина в праздничном костюме с ожерельями из бисера и бус (Каменский район)Женщина в праздничном костюме с ожерельями из бисера и бус (Каменский район)Мужчина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)Мужчина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)Мужчина в традиционной зимней одежде (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)Мужчина в традиционной зимней одежде (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)Участница ансамбля художественной самодеятельности в сценическом костюме (Единецкий район)Участница ансамбля художественной самодеятельности в сценическом костюме (Единецкий район)Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)Обряжение невесты (Каменский район)Обряжение невесты (Каменский район)Народный мастер прикладного искусства МССР Н. Бодю (с. Брынзены Единецкого района)Народный мастер прикладного искусства МССР Н. Бодю (с. Брынзены Единецкого района)Народный мастер прикладного искусства МССР M. Гангурян (Кишинев)Народный мастер прикладного искусства МССР M. Гангурян (Кишинев)

Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм [1985]

www.perunica.ru