Осетинская войлочная шляпа статья Е. Н. Студенецкой. Осетинская шапка


Осетинский национальный костюм мужской и женский

Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.

осетинский национальный костюм

Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.

Мужской костюм

Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон - пояс.

Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.

Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.

осетинский национальный костюм фото

Бешмет

Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.

Верхняя одежда осетин

Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.

Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна.

Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ.

К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба (или по-другому - карц). Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды.

осетинский национальный костюм женский

Головные уборы

Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов.

Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши.

Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.

Национальная одежда осетинок

На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.

По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.

осетинский национальный костюм мужской

Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.

Повседневное одеяние осетинок

В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.

На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.

Осетинский костюм в современности

Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации.

как нарисовать осетинский национальный костюм

В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят. Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер. А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.

Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко.

До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.

как нарисовать осетинский национальный костюм карандашом поэтапно

Как нарисовать осетинский национальный костюм

Для того чтобы нарисовать национальный наряд осетин, необходимо:

  1. Провести исходные очертания мужской и женской фигуры. Две окружности – головы и шеи, квадраты – туловища, контуры ног и рук.
  2. Мягкими линиями обвести окружности, придавая последовательно контуры лицам. Выделить очертания щёк, ушей, подбородков и линию шею.
  3. Прорисовать выражение лица. Для этого используется вспомогательная линия внутри окружности. Нарисовать глаза с ресничками, брови над ними, линии носа с ноздрями и губы, расплывающиеся в вежливой улыбке.
  4. Далее барышне пририсовать две пышные заплетённые косы, убранные назад, сверху «надеть» национальный головной убор с вуалью. На ушках можно показать красивые серёжки. На голове мужчины нарисовать папаху.
  5. Не знаете, как нарисовать осетинский национальный костюм карандашом поэтапно? Итак, начинаем рисовать сам костюм. На ней – платье красного цвета с многочисленными застёжками с поясом золотого цвета и рукавами-лопастями. На нём – рубаха с воротником стойкой, поверх неё подпоясанный бешмет длиной по колено.
  6. Покажем длину рукавов бешмета до локтя и рукав рубашки с отделанным галуном и застёжками из ниток. На поясе осетин, отделанном серебром, висит национальное орудие – кинжал, а он держит его рукоятку.
  7. Заканчивая рисовать национальные осетинские костюмы, нужно изобразить подол женского платья, из-под которого виднеется низ передника. Платье немного расширено книзу. У мужчины штаны-шаровары довольно объёмные, заправленные в сапоги. Ноги нужно рисовать вдоль прямых, нарисованных в первом этапе.
  8. Теперь изобразим орнамент на подоле передника, платье и рукавах. Линии вертикальные и горизонтальные. Края бешмета «отделываются» серебром.
  9. Головной убор девушки тоже отделывается незатейливым орнаментом.
  10. Раскрасить получившиеся костюмы. В основном для национальных осетинских нарядов принято брать красный, чёрный и белый цвета.

национальный костюм осетинского народа

Заключение

В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой.

Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.

fb.ru

Осетинская войлочная шляпа статья Е. Н. Студенецкой

Третьим типом головного убора является войлочная шляпа, которой пользовались все народы Северного Кавказа в теплое время года. Войлочная шляпа была в первую очередь крестьянским рабочим головным убором. Надевали ее также в дорогу, но при въезде в селение часто меняли на папаху. Шляпы различались по выработке (мягкие и жесткие), цвету, способам отделки71. Их изготовляли женщины — валяли в виде плоского блина, а затем формовали на деревянной болванке. Шляпы из белой мягкой шерсти (в Чечне их называли исхаркуй, т. е. суконная шляпа) были более нарядными, в них ходили в селениях, особенно молодые люди. Войлочная шляпа с очень широкими твердыми полями из грубой шерсти называлась по-чеченски мангал куй, т. е. шляпа для косцов. Края и низ тульи обшивали шнуром.

Осетинские шляпы были более легкими и мягкими. Край шляпы и место перехода тульи в поля обшивали полоской ткани того же цвета. Осетинские шляпыдовольно рано оценили туристы. Еще в начале XX в. их покупали в большом количестве. Туристские шляпы по краю украшали бахромой из длинной шерсти.

Для карачаевских и балкарских шляп был характерен очень плотный, хотя и тонкий, войлок. Карачаевцы редко обшивали край тканью. По краю обычно нашивался шнур ручной работы, такой же шнур отделял тулью от полей; на верхушке тульи часто из шнурка сплетали пуговку, от которой радиально расходились шнурки (чаще шесть), концы которых закреплялись у нижнего края тульи. Балкарцы применяли обшивку и тканью, и шнуром. Последний способ был возможен лишь при плотно окатанном войлоке.

У адыгских народов шляпы обычно обшивали полоской ткани. Иногда, особенно в детских шапках, верхушку украшали кисточкой из шелковых нитей.

При надевании войлочной шляпе можно было придать различную форму. Поля носили опущенными или загнутыми с одной или нескольких сторон, иногда их с боков заворачивали во внутрь или поднимали вверх, закрепляя шнуром и т. п. «Формы ей дают,— отмечал С. В. Кокиев — самые причудливые, это зависит вполне от личной изобретательности каждого: можно встретить круглый или конусообразный верх, широкие поля, закрывающие иногда даже плечи, опущенные или вздернутые, как у итальянского бандита или же a la Napoleon и т. п. Единственным руководителем в этом случае служит воображение осетина, которое приводит к самым уродливым и смешным и странным формам» 72.

Мы отметили бы скорее большую живописность и своеобразие различных манер ношения шляп.

Войлочные шляпы, во всяком случае у адыгских народов, карачаевцев и балкарцев, претерпели некоторую эволюцию. В конце XIX — начале XX в. форма их была иной: тулья была более высокая, вроде колпака, поля маленькие. Такая форма близка форме абхазских войлочных конусообразных колпаков. Правда, последние не имели полей 73.

Войлочные шляпы у всех народов назывались тем же термином, что и шапка вообще, но с прибавкой указания на материал (войлочная), то время как слово «шапка» без уточнения материала являлось синонимом мехового головного убора — папахи. У карачаевцев и балкарцев понятие шляпы передавалось термином къалпакъ, напоминавшим об ее более древней форме. Наряду с этим бытовал термин кийиз бёрк, т. е. войлочная шапка.

В конце XIX — начале XX в. изредка встречались турецкие фетровые фески. Их надевали поверх матерчатой верхушки шапки муллы и хаджи, совершившие паломничество в Мекку. На меховой околыш папахи наматывалась чалма в виде сложенной в несколько раз полосы ткани белого, зеленого, красного цвета, а иногда и пестрой. Чалму носили на папахе и без фески 74.

Из ткани шили маленькие шапочки вроде мягких тюбетеек, которые защищали подкладку папахи от пота. Они известны у адыгейцев, кабардинцев, чеченцев. Последние, входя в помещение, иногда заменяли папаху шапочкой типа тюбетейки, сшитой из полоски ткани с небольшим круглым донышком.

Е. Н. СтуденецкаяОдежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., «Наука», Москва, 1989 г.

oss.kirimiti.ru

Осетинская папаха статья Е. Н. Студенецкой

Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой длинной и кудрявой шерстью или из козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.

Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все пять из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству. «У него три шубы, все три бухарские; висят на гвозде и тля поедает их». Так пели в похоронной песне о богатом человеке 67.

Форма меховой шапки может быть весьма разнообразной. Этнограф С. В. Кокиев, сам осетин, свидетельствовал: «Зимою шляпы заменяются меховыми шапками, которые тоже чрезвычайно разнообразны, начиная от самых изящных и миниатюрных до самых грандиозных, как стог сена. Полнейшее приволье каждому». Примерно то же самое писал об осетинах в 1872 г. В. Б. Пфаф: «Впрочем, папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высокою, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низкою, так что она немного лишь выше шапки крымских татар» 68.

Во всем этом разнообразии, зависящем от назначения папахи, социальной принадлежности хозяина, моды, личных вкусов, тем не менее наблюдается некоторая последовательность форм, которую мы и попытались отразить на картах. Кроме того, нами отмечена и возрастная разница: старики, а часто и дети носили обычно уже выходящие из моды шапки.

Как видно из материалов, относящихся к XVIII —началу XIX в.. при наличии разнообразных типов шапок из ткани большое распространение, особенно среди простого народа, имели меховые шапки-папахи, часто с верхом из ткани. Л. И. Лавров 69 высказывал мнение, что меховая шапка, папаха — это поздняя форма головных уборов, им предшествовали шапки из тканей, которые зафиксированы на рисунках путешественников и в археологических материалах. Нам эта точка зрения не кажется убедительной. Издавна занимаясь скотоводством, делая из шкур не только шубы, но и штаны и даже рубахи, как мог горец «не додуматься» до меховой шапки? (рис. 15).

Остатки меховой шапки были обнаружены в Белореченских курганах. Меховые шапки мы видели и на рисунках многих путешественников XVII—XVIII вв., особенно там, где они изображали толпу. Что касается археологических материалов, то ведь и шуб мы в них не находим, хотя знаем, что их носили. Видимо, плохо выделанная овчина не сохранялась в могилах. Кроме того, хоронить всегда старались в лучшей, более нарядной одежде, а шапка из овчины, вероятно, была повседневной. На рисунках путешественников XVIII — первой половины XIX в. чаще всего изображаются люди богатые, знатные, в нарядных шапках из ткани с галунами. Большая часть из них — это жители плоскостных районов и побережья Черного моря, куда издавна проникали привозные ткани разного качества, шедшие прежде всего на одежду знати.

Во всяком случае, с конца XVIII в. меховые шапки уже бытовали и во второй половине XIX в., согласно полевым материалам, стали преобладающими в составе головных уборов.

В конце XIX — начале XX в. шапки целиком из меха (из овчины с длинной шерстью) бытовали главным образом в качестве пастушеских (чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы). Иногда их делали из овчины мездрой наружу, это были высокие конусообразной формы шапки с широким околышем.

В то же время у чеченцев и ингушей имелись парадные шапки из курпея, высокие и прямые.

В начале XX в. вошли в моду невысокие, почти по голове, суживающиеся кверху шапки из каракуля. Их носили главным образом в городах и прилегающих к ним районах плоскостной Осетии и в Адыгее.

Из овчины шили ночные шапки, обычно из пяти клиньев, имевшие вид ничем не покрытого колпака или подобие чепца. Их надевали на ночь мехом внутрь мужчины старшего возраста. В конце XIX — начале XX в. более широко бытовали меховые шапки с донышком из ткани или войлока, неоднократно менявшие свой фасон.

Наиболее старой формой считались высокие лохматые шапки с выпуклым верхом из мягкого войлока. Они были так высоки, что верх шапки наклонялся в сторону. Сведения о таких шапках записаны от стариков карачаевцев, балкарцев и чеченцев, которые сохранили в своей памяти рассказы отцов и дедов. Ареал этих шапок и степень их распространения точно не известны.

В конце XIX — начале XX в., кроме описанных выше шапок из меха, носили также шапки второго типа — из меха с тканью. Верх их шили из четырех клиньев, околыш был из овчины. Для верха использовали домотканое сукно или покупную ткань. Зимние шапки стариков-горцев подбивали стриженой овчиной, иногда войлоком. Часто встречались шапки с подкладкой из ткани, стеганой на вате. Верх у этих шапок был округлым и выпуклым, его также шили из четырех клиньев. Позднее, особенно в начале XX в., выпуклый верх стали заменять плоским, также из ткани. Эти шапки считались более парадными, их делали из мерлушки или каракуля, иногда даже на кожаной подкладке (карта 5).

В качестве парадной шапки в рассматриваемый период были распространены высокие (до 25—30 см), очень мохнатые папахи из шкур баранов с длинной шелковистой шерстью или козьих шкур. Выпуклая верхушка была покрыта тканью, тонким сукном или бархатом. Иногда ее украшали галунами. Такие папахи бытовали у чеченцев, ингушей, реже отмечались у осетин и кабардинцев, носили их и терские казаки. Шапки стоили дорого, поэтому имелись они преимущественно у богатых людей. Парадной считалась и прямая высокая папаха из каракуля. Она была распространена в Осетии, Кабарде, Адыгее, плоскостной Чечне и сравнительно редко в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачае и Балкарии.

В настоящее время трудно выяснить, чем вызывались эти колебания моды. Однако, по нашему мнению, папаха рано вошла в воинскую форму не только казачьих частей, по и русской армии вообще. Папахи носили во многих национальных частях, входящих в царский конвой. Форменные папахи влияли на головные уборы горцев, особенно праздничные, парадные.

После первой мировой войны на Северном Кавказе повсеместно распространилась невысокая шапка (околыш 5—7 см) с плоским донышком’ из ткани. Околыш делали из курпея или каракуля. Донышко, выкроенное из одного куска ткани, находилось на уровне верхней линии околыша и пришивалось к нему. Такую шапку повсюду называли «кубанкой» (впервые ее стали носить в кубанском казачьем войске), а в Чечне — «карабинкой» из-за ее малой высоты 70. Распространение этой шапки шло с запада на восток и было быстрым, у молодежи она вытеснила другие формы, а у старшего поколения и населения горных районов сосуществовала наряду с папахами старых типов. Да и сама «карабинка», если ее шили не из каракуля, а из овчины, выглядела совершенно иначе и напоминала шапки середины XIX в.

В городах и близких к ним районах шапки делали специальные мастера, в горах их шили сами женщины.

Поскольку шапка была одним из главнейших предметов мужской одежды, для молодых стремились приобрести красивые праздничные шапки. Их очень берегли: хранили, покрывая платком. При поездке в город или на праздник в другое селение праздничную шапку везли с собой и надевали перед въездом, снимая более простую шапку или войлочную шляпу.

Е. Н. СтуденецкаяОдежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., «Наука», Москва, 1989 г.

oss.kirimiti.ru

Осетинские свадебные платья - из чего состоит национальный наряд, украшения и аксессуары с фото

Наряд невесты Осетии заслуживает особого внимания. Он неповторим в своем изяществе, красоте. Осетинское свадебное одеяние украшено разнообразными камнями, вышивкой. Такой декор делает наряд тяжелым и одновременно роскошным. Наряд скрывает от посторонних взглядов тело молодой девушки, включая руки и шею. Головной убор невесты, украшенный золотыми и серебряными нитями, обрамлённый фатой, играет немаловажную роль. Этот аксессуар – объект выкупа во время осетинской свадьбы. В древности считалось плохой приметой, если шапочка попадет в руки чужого человека.

Из чего состоит осетинский национальный наряд на свадьбу?

Элементами свадебного наряда невесты являются корсет, рубаха, распашное платье, кафтанчик, фата, шапочка, обувь. Кафтанчик девушка начинала носить с того момента, когда вступала в брачный возраст. Надевался он поверх рубахи под распашное платье. Если была возможность, шился кафтанчик из дорогих тканей типа атласа, бархата, шелка. Этот предмет одежды стягивал фигуру, начиная плечами и заканчивая талией. Он должен был туго натягиваться, иначе могли расстегнуться нагрудные застежки. Борта, ворот, подол кафтанчика декорируются золотой вышивкой, галуном.

Элементы осетинского свадебного костюма невесты

Под распашным платьем были видны лишь некоторые части кафтанчика, он распадался на нарукавники, нижние полочки на поясе, воротничок, нагрудник с застежками. Под него новобрачная надевала рубаху из ситца или шелка с широкими длинными рукавами, которые скрывали кисти рук. Расцветка этого предмета подвенечной одежды девушки была желтого либо красного тона.

Обязательным элементом женского свадебного платья считаются нагрудные застежки. Если изначально они выполняли свое прямое предназначение, то в современности стали больше декоративной частью. Нагрудные застежки присутствуют во всех праздничных женских костюмах Северного Кавказа, но обнаружены они были в погребальных комплексах Осетии.

Под кафтанчик, на рубаху надевают корсет. Материалом для него служит кожа или несколько слоев шелка. Верх корсета заканчивается на уровне подмышек, а низ – на талии либо немного ниже. Завязками на корсете служат мелкие узелки шнура или тесьмы. С ними связаны некоторые каноны осетинской свадьбы: для развязывания шнура запрещалось использовать что-либо острое. Если его рвали или разрезали, для мужчины это считалось позором. Если же в первую брачную ночь мужчина не смог развязать корсет, то права притрагиваться к молодой он не имел.

Нагрудные застежки осетинского платья невесты

Поверх кафтанчика надевают распашное платье. Зачастую он выполнено в светлых тонах. Особенностью свадебного платья считается висячий широкий рукав. Он характерен не только для праздничной одежды, но и для одеяния феодалов. Такие рукава были неудобны при работе, поэтому подчеркивали праздность: постоянную для женщин высшего сословия либо кратковременную на праздниках и свадьбах.

Как выглядит осетинское свадебное платье?

Осетинские свадебные наряды представляют собой длинные платья, имеющие расклешенные рукава. Их носят со свадебной шапочкой треугольной вытянутой формы, украшенной фатой. На свадебном осетинском одеянии изображались символы благородия, поскольку женщина – мать, родительница, в связи с чем орнаменты носили растительный характер. Невеста выглядела стройной, красивой, женственной, скромной.

Покрой платья

Крой осетинского свадебного наряда

Осетинское праздничное платье доходило до пят и кроилось в талию. На нем был передний сплошной глубокий разрез. Рукава в основном были длинными и широкими. В некоторых случаях они делались узкими, прямыми, скошенными у кисти. Однако на такой рукав надевали длинные, широкие нарукавники, спускающиеся от локтей вниз. Благодаря разрезу на платье, была видна шелковая нижняя юбка. Крой осетинского одеяния невесты отражал представления древнего человека о мире: оно состоит из верха, середины и низа, которые в наряде делились шапочкой, воротом и поясом.

Символика цвета

Зачастую свадебное осетинское платье шилось мастерами с использованием шелковых тканей светлого цвета: кремового, белого, розового, голубого. Традиция надевать свадебные платья белого или другого светлого цвета олицетворяет невинность, чистоту. Зародилась она в Европе, после чего распространилась на весь мир. Со временем некоторые части платья утратили свою символику, но светлый цвет наряда на осетинскую свадьбу остается незыблемым правилом.

Значение орнаментов

Золотая вышивка на осетинском платье новобрачной

Осетинский наряд создает видение образа Праматери. Орнаменты на костюме олицетворяют древо жизни. Сама ткань платья считалась барьером для злых духов, поскольку она проходила обряд ткацкой магии. Защитный орнамент наносился в тех местах, где заканчивалось охранное действие ткани и начиналось человеческое тело. Например, в углах полочки кафтанчика наносились орнаменты в виде равнобедренного треугольника, вершина которого обращена в угол полы. От основания треугольника расходились в стороны кривые. Такие фигуры играли роль оберега, символизирующего плодородие.

Функции пояса и шапки в свадебном наряде

Пояс осетинской невесты

Пояс надевался поверх распашного платья и носился девушкой с периода, когда разрешалось сватовство. Все такие изделия отличались по качеству, форме, материалу, зависели от достатка семьи. Серебряные пояса передавались из одного поколения в другое. Этот аксессуар защищал невесту от злых взглядов. Шапочки в форме усеченного пояса с золотой растительной вышивкой защищали от порчи, а также символизировали высокое положение невесты на осетинском свадебном торжестве.

Фото осетинских свадебных платьев 2017 года

В современный век перед осетинками стоит выбор: предпочесть традиционному осетинскому облачению европейское свадебное платье или нет. Однако большинство девушек останавливаются на национальном костюме, история которого насчитывает сотни лет. И этот выбор вполне очевиден, ведь осетинское платье с символами солнца, плодородия, изобилия, счастья служит оберегом. Роскошная золотая вышивка, декор жемчугом, камнями Сваровски на национальных свадебных одеждах не сравнится ни с одним современным платьем.

svadbavo.ru

Осетины - Национальные костюмы народов Кавказа

Национальный осетинский костюм.Как он выглядел,как менялся в зависимости от времени и моды.Какие украшения носили осетины в 19-м- 20-м веке.А также посмотрим на людей той эпохи.Небольшая подборка фотографий расскажет нам об этом.Многие фотоматериалы представлены впервые.0_26f48_41c2c261_XLScan100210144Осетинки за работой.Scan100220054

Scan100220055Осетинская пляскаScan100220056Осетин ТерскойхадиковыХадиковыScan100210150

азамат джериевАзамат Джериев(?)IMAGE1763

IMAGE0781

00010129

IMAGE0237

IMAGE0766

IMAGE0769

IMAGE0794

IMAGE0765

ббббб...в трауреб

ббб

бб

бббб

гиоева сашаГиоева Саша

3

IMAGE0797

Scan100190077

Scan100220032

алдаковы-дауровы

Scan100210145

астемир-хан агнаев

IMAGE1036

Scan100080079

беликовыБеликовы.

калманова фатимаКалманова Фатима

Scan100220047

салбиев каурбекСалбиев Каурбек(?)

салбиевы эльхотовоСалбиевы(?)Эльхотово

салбиева(урусова) дунетхан гагузовнаСалбиева(Урусова)Дунетхан Гагузовна

Scan100120101

IMAGE0235

IMAGE0236

2

1

4

005

Огромная благодарность за помощь в подготовке материала Святославу Беликову и Артуру Церекову.

При использовании фотоматериалов ,ссылка на блог обязательна.Спасибо за понимание!

Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"

caucasian-dress.livejournal.com

Осетинский мужской головной убор как "сакральный" атрибут одежды.

Просмотр содержимого документа «Осетинский мужской головной убор как "сакральный" атрибут одежды.»

Осетинские головные уборы

Осетинские головные уборы

Автор: Меладзе Анна ученица 7 класса МБОУ СОШ №11

Автор: Меладзе Анна

ученица 7 класса МБОУ СОШ №11

Актуальность исследования : Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе элементы и детали традиционной одежды все с большей интенсивностью исчезают из памяти представителей молодого поколения. Поэтому, очень важно рассматривать костюм как не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека.

Актуальность исследования :

  • Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе элементы и детали традиционной одежды все с большей интенсивностью исчезают из памяти представителей молодого поколения. Поэтому, очень важно рассматривать костюм как не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека.
Цели исследования на основе доступных материалов, выявить, изучить и обобщить основные типы головных уборов осетин; в попытке выяснить причину «сакральности» головного убора. Так как именно это национальная одежда осетин один из основных элементов культуры, где отразилась многовековая хозяйственная деятельность, традиционно эстетические вкусы и навыки приспособления и к условиям физико-географической среды обитания народа в целом. Костюм не только обязательный атрибут культуры, но и источник, обладающий информационным полем об истории и культуре народа побудило меня заняться изучением именно этого атрибута одежды; провести поверхностный этимологический анализ названий атрибутов одежды с целью выяснения принадлежности к той или иной нации

Цели исследования

  • на основе доступных материалов, выявить, изучить и обобщить основные типы головных уборов осетин;
  • в попытке выяснить причину «сакральности» головного убора. Так как именно это национальная одежда осетин один из основных элементов культуры, где отразилась многовековая хозяйственная деятельность, традиционно эстетические вкусы и навыки приспособления и к условиям физико-географической среды обитания народа в целом. Костюм не только обязательный атрибут культуры, но и источник, обладающий информационным полем об истории и культуре народа побудило меня заняться изучением именно этого атрибута одежды;
  • провести поверхностный этимологический анализ названий атрибутов одежды с целью выяснения принадлежности к той или иной нации
С русского на осетинский термин шапка переводиться как « xud » и восходит к древне иранскому « xauda ».
  • С русского на осетинский термин шапка переводиться как « xud » и восходит к древне иранскому « xauda ».
 Ни о каком другом предмете своей одежды он не заботился так, как о свой шапке. Горец мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но чтобы головной убор был образцовый. Как беден бы не был горец, но шапку старался иметь всегда отличную.

Ни о каком другом предмете своей одежды он не заботился так, как о свой шапке. Горец мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но чтобы головной убор был образцовый. Как беден бы не был горец, но шапку старался иметь всегда отличную.

Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин, носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине.
  • Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин, носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине.
По головному убору определяли возраст, пол, сословное и семейное положение человека. Важно отметить, что ношению головного убора было обязательным всеми членами общины, независимо от их пола.
  • По головному убору определяли возраст, пол, сословное и семейное положение человека. Важно отметить, что ношению головного убора было обязательным всеми членами общины, независимо от их пола.
Осетины начало XX века

Осетины начало XX века

Осетины начало XX века

Осетины начало XX века

Много шуток и обычаев свадебных и похоронных связанно с шапкой в Осетии. Шапка в глазах осетина - символ мужества, силы, отваги и превосходства над женщиной, а потому она должна быть на голове неприкосновенной .
  • Много шуток и обычаев свадебных и похоронных связанно с шапкой в Осетии. Шапка в глазах осетина - символ мужества, силы, отваги и превосходства над женщиной, а потому она должна быть на голове неприкосновенной .
Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. До сих пор в Осетии можно встретить изречение «Ладжы худ ма мауал бавнал» - «Больше не дотрагивайся до шапки мужчины», что, безусловно, говорит о
  • Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. До сих пор в Осетии можно встретить изречение «Ладжы худ ма мауал бавнал» - «Больше не дотрагивайся до шапки мужчины», что, безусловно, говорит о "сакральности" и неприкосновенности головного убора
М. А. Мисиков в своей работе «Этнографические исследования об осетинах » сообщает что «многие авторы стараются объяснить это явление тем, что среди осетин много паршивых и что они, таким образом, скрывают свой недостаток. Правда, среди осетин парша - болезнь довольно распространённая (приблизительно около 3% населения), но объяснить постоянное ношение шапок (продолжает исследователь) исключительно этим – неправильно».

М. А. Мисиков в своей работе «Этнографические исследования об осетинах »

сообщает что «многие авторы стараются объяснить это явление тем, что среди осетин много паршивых и что они, таким образом, скрывают свой недостаток. Правда, среди осетин парша - болезнь довольно распространённая (приблизительно около 3% населения), но объяснить постоянное ношение шапок (продолжает исследователь) исключительно этим – неправильно».

Далее Мисиков высказывает свою субъективную точку зрения : « лично я полагаю, что на постоянное ношение шапок оказала влияние магометанская религия; отчасти это можно объяснить тем что, осетины находились в исключительно тревожных условиях жизни: постоянные набеги соседей беспрерывные войны – это все способствовало тому, что каждую минуту должны были быть начеку и на первый зов в полной готовности пуститься в путь; не могу себе представить осетина без шапки на коне».

Далее Мисиков высказывает свою субъективную точку зрения :

« лично я полагаю, что на постоянное ношение шапок оказала влияние магометанская религия; отчасти это можно объяснить тем что, осетины находились в исключительно тревожных условиях жизни: постоянные набеги соседей беспрерывные войны – это все способствовало тому, что каждую минуту должны были быть начеку и на первый зов в полной готовности пуститься в путь; не могу себе представить осетина без шапки на коне».

В настоящее время основная масса осетин этих традиций не соблюдают. Лишь пожилые люди, воспитанные на принципах норм общественного поведения(агъдау) придерживаются этих традиций, и в основном этому способствует семейная обрядность. На сегодняшний день, обязательное ношение головного убора в меньшей степени выражается в свадебной обрядности и в большей степени в погребальной, где больше всего сохраняются архаичные обряды. В сельских районах подавляющее большинство пожилых мужчин, носят головные уборы ежедневно.
  • В настоящее время основная масса осетин этих традиций не соблюдают. Лишь пожилые люди, воспитанные на принципах норм общественного поведения(агъдау) придерживаются этих традиций, и в основном этому способствует семейная обрядность. На сегодняшний день, обязательное ношение головного убора в меньшей степени выражается в свадебной обрядности и в большей степени в погребальной, где больше всего сохраняются архаичные обряды. В сельских районах подавляющее большинство пожилых мужчин, носят головные уборы ежедневно.
Для сравнения Современная свадьба Свадьба начала XX века

Для сравнения

Современная свадьба

Свадьба начала XX века

Меховой головной убор.

Меховой головной убор.

Осетины

Осетины

Осетины

Осетины

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Войлочная шапка (нымат худ)

Башлык (баслыхъ)

Башлык (баслыхъ)

Башлык (баслыхъ)

Башлык (баслыхъ)

Башлык (баслыхъ)

Башлык (баслыхъ)

multiurok.ru

Осетинская национальная одежда | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Осетинская национальная одежда

Слайд 2

Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Вся одежда осетин - от головных уборов до обуви - изготовлялась женщинами.

Слайд 3

Основными элементами женского праздничного костюма являлись рубаха, кафтанчик, распашное платье, шапочка, шаль, обувь. Девушка начинала носить кафтанчик, когда она вступала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Кафтанчик надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его, по возможности, из дорогих тканей (бархата, атласа, плотного шелка). Его ворот, борта, подол украшались галуном и вышивкой золотыми нитками. Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки, которые пришивались на платье или кафтанчик. Первоначально это были собственно застежки, впоследствии они превратились в украшения, имитирующие застежки. Нагрудные застежки были частью праздничного костюма многих народов Кавказа, но ученые связывают их происхождение с аланами; все ранние образцы этих предметов были обнаружены археологами среди аланских древностей Осетии. Поверх кафтанчика надевалось распашное платье светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкеской. Особенностью свадебного платья являлись широкие висячие рукава, которые восходят к скифским временам. Полочки, рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни. Поверх распашного платья надевался пояс. Головной убор осетинки с возрастом менялся. Девушка дома могла ходить без головного убора; собираясь на танцы и в гости, она надевала легкую шаль. После выхода замуж она уже нигде не могла появляться без головного убора . Украшения осетинок включали золотые и серебряные кольца, браслеты, бусы, ожерелья. Женский костюм .

Слайд 5

Мужской костюм. Полный костюм, включавший черкеску, бешмет, пояс, оружие и пр., юноша получал по достижении совершеннолетия . Бешмет - это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии. Длина бешмета доходила до колена. Ученые находят сходство между бешметом и скифскими кафтанчиками . Черкеска - верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету, но без воротника и с открытой грудью. Черкеска надевалась поверх бешмета, от груди до талии застегивалась на особые нитяные петлички. Рукава ее широки и закрывают руки до концов средних пальцев. Свободные края черкески и рукава обшивались тесьмой. Если одежда была выходной, ее обшивали также галуном из серебряных и золотых ниток. С широким распространением огнестрельного оружия появился такой элемент черкески, как нашитые по обеим сторонам груди газырницы . Газыри были первоначально футлярами для пороховых зарядов. Одним их важнейших элементов мужского костюма являлся узкий наборный пояс с декоративными бляшками и язычками, происходивший от средневековых аланских поясов. К поясу , который носили поверх черкески, прикреплялся кинжал. Штаны были элементом как мужского, так и женского костюма. Парадная мужская обувь делалась из мягкого черного сафьяна: она состояла из чувяков , скроенных из цельного куска кожи, и ноговиц или же мягких сапог того же покроя, что и чувяки. Обувь украшали аппликацией из кожи или орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой. Ноговицы подвязывались специальными ремешками. Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха - высокая шапка из шкурки барашка. Традиционным головным убором был башлык , восходящий к скифскому прообразу. Являясь престижным видом одежды, башлык считался едва ли не лучшим подарком, который невеста могла преподнести родственникам жениха. Башлык и бурка были обязательными подарками жениху от матери невесты. Летом осетины носили войлочные шляпы . К очень древним типам верхней одежды относилась зимняя шуба , которую чаще всего шили из овчины.

Слайд 7

Среди предметов материальной культуры оружие осетин имеет наиболее длительную историю. Согласно эпическим сказаниям, вооружение нартов составляли меч, сабля, копье, пика, лук, стрелы в колчане, щит, кольчуга, шлем и др. Похожий набор вооружения сохранялся у осетин до XVII! в. Неразлучным другом осетина был кинжал. Свой первый кинжал, сделанный из дерева, мальчик получал в три года, а настоящий - по достижении совершеннолетия. Кинжал носили на боку спереди, прикрепляя его к поясу с левой стороны особым кольцевидным ремешком. Справа к поясу прикрепляли сафьяновый чехол для пистолета. Через правое плечо прокладывался кожаный ремешок шириной в палец, на котором висела шашка. Иногда ремешок обвязывался поверх пояса. Под ножны кинжала вставлялся маленький нож для бытовых нужд. Считалось предосудительным для осетина без особой нужды пользоваться кинжалом или шашкой, вынимать их из ножен без крайней необходимости. Огнестрельное оружие появляется на Кавказе в XVI в., но широкое распространение получает лишь в XVI!! в. Первоначально это было ружье, а затем пистолет. Название стрелы у дигорцев перешло на пулю, у иронцев она называется "нæмыг". Относились осетины к своему оружию очень бережно. Существовало правило, подавая пистолет или револьвер, хотя бы он не был заряжен, держать его дулом вниз. Оружие

nsportal.ru


Смотрите также