Особенности армянского костюма. Шапка армянская


Армянский народный костюм: фото, описание, история

Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.

История армянского народного костюма

История армян как народа начинается в IX веке до н.э. с создания Урартского царства. Эта нация на протяжении всего своего существования постоянно подвергалась нападениям иноземцев и гонениям с освоенных территорий, а также пережила немало тяжелых лет господства иностранных государств. Захватнические войны перемежались с мирными периодами, когда культура и традиции испытывали расцвет. Поэтому костюму армян присущи как элементы для ношения оружия, так и детали, заимствованные от одежды народов, с которыми они взаимодействовали (персы, татаро-монголы, византийцы, иранцы, арабы, греки, китайцы). Причем во время войны с персами армяне условно поделилась на западных и восточных. Этот раскол повлиял в дальнейшем на особенности национального костюма тех и других.

Пройдя долгий исторический путь, претерпевая множество метаморфоз, армянский народный костюм, описание которого будет представлено вашему вниманию в статье, сохранил свою самобытность.

армянский народный костюм

Женский костюм

Женский армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника (не во всех районах).

Рубашка, или «халав», была белого (на западе) или красного (на востоке) цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Горловина «халава» была круглой, грудь открывалась продольным вырезом, украшенным вышивкой. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» - длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, красивый вырез на груди и разрезы от бедра по бокам, разделяющие его подол на три части. «Гогноц», или передник, носили армянки западных районов. В восточных районах он не был обязательным атрибутом костюма. Рубашка и штаны шились, в основном, из хлопка. Архалук мог быть шелковым, ситцевым или сатиновым. Качество ткани зависело от финансовой обеспеченности семьи.

В праздничные дни армянки надевали на архалук нарядное платье «минтану». «Минтана» силуэтом повторяла покрой архалука, но на платье отсутствовали боковые разрезы. Рукава платья с разрезами от локтя до запястья были окантованы красивой тонкой тесьмой с застежкой-пуговицей либо браслетом.

В западных районах одежда женщины отличалась большим многообразием. Вместо архалука носили платье, крой которого предусматривал боковые разрезы от линии бедер, а также расклешенные рукава. Называли такое платье «антари» или «зпун». Шили его из хлопка и из шёлка.

Сверху «антари» надевали еще платье без боковых разрезов, называемое «джуппа», «хрха», «хатифа» или «путали». Все эти разновидности платьев отличались кроем и тканью. Единой их особенностью было то, что из-под рукавов платья должны были открываться рукава «антари».

«Гогноц» - передник с тонким пояском, содержащий элементы вышивки из яркой тесьмы. На поясе вышивались слова: «На доброе здоровье».Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Богатые армянки носили золотые и серебряные пояса.

При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.

В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.

армянский народный костюм фото

Женские украшения

Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.

Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.

Головные уборы армянок

Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились. Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали платок зеленого или красного цвета.

Западные армянки предпочитали носить высокие деревянные ободки – «котики» и «варды». «Котик» в передней части был обшит бархатом с жемчужной вышивкой, изображавшей небо, звезды и солнце. На бархат нашивали амулеты из серебряных пластинок. «Вард» отличался лишь вышивкой, изображающей райский сад, птиц и цветы. С боковых сторон «варда» крепили по одной большой пуговице, на лоб надевали ленты с двумя рядами золотых монет, в центре красовалась самая большая монета. Височную часть украшали нитками жемчуга. «Вард» носили сверху красной шапочки с кисточкой.

Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки.

армянский народный костюм женский

Мужской народный костюм

В комплект национального мужского костюма восточных армян входили рубашка, шаровары, архалук и «чуха».

«Шапик» - это сшитая из хлопка или шёлка, с низким воротником, на застежке сбоку рубашка. Затем армяне надевали широкие шаровары «шалвар» из хлопчатобумажной или шерстяной ткани синего цвета. На талии в шов «шалвар» вставляли тесьму с кисточками на концах. Сверху «шапика» и «шалвар» носили «архалук». Архалук из хлопка или из шёлка застегивался на крючки или маленькие пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Затем на «архалук» надевали «чуху» (черкеску). Черкеска была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно надевалась мужчиной при выходе из дома. Крой черкески предполагал длинные откидные рукава и подол, присборенный на талии. Подпоясывали «чуху» кожаным или наборным серебряным поясом. В зимний период мужчины носили длинные овчинные шубы.

Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.

В западных районах ткань для рубашки, наряду с хлопком и шёлком, ткали из козьей шерсти. Шаровары «вартик» были заужены внизу и обмотаны тканью. Вместо архалука поверх рубахи надевали кафтан «елек», а на него - верхнюю цельнокроеную куртку «бачкон». «Бачкон» перевязывали в несколько слоев на талии широким шарфом из ткани. В слоях ткани хранили оружие, деньги, табак. В холодное время года согревались безрукавками из козьего меха.

армянский народный костюм раскраска

Головной убор армянина

Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.

Обувь

Самым распространенным видом обуви у армян, как мужчин, так и женщин, были сделанные из кожи крупного рогатого скота лапти «трех». Трех отличались заостренными носами и длинными шнурками, опоясывающими голень до колена. Важным элементом костюма были носки. Их вязали как однотонными, так и цветными. Женские носки «гулпа» были неотъемлемой частью традиционного костюма армян. Их история началась еще с начала существования Урартского царства и сохранялась вплоть до середины XX века. Носки даже входили в состав приданого невесты. Мужские «ноговицы» или «обмотки» также вязали из цветной шерсти либо шили из ткани. Их надевали поверх носков и зашнуровывали.

В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.

«Трех» чаще можно было встретить в сельской местности, в городе же мужчины носили кожаные черные сапоги, а женщины – кожаные туфли.

Обувь в западной части немного отличалась. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли «солер», на каблучок которых прибивали подкову. Женские туфли были желтого, зеленого, красного цветов, мужчины – красного и черного. Также популярностью пользовались сапоги на плоской подошве, сверху которых обували туфли без задника на каблуке. Мужчины, помимо туфель, носили сапоги из красной кожи.

как нарисовать армянский народный костюм

Цвета в армянском национальном костюме

Армянский народный костюм, фото которого вы видите в статье, отличается яркостью и насыщенностью цветов. У мужчин цветовая палитра более сдержанная, чем у женщин, преобладают темные или белые оттенки. У восточных армян цвета в одежде представлены более разнообразно, нежели у западных.

Женская одежда, в основном, представлена двумя цветами: красным и зеленым. Каждый цвет – определенный символ. Красный испокон веков считался цветом благополучия, любви и плодородия. Зеленый цвет отождествлял весну, расцвет и молодость. Свадебный наряд армянки сочетал в себе оба этих цвета. Красный цвет был символом брака, поэтому замужняя женщина носила передник красного цвета. Пожилые женщины носили одежду синих тонов. Синий цвет означал старость, смерть. Для армян он слыл цветом траура. И вместе с тем, славился целительной силой от сглаза и порчи. Синий цвет использовали для заговоров местные маги.

Черный цвет ассоциировался с нечистью. Черную одежду носили в дни траура. Молодым женщинам разрешалось носить черную траурную одежду только после смерти мужа. В остальных случаях это считалось опасным из-за страха потерять детородную функцию.Белый цвет, наоборот, особо почитали, считая его благословенным. Белое одеяние, например, сопровождало крещение младенца и похороны усопшего.

Желтого цвета армянки избегали, считая его цветом старения, недугов, ассоциировали его с желтым цветом желчи.

армянский народный костюм описание

Орнаменты в национальном костюме армян

Орнаментальная раскраска армянской одежды – это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте края, в котором этот народ проживает, о том, чем он живет и занимается.

Исторически сложилось так, что орнаментальная символика имела, прежде всего, магическую направленность. Орнаменты и узоры были расположены вокруг открытых участков тела (шеи, рук, ног), будто защищая своего хозяина от нечистой силы. Такой же смысл был у поясов, передников, нагрудников, носков. Армянские мастерицы использовали различные техники нанесения орнаментов: вышивку, аппликации, вязание, набойки. Материалы также отличались разнообразием: бисер, пуговицы, бусины, различного качества нитки (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, чешуя рыб.

Орнаменты на армянский народный костюм наносили на одну из следующих тематик:

  • флора;
  • фауна;
  • геометрические фигуры.

Также изображали рисунки, изображающие здания, в частности, церковь.

армянский народный костюм мужской

Растительный орнамент

Из растительности чаще всего вышивали деревья, веточки, листья. Деревья были объектом поклонения у армян, так как считались символом плодородия, материнства. Волнистые линии, означающие ветви, наносили на кайму передников, и это символизировало бессмертие духа.

Изображения цветков наносили на одежду невинным девушкам как знак непорочности и юности.

Часто в орнамент включали миндалевидные узоры, которые, согласно поверьям, уберегали от злых людей.

Изображения животного мира

Из мира фауны можно заметить изображения змей, петухов, рогов парнокопытных. Рога обозначали плодовитость, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но также и на оружии, предметах быта, украшениях. Змея была символом благосостояния, семейного счастья.

Петух особо почитался у армян и был, скорее, покровителем жениха и невесты на свадьбе. Перышки петуха присутствовали в свадебном головном уборе мужчины.

Геометрические орнаменты

Из геометрических узоров преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все фигуры несли в себе определенную интерпретацию. Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.

Квадрат также слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.Ромбы и треугольники наносили преимущественно на женскую одежду. Они символизировали мужское (вершина треугольника направлена вверх) и женское (вершина треугольника направлена вниз) начала. Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.

Как нарисовать армянский народный костюм?

Нарисовать любой народный костюм достаточно сложно. Армянский же, из-за наличия сложных орнаментов, множества деталей, в сто крат труднее. Но попробовать стоит, ведь результатом станет рисунок, открывающий все великолепие наряда. Нужно аккуратно и тщательно пройти несколько этапов:

  1. Сделать набросок, обозначающий все основные элементы костюма, соблюдая пропорции.
  2. Нарисовать все детали костюма, не исключая мелочей.
  3. Нужно показать на рисунке изгибы, волны, светотень.
  4. Прорисовать узоры, орнаменты и украшения.
  5. Раскраска армянского народного костюма должна быть проведена после изучения сочетания национальных цветов.

Рисунок готов.

Чтобы познать многогранный мир великой армянской культуры, достаточно изучить все мельчайшие детали национального костюма этого народа. Каждый элемент даст ответ на многие вопросы. В армянском народном костюме сплелись воедино красота, любовь к жизни, к родине, море позитивной энергетики и, конечно, мужество и единство народа.

fb.ru

Особенности армянского костюма – Ярмарка Мастеров

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

армянский

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

армянский костюм  армения  народный

Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

народный костюм  национальный  национальный костюм

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

авторский костюм    

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

    

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

    

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

      

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

    

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Свадебные одежды

    

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

    

 

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке - меховые, на западе - вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

    

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону "башенки" скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

    

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

   

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

   

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

   

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

  К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

www.livemaster.ru

Армянский национальный костюм

Армяне – один из древнейших народов мира. Документальная история армянского народа насчитывает около 3 тыс. лет.

На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока.

Формирование армянского народа началось в период существования Урартского царства.

Урарту - могущественное царство, существовавшее на Армянском нагорье в IX до н.э. Сохранились многочисленные материалы, с изображением урартской одежды.

В период Урартского царства жили различные племена затем на протяжении веков эти племена объединились. Сведений о народной одежде того времени не сохранилось.

В 189 г. до н.э. в Армении образовалось независимое Арташесидское царство. Оно охватило все население, говорящее на Армянском языке. Тигран II стремился распространить в Армении греческую культуру, однако в одежде он стремился сохранить традиционный стиль. Затем к царствованию пришла Аршакидская династия.

Во времена правления Арташесидов и пришедших им на смену Аршакидов (63-428) в Армении бурно развивались ремесла и торговля. Страна активно поддерживала торговые связи с Ираном, Индией, Китаем, портами Средиземного и Черного морей. Строились города. Армения стала центром развития яркой самобытной культуры. Все это не могло, не отразится на национальной одежде армянского народа.

В истории был период, когда Армения была своеобразным яблоком раздора между Сасанидским Ираном и Византийской империей. В период прихода Сасанидов к власти в Иране, мирное сосуществование армян и парфян закончилось. Виной тому послужило принятие Арменией христианства. Сведения о национальном костюме той эпохи очень скудные. Известно лишь, что высшие сословия еще во многом следовали одежде персидского двора, народ же продолжал носить традиционную одежду.

Особенно бедственным для Армении был период арабского господства (640-885 гг.), но влияние на национальный костюм было незначительным, только часть купцов и князей, общающихся с арабами, переняли у них одежду или некоторые ее детали.

В X – начале IX веков в период царствования Багратидов Армения переживала активный экономический и культурный рост. Двор иногда носил арабскую одежду.

С 1080 по 1375 год Киликия, находившаяся в юго-восточной части Малой Азии, на берегу Средиземного моря, стала центром армянского населения Армении. В связи с особым географическим положением Киликии Армяне стали соседствовать с европейцами, что не могло не отразится на их одежде.

В XIII-XIV Армения, как и другие страны, подверглась нападению монголов. Несмотря на то, что большую часть Армении монголы превратили в безлюдное пространство для свободного передвижения своего скота, для сбора налогов и податей остались небольшие армянские княжества. Князья носили одежду монголов, а простые люди все еще носили традиционный костюм.

Период персидских войн (XIV-XIX) для Армении ознаменовался условным разделением на Западную и Восточную Армению. В результате войны Османской империи удалось захватить три четверти территории Армении. Восточная часть Армении – осталась под контролем Ирана. Подобное разделение не могло не сказаться на развитии экономики и культуры Армении. Мусульманская религия запрещала Армянам носить одежду мусульман, поэтому большинство народных масс носили свою традиционную одежду.

Мужской национальный костюм

Основой традиционного мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар) из шерсти или хлопка, обычно синего цвета. шапик Шаровары подпоясывались специальной опояской (ходжан) – тесьмой шириной в 2 см с узорам и кистями на концах, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Поверх рубашки восточные армяне надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян было более однородна. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. женский армянский костюм Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки одевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни армянки навевали поверх архалуха платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Западные армянки поверх рубахи носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами нижу бедер – антари, зпун. В холодное время года поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха, из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью костюма армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Головные уборы

Армяне носили разнообразные шапки: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались и из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

головные уборы армян Женские головные уборы были гораздо сложнее. Замужние женщины носили "башенку". Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под "башенку" на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. "Башенку" повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. "Башенку" можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

Западе армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички. Косички удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными шариками и кистями. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Женщины обязательно надевали носки или чулки. Ходить босяком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве - махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

nazaccent.ru

Армянский национальный костюм / Культура / Еще немного об Армении / ALL ARMENIA

28 Apr 2017 - 04:57

Национальный костюм – это своеобразная летопись, повествующая об образе жизни народа, его истории и духовности. Анализируя национальный костюм, можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно предположить, с какими вызовами он сталкивался.

Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, что свидетельствует о постоянной угрозе со стороны соседей и пришлых племен. 

История армянского костюма насчитывает порядка трех тысяч лет. Сведения о национальной армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историков, архитектурные и надгробные памятники, средневековые миниатюры и другие источники. 

В связи с тем, что Армения в период античности была разделена на Западную и Восточную, каждая из которых на протяжении столетий развивалась под влиянием различных исторических факторов, национальная одежда, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования, делится также на восточноармянскую и западноармянскую.

Мужской национальный костюм

Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик - Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар - Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

gfd554545450890890

Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

87978908989889909

 

Женский национальный костюм

Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

gdfgdfggggg5345555543

В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха - из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

gffdgdfg3453455555555555555555555

Детский

Младенцев одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалух. Часто его делали длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всякой нечисти.

еукеу5555555555555555555

Головные уборы

Армянские мужчины носили разнообразные головные уборы: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Гораздо сложнее были женские головные уборы. Замужние женщины носили "башенку". Она достигала высотой 8-18 см и была сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под "башенку" на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. "Башенку" повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. "Башенку" можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

В Западной части армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

gdfg5645645666666

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Они обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве - махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

fgdfggg56456666666666666666666666666666666

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (ЗДЕСЬ), и первыми читайте самые свежие новости, материалы, видео и статьи про Армению и армянскую Диаспору!

all-armenia.com

Армянский национальный костюм

Древние предки современных армян обосновались в районе озер Ван и Урмии. Первые упоминания об этих племенах встречаются в ассирийских надписях XIII в, до н.э.: там называется страна Уруатри, состоявшая из восьми более мелких стран.Четыре века народы, жившие на территории современной Армении, вели борьбу против ассирийцев. Эта борьба сплотила их, и в результате объединения племен образовалось царство Урарту. Располагалось оно в восточной части Малой Азии. В его состав входили юго-западные области Закавказья и современной Армении.Первым правителем объединенного Урарту был царь Араме (864-845 гг. до н.э.). Царь Сардури I (835-825 гг. до н.э.) первым именовал себя «царем царей». Его внук Менуа окончательно объединил и укрепил новое царство. А при сыне Менуа — Аргишти государство Урарту достигает своего могущества и становится соперником самой Ассирии, самой крупной державой Древнего Востока. Урартские войска проникли в Северную Сирию, а на юго-востоке вышли к границам Вавилонии. Ассирия, с которой Урарту постоянно вела борьбу за влияние в Азии, оказалась с трех сторон окруженной владениями Урарту и его союзников.В 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон разгромил государство Урарту. И хотя оно продолжало существовать до VI в. до н.э., его могущество было подорвано.После падения Урарту его территория оказалась под властью местного народа «хай», возводившего свою родословную к легендарному царю Хайку (III тысячелетие до н.э.). Шестой правитель династии Хайкидов — Арам (1827-1769 до н.э.) и дал имя Армянскому царству.Государство Урарту было рабовладельческим, управляли им цари, высшие сановники и жрецы. Большое внимание уделялось развитию ремесел, сельского хозяйства; строительству оросительных каналов. Города, как правило, строились у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. До нашего времени сохранились каменные рельефы, скульптуры, настенная живопись.Культура Урарту создавалась под влиянием ассирийской: была заимствована клинопись, в изобразительном искусстве сказываются ассирийские мотивы. Но, хотя многие художественные изделия из бронзы — статуэтки, канделябры, посуда и др. — изготовлялись по ассирийским образцам, техника их изготовления была особой. Урартские мастера по обработке металлов, камня, дерева ценились в странах Малой Азии, в Древней Греции, в Этрурии. Золотые и серебряные украшения, найденные при раскопках, отличаются высоким художественным мастерством.Остатки огромных крепостных каменных сооружений свидетельствуют о высоком уровне развития строительства и об архитектурном искусстве древних урартов.Во II в. до н. э. на территории бывшего Урарту образовалось Армянское царство. Во время правления Тиграна II Великого (95-56 гг. до н.э.) это было развитое рабовладельческое государство, простиравшееся от бассейна Куры на севере и Каспийского моря на востоке до Средиземного моря на юго-западе.В древней Армении было развито земледелие и скотоводство, в горах добывали медь, свинец, железо, золото и серебро. Армения воевала с Римом, пытавшимся завладеть торговыми путями. В этот период в стране сложилась высокая культура, развивались искусства и архитектура.Армянское царство пало под ударами римлян. В IV-V вв. н.э. рабовладельческое государство с чертами восточной деспотии превратилось в феодальную монархию, во главе которой стоял царь и подчиненные ему крупные феодалы (нахарары). По 428 г. в Армении правила династия Аршакидов, опиравшаяся на союз с Византией. Этот союз был скреплен принятием Арменией в 303 г. христианства.Постоянная борьба Армении с иранскими захватчиками нашла отражение в эпосе армянского народа. До сих пор сохранившиеся великие произведения искусства, архитектурные постройки IV-VII вв. (в том числе и храмы) свидетельствуют о высоком уровне зодчества.

Мотив орнамента

 армянский орнамент

В результате массовых переселений и изгнания армян из своих исконных земель возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. Первоначально они появились на Ближнем Востоке; после арабского завоевания (VII в.) и нашествий сельджуков (XI в.) эмиграция армян приняла массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В России армянские колонии существовали в Петербурге (с XVIII в.), Москве (с XVII в.), Астрахани (со второй половины XVI в.), Крыму (с ХI-ХIY вв.), а также на Северном Кавказе (в XVIII — начале XX вв.) и на Черноморском побережье Кавказа (с 70-х гг. XIX в.), в низовьях Дона (с конца XVIII в.). В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения.Вначале V в. появился армянским алфавит; его создателем считается сын крестьянина Месроп Маштоц. Собственный алфавит сыграл большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этнического самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру колониями армян. Почти без изменений он употребляется до сих пор.

Мужской костюм

Основной элемент мужского традиционного костюма армян — рубашка с низким воротом и широкие шаровары, стянутые внизу широкой обмоткой. Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух — распашной короткий кафтан, который подпоясывали широким кушаком. Зажиточные люди носили наборные пояса из массивных серебряных блях. У западных армян вместо архалуха были распространены более короткие и открытые жилеты и куртки.Верхней одеждой служили различные виды кафтанов, обязательно приталенных и расклешенных от талии, с узкими рукавами, со стоячим воротником или без воротника вовсе. Чаще всего верхняя одежда была темного цвета, но у знати — белая или светло-серая. Верхний кафтан обязательно подпоясывался и часто украшался отделкой.

Костюм воинов

У воинов одежда дополнялась шлемом и коваными сапогами. Вот как описывается богатырское облачение в древнем армянском эпосе «Давид Сасунский»: Бранный кафтан,Бранный кушак, Бранный шелом, Бранные сапожки, Бранный щит, Грозный меч, Копье, лук, стрела.

Женский костюм

Основной одеждой женщинам, как и мужчинам, служила рубашка с большим вырезом горловины и широкие шаровары, которые присборивались и закреплялись у щиколоток.Верхняя женская одежда также почти не отличалась от мужской. Это был приталенный и расклешенный кафтан с очень длинными рукавами. Чаще его подпоясывали не поясом, а длинным шарфом. Женский кафтан украшался вышивкой по краям. Кроме того, женщины носили расшитый передник.

На женщине: костюм из двух частей. Верхняя часть с декоративными рукавами, богато орнаментирована.

На мужчине: костюм с запа́хом и отделкой

армянский женский и мужской костюм

на мужчине: кафтан с золотым шитьем и крылообразными рукавами.

на женщине: двойное платье с декоративными рукавами, туфли с вышивкой

армянский женский и мужской костюм

Костюмы царя и царицы

Древние армянские цари носили богатые туники, расшитые геометрическим орнаментом и украшенные бахромой по талии и низу. Знаком царской власти служили плащ из шкуры леопарда и корона с наушниками, украшенными золотой вышивкой.Парадной одеждой цариц также была туника с узорчатой вышивкой, стянутая на талии металлическим поясом с декоративной пряжкой. Голову украшал венец с тонкой вуалью.

Костюм армянского царя: туника с геометрическим орнаментом и бахромой, плащ из шкуры леопарда.

Костюм армянской царицы: туника с вышивкой, головной убор - венец с тонким прозрачным покрывалом

армянский костюм царя и царицы

 

Обувь

Армяне чаще всего носили поршни (примитивную обувь из одного или нескольких кусков сыромятной кожи, стянутую на щиколотке ремнем), туфли на невысоких каблуках и сапожки из мягкой кожи с вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы «в кружок» и обычно носили бороды и усы.Женщины заплетали волосы в косы. Пышные косы служили одним из важнейших критериев женской красоты.В Восточной Армении головными уборами мужчинам служили меховые шапки, в Западной — войлочные и матерчатые. Женщины носили накидки с богато украшенным ободком, шапочки с золотым шитьем и тонкие прозрачные вуали.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.

mir-kostuma.com

Армянам чужих костюмов не надо!

Недавно я прочел в интернете интервью с к.и.н, якобы старшим научным сотрудником Института археологии и этнографии НАН РА, зам. директора по Науке музея этнографии армян и истории освободительной борьбы — Светланой Погосян. В своем, так называемом ,«интервью» она, Светлана Погосян, утверждает будто папахи, чохи, бурки, кинжалы являются армянским национальным костюмом. Где это видано? Кроме того на вопрос «можно ли считать сценическую одежду армянским национальным костюмом?» она бессовестно и категорично ответила «Нет». Я, как истинный журналист, знающий 13 языков, не смог пройти мимо и оставить сие без внимания.

Несколько слов о чужой одежде, которыми гордятся некоторые армяне-кавказофилы, одурманивая своими «знаниями» кристально здоровые мозги других армян , так как это делает и Светлана Погосян. Итак, чуху и папаху ошибочно носили армяне Арцаха и некоторой небольшой части Сюника. Но носить не значит присваивать и окультуривать. Это означает просто носить. Также просто как просто быть Просто Армянином, простите за тавтологию, хотя, конечно , мы тоже европейцы. К тому же, в случае Арцаха и Сюника ношение приводило, наоборот, к обескультуриванию, именно эти утерявшие культуру армяне, вместо того, чтобы продемонстрировать туркам свое неприятие агрессии, свою цивилизованность, нацепив на себя кинжалы, бурки и овцу на голову регулярно сами устраивали туркам всех мастей, то что обычно делают турки другим народам. О чем, даже не постеснявшись, написал Раффи описывая 1725 год.

Ну вот еще один небольшой штрих, разве культурным людям, не кавказизированым на всю голову, пришло бы на ум, имея свое Нагорье-Карабахское ( Сюнийское) создать на территории Армянского Нагорья «карабахский клан»?Но не будем отвлекаться.Армянам чужих костюмов не надо! Так что такое «чуха»? Это даже не только не армянская, но и не кавказская одежда. В переводе с тюркского «чуха» — «сукно». Она имеет тюркские корни. А привнесли чуху на Кавказ хазары. Именно в них они были, когда появились впервые на территории Кавказа, Иранского нагорья… Кавказцы же, позже «усовершенствовали» чуху с возникновением пороха. Стали сшивать на фронтальной части чухи продольные кармашки для хранения пороха и пулек для травматов. Первыми обескультуриваться стали черкесы, перенявшие чуху у предков балкарцев и карачаевцев (тюрок). Кстати, и на Руси знали о чухе, как о татарской (тюркской) одежде. Сам термин уже давно позабыт в России. В русском языке осталось только нарицательное слово. Дело в том, что славяне называли тюрок «зачуханами». Изначально слово было безобидным. Имелось в виду, те, кто «носит чуху», «находятся ЗА ЧУХой». Отсюда и «зачухан» — «татарин», «тюрок».Что касается папахи, то изначально этот головной убор носили,попутно обезкультуриваясь, кавказские татары. Т.е. азербайджанцы. Слово тоже тюркское. Папах по-азербайджански – шапка, головной убор. Турки называют это «капак». Туркмены — «калпак» и т.д. В отличие от чухи, «папах» сохранился в русском лексиконе и называется «папахой». Армяне же ничего похожего на шапку , тем более папаху не носили, предпочитая всему этому – Корону. Следовательно и в национальном костюме не могла закрепиться эта противная овца на голове. Да и вообще как вы себе это представляете? На овце куча овечьих фекалий, а вы это на голову одеваете? Мерзность бррр !Так что, дорогая наша кавказская братия, ни чуха, ни черкеска, ни папаха, ни кинжал не имеют никакого отношения к культуре армян и остальных кавказцев.Вы снова и снова заблуждаетесь сами и заблуждаете других! Армяне не были зачуханами в папахах. Армяне не чушки.

Ниже привожу серию подлинных армянских костюмов. Именно непохожесть и оригинальный подход делает их армянскими.

А вот пример тех самых кавказизированных армян - зачухонцев в папахах.

 

С уважением, Владик Хайтаракумов!

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

blognews.am

Шапка по Армянский, перевод, Русский-Армянский Словарь

Пример предложения с "шапка", памяти переводов

add example

ru Перед взором туриста открываются снежные шапки гор, зеленые долины, виноградники и пышная растительность.

JW_2017_12hy Այս երկիրը այցելուների առաջ բացում է ձյունածածկ լեռների, կանաչ դաշտերի, խաղողի այգիների տեսարաններ եւ հիացնում իր բազմազան բուսականությամբ։

ru В какой восторг, должно быть, пришли члены последующей экспедиции, когда заметили вдали землю: холмы, долины и покрытые белыми шапками горные вершины!

JW_2017_12hy Ինչքան մեծ պիտի լիներ արշավախմբի անդամների հուզմունքը, երբ նրանք տեսան իրենց առջեւ փռված մի երկիր՝ բարձունքներով, հովիտներով եւ ձյունածածկ լեռնագագաթներով։

ru Некоторые из них шли впереди и, если замечали что-то подозрительное или опасное, то подбрасывали свои шапки вверх.

JW_2017_12hy Քույրերից մի քանիսը քայլում էին առջեւից եւ վտանգ զգալուն պես՝ վեր էին նետում իրենց գլխարկները։

ru Почему при виде красивого озера или живописных гор, покрытых шапкой облаков, захватывает дух?

JW_2017_12hy Հիացմունք չե՞ք ապրում, երբ լսում եք, թե ինչպես է ծփում կապուտակ լիճը, կամ տեսնում եք ամպերի մեջ մխրճված սարերի ձյունապատ գագաթները։

ru В следующий раз, сидя за кружкой золотистого пива, увенчанного шапкой белой пены, вспомните его удивительную историю!

JW_2017_12hy Ուրեմն՝ երբ հաջորդ անգամ խմելու լինեք սպիտակ փրփուրով պսակված այս ոսկեգույն ըմպելիքը, հիշեք նրա հետաքրքրաշարժ պատմությունը։

ru Часто шлем изготавливали из металла и под него поддевали войлочную или кожаную шапку. Благодаря ему бо́льшая часть ударов в голову не наносила существенного вреда.

JW_2017_12hy Սաղավարտը մետաղյա գլխարկ էր, որը ներսի կողմից պատված էր կաշվով կամ թաղիքով, ինչի շնորհիվ գլխին իջած հարվածները լուրջ վնաս չէին պատճառում զինվորին։

ru В покрытых снежными шапками горных вершинах (некоторые из них достигают 6400 метров) берут начало более 25 рек, питающих озеро Титикака.

JW_2017_12hy Սարերի ձյունապատ գագաթներից (նրանցից մի քանիսի բարձրությունը հասնում է 6 400 մ–ի) սկիզբ է առնում լիճը սնուցանող 25 գետերի մեծ մասը։

ru К тому же, если ледники и полярные шапки растают, уровень моря поднимется и вода затопит такие города, как Нью-Йорк и Токио.

JW_2017_12hy Եվ եթե սառցադաշտերն ու հյուսիսային սառույցները հալվեին, ծովի մակարդակը այնքան կբարձրանար, որ այնպիսի քաղաքներ, ինչպիսիք են՝ Նյու Յորքը եւ Տոկիոն, ջրի տակ կանցնեին։

ru На мне шапка и шарф.

TEDhy Ես գլխարկ եմ հագել։ Ես շարֆ եմ կապել։

Показаны страницы 1. Найдено 9 предложения с фразой шапка.Найдено за 2 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com


Смотрите также