Корона Большого Наряда. Шапка астраханская


Шапка Астраханская Википедия

Корона Большого Наряда или Шапка Астраханская — драгоценный венец, сделанный Ефимом Телепнёвым, дьяком кремлевской Оружейной палаты в 1627 г. для царя Михаила Федоровича. Она была главным украшением парадного царского одеяния — «Большого», или «Первого» Наряда.

Описание

Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако имеет западноевропейский, ренесансный декор. Потому-то она называлась в описаниях «шапкой фрясской» (фряжской, то есть на западный манер). Она имеет металлический корпус, состоящий из двух «корон», украшенных в целом 177 драгоценными камнями и жемчужинами. Нижняя «корона» имеет 8 зубчиков, верхняя — 4. К нижней части металлического корпуса присоединен соболиный мех.

Вот описание короны 1628 года:

« «Шапка, что делана в Приказе в золотов дела в 1627 году при думном дьяке при Ефиме Телепневе...В нижней коруне поставлено: яхонт лазорев велик четвероуголен; два яхонта лазоревых, один осмиуголен, а другой четвероуголен; два яхонта лазоревых четвероугольны, один продолговат; 12 яхонтиков лазоревых же не больших, одиннадцать осмиугольны, а другонатцатой четвероуголен; пять лалов больших четвероугольных; три лала осмиугольны; 6 яхонтиков червчатых небольших; 6 изумрудов не малы четвероугольны, один продолговат; 11 изумрудцов небольших. Да в ту же коруну поставлено 24 алмаза. В верхней коруне поставлено: один яхонт червчат четвероуголен; 18 яхонтиков червчатых; 20 изумрудов, одиннадцать в шести углах; два лала один осмиуголен, а другой четвероуголен; 4 яхонта лазоревых, три осмиугольны, а четвертой четвероуголен. Да в ту же верхнюю коруну поставлено 21 алмаз. Да наверху на коруне поставлен лал велик, что снят с Государевы Казанские шапки. Да в ту же Государеву верхнюю коруну поставлено по верх большово лала на закрепке зерно гурмицкое велико. Да под лалом в исподе в пятый раз на спне зерно гурмицкое не мало, плосковато. Да в верхнюю же и в нижнюю коруну на городках и границ каменья поставлено в гнездех и в репьях 60 зерен гурмицких больших и среди и небольших» »

Современное состояние корона получила в 1680-е гг., когда некоторые ее драгоценные каменке были переданы новой бриллиантовой короне Ивана V Алексеевича, а вместо были добавлены другие. Например, «лал велик», что венчал корону, был заменен сапфиром «алмазной грани».

Весит корона 4 фунта 78 золотников без меха (около 1,5 кг). Она никогда не использовалась для коронаций монархов. С момента организации Петром I постоянного собрания Оружейной палаты в 1703 г. корона постоянно находится в ее составе.

Корона Большого Наряда в геральдике

В XVIII веке корона не имела соответствующего геральдического аналога. В описании Оружейной палаты 1777 — 1778 гг. она впервые названа «Астраханской». В те времена архивам XVII века не уделяли должного внимания, поэтому была придумана легенда, что корона создана царем Фёдором Алексеевичем в память покорения «в 7062 г. царства Астраханского и Тмутаракани».

Эта ошибка была опровергнута академиком Ф. Г Солнцевым в середине XIX ст., при тщательном изучении им документов царской казны. Но название уже прижилось, и поэтому в Большом государственном гербе Российской империи (1882) эта корона венчала щит с гербом Царства Астраханского. В современной России корона присутствует в гербе Астраханской области.

См. также

Литература

  • Московская оружейная палата. По высочайшему изволению второе, вновь составленное издание. Типография Бахметева. М. 1860. - С.42.
  • Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I: в 6 отд. и доп. к отд. III. — Репринтное издание 1849-1853 гг. — СПб.: Альфарет, 2006. - 2-е Отделение, С. 9 - 14.

wikiredia.ru

Короны Российской империи

Выставка "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле", приуроченная к 400-летию Дома Романовых, открылась в Кремле.

Размах у проекта необычайный и по числу ценных экспонатов, и по задействованным под него площадям. Часть экспонатов для проекта предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату. Именно оттуда монаршие регалии раньше доставлялись в Успенский собор для обряда на специальных блюдах — это тоже была отдельная церемония. 

Вообще, поставление на великое княжение на Руси в Средние века оформлялось путём настолования – процедуры, напоминающей интронизацию епископов во время Божественной Литургии. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Первой же в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. С тех пор коронационные процедуры в России были доведены до совершенства. 

В честь выставки «Историческая правда» предлагает читателям вспомнить историю самых интересных экспонатов. 

Большая императорская корона 

Это главный символ власти российских монархов. Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца. Зато у них получился настоящий шедевр ювелирного искусства весом в 1,99 кг. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата. Неудивительно, что эта корона стала главной имперской регалией – ей были коронованы все российские императоры.

Интересно, что в отличие от фильма «Корона Российской империи», большевики сами продали главную реликвию России за рубеж – они выдрали из короны все бриллианты и передали их министру финансов Ирландской Республике в качестве залога за денежный заем. Потом об этой сделке все забыли, и бриллианты оставались в дублинском сейфе до 1950 года. В конце концов власти СССР вернули Ирландии деньги, и в 1984 году уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован. В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации. 

Малая императорская корона

Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны. Использовалась для коронации Марии Федоровны - супруги императора Александра Третьего. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Сейчас представлена а собрании Алмазного фонда России. 

Держава императорская 

Или же «Царское яблоко» — это одна из главных регалий монархов Российской империи. Символ императорской власти. Входит в комплект к Большой императорской короне. Также как и корона, держава была изготовлена для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом. Но свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I. Под крестом появился огромный сапфир величиной в 200 карат, а в центре бриллиантовых поясов — крупный бриллиант величиной 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом. В настоящее время императорская держава находится в собрании Алмазного фонда Российской Федерации. 

Скипетр 

Символ царской власти. Входит в комплект к Большой императорской короне. Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени. Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами. Главная ценность скипетра - роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.  

Шапка Мономаха 

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Шапка представляет собой среднеазиатский золотой филигранный остроконечный головной убор – предположительно, эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Но в связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». Так, в «Сказании о князьях Владимирских» формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения. 

Особый статус шапки диктовал ее использование — до конца XVII века при венчании на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день коронации, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. 

Шапка Мономаха Второго наряда 

Запасная шапка (копия) Мономаха. Была изготовлена в 1682 году для «дуэтного» венчания юного Петра I на царство – настоящая же шапка Мономаха была на голове его брата Ивана V. Судя по всему, больше этой шапкой никто не пользовался.

 

Шапка Казанская 

«Шапка Казанская» была изготовлена, приблизительно в 1553 году, для Иоанна IV сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства, хотя на самом деле шапка представдяет из собой смешение русских и восточных традиций. Так, золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненным в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки», весьма распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. 

Шапка Астраханская

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова и в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани. 

Шапка Алтабасная  (или Сибирская) 

Алтабасная — то есть из золотой ткани. Данная шапка была сделана специально для царя Ивана V Алексеевича, причем, для украшения шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича. Также в украшениях использовались: алмазы, яхонты, изумруды. В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля. 

Алмазная шапка Петра I 

Алмазная шапка - первый венец царя Петра I. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра I – Ивана V. 

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 

Корона, изготовленная в Петербурге в 1730 году мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Главная ценность: помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна. 

Бармы Старой Рязани 

Этим забытым ныне словом называют фрагмент одежды — широкое оплечье, надевавшееся поверх прочего наряда. Их носили византийские императоры и, следовательно, наши правители тоже. Этот же шедевр древнерусского ювелирного дела , очевидно, был изготовлен мастерами Старой Рязани в конце XII — начале XIIІ ст. Бармы принадлежали местному княжескому роду, но в 1237 г. город был полностью уничтожен Батыем, и украшения почти 600 лет лежали под землёй. В 1822 г. бармы были найдены царскими археологами и отданы в Оружейную Палату. Эти драгоценные бармы являются доказательством высокого уровня местного ювелирного дела, их эмалированные с драгоценными камнями золотые медальоны украшены гравировкой. На медальонах одного из комплектов есть изображение: Распятие с Богоматерью и Иоанном Крестителем, Богоматерь, великомученицы Ирина и Варвара, Святые в царских нарядах и др. Часть медальонов имеет греческие надписи, то есть скорее всего эти детали имеют византийское происхождение. 

Костяной трон 

Костяной трон, который принадлежал царю Ивану IV Васильевичу, является самым древних среди всех тронных мест российских самодержавцев. Изготовлен он вероятно в середине XVI столетия в Западной Европе, возможно в Англии. Трон имеет деревянную основу, обложенную пластинами из слоновой кости. Лицевые пластины трона имеет многочисленные ренессансные рельефные изображения — двухголовые орлы, разные звери, птицы, купидоны, сцены из древнегреческой мифологии и из Старого Завета. Трон реставрировался в XVII ст., но сохранил основное количество оригинальных сюжетов. В 1856 г. к коронации императора Александра II, спинка трона была украшена серебряными двухголовыми орлами.

www.istpravda.ru

Шапка Астраханская Вики

Корона Большого Наряда или Шапка Астраханская — драгоценный венец, сделанный Ефимом Телепнёвым, дьяком кремлевской Оружейной палаты в 1627 г. для царя Михаила Федоровича. Она была главным украшением парадного царского одеяния — «Большого», или «Первого» Наряда.

Описание[ | код]

Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако имеет западноевропейский, ренесансный декор. Потому-то она называлась в описаниях «шапкой фрясской» (фряжской, то есть на западный манер). Она имеет металлический корпус, состоящий из двух «корон», украшенных в целом 177 драгоценными камнями и жемчужинами. Нижняя «корона» имеет 8 зубчиков, верхняя — 4. К нижней части металлического корпуса присоединен соболиный мех.

Вот описание короны 1628 года:

« «Шапка, что делана в Приказе в золотов дела в 1627 году при думном дьяке при Ефиме Телепневе...В нижней коруне поставлено: яхонт лазорев велик четвероуголен; два яхонта лазоревых, один осмиуголен, а другой четвероуголен; два яхонта лазоревых четвероугольны, один продолговат; 12 яхонтиков лазоревых же не больших, одиннадцать осмиугольны, а другонатцатой четвероуголен; пять лалов больших четвероугольных; три лала осмиугольны; 6 яхонтиков червчатых небольших; 6 изумрудов не малы четвероугольны, один продолговат; 11 изумрудцов небольших. Да в ту же коруну поставлено 24 алмаза. В верхней коруне поставлено: один яхонт червчат четвероуголен; 18 яхонтиков червчатых; 20 изумрудов, одиннадцать в шести углах; два лала один осмиуголен, а другой четвероуголен; 4 яхонта лазоревых, три осмиугольны, а четвертой четвероуголен. Да в ту же верхнюю коруну поставлено 21 алмаз. Да наверху на коруне поставлен лал велик, что снят с Государевы Казанские шапки. Да в ту же Государеву верхнюю коруну поставлено по верх большово лала на закрепке зерно гурмицкое велико. Да под лалом в исподе в пятый раз на спне зерно гурмицкое не мало, плосковато. Да в верхнюю же и в нижнюю коруну на городках и границ каменья поставлено в гнездех и в репьях 60 зерен гурмицких больших и среди и небольших» »

Современное состояние корона получила в 1680-е гг., когда некоторые ее драгоценные каменке были переданы новой бриллиантовой короне Ивана V Алексеевича, а вместо были добавлены другие. Например, «лал велик», что венчал корону, был заменен сапфиром «алмазной грани».

Весит корона 4 фунта 78 золотников без меха (около 1,5 кг). Она никогда не использовалась для коронаций монархов. С момента организации Петром I постоянного собрания Оружейной палаты в 1703 г. корона постоянно находится в ее составе.

Корона Большого Наряда в геральдике[ | код]

В XVIII веке корона не имела соответствующего геральдического аналога. В описании Оружейной палаты 1777 — 1778 гг. она впервые названа «Астраханской». В те времена архивам XVII века не уделяли должного внимания, поэтому была придумана легенда, что корона создана царем Фёдором Алексеевичем в память покорения «в 7062 г. царства Астраханского и Тмутаракани».

Эта ошибка была опровергнута академиком Ф. Г Солнцевым в середине XIX ст., при тщательном изучении им документов царской казны. Но название уже прижилось, и поэтому в Большом государственном гербе Российской империи (1882) эта корона венчала щит с гербом Царства Астраханского. В современной России корона присутствует в гербе Астраханской области.

См. также[ | код]

Литература[ | код]

  • Московская оружейная палата. По высочайшему изволению второе, вновь составленное издание. Типография Бахметева. М. 1860. - С.42.
  • Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I: в 6 отд. и доп. к отд. III. — Репринтное издание 1849-1853 гг. — СПб.: Альфарет, 2006. - 2-е Отделение, С. 9 - 14.

ru.wikibedia.ru

Короны российской империи… (13 фото)

Шапка Мономаха

Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы.

Шапка Казанская

Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 г.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ). 1684 г.

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

«Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля . Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда

Большая императорская корона Российской империи 1762 г.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России

Малая императорская корона Российской империи 1856 г.

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема. 1810 г.

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I

Корона российской империи из одноименного кинофильма. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью.

Мечты… мечты…

Источник

2 комментария на «Короны российской империи… (13 фото)»

Ваш отзыв

pulson.ru

Шапка Астраханская - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)

Корона Большого Наряда или Шапка Астраханская — драгоценный венец, сделанный , дьяком кремлевской Оружейной палаты в 1627 г. для царя Михаила Федоровича. Она была главным украшением парадного царского одеяния — «Большого», или «Первого» Наряда.

Описание[ | ]

Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако имеет западноевропейский, ренесансный декор. Потому-то она называлась в описаниях «шапкой фрясской» (фряжской, то есть на западный манер). Она имеет металлический корпус, состоящий из двух «корон», украшенных в целом 177 драгоценными камнями и жемчужинами. Нижняя «корона» имеет 8 зубчиков, верхняя — 4. К нижней части металлического корпуса присоединен соболиный мех.

Вот описание короны 1628 года:

« «Шапка, что делана в Приказе в золотов дела в 1627 году при думном дьяке при Ефиме Телепневе...В нижней коруне поставлено: яхонт лазорев велик четвероуголен; два яхонта лазоревых, один осмиуголен, а другой четвероуголен; два яхонта лазоревых четвероугольны, один продолговат; 12 яхонтиков лазоревых же не больших, одиннадцать осмиугольны, а другонатцатой четвероуголен; пять лалов больших четвероугольных; три лала осмиугольны; 6 яхонтиков червчатых небольших; 6 изумрудов не малы четвероугольны, один продолговат; 11 изумрудцов небольших. Да в ту же коруну поставлено 24 алмаза. В верхней коруне поставлено: один яхонт червчат четвероуголен; 18 яхонтиков червчатых; 20 изумрудов, одиннадцать в шести углах; два лала один осмиуголен, а другой четвероуголен; 4 яхонта лазоревых, три осмиугольны, а четвертой четвероуголен. Да в ту же верхнюю коруну поставлено 21 алмаз. Да наверху на коруне поставлен лал велик, что снят с Государевы Казанские шапки. Да в ту же Государеву верхнюю коруну поставлено по верх большово лала на закрепке зерно гурмицкое велико. Да под лалом в исподе в пятый раз на спне зерно гурмицкое не мало, плосковато. Да в верхнюю же и в нижнюю коруну на городках и границ каменья поставлено в гнездех и в репьях 60 зерен гурмицких больших и среди и небольших» »

Современное состояние корона получила в 1680-е гг., когда некоторые ее драгоценные каменке были переданы новой бриллиантовой короне Ивана V Алексеевича, а вместо были добавлены другие. Например, «лал велик», что венчал корону, был заменен сапфиром «алмазной грани».

Весит корона 4 фунта 78 золотников без меха (около 1,5 кг). Она никогда не использовалась для коронаций монархов. С момента организации Петром I постоянного собрания Оружейной палаты в 1703 г. корона постоянно находится в ее составе.

Корона Большого Наряда в геральдике[ | ]

В XVIII веке корона не имела соответствующего геральдического аналога. В описании Оружейной палаты 1777 — 1778 гг. она впервые названа «Астраханской». В те времена архивам XVII века не уделяли должного внимания, поэтому была придумана легенда, что корона создана царем Фёдором Алексеевичем в память покорения «в 7062 г. царства Астраханского и Тмутаракани».

Эта ошибка была опровергнута академиком Ф. Г Солнцевым в середине XIX ст., при тщательном изучении им документов царской казны. Но название уже прижилось, и поэтому в Большом государственном гербе Российской империи (1882) эта корона венчала щит с гербом Царства Астраханского. В современной России корона присутствует в гербе Астраханской области.

См. также[ | ]

Литература[ | ]

  • Московская оружейная палата. По высочайшему изволению второе, вновь составленное издание. Типография Бахметева. М. 1860. - С.42.
  • Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I: в 6 отд. и доп. к отд. III. — Репринтное издание 1849-1853 гг. — СПб.: Альфарет, 2006. - 2-е Отделение, С. 9 - 14.

encyclopaedia.bid


Смотрите также