Символ Красной армии. Богатырка, фрунзевка, буденовка. Шапка богатырка


«Богатырка», «фрунзевка», «буденовка» | Страница 3

0_154aa5_cd7e8889_orig.png 0_12c7a3_110344cf_orig.jpg 0_154a92_783eab50_orig.jpg

0_154a75_77d568b_orig.jpg 0_154a6e_c4aa10e_orig.jpg 0_154a85_69e3e0e3_orig.jpg

30deypD6BwY.jpg Чекист начало 20-х годов

image (1).jpg

f.22-03-07.jpg Муромские комсомольцы-добровольцы, которые первыми ушли на фронтАрхив: МИХМ Описание: Первый ряд слева направо: Н. П. Базанов, Д. Ф. Мокеев (руководитель группы), Н. Д. Столяров. Второй ряд слева направо: А. П. Вилков, К. С. Жерновов, С. П. Балашов (погиб на фронте). Муром. 1941.

sL5r7yf3keU.jpg Партизан Кузьма Захаров, 1943 год.

1 ноября 1943 года у села Чернопаровка Солонянского района Днепропетровской области Украины Молдагалиев Жангас в критический момент боя закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.Молдагалиев Жангас (Жангазы) Акимович - командир роты 120-го гвардейского стрелкового полка 39-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта, гвардии лейтенант.Родился 7 июня 1917 года в посёлке Кара-Аул ныне Абайского района Семипалатинской области Казахстана. Казах. Член ВКП(б) с 1943 года. Окончил 7 классов, работал секретарём райисполкома.В Красной Армии с 1938 года. На фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года. Окончил военное пехотное училище.Жангас Молдагалиев в ночь на 24 октября 1943 года в числе первых форсировал реку Днепр в районе города Днепропетровска. Достигнув правого берега, отважный офицер поднял бойцов в атаку и выбил противника с оборонительного рубежа, обеспечив захват плацдарма.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии лейтенанту Молдагалиеву Жангасу присвоено звание Героя Советского Союза.

v0YQCB5JDe8.jpg Жангас Молдагалиев

5vQlOEHajHo.jpg Клецко Николай Федорович 1911 - 1963гг, бело-финская кампания 1939 г.

Pw7raDhK2VQ.jpg

tumblr_nv8ahg6N1h2su2ieno1_1280.jpg Журнал «Красноармеец и краснофлотец», 1938 год

 

smolbattle.ru

Символ Красной армии. Богатырка, фрунзевка, буденовка : matveychev_oleg

Как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии.1Надежды большевиков на «пролетарскую» Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям Антонова-Овсеенко, как только «красногвардейцы» узнали, что отныне им предстоит уже не грабить столичные магазины и винные погреба, но идти на фронт воевать с немцами, как многие из них побросали оружие и разошлись по домам. И тогда Ленин придумал мощный идеологический ход: для обмундирования новой Красной армии он решил использовать форму, придуманную для Парада Победы в Великой войне, который должен был пройти в Берлине (а затем и в и Константинополе).

Новая форма была создана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Впрочем, ее было не так много, и в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.

Эта комиссия составила и первое описание головного убора, который тогда назывался «богатыркой» - из-за схожести с древними шлемами русских богатырей: «Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинаковых кусков формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся вверху в центре колпака..."

Рисунок из материалов комиссии

Рисунки Васнецова: именно такой должна была быть парадная форма победоносной Русской Императорской армии.  

Из описания "богатырки": "Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном...."

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

М.В. Фрунзе

Первой же частью Красно армии, одетой по новому «образцу» , стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. Из-за чего новому головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка». (А вот Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела).

Была придумана и зимняя «богатырка» - более остроконечная по форме. Этот шлем и назвали «буденовкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Товарищи Ворошилов и Буденный на параде

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

Цвет суконной пятиконечной звезды различался по роду войск. Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку.

 После гражданской войны ряд военачальников обрушились с критикой на военную форму. Так, начальник Управления боевой подготовки РККА В.К.Путна в 1923 году писал: «Наша комиссия, как выясняется, "в своих исканиях" исходила от народно-крестьянской одежды и, в конце концов, выработала одеяние южно-национального покроя и стиля. Члены комиссии гонялись за "стилем", по-видимому, совершенно забыв, что в выработанной одежде придется воевать в условиях XX века».

Буденовку не любил и сам наркомвоенмор товарищ Троцкий.

«Рубаха (суконная и летняя) неудобна для надевания и безобразит даже хорошо сложенную фигуру. Карманы неудобны; цветные нагрудные клапаны особенно излишни[... Большим недостатком летней гимнастерки нужно считать невозможность ее выстирать, так как окраска с грудных клапанов и петлиц линяет…"

«Богатырка», зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли, не создавая хотя бы мало-мальских удобств..."

"..Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его (строго установленных размеров) при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшлевый вид. Вентиляция далеко недостаточна…"

"...Особенно ярким является опыт с легким "шлемом", его качества легко определяются: стоит только выйти в нем на улицу в дождь и сильный ветер, - описывать получаемое впечатление излишне… Нередко курсанты и красноармейцы, уличенные в отпуску в неформенных уборах, чистосердечно заявляют, что в летнем шлеме им "идти стыдно"…"

"..Именно поэтому среди командного состава распространено ношение летних шлемов, пошитых из сукна по индивидуальному заказу".

В мае 1924 года приказом РВС № 641 летний головной убор был заменен фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев некоторые изменения конструкции. Например, цвет сукна стал темно-зеленым, была отменена разноцветная суконная звезда (впрочем, вскоре их восстановили).

3 сентября 1927 года приказом РВС СССР № 474 (во многом благодаря введению стального шлема обр. 1927 года) введен с 1 октября для военнослужащих сухопутных и воздушных сил РККА зимний шлем согласно описания. Шлемы образца 1922 года разрешается носить до конца зимнего сезона 1928/1929 г.г.

В ходе Зимней войны неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем обычная шапка-ушанка. Окончательно зимний шлем был отменен приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года.

matveychev-oleg.livejournal.com

«Богатырка», «фрунзевка», «буденовка» | Страница 4

Главный аргумент советских историков — отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

[​IMG]

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.

[​IMG]

Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

[​IMG]

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

[​IMG]

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

[​IMG]

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

[​IMG]

Автор: Георгий Олтаржевский

Нажмите, чтобы раскрыть...

smolbattle.ru

«Богатырка», «фрунзевка», «буденовка» - sozero

Как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии.

Это сейчас 23 февраля празднуют День защитников Отечества. А вот в советскую эпоху это был день рождения Красной армии - несмотря на тот факт, что Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии был издан 15 (28) января 1918 года. А вот 23 февраля 1918 года Совет народных комиссаров Советской России опубликовал воззвание «Социалистическое отечество в опасности» - из-за революции фронт окончательно рассыпался, и войска 8-й германской армии, не встречая никакого сопротивления, занимали один город за другим. Надежды большевиков на «пролетарскую» Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям Антонова-Овсеенко, как только «красногвардейцы» узнали, что отныне им предстоит уже не грабить столичные магазины и винные погреба, но идти на фронт воевать с немцами, как многие из них побросали оружие и разошлись по домам.

И тогда Ленин придумал мощный идеологический ход: для обмундирования новой Красной армии он решил использовать форму, придуманную для Парада Победы в Великой войне, который должен был пройти в Берлине (а затем и в и Константинополе). Новая форма была создана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Впрочем, ее было не так много, и в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.

Эта комиссия составила и первое описание головного убора, который тогда назывался «богатыркой» - из-за схожести с древними шлемами русских богатырей: «Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинаковых кусков формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся вверху в центре колпака..."

Рисунок из материалов комиссии

Рисунки Васнецова: именно такой должна была быть парадная форма победоносной Русской Императорской армии.

Из описания "богатырки": "Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном...."

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

М.В. Фрунзе

Первой же частью Красно армии, одетой по новому «образцу» , стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. Из-за чего новому головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка». (А вот Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела).

Была придумана и зимняя «богатырка» - более остроконечная по форме. Этот шлем и назвали «буденовкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Товарищи Ворошилов и Буденный на параде

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

Цвет суконной пятиконечной звезды различался по роду войск. Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку.

После гражданской войны ряд военачальников обрушились с критикой на военную форму. Так, начальник Управления боевой подготовки РККА В.К.Путна в 1923 году писал: «Наша комиссия, как выясняется, "в своих исканиях" исходила от народно-крестьянской одежды и, в конце концов, выработала одеяние южно-национального покроя и стиля. Члены комиссии гонялись за "стилем", по-видимому, совершенно забыв, что в выработанной одежде придется воевать в условиях XX века».

Буденовку не любил и сам наркомвоенмор товарищ Троцкий.

«Рубаха (суконная и летняя) неудобна для надевания и безобразит даже хорошо сложенную фигуру. Карманы неудобны; цветные нагрудные клапаны особенно излишни[... Большим недостатком летней гимнастерки нужно считать невозможность ее выстирать, так как окраска с грудных клапанов и петлиц линяет…"

«Богатырка», зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли, не создавая хотя бы мало-мальских удобств..."

"...Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его (строго установленных размеров) при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшлевый вид. Вентиляция далеко недостаточна…"

"...Особенно ярким является опыт с легким "шлемом", его качества легко определяются: стоит только выйти в нем на улицу в дождь и сильный ветер, - описывать получаемое впечатление излишне… Нередко курсанты и красноармейцы, уличенные в отпуску в неформенных уборах, чистосердечно заявляют, что в летнем шлеме им "идти стыдно"…"

"...Именно поэтому среди командного состава распространено ношение летних шлемов, пошитых из сукна по индивидуальному заказу".

В мае 1924 года приказом РВС № 641 летний головной убор был заменен фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев некоторые изменения конструкции. Например, цвет сукна стал темно-зеленым, была отменена разноцветная суконная звезда (впрочем, вскоре их восстановили).

3 сентября 1927 года приказом РВС СССР № 474 (во многом благодаря введению стального шлема обр. 1927 года) введен с 1 октября для военнослужащих сухопутных и воздушных сил РККА зимний шлем согласно описания. Шлемы образца 1922 года разрешается носить до конца зимнего сезона 1928/1929 г.г.

В ходе Зимней войны неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем обычная шапка-ушанка. Окончательно зимний шлем был отменен приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года.

Ссылка.

sozero.livejournal.com

Символ Красной армии. Богатырка, фрунзевка, буденовка | Блог Михаил Руднев

Как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии.  

1

Надежды большевиков на «пролетарскую» Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям Антонова-Овсеенко, как только «красногвардейцы» узнали, что отныне им предстоит уже не грабить столичные магазины и винные погреба, но идти на фронт воевать с немцами, как многие из них побросали оружие и разошлись по домам. И тогда Ленин придумал мощный идеологический ход: для обмундирования новой Красной армии он решил использовать форму, придуманную для Парада Победы в Великой войне, который должен был пройти в Берлине (а затем и в и Константинополе).

Новая форма была создана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Впрочем, ее было не так много, и в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.

Эта комиссия составила и первое описание головного убора, который тогда назывался «богатыркой» - из-за схожести с древними шлемами русских богатырей: «Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинаковых кусков формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся вверху в центре колпака..."

Рисунок из материалов комиссии 

Рисунки Васнецова: именно такой должна была быть парадная форма победоносной Русской Императорской армии.   

Из описания "богатырки": "Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном...."

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

М.В. Фрунзе 

Первой же частью Красно армии, одетой по новому «образцу» , стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. Из-за чего новому головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка». (А вот Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела).

Была придумана и зимняя «богатырка» - более остроконечная по форме. Этот шлем и назвали «буденовкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Товарищи Ворошилов и Буденный на параде

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

Цвет суконной пятиконечной звезды различался по роду войск. Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку.

 После гражданской войны ряд военачальников обрушились с критикой на военную форму. Так, начальник Управления боевой подготовки РККА В.К.Путна в 1923 году писал: «Наша комиссия, как выясняется, "в своих исканиях" исходила от народно-крестьянской одежды и, в конце концов, выработала одеяние южно-национального покроя и стиля. Члены комиссии гонялись за "стилем", по-видимому, совершенно забыв, что в выработанной одежде придется воевать в условиях XX века».

Буденовку не любил и сам наркомвоенмор товарищ Троцкий.

«Рубаха (суконная и летняя) неудобна для надевания и безобразит даже хорошо сложенную фигуру. Карманы неудобны; цветные нагрудные клапаны особенно излишни[... Большим недостатком летней гимнастерки нужно считать невозможность ее выстирать, так как окраска с грудных клапанов и петлиц линяет…"

«Богатырка», зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли, не создавая хотя бы мало-мальских удобств..."

"..Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его (строго установленных размеров) при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшлевый вид. Вентиляция далеко недостаточна…"

"...Особенно ярким является опыт с легким "шлемом", его качества легко определяются: стоит только выйти в нем на улицу в дождь и сильный ветер, - описывать получаемое впечатление излишне… Нередко курсанты и красноармейцы, уличенные в отпуску в неформенных уборах, чистосердечно заявляют, что в летнем шлеме им "идти стыдно"…"

"..Именно поэтому среди командного состава распространено ношение летних шлемов, пошитых из сукна по индивидуальному заказу".

В мае 1924 года приказом РВС № 641 летний головной убор был заменен фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев некоторые изменения конструкции. Например, цвет сукна стал темно-зеленым, была отменена разноцветная суконная звезда (впрочем, вскоре их восстановили).

3 сентября 1927 года приказом РВС СССР № 474 (во многом благодаря введению стального шлема обр. 1927 года) введен с 1 октября для военнослужащих сухопутных и воздушных сил РККА зимний шлем согласно описания. Шлемы образца 1922 года разрешается носить до конца зимнего сезона 1928/1929 г.г.

В ходе Зимней войны неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем обычная шапка-ушанка. Окончательно зимний шлем был отменен приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года.

источник

 

×

cont.ws

16 января 1919 года в качестве головного убора красной армии была введена суконная шапка-богатырка,

В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца. Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая –  лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.Будёновка образца 1919 года

Нагрудный знак красноармейца – первый знак различия РККА

Нагрудный знак красноармейца –  первый знак различия РККА.

Металлическая звёздочка для головного убора.

фото Будённого в будёновке

Среди фотографий Будённого существует даже фото в монгольской одежде, но фото Будённого в будёновке найти удалось с пребольшим трудом.

А вот Сталин в будёновке нашёлся быстро.

Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка». Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.

Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 года.  Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.

Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства –  серп и молот. В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат. Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki –  меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами (об этом смотрите  тут: Введение погон в Красной Армии), будёновка окончательно исчезла из войск –  последний снимок красноармейца в будёновке относится к марту 1943 года.

Последний снимок красноармейца в будёновке. Ленинградский фронт, март 1943 года

Последний снимок красноармейца в будёновке. Остальные бойцы уже переодеты в форму образца 1943 года. Ленинградский фронт, март 1943 года.Оргигинал

ckiffi4.livejournal.com

СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ БУДЕНОВКИ - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

16 января 1919 года в качестве головного убора красной армии была введена суконная шапка-богатырка, впоследствии названная "будёновкой".В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца. Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая – лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

("Будёновка" в архитектуре)Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства – серп и молот. В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.

Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki – меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами будёновка окончательно исчезла из войск.

p-i-f.livejournal.com


Смотрите также