Чалма, феска, куфия, тюбетейка…. Шапка дагестанца


Национальный костюм Дагестана: виды и описание

Дагестан насчитывает 72 народности. Представители каждой из них имеют свой собственный национальный костюм, который сложился исторически. На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица.

Национальный костюм Дагестана, благодаря своей красоте и исторической значимости, ценится как старшими, так и молодыми людьми. Они бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.Национальный костюм Дагестана

История костюма

Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.

В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.

В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.Национальные костюмы народов Дагестана

Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет – верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке

Значение деталей

Национальные костюмы народов Дагестана были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды определяли, к какой именно национальности принадлежит человек. Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны. Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.

Хотя у каждой народности Дагестана были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фото, тогда все эти предметы одежды должны быть на картинке. При этом отдельное внимание стоит уделить вышивке и орнаментам, которые имели огромное значение в женских нарядах. Узоры (птицы, животные, деревья) зачастую имели сакральное значение, оберегая своих обладателей. Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.

О чем говорит цвет

Расцветка национальных дагестанских костюмов также имеет свою символику. Хотя убранства и кажутся слишком яркими, однако доминирующими цветами являются белый, красный и черный. Зачастую белый цвет можно увидеть на праздничных и свадебных нарядах. Красный символизировал благополучие и достаток, а черный говорил о мистике и олицетворял защиту предков. Пожилые женщины чаще всего выбирали одежду в темных тонах, молодые незамужние девушки предпочитали яркие элементы красного, оранжевого, синего или зеленого цвета.

Мужской костюм

Костюмы дагестанских мужчин схожи между собой и практически не отличаются от мужских костюмов других народов Кавказа. Национальное убранство состоит из рубахи, штанов, которые шьют из плотной ткани серого или черного цвета, и черкески (затянутого на талии длинного узкого кафтана без ворота с клинообразным вырезом). Верхняя одежда подобного плана может быть разной длины, а рукава расширены книзу. На поясе черкески раньше мужчины носили пистолет или кинжал.Мужской национальный костюм Дагестана

Мужской национальный костюм Дагестана имеет важную отличительную черту – папаху, которая является символом достоинства и чести. Сбить эту высокую меховую шапку с головы кавказского мужчины значило нанести ему оскорбление, а вот подарок дагестанцу в виде папахи был символом уважения и дружбы.

Мужчины из простого народа носили головные уборы из овчины, а вот представители знати предпочитали папахи из каракуля. Задумываясь, как нарисовать национальный костюм народов Дагестана, не нужно забывать о таких деталях, ведь для них подобные вещи имели огромное значение. Из обуви мужчины предпочитали мягкие сапоги из сафьяна под названием ичиги, они состояли из двух элементов.

Женский костюм

Национальный костюм Дагестана женский имеет различные вариации исполнения. Убранства отличаются разнообразной цветовой гаммой, отделкой, кроем и украшениями. Женская одежда намного больше, чем мужская, сохранила свою самобытность и отражает этнические особенности, обычаи и нравы. Национальный костюм Дагестана, рисунок которого представлен выше, является истинным тому доказательством.фото национального костюма Дагестана

Дагестанская женская одежда разнообразна по используемым материалам, цвету, форме, декору и художественной композиции. Эти характеристики могут указывать на социальное положение обладательницы, возраст и благосостояние.

Традиционные головные уборы

Исторически сложилось так, что головной убор является неотъемлемым атрибутом национального костюма дагестанских женщин. Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и на ее аул. Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и ученые. Их можно разделить на три большие группы:

  • Чухта представляет собой узкую длинную шапочку из черной материи. Иногда ее украшали монетами или бахромой. Надевать чухту имели право лишь замужние женщины. Они заплетали косы и укладывали их в специальный мешочек – волосник, который находился в нижней части головного убора и спускался на спину.
  • Платок традиционно сохранялся среди пожилых женщин, молодые девушки выбирали шали. Старые женщины складывали шали в треугольник, одним концом обматывали шею и завязывали с другим под подбородком. Цвет этого головного убора также выбирали в зависимости от возраста.
  • Чалма представляет собой кусок длинной материи, который замысловато обматывают вокруг головы, изначально ее носили лишь мужчины.Национальный костюм Дагестана рисунок

Обувь

Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.

Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.

Нагорный Дагестан

Жительницы нагорного Дагестана – аварки, лачки, даргинки – носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.

Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку – чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.как нарисовать национальный костюм Дагестана

Южный Дагестан

Национальный костюм Дагестана представительниц лезгинской народности отличался яркостью и дороговизной. Главной особенностью убранств являлась многослойность. Девушки надевали шелковые прямые платья, поверх них носились распашные платья-валчаги.

Еще одной отличительной характеристикой нарядов являлось изобилие украшений. Одежду декорировали серебряными и золотыми монетами, драгоценными камнями и вышивкой. В выборе цветов приоритет отдавали красному, желтому, фиолетовому и зеленому цветам. Голову покрывали кружевными платками.Национальный костюм Дагестана женский

Кумычки, чеченки и ногайки

У чеченок и кумычек традиционными считались распашные платья с широкими длинными юбками. Их украшали искусно изготовленными поясами и двойными застежками. Из головных уборов девушки предпочитали кружевные платочки.

Ногайские костюмы сильно походили на среднеазиатскую одежду. Убранство отличалось наличием крупных орнаментов и украшений из серебра. Женщины отдавали предпочтение стеганным кафтанам-бешметам. На голове молодые девушки носили красивые тюбетейки, а женщины старшего возраста – платки.

Национальный костюм Дагестана является ярким проявлением культуры этого народа. Независимо от отличий, которые связаны с историей различных этносов, но все же в художественном плане всем нарядам присущи одинаковые характерные черты. Возникновение этой одежды своими корнями уходит в глубокое прошлое, когда ее предназначением было абстрагирование своего обладателя от собственного индивидуального начала. Одежда в первую очередь демонстрировала причастность человека к определенному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказался.

fb.ru

Головные уборы. Дагестан - INFECTED NOTEBOOK

Как жаль, что такие вещи исчезают из нашей жизни! Только кое-где еще попадаются бабушки в архаичных головных уборах.«Чохто», это продолговатый традиционный головной убор, носившийся чуть ли не с эпохи бронзового века  и вплоть до ХХ века.

http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=21&art=523

Обсуждался вопрос о том, как это делают сегодня дагестанские женщины, и почему они предпочли бренды арабских стран. Постановка проблемы не нова, в нашем случае, на диспуте, обсуждался возврат только к одному элементу женской традиционной одежды дагестанки, и самому красивому, знаковому – чухте (по А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой), или чохто. Чохто прикрывала волосы, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз, по спине, в виде накосника – некоторые до подола платья. Выходя из дома, женщина всегда накидывала поверх чохто большой платок. Были чохто как повседневные, так и парадные, которые шились из дорогих тканей – шелка, парчи, тафты, а различные серебряные украшения для них могли бы составить отдельную тему для обсуждения. Замечу только, что характерную особенность многим из чохто придавала нарядная нашивка-налобник, даже сейчас их можно увидеть в некоторых аварских и даргинских селениях, в частности, у кубачинок.

Чохто. Сел. Кидеро

http://oshapke.ru/index.php?id_product=64&controller=product

http://yarodom.livejournal.com/1118815.html

Табасараны (табасаранцы)Самоназвание - табасаран. Народ, живущий в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы). Общая численность 98 тысяч человек, в том числе в Российской Федерации 93,6 тысячи человек (1992), в Дагестане - 78,2 тысячи человек. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы с примесью каспийского антропологического типа. Говорят на табасаранском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: северный и южный. Литературный язык на основе южного диалекта, письменность на русской графической основе. Распространены также азербайджанский (Табасаранский район) и лезгинский (Хивский район) языки. Верующие табасараны - мусульмане-сунниты.

Изготовление табасаранских ковров. Фото: http://www.odnoselchane.ru/?page=photos_of_category&sect=1625&com=photogallery

rykkadelie.livejournal.com

Чалма, феска, куфия, тюбетейка… | Ислам в Дагестане

Твоя шапка расскажет о тебе многое

raznie_golovnie_ubori_gВ наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.

Чалма

Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.

Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.

Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.

Куфия

Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.

В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией. 

Тюбетейка

Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.

На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.  

Феска

Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.

Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.

Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).

Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.

islamdag.ru


Смотрите также