Грузинская национальная одежда. Шапка грузинская


Легендарные сванские шапки - Полюбивший Грузию, да обретет счастье...

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.Зимой в ней тепло, а летом прохладно.Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял. Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия. Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.У свана должно быть 3 шапки:Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.Серая была для повседневного ношения.Белая надевалась на праздник.Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/pic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней. Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели. Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки. Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

http://svaneti.livejournal.com/20591.html

lekso79.livejournal.com

Грузинская национальная одежда | Блогер Ko-ra на сайте SPLETNIK.RU 26 февраля 2011

Грузинская национальная одежда

Кавказский национальный костюм (как, в принципе, и любая национальная одежда) завораживает. Грузинское одеяние - не исключение! Поэтому когда увидела запись Марии Эксер* о традиционной грузинской одежде, не удержалась. Выкладываю ее здесь. Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому. Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine :) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю. Обновлено 26/02/11 21:46: Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас 1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками. 2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками. 3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев 4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра. 5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра. Обновлено 26/02/11 21:46: 6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском. 7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков. 8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом. 9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой. 10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой. Обновлено 26/02/11 21:46: 11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки. 12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером. 13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца. 14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили. 15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками) 16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию) 17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой 18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца 19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули. Обновлено 26/02/11 21:47: 20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги. 21. Гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена золотой крученой тесьмой и кантом. Ахалухи (сорочка) из атласа. Головной убор -папанаки-расшит золотом. Кушак узорчатый. Поверх кушака широкий кожаный пояс, за который затыкается огнестрельное и холодное оружие. На поясе также кожаный кошелек и кожаная пороховница. Брюки заправлены в кожаные сапоги. 22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги 23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье. 24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги. 25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена) Обновлено 26/02/11 21:47: 26. Традиционная общегрузинская мужская одежда. Серая шерстяная чоха с закрытым воротником-стойкой, нагрудными карманами. Поверх носится кабалахи- деталь одежды из тонкой шерсти, расшитое или орнаментированное. Обычно носится на плечах, связывается тесьмой. Легко превращается в головной убор, защищающий всадника от ветра, холода и пыли. 27. Витрина дизайн-студии по адресу Грузия, Тбилиси, проспект Чавчавадзе, 22. Телефоны указаны. Принимаются заказы. Цены не маленькие, но оно того стоит. 28. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец. 29. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги :)) 30. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата. 31. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили. 32. Чакура №4. Гурийско-аджарская мужская одежда. Отличается цветом и высотой сапог Обновлено 26/02/11 21:48: *Мария Эксер, сценарист, живет в Тбилиси, работает на телевидении. Бонус: небольшое видео от грузинского ансамбля Erisioni Обновлено 26/02/11 22:05: Видео из ателье: Обновлено 26/02/11 22:06:

www.spletnik.ru

По заявкам: грузинский национальный костюм

Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому.Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах.Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine :)Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю.1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.

3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском.7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков.8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом.9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка  короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи -  сделан из бархата и расшит бисером.13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили.15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками)16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию)17. Дворянское женское платье. Шелковое  или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули.20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.21. Гурийско-аджарская мужская одежда "чакура". Бархатная куртка украшена золотой крученой тесьмой и кантом. Ахалухи (сорочка) из атласа. Головной убор -папанаки-расшит золотом. Кушак узорчатый. Поверх кушака широкий кожаный пояс, за который затыкается огнестрельное и холодное оружие. На поясе также  кожаный кошелек и кожаная пороховница. Брюки заправлены в кожаные сапоги.22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда "чакура". Бархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно :) ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги.25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена) .

26.  Традиционная общегрузинская мужская одежда. Серая шерстяная чоха с закрытым воротником-стойкой, нагрудными карманами. Поверх носится "кабалахи" - деталь одежды из тонкой шерсти, расшитое или орнаментированное. Обычно носится на плечах, связывается тесьмой. Легко превращается в головной убор, защищающий всадника от ветра, холода и пыли.

27. Витрина дизайн-студии по адресу Грузия, Тбилиси, проспект Чавчавадзе, 22. Телефоны указаны. Принимаются заказы. Цены не маленькие, но оно того стоит.

28. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец. 29. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги :))30. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата.31. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили.32. Чакура №4. Гурийско-аджарская мужская одежда. Отличается цветом и высотой сапогАбхазское платье на видеоАПД: Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи перанги, сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов шеидиши, широких верхних штанов шарвали из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ременным поясом с серебряной чеканкой. К поясу подвешивался кинжал. Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от «простонародной» чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья. Парадной одеждой дворян была куладжа - короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор - высокая каракулевая папаха. В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу - курки, вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в непогоду была войлочная бурка - набади. В качестве головного убора - высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля. Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника - коши, мягкую обувь без каблука - мести и туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги - цаги, украшенные драгоценными камнями, с острыми носами на эластичной подошве. Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи — каламани и голенища из грубой домотканой шерсти. Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались приобрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный. Кинжалы могли быть выполнены из стали, мельхиора, серебра и даже из золота. Почти всегда были отделанны богатой инкрустацией. Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе помимо кинжала шашку, саблю и пистолет. Оружие служило не только в качестве украшения, но часто применялось и по своему прямому назначению. Не менее своеобразна была женская одежда. Стянутое в талии длинное платье — картули, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом, с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступней. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола. Головной убор состоял из лечаки — треугольной белой тюлевой вуали (престижными считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные), копи — тонкого валика из шелка и ваты и чихта — обшитого бархатом картонного ободка, который точно соответствовал размеру головы. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку багдади или большие коленкоровые покрывала чадри, в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда - только глаза. Лечаки и багдади закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из-под лечаки выпускались букли волос, причем один конец лечаки свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею. Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов. Верхнюю женскую одежду - катиби шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке. Знать носила коши - туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх острыми носами из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи - каламани. Из украшений в моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. Традиционной была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски. Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной. Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахети и других районах Восточной Грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Очевидно, такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт. Горцы носят косматые овчинные папахи. В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкой шерстяной материи с длинными концами и кистью на капюшоне. В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями. Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, вышиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки — каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканой шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове — упомянутая выше шапочка-подшлемник или же косматая пастушеская папаха. Имеретинцы покрывали голову папанаки - круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами. В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды. Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореадора; обтягивающие брюки, заправленные в плотно облегающие ногу мягкие сапоги. На голове — башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы. Примечательным был костюм тбилисских кинто (торговцев): архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Часто носили сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука. Ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто. Вся их одежда - чоха, архалук, шаровары, папаха - обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели - «носящий черную чоху»). Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха - чем не красавец-мужчина?

ekser.livejournal.com

Чудесная шапка (Грузинские народные сказки)

Было то или не было — жил один бедный крестьянин со старой матерью. Жили они в большой нужде.

Вот однажды и говорит сын:

— Мать, невмоготу так жить! Пойду похожу по свету, или найду что доброе, или жизнь потеряю — все лучше будет.

— Хорошо, — говорит мать. — Иди, мой смелый сын, за нашей удачей! И, что бы ни случилось, я тебя всегда ждать буду. Нет у меня никого, кроме тебя.

Встал он и пошел. Идет, сам не знает куда. Устал, присел отдохнуть у дороги. Видит, идет путник.

— Привет тебе! — говорит путник.

— И тебе привет, — говорит крестьянин.

— Что ты так печален? — спрашивает путник.

— Как же мне не печалиться? — говорит крестьянин. — Садись, расскажу тебе.

Сел путник, и рассказал ему бедняк, как он жил и зачем ушел из дому:

— Есть у меня старуха-мать. Больше никого. Отпросился у нее, вот хожу, ищу. Подвернется что — хорошо, а нет, я и не вернусь домой живым.

А тот путник был злой колдун. Захотел колдун усилиями бедняка воспользоваться, на рискованное дело его послать. И сказал колдун:

— Что ж, раз такое дело, расскажу тебе что-то, только знай, трудное это дело, не всякий его выполнит.

— Расскажи, — просит бедняк.

Рассказал колдун:

— Иди вот так, все прямо. Пройдешь с версту, увидишь высокую скалу. Эта скала раскрывается раз в семь лет. Ты подойди к скале и стань, жди, она теперь скоро разверзнется.А как разверзнется, ты входи скорей, там висит шапка, хватай ее и спеши выйти. Только смотри, больше ничего не бери, а то закроется скала и останешься ты в ней на семь лет.

Поблагодарил бедняк путника и смело пошел к той скале.

Прошел с версту, видит, и вправду скала.

Подумал крестьянин: «Верно, это и есть та скала».

Подошел, стоит ждет, что будет.

Разверзлась вдруг скала. Бросился бедняк вовнутрь, увидел шапку, схватил, сорвал со стены. Оглянулся, а там — чего-чего только нет. Разбежались глаза у бедняка. Видит он виноград, да какой! А бедняк голоден, уже сколько дней ничего не ел, глаз не может отвести от этого винограда.

Не выдержал бедняк.

— Эх, будь что будет, не умирать же с голоду! — потянулся и сорвал кисть винограда.

Только он сорвал, замкнулась скала, и остался он один в темноте.

Семь лет не раскрывалась скала, семь лет сидел бедняк один в темноте. Дождался все же, прошло ровно семь лет, разверзлась скала. Бросился бедняк вон, успел выбежать, и замкнулась скала.

Сел он подле скалы передохнуть. Сидит, не знает, что делать. Не знает и того, какая сила в его шапке.

Прилег в тени, подложил под голову шапку и думает:

— Эх, шапка-то есть у меня, голове мягко, вот бы еще ковер подостлать, поспал бы на славу.

Только подумал, как откуда ни возьмись — ковер.

Разостлал его бедняк, лег и говорит себе:

— Как-то сейчас мать моя? Оставил ее одну, бедняжку, вот бы оказаться сейчас дома, подле нее.

Только сказал, как поднялся ковер вместе с бедняком и его шапкой, полетел прямо по воздуху и опустился возле их дома.

Понял бедняк, что за сила в той шапке.

— Вот это шапка! — говорит. — А ну, моя шапка, если можешь, поставь-ка мне здесь во дворе дом, да такой, чтоб лучше и у царя не было.

Только он сказал, "вырос во дворе целый дворец, да такой, лучше и быть не может. Вошел бедняк в тот дворец, лег и лежит себе.

Настало утро. Выглянула мать бедняка из своей лачуги, видит — стоит на их дворе дом-дворец.

Заплакала старуха:

— Кто это на моем дворе дом поставил и землю всю занял?

Дивятся соседи — как это в одну ночь такой дворец возвели.

Встал бедняк, вышел, идет к матери:

— Чего ты плачешь, мать?

— Как не плакать, сынок, — говорит старуха, — кто-то вон на нашем дворе себе дом-дворец поставил, всю нашу землю занял.

— Не тужи, мать, — говорит сын, — это наш с тобой новый дом. И теперь мы с тобой в этом доме будем всегда сыты.

Обрадовалась мать. Вошли они в свой новый дом и зажили себе без нужды. Впервые за свою жизнь они наконец-то могли есть досыта и спать на хороших мягких постелях.

На третий день и говорит сын:

— Мать, скажу тебе что-то.

— Что, мой родной сынок? — спрашивает счастливая мать.

— А вот что — у нашего царя есть дочь-красавица, пойди к нему и скажи: есть у меня сын. Ты там особенно и не хвали и не хули меня, а скажи только, что прошу я его дочь в жены.

— Не пойду, — говорит перепуганная мать. — Что ты, убьет меня царь за это, голову снимет.

Не дает сын покоя:

— Иди да иди!

Подумала мать:

— Что же, пойду, будь что будет. Убьет так убьет, страшней ведь ничего не будет. А для сына так счастья хочется! Мне и своей старой головы для сына не жалко.

Попрощалась она с сыном и пошла к царю.

Пришла ко дворцу. Выглянули караульные царя, видят — ходит возле дворца какая-то старуха, и спрашивают:

— Что ты там ищешь, мать?

— Хочу царя видеть, — говорит старуха.

А царь той страны был могучий, добрый и заботливый, потому повелел своей страже всегда приводить к себе всякого, кто его спрашивал.

Повели старуху к царю.

Спрашивает её царь:

— Что тебе надо? Какое у тебя ко мне дело?

— А вот какое у меня дело, — говорит старуха, — просит мой сын в жены твою дочь.

— Что ты! Что у тебя за сын, чтобы моя любимая единственная дочь, моя царевна, моя родная умница и красавица, за которой я сам с ее рождения всячески ухаживал, стала его женой?

— Нет и нет, отдайте ее нам! — повторяет старуха.

— Ну, что ж, так пойди и скажи своему добру молодцу-сыну: если он такой превеликий молодец, что достоин жениться на моей единственной дочери, пусть разобьет сады по обе стороны дороги, что идет от моего дворца до самого вашего жилья.

— Хорошо, — сказала старуха.

Пошла она, пришла к сыну.

— Что же сказал царь? — спрашивает сын.

Рассказала мать:

— Сначала царь удивился очень, а потом и говорит: пусть, если он такой молодец, пусть разобьет сады от своего дома до самого моего дворца, да по обе стороны дороги!

— Это ничего, — говорит сын, — ты иди отдохни, я сам все сделаю.

Встал он, взял свою шапку и говорит:

— А ну моя шапка, если можешь, разбей от моего дома до самого царского дворца по обе стороны дороги сады, да чтоб до утра все было готово!

Настало утро.

Выглянул царь из окна — красуются прекрасные сады по обе стороны дороги!

А сын и говорит матери:

— Пойди, скажи царю: «Теперь-то можно вашей дочери стать женой моего сына?»

Пошла старуха к царю.

— Что ж, — говорит, — теперь-то можно идти твоей дочери за моего сына?

Отвечает царь, подумав, чтобы не ошибиться:

— Пойди скажи сыну: «Раз уж ты такой молодец, выложи до утра всю дорогу от своего дома до моего дворца чистым мрамором».

Пошла старуха к сыну.

— Что ж он сказал? — спрашивает сын.

Рассказала мать, чего царь требует.

Сказал сын своей шапке:

— А ну, моя шапка, если можешь, выложи от нашего дома до царского дворца всю дорогу чистым мрамором.

Выглянул наутро из окна, а дорога, сколько глаз хватает, вся мрамором выложена.

Сын опять шлет мать к царю за ответом. Пошла она, сказала царю:

— Теперь-то можно отдать твою дочь за моего сына?

Сказал царь:

— Видно, и впрямь молодец твой сын. Пойди скажи ему: «Вот если можешь устлать всю эту мраморную дорогу от твоего дома до моего дворца коврами, — приходи и бери мою дочь».

Пришла мать, рассказала сыну, что царь велел.

— Хорошо, — сказал сын, — иди спать, это мое дело.

Встал он, взял свою шапку и говорит:

— А ну, моя шапка, если можешь, застели к утру всю дорогу от моего дома до царского дворца коврами.

Встал сын наутро, смотрит — вся дорога коврами устлана. Собрался он, забрал дружек и поехал к царю за невестой.

Приехали, отдал ему царь в жены свою дочь, которой этот ладно и крепко сложенный, красивый лицом и смелый бедняк-крестьянин сразу очень понравился. Именно о таком муже красавица-царевна всегда мечтала — и вот он к ней наконец-то посватался. Никого лучшего она в своей жизни и не желала.

Царевна сказала о своей любви царю-отцу, которому ничего больше не оставалось, как назначить день свадьбы.

Отпраздновали свадьбу, а наутро и говорит зять царю:

— Поедемте сейчас ко мне, да берите с собой всех ваших придворных людей, все войска.

Думает царь:

— Зять-то хорош, и собой крепок и недурен, и умом и смелостью не обижен, да где ему прокормить все мои войска? Да еще моих прожорливых царедворцев. Ну, уж поеду, погляжу. Да, на всякий случай, возьму для войска и свиты все нужные припасы, чтобы зятя не позорить, да свои царские палатки, чтобы своих людей разместить.

Поехал царь, и все войско с ним, и все царедворцы. И всякие царские припасы с собой везут.

Приехали, дом и впрямь хорош, что дворец. Вошли, а внутри одни пустые столы — ни еды, ни питья. Собрался тут было царь приказать свое припасенное вносить.

Только тут взял зять свою шапку и говорит:

— А ну, моя шапка, если можешь, уставь этот стол яствами да питьем, как царю подобает.

Появились вдруг кушанья да вино, что душе угодно, все там есть. Три дня пировал царь со своими гостями, на четвертый день попрощался и поехал в свой дворец. Стыдно ему стало, что к своему превелико богатому зятю зря царские припасы с собой вез.

Остались муж с женой да старухой-матерью, живут, нужды ни в чем не знают.

Вот однажды захотелось мужу пойти поохотиться, и говорит он жене:

— Я пойду на охоту, а вы с матерью побудьте дома. Я скоро вернусь, много вкусной дичи для вас добуду.

Встал он, взял ружье, своих охотничьих собак, и пошел.

А злой колдун, который бедняку подсказал, как ту шапку достать, узнал, что бедняк не погиб, вернулся – и не с пустыми руками. Да про новую счастливую жизнь бывшего бедняка-крестьянина узнал, и взяла его черная зависть. Думает он: «Как бы мне ту волшебную шапку к рукам прибрать?»

Взял колдун новую нарядную шапку, подходит к дому-дворцу, кричит:

— Новые шапки продаю, старые покупаю, новые шапки на старые бесплатно меняю!

А красавица-царевна не знает, что за сила в мужниной шапке — ее по уши влюбленный муж на радостяхсовсем забыл ей об этой важной тайне рассказать.

Вот заботливая царевна и думает:

— Дай-ка, обменяю эту старую шапку на новую, порадую и я своего любимого мужа, который мне столько всего хорошего делает.

Позвала она путника:

— Стой, стой, поди сюда!

Подошел он, вынесла она ту чудесную шапку и говорит:

— Поменяете мне эту старую шапку на новую?

— Что ж, — говорит колдун, — совсем не стоит она того, да уж берите, раз я обещал.

Обрадовалась она, взяла новую красивую шапку взамен старой, вошла в дом.

А колдун прибрал ту добытую смелым бедняком чудесную шапку к рукам и говорит:

— А ну, шапка, если можешь, перенеси весь этот дом с красавицей, да и меня, отсюда подальше.

Только он сказал, поднялся дом и понесся, куда он указал.

Осталась одна старуха в старой лачуге. Живет она в той же нужде, что и раньше.

Вернулся сын с охоты — ни дома, ни любимой жены! И голодная мать на пороге жалкой лачуги плачет.

Но бывший бедняк плакать не стал. Отдавать свое просто так, без борьбы, он не собирался. Взял он свое меткое ружье, острую саблю, всю свору своих охотничьих собак и смело отправился на поиски.

Пошел он, ходит, везде свою жену ищет.

А красавица-жена плачет, убивается по любимому мужу, злого колдуна проклинает, но ничего поделать не может.

Искал, искал муж, добрел так до одной высоченной таинственной горы, посмотрел наверх — видит, вот он, его дом.

Подошел он поближе, а тайные силы злого колдуна к дому его не подпускают. Сел он возле дома и заплакал.

Выглянула жена, увидела своего любимого мужа, закричала ему, позвала, заплакала, запричитала.

Сказал муж:

— Пойди-ка, достань мою старую шапку, посильнее и подальше кинь ее мне, чтобы колдовские запретные границы перекинуть.

Пошла она, достала шапку, изо всех сил бросила ее мужу и колдовские границы одолела.

Взял он в руки ту волшебную шапку — все колдовские силы перед ним расступились.

Вошел он в дом и говорит:

— А ну, моя шапка, знаю, какая в тебе сила, подними-ка этот дом и перенеси опять на старое место — ко мне во двор.

Трудно ли то шапке? В две минуты перенесся дом и, как стоял, так и стоит во дворе перед лачугой старухи.

И смелый любимый муж с верной женой снова оказались в их доме на прежнем месте.

А тот злой колдун тоже лежит себе в чужом ворованном доме, спит, ничего не знает.

Показала верная любящая жена комнату в доме, где злой колдун спит-отдыхает. Вошел в ту комнату смелый муж, одной могучей рукой поднял злобного колдуна с ложа вверх, крепко рубанул его саблей пополам, потом изрубил всего в мелкие кусочки и отдал своим охотничьим собакам на съедение.

Наконец-то дом вернулся на свое место. Безмерно обрадовалась мать-старуха, у которой больше никого и не было, когда увидела своего сына с женой опять на своем дворе.

И зажили все они все вместе дружно и счастливо. И не было больше никого на свете, кто мог бы помешать их счастью.У мамы бывшего крестьянина, которая стала бабушкой, становилось все больше и больше прекрасных внучат, которых она очень любила.Любящий свою дочь и своего зятя старенький царь частенько приезжал в гости в их добрую крепкую семью, чтобы отдохнуть и набраться сил.

А когда царь стал совсем старый, он передал свою царственную корону смелому зятю и его верной жене.И было к тому времени у ставших царем и царицей смелого мужа и его любимой жены много хороших и умных детишек. А потом, во время их царствования, и еще прекрасных детишек добавилось.И каждому новорожденному обязательно всей дружной семьей пели песенку:Спи, младенец наш прекрасный,Баюшки-баю...

l-skazki.ru


Смотрите также