Индейский головной убор из перьев: часть II. Шапка индейца


часть I – Ярмарка Мастеров

I. Историческая справка

За прошедшие сотни лет, а особенно с 1887г. благодаря шоу Баффоло Била (Buffalo Bill‘s Wild West Show) с участием индейцев Сиу, Арапахо и Пауни, которое за несколько десятков лет объездило полмира, изображение воина в головном уборе из орлиных перьев (на Лакотском — Wambli Wapaha) стало главным символом Североамериканских индейцев.

В стародавние времена Wambli Wapaha — головной убор из орлиных перьев (т.н. "солнечный головной убор" по терминологии русских индеанистов: термин достаточно странный, поскольку никто в мире его так не называет)  был наделен богатым символизмом: мельчайшая его деталь имела глубокий смысл, а право носить такие головные уборы имели только вожди и выдающиеся воины. Каждое перо в таком головном уборе обозначало тот или иной подвиг или великое деяние, совершенное на войне или на охоте, т.е. выполняло ту же самую функцию, что у нас медаль или орден. Индейцы считали, что человеку, который носит военный головной убор из перьев орла, не страшны ни пули, ни стрелы и надевали такие головные уборы не для того, чтобы круто выглядеть, а чтобы обрести магическую защиту орла. Поэтому чаще всего воин, идя в военный поход, брал с собой головной убор, а если позволяли обстоятельства, надевал его на время сражения. Воин принимал решение о том надевать или не надевать свой убор, исходя из индивидуальной манеры ведения боя и наличия времени на переодевание. От Шайенского вождя Деревянная Нога мы знаем, что: "Если приближалась битва, воины первым делом сбрасывали свою обычную одежду. Идея, что для битвы необходимо особое облачение, появилась не от уверенности, что это прибавит ловкости в бою. Это были приготовления к смерти. Каждый индеец хотел видеть себя в лучшем виде, идя на встречу с Великим Духом, а потому надевал этот наряд и перед боем и в мирное время — при опасной болезни. Некоторые племена не заботились о таких вещах и рисковали жизнью либо полуодетыми, либо в потёртом платье. Но Шайенны и Сиу относились к этой процедуре с должным вниманием".

Для хранения и транспортировки использовался цилиндрический короб (парфлеш) из сыромяти, разрисованный различными символами. Одной из особенностей, связанных с головным убором, является то, что почти никогда воин не изготавливал свой убор сам: чаще всего он или покупал или выменивал его у других, или же только предоставлял другим членам племени (например, воинам, состоящим с ним в одном военном сообществе) материал для его изготовления.

Первое упоминание о наличии перьевых головных убров у Равнинных племен , в частности у Манданов, относится к 1736 году. В 1766 году Уилст сообщил о таких головных уборах у Сиу (Carver, 1838:288). Вслед за этим Томпсон (1780г.; Thompson, Tyrerll) ed., 1916:61) сообщает о головных уборах из орлиных перьев у Черноногих. Далее о головных уборах из орлиных переьев сообщали Льюис и Кларк (1810г., Арикары; Lewis and Clark, Thwaites ed., 1905, vol. 6:158), Ларок (1804-1805, Кроу; Larocque, Burpee ed., 1910:67), Брэкенридж (1811, Арикары; Brackenridge 1816, IN Thwaites ed., vol 6:117 & 120) и др. Таким образом, можно утверждать, что в период с 1740 по 1810 было зафиксировано наличие головных уборов из орлиных перьев в том или ином виде (в том числе,  с рогами) у нескольких племен Равнинных индейцев.

В период с 1740 по 1810, а особенно в последующие 20 лет до 1830 года, головные уборы были значительно усовершенствованы: во-первых, это уже была не просто налобная повязка с перьями, но шапочка из мягкой кожи, на которую крепились перья; во-вторых,  в отличие от повязки,  на которую перья жестко фиксировались ("втыкались"), новая конструкция делала перья достаточно подвижными. К этому времени также стало обычным делом использовать подвески из шкурок и перьев, а также легкие распиленные и отполированные рога бизона.

Ф. Кларк отмечает, что по мнению некоторых племен головной убор в том виде, в каком мы привыкли видеть, (т.е. с расширяющейся короной или flaring style headdress, в отличие от более древнего головного убора со стоящей вертикально короной или straight-up style headdress)  придумали Кроу.

индейские головные уборы, солнечный убор, индейский, индейский воин, западОдной из лучших иллюстраций того как выглядел такой головной убор (т.е. flaring style headdress) в начале 19 века является картина Кэтлина (см. фото; Catlin 1841, vol. I:101).

Есть также скетч и картина Кэтлина, сделанные им в 1832 г., (Catlin 1841, vol.II: opp.p. 190) изображающие Лакотского воина по имени Спящий Ветер в характерном для Сиу головном уборе с расширяющейся короной.индейский головной убор, индейские перья, индейцы, военный головной убор

В настоящее время изображенный на картине головной убор  Кроу хранится в Смитсонианском институте (Музее Американских Индейцев в Вашингтоне). Как видно на картине и музейных образцах в Вашингтоне и Берлине (где хранится почти такой же образец головного убора, но принадлежащий Хидатса), головные уборы в том замечательном стиле, который чуть позже разовьется в стиль Лакота (Сиу) и станет символом "индейскости", уже существовал к началу 19 века и был популярен среди Равнинных племен Верхнего Миссури (т.е. в районе т.н. Центральных равнин): Арикара, Дакота, Хидатса, Мандан, Кроу, Равнинные Кри, Омаха.

По информации Гриннелла перьевые уборы, внешне напоминающие типичные Лакотские уборы с расширяющиеся короной, были также распространены и среди Шайенов. Однако изучение ранних полевых  фотографий (т.е. сделанных не в фотостудии, где обычно индейцев наряжали в принадлежащий фотографу реквизит, а в реальных условиях) и почти полное отсутствие в музеях экземпляров ранних шайенских уборов, скорее всего говорят о том, что это суждение по большей части справедливо только в отношении северных Шайенов. wambli wapaha, солнечный головной убор, индейский вождь, war bonnet

Коме того, начиная с 1870-х годов, у Шайенов были популярны головные уборы комбинированного типа, сочетающие Лакотский стиль с бизоньими рогами (см. фото).

Среди других племен (Кайова, Команчей, Апачей, Не-Персе, Шошонов, племен Вудлэнда и вообще индейцев) головные уборы в Лакотском стиле получили распространение лишь в конце 19 века. - начале 20 веков (именно распространение, т.к. отдельные экземпляры появлялись у них  и раньше, но или в качестве подарков или в результате торгового обмена, и не были традиционными для них).

Продолжение статьи см. здесь: Часть II

Marina Berlucci ®

www.livemaster.ru

Как сделать индейский головной убор своими руками — Земля людей

image

image

image

image

Итак, расскажу подробно о том, как был создан этот головной убор. Весь процесс занял полтора дня, большей частью из-за того, что приходилось ждать, когда высохнет клей. Не хотелось халтурить.

Полный список того, что нам понадобится:

  • 1 лист бумаги формата А4
  • 2 листа полипропиленовой ткани размера А4
  • Ножницы
  • Клей (быстросхватывающий и надежный)
  • Дырокол
  • Инструмент для установки люверсов
  • Черный фетр
  • Приблизительно 60 перьев
  • Шейная нить
  • Несколько деревянных палочек для канапе
  • Пассатижи, что бы ломать деревянные палочки
  • Разноцветные перья индейки
  • Степлер
  • Объемные краски
  • Красная нить (тут используется украшенная вкраплениями)
  • Боа из перьев

1. Готовим основание головного убора Нам потребуется

  • 1 лист бумаги формата А4
  • 2 листа полипропиленовой ткани размера А4
  • Ножницы
  • Клей (быстросхватывающий и надежный)
  • Дырокол
  • Инструмент для установки люверсов
  • Черный фетр

1. Сложите лист А4 пополам и нарисуйте на нем вот такую фигуру (похожую на акулий плавник, только более сильно изогнутый). Вырежьте эту фигуру  — и вы получите что то вроде полумесяца.

image

2. Примерьте этот полумесяц. Я думаю, этот размер подойдет большинству голов, он должен опоясать вашу голову и его концы будут в районе ваших висков.

3. Если размер вас устраивает, разместите вырезанную фигуру на листе полипропиленовой ткани, и вырежьте фигуру уже из неё. Если вам нужен размер побольше, вам следует использовать листы бумаги и ткани других размеров. Проделайте эту процедуру дважды, что бы у вас получилось два листа ткани в форме полумесяца. Не переживайте, если наряд вам слегка велик.

image

4. Проделайте с помощью дырокола отверстия в каждом углу и вставьте люверсы. Положите листы друг на друга, и убедитесь, что отверстия совпадают.

image

5. Вырежьте два прямоугольника фетра и приклейте их к сторонам ОДНОГО полумесяца. Это нужно для того, что бы немного увеличить размер основания. Другой полумесяц потребуется нам позже.

6. Примерьте получившуюся конструкцию на голову и отрежьте 5-6 сантиметров сверху, в результате это будет уже не полумесяц.

 image 2. Подготавливаем перья

Потребуются:

  • Приблизительно 60 перьев
  • Черный фетр
  • Шейная нить
  • Клей
  • Ножницы
  • Несколько деревянных палочек для канапе
  • Пассатижи, что бы ломать деревянные палочки

1. (Необязательно, этот шаг выполнялся для того, что бы получившийся убор выглядел больше) Возьмите палочки для канапе и нанесите немного клея на их “острый” кончик. После этого вставьте их в основания перьев (возможно, придется немного подрезать перья снизу, что бы сделать входное отверстие побольше). Сделайте это для всех перьев.

image

2. Отложите перья в сторону. Отрежьте небольшие прямоугольники из фетра, примерно 8х12 см по количеству используемых перьев. 3. Нанесите порядочное количество клея на одну из сторон каждого прямоугольника (как на фото ниже) и оберните ткань вокруг пера. После этого нанесите клей на другую сторону ткани и таким образом зафиксируйте ткань.

image

image

image

image

image

4. Удерживая ткань, обмотайте крепко её нитью. Вам нужно будет сначала сделать узел на основании, оставив достаточно нити для того, что бы обмотать поверхность и сделать второй узел на другом конце ткани.

image

image

image

3. Делаем основную рамку Потребуется:

  • Оба ранее сделанных фигуры из полипропиленовой ткани
  • Подготовленные перья
  • Клей
  • Иголка и нитки
  • Небольшие перья индейки
  • Степлер

1. Расположите перья (сделанные в шаге 2) на основание (сделанное в шаге 1), распределив их по высоте. В идеале, самые высокие перья должны быть в центре, а перья покороче по бокам, что бы сформировать правильную форму индейского убора. Элементы из фетра, наклеенные на перья, должны плотно примыкать сверху к основанию.

2. Приклейте перья к основанию, в данном случае клей наносился кистью. Также перья были обмотаны нитью для дополнительной фиксации. Обратите внимание, как расположены перья – они направлены влево и вправо, каждое в свою сторону. Вам придется аккуратно расположить их в нужных направлениях.

image

3. Приклейте все перья и отрежьте торчащие снизу палочки.

image

4. Для надежности конструкции добавьте еще клея и добавьте несколько дополнительных, более коротких перьев на боковые прямоугольники из фетра, которые мы приклеили в шаге 1. Для этих перьев не нужны деревянные палочки.

image

image

6. Добавьте еще клея, и прикройте получившуюся конструкцию вторым листом полипропиленовой ткани. Дайте подсохнуть пару часов, для надежной фиксации положите на них сверху утяжелители, например книги.

image

image

image

7. После того, как клей засохнет, разместите на верхней стороне небольшие перья индейки, расположите их так, как вам больше нравится. В наличии были только белые и черные перья, так что белые было решено расположить снизу, а черные сверху. По тому же принципу длинные перья были расположены в центре, а короткие по краям. Их можно приклеивать, можно прикрепить степлером.

image

image

image

8. Пройдитесь по перьями ножницами, что бы придать им форму основания.

 image 4. Создаем декоративную повязку

Потребуется:

  • Ножницы
  • Клей
  • Черный фетр
  • Шейная нить
  • Объемные краски
  • Красная нить (тут используется украшенная вкраплениями)
  • Боа из перьев

1. На этом шаге головной убор практически закончен. Проденьте нити в отверстие с люверсами, стяните их на голове, и посмотрите в зеркало. Пустое пространство между убором и вашим лбом (это зависит от размеров вашего лба и как высоко вы планируете носить убор) сформирует требуемый размер повязки.

2. Отрежьте небольшой кусок фетровой ткани. У меня получился размер 6 сантиметров в высоту и 50 см в длину.

3. Отмерьте по два сантиметра сверху и снизу и нарисуйте треугольники

4. Создайте нужный дизайн, используя объёмные краски и дайте высохнуть на ночь. Используйте фен, что бы сделать краски еще более объемными, и создать иллюзию бусин.

 image

5. Для круглых элементов по бокам, вырежьте из фетра 4 круга, по размеру чуть больше чем ширина повязки.

6. На одну из сторон двух кругов пришейте перья или что то еще, что покажется вам подходящим. В данном случае пришиты декоративные нити, что бы придать некоторый колорит. Главная задача сейчас – создать здесь некоторый хаос.  Не переживайте, если выглядит неопрятно, но укрепите все элементы клеем.

image

image

7. На оставшихся двух кругах начертите 4 пересекающиеся линии (как на фото выше) и соедините точки, что бы получилась звезда.

8. Вы можете использовать объемные краски или нить, что бы украсить звезду. Из-за недостатка времени, в данном случае использовалась нить.

 image

5. Соединяем убор с повязкой

1. Прикрепите повязку на переднюю рамку убора с помощью клея и ниток

image

2. Приклейте 2 круга (с перьями и нитками) на повязку. Укрепите нитками.

3. Поверх этих кругов приклейте круги со звездами.

4. Укоротите повязку и убор готов!

 image

Надеюсь, эта инструкция оказалась вам полезной. Данный метод подходит для создания любых головных уборов с перьями.

Данный пост является переводом блога прекрасной девушки. Более того, у неё можно заказать изготовление подобных головных уборов, по этой ссылке.

shomel.org

часть II – Ярмарка Мастеров

II. Основные элементы конструкции головного убора

1) Перья (Feathers)

головной убор вождя, индейскийПерья — основной декоративный элемент головного убора: от того как они препарированы и украшены зависит то, как будет выглядеть весь головной убор и сколько он будет стоить. Индейцы предпочитали черно-белые перья молодого беркута (Immature Golden Eagle).  Наравне с этим использовались перья взрослеющих (Semi-mature) и взрослых (Mature) птиц, имеющих более темную окраску. В настоящее время в связи с запретом в большинстве стран охотиться на любых орлов, при изготовлении головных уборов используются индюшиные перья, которые разными методами стилизуются под хвостовые перья орла. Чаще всего в недорогих коммерческих моделях используют белые перья с кончиками окрашенными в черный или бурый цвет (Imitation feathers).

Более качественный и дорогой способ — художественная роспись пера с передачей малейших ньюансов, присущих орлиному перу (Hand painted feathers).  По внешнему виду такие перья почти ничем не отличаются от настоящих, но у них есть один существенный недостаток: в отличие от перьев, кончики которых просто окунают в черную краску, они очень деликатны и их раскраска может облупляться от трения перьев друг о друга.  Головные уборы, сделанные из таких перьев, лучше всего использовать как интерьерное украшение и стоит надевать от случая к случаю. Впрочем, есть и такие перья, которые лишены всех этих недостатков и по внешнему виду и на ощупь ничем не отличаются от настоящих орлиных (только у нас). Количество перьев на головном уборе — от 24 и более (26 , 28, 29, 30, 31, 36, 40).

Основания перьев обычно обматываются сукном (ситцем, шерстяными нитками, крашенными сухожилиями и т.п.) красного цвета (от алого до огненно-красного), но в ходу и другие цвета: темно-синий, темно-зеленый, оранжевый, желтый и др. Все зависит от фантазии и вкуса: главное, чтобы цвет обмотки сочетался с цветами на вышивке и пухом на перьях.

Далее перья могут украшаться пухом, мелкими перьями, а на концах приклеивается или конский волос, или пух, или и то и другое вместе. На кончике пера, там, где крепится конский волос или пух, обычно делается что-то типа полоски из меха горностая или гипса, которые раньше символизировали "ку" (великие деяния владельца). На современных уборах вместо этого обычно приклеивают кружочки (иногда, впрочем, ромбики и т.п.) из белой кожи.

В заключение скажем, что при всей кажущейся простоте вопроса и обилии забугорных магазинов, предлагающих широкий ассортимент "индейских перьев" (например, Matoska, Crazy Crow и т.п.), достать  подходящие перья хорошего качества (т.е. нужного размера, формы и способа раскраски) очень сложно. Например, на наших  самых дорогих моделях используются перья, которые мы собирали несколько лет!

2) Кожаная или фетровая шапочка (scull cap or crown)

Традиционно шапочка делалась из мягкой кожи (преимущественно оленьей или лосиной, иногда бизоньей), Наряду с кожаной даже в старые времена использовалась и фетровая шапочка, которая вырезалась из ковбойских или армейских шляп. На первый взгляд — ничего особенного, но как это часто случается, "черт скрывается в деталях". Каких-либо специальных стандартов для кроя не существует и тем не менее, именно по шапочке можно судить, в каком стиле - традиционном или современном — сделан головной убор. Многие изготовители или "народные очумельцы" из среды российских индеанистов вообще не имеют представления о том, как должна делаться эта деталь головного убора.

Шапочка может быть декорирована пухом или/и мелкими перьями, мехом (горностая, кролика, койота, бизона и т.п.), шкурками горностая и т.п.

3) Налобная полоска (browband)

Хотя расшитая иглами дикобраза или бисером налобная полоска и является чуть ли не основным декоративным элементом головного убора (после самих перьев, естественно), первоначально головные уборы изготавливались и без нее. Полоска с различными узорами  или символикой появилась позднее: это видно хотя бы пот тому, что часто она нашивалась поверх перьев или же могла меняться на одном и том же уборе (если она приходила в негодность или не нравилась владельцу по какой-то причине).индейский головной убор, дикий запад

Вышивка может быть из игл дикобраза (quilled) или бисера (beaded). Бисерная вышивка - или ленивым стежком (lazy stich) или на станке (loom beaded). Самый дорогой и, наверное, красивый способ — иглами дикобраза. Вместо вышивки или дополнительно к ней можно сделать орнамент из монет, кончесов, заклепок и т.п.

4) Боковые украшения (Side adornments)

запазКак уже было сказано ранее, этот элемент появился еще на раннних моделях головных уборов и  ему придавался глубокий магический смысл. В последующем этот смысл утратился и боковые подвески разных типов стали использовать исключительно ради красоты. Традиционно в качестве боковых подвесок используют шкурки горностая (целиком, в виде трубочек, бахромы или просто хвостики), шелковые ленты, полоски сукна и т.п. Здесь также возможны различные сочетания и все зависит от фантазии. В коммерческих моделях вместо дорогих шкурок горностая используют шкурки кролика и прочих нетрадиционных для этих целей животных, например, хвосты койота, волка и др. и пришивают побольше кожаной бахромы - главное, чтобы круче смотрелось :))

Кроме того, в качестве бокового украшения стало обычным делом использовать розетки разных типов: бисерные или расшитые иглами дикобраза, круглые зеркальца, кончесы, гильзы от стрелкового оружия, бубенцы, пуговицы, перламутровые диски, перья, крупные стеклянные или металлические бусины, хэйрпайп, металлические конусы и т.п. Все эти детали - относительно новый элемент и на старых головных уборах практически не применялись.

5) Главное перо (Major plume or Sun Dance plume)

индеецГлавное перо — обязательный элемент для любого более или менее настоящего, непотешного убора. Главное перо должно крепиться  к шапочке, примерно по-середине на линии между двух центральных перьев. Смысл Главного пера — выделить своего владельца, это как личный знак отличия. Именно поэтому практически невозможно встретить дубликаты на старых головных уборах.  На большинстве старых фотографиях можно увидеть, что на конце Главного пера крепился пучок из пуха (плюмаж): возможно, что свое название перо получило по этой причине.

Вполне вероятна и другая этимология этого названия: Главное перо делается только из маховых, т.е. самых больших перьев.

Возможно также, что оно Главное потому, что оно самое важное для владельца поскольку призвано соединять его с Великим Духом. Исходя из этого, есть основания полагать, что Главное перо должно делаться только из маховых перьев молодого белоголового орлана (wanbligleska), поскольку именно он по представлению Лакота является посланником Вакантанка.

Примечательно также, что на большинстве музейных экспонатов Главное перо отсутствует: вероятно, это связано с тем, что продавая, даря или иным образом отдавая свой головной убор, владелец оставлял Главное перо себе именно потому, что оно имело для него слишком личное, сакраментальное значение.

Продолжение статьи см. здесь: Часть III

Marina Berlucci ®

www.livemaster.ru

Венец из перьев — википедия фото

  Головной убор с вертикальностоящими перьями. Шайенны   Вождь апачей Форель Тафойя (Trucha Tafoya) в уборе от фотоателье, но типичном для апачей. Спереди расположены хвостовые перья, далее — с крыльев. Имеется шлейф. Места креплений перьев скрыты круговой бисерной лентой. 1904 г.   Головной убор из крыльевых перьев (снабжён длинныи шлейфом). Jim Bush (юта), 1870—1881 гг.   Головной убор с рогами, обшитыми бисером и одиночным шлейфом   Головной убор с низкоопущенными перьями. Высокий Медведь, сиу, 1898 г.   Головной убор красного цвета. Хидатса, 1830 г.   Убор с перьями, обтянутыми шкурками горностая. Три Лошади, не-персе, 1905 г.

В лесных и окраинных племенах иногда использовали венцы из перьев, но их конструкция была более простой, чем у классического war bonnet и менее регламентированной. Значимость тоже была совсем не та, поэтому их могли носить и часто носили все воины, даже юноши (что особенно заметно на старых снимках пайютов или оджибве). Но и на равнинах такие уборы иногда применялись, например, убор из разноцветных перьев для танцев команчей.

У индейцев восточных лесов для основы венцов из перьев использовались широкие ленты или повязки, иногда с более жёсткой подложкой. Спереди могло иметь более широкое очелье. Часто ленты обильно украшали вышивкой, характерной для восточных племён. Реже вместо ленты использовался мех. Лента могла также пришиваться к шапочке, но не по кругу, а несколько выше, образуя вытянутый спереди назад овал. На этих лентах жёстко закреплялись перья каких-либо птиц. Обычно перья закреплялись с внутренней стороны ленты. Если налобной ленты с вышивкой не было, то перья крепились по самому нижнему краю убора. Причём нижняя часть стержней перьев, очин, удалялась. Перья были и большие, и очень короткие. Часто, возможно, имитируя перья страуса, которые стали популярны на Юго-Востоке, опахала, как больших, так и маленьких перьев, пушились. Иногда в одном уборе были перья не одного вида птицы, а представлен целый набор. Перья стояли вертикально, немного конусом (наружу или внутрь) или имели наклон назад (что несколько напоминало классический вариант убора). У некоторых таких уборов лента, образующая повязку вокруг головы, сзади спускалась коротким или несколько более длинным хвостом, на котором аналогичным образом закреплялись перья. Могло быть и два хвоста. Причём если они совсем короткие, то они топорщились назад или, отклоняясь вбок, стояли параллельно плечам. Редкий вариант, когда передняя часть убора (вместе с перьями), обрамляя лицо, несколько спускалась по бокам. Довольно редко такие уборы дополнялись боковыми украшениями в виде пары длинных лент, украшенных, например, вместе с самой повязкой крупными металлическими кружками (алабама).

Чтобы создать подобие венца перевязывали снаружи шнурком другой типичный индейский головной убор — тюрбан, под который вокруг вставлялись произвольно орлиные перья (оджибве). Также перья могли быть закреплены и вокруг тульи шляпы с небольшими полями и даже вокруг тульи цилиндра. При этом тулью цилиндра перевязывали одной широкой лентой, несколькими узкими или широким металлическим обручем под которые и вставляли вертикально перья, плотно или редко. В танцевальных уборах калифорнийских индейцев основой для перьев мог служить плетённый из растительных волокон обод.

Для венца из перьев, и преимущественно из орлиных, в англоязычной культуре закрепилось название «war bonnet» (англ. war bonnet, warbonnet, досл. с англ. — военный капор; также англ. feather headdress — головной убор из перьев; на лакотском — waphaha — «шапка», «головной убор» или c уточнением, что «орлиный» — waNbli waphaha; на шайеннском — mámaa’e; специального названия на русском не имеется[3]) — головной убор, носившийся в бою, а также надевавшийся в торжественных случаях вождями и наиболее заслуженными воинами.

Значение

Равнинные племена наделяли перья орла мистическими свойствами, поэтому самые священные головные уборы делались из их перьев[2]. При этом красота головного убора считалась второстепенной вещью, его главным назначением была защита владельца. Так шайеннский вождь по имени Римский Нос считал, что его головной убор защищал от пуль, поэтому он демонстративно разъезжал перед строем американских солдат. Головной убор нельзя было носить без согласия старейшин племени. Разрешение определял случай — например, право ношения давалось воину, первому коснувшемуся павшего в бою врага, так как это считалось большим подвигом. Но в разных племенах были свои критерии для присуждения этой регалии. Некоторые такие головные уборы являлись регалиями военных обществ. Вопреки расхожему мнению, отдельные перья головного убора не добавлялись в него при совершении очередного подвига. Он собирался сразу в законченном виде, а на перьях отсутствуют какие-либо метки. При этом каждое перо всё же символизирует один подвиг, но не обязательно именно владельца. Поэтому, чтобы сделать убор, особенно большой, даже друзья, родственники или члены военного общества делились своими подвигами.

В племенах, где орла нужно было добыть самостоятельно, проводилось обращение к духу птицы, которая должна была быть убита; охота на орла означала необходимость надолго покинуть племя в его поисках. Там, где перья покупались, двенадцать хороших перьев при покупке могли стоить столько же, сколько хороший конь

В некоторых племенах головной убор вручался невесте вождя, хранительнице очага.[2].

Архаичный тип

Первоначально головные уборы из орлиных перьев —war bonnets не были столь популярны. Предпочитали или отдельные перья, или перья других птиц. На их распространение повлияло распространение по равнинам лошади. Архаичную форму такого убора, видимо, имели все племёна северной Миссури и северных равнин. Но сохранилась она в более западных племенах: черноногих, уматилла, кламатов, не-персе, флатхед, якима. У черноногих головной убор именно этой формы считается имеющим мистические свойства, а не ставшим популярным в более поздний период убор со свободным креплением перьев.

В таком типе убора небольшое количество перьев закреплены так, что образуют форму трубы (англ. straight-up headdres, stand-up-style bonnet), что напоминает просто воткнутые в головную повязку перья. Причём способ их крепления может быть разным. Если основа была мягкая, например, матерчатая широкая полоса, то основания перьев вставлялись в специальные кармашки. Такой убор с вертикально стоящими перьями может иметь и длинный, спускающийся до земли, шлейф с такими же кармашками для перьев или как у более поздних уборов. Уборы с подобным простым креплением перьев можно было встретить у самых разных племён, например, у апачей.

В другом варианте основой убора был высокий обод из жёсткой кожи. Перья венца такого убора закрепляли подвижно. Если их стяжка позволяла, то мог образоваться очень небольшой раструб короны и перьям могли немного колыхаться. На форму убора влияло также то, что перья могли крепиться или внешней, или внутренней стороной наружу. Спереди часто укреплялся пушистый плюмаж, собранный из мелких пёрышек, окрашенных в красный цвет. Часто обод покрыт красной шерстяной тканью и украшен рядами латунных заклёпок. Обычно для украшения обильно применялись шкурки белого горностая. Черноногие часто стержни перьев полностью закрывали накладками из кожаных полосок, обмотанных иглами дикобраза. Очень редкий вариант, когда все перья лишены бородки и только украшены пухом — вверху, в основании и середине. Спереди и сзади — по одному пушистому плюмажу. Уборы такой разновидности стиля straight-up, кроме племён Плато и черноногих, были и у шайеннов. Но они могли также встречаться у любых равнинных племён, например, у кайова.

Со свободным креплением перьев

Сами индейцы считали, что такую конструкцию убора придумали индейцы кроу. Мода на него распространилась по всем племенам Великих равнин, Плато и в какой-то степени у лесных племён, но не сразу. Основное отличие этого перьевого убора от почти всех других — это то, что перья в нём закрепляются так, что имеют возможность двигаться (не по отдельности, а все вместе). Шапочка может быть специально выкроена из кожи или используется тулья фетровой шляпы.

Отдельные экземпляры отличаются, например, степенью стяжки перьев. Например, перья образуют конус, направленный вверх или широко распущены и касаются спины. Корона может быть также сжата с боков. Иногда все перья имеют сильный наклон назад и даже вниз (англ. swept-back style). Это бывает не только по причине особенности конструкции убора, но и из-за манеры его носить, сдвигая к затылку. Иногда указывается, что уборы с широко распущенными перьями предпочитали сиу, более стянутые с наклоном назад были у кроу, а наклонённые до горизонтального положения типичны для ассинибойнов. Но по старым фотографиям такая закономерность не просматривается.

Конструкция

Венец из перьев может иметь свисающие сзади и с боков подвесы из полосок шкурок белого горностая. Гораздо реже сзади на спину спускались длинные пряди конского волоса или короткий меховой шлейф. Кроме этого, венец может или окружать только голову (англ. halo headdres), или сзади быть несколько удлинённым с помощью пришитого сзади прямоугольного куска сукна, спадая на спину (шайенны). Или просто два разделённых боковых ряда перьев немного удлиняются по узким матерчатым лентам, как у простых головных уборов (племена Миссури). Часто такой убор дополняется одиночным хвостом или шлейфом с одним рядом стоящих по центру перьев (англ. trailer headdres) или с двумя сходящимися или параллельными рядами перьев, отходящими от его боков (англ. double tail). Эти перья символизируют похожие выросты на позвоночнике бизона. Реже на шлейфе перья просто висят поперечными рядами или поодиночке. Двойной ряд может составлять единое целое с незамкнутым или замкнутым сзади венцом. У шлейфа с двойным рядом иногда имеется снизу не доходящий до пояса разрез — это приспособление для верховой езды. Шлейфов бывает и два, с рядом перьев на каждом. Такие головные уборы (особенно если они до земли и даже ещё длиннее) тоже были приспособлены для верховой езды или торжественных обрядов. Первоначально основа шлейфа, естественно, была кожаной, кроме того, она не была такой длинной. Позже чаще применялось сукно ярко-красного цвета или тёмно-синего цвета, которая называется страудинг[4]. На шлейф брали и материю другого цвета и типа, например, синюю армейских одеял. Иногда снизу имеются более узкие подкладки из кожи, сукна другого цвета или любой материи. Кожаный шлейф в позднее время встречался уже реже. В бою шлейф может или свободно свисать и развиваться, или его приподнимают, прикрепляя к запястью или локтю левой руки в месте чуть ниже его середины.

Использовались хвостовые или реже менее красивые маховые перья крыльев орла беркута (он же золотой орёл — от лат. Aquila chrysaetos и военный орёл — индейский термин). Чаще их крепили внешней стороной наружу. Цвет перьев мог быть разным. Наиболее ценились белые с чёрными кончиками — от молодых беркутов, затем пёстрые — от беркутов среднего возраста (для этих птиц существует особое название — пятнистый орёл) и полностью чёрные или коричневые — от старых беркутов. С появлением анилиновых красителей, индейцы иногда красили отдельные перья в головном уборе целиком в красный цвет. Они вставлялись среди белых перьев одному, два, три или четыре пера. Реже около половины или все перья были красными. Тёмные концы перьев иногда украшали 1—2 маленькие (иногда и большие) наклейки белого меха или кожи (coup dots), а на самых кончиках привязывались или подклеивались под мех пучки белого или красного пуха или длинные пряди конского волоса или других животных, красные или белые, отдельно или вместе с пухом. Часто ещё одно перо закреплялось отдельно, в центре солнца из перьев на макушке шапочки. Его оформляли по-разному, например, часто оно было с удалённой бородкой, но с пухом на конце и в основании. Оно было самым длинным, так как было маховым, а бралось от белоголового орлана (лысый орёл). Оно считалось магическим и символизировало центральный столб Танца Солнца.

Другими почётными деталями головного убора могли быть рога бизона (цельные или распиленные, два по бокам или один на лбу) и подвесы из целых или нарезанных шкурок белого горностая. Но каждый головной убор имел и другие индивидуальные особенности. Так, вышитая иглами дикобраза или бисером (иногда и стеклярусом) налобная полоса могла пришиваться не сразу. В этом случае, соединяясь с шапочкой только верхним краем, она выступала вперёд в виде козырька. Реже её накладывали просто на нижнюю часть перьев. Но были также уборы вообще без этого украшения или ещё более редкие — с полосой вокруг головы.

В племенах Плато: не-персе, кайюсы, валла-валла, наряду с обычным war bonnet, применялся аналогичный по конструкции, но с перьями, на которые надеты трубки из шкурок горностаев. Оставались открытыми только чёрные концы перьев.[5]

Имеется ещё один вид головных уборов со схожей конструкцией. Нет сведений, применялись ли подобные в военных действиях или в воинских церемониях, а также как широко они были распространены. Один из экземпляров относится к концу XIX в. и предполагается, что он применялся для танцев в резервационный период. Конструктивно похож на war bonnet стиля «swept-back», но у него вместо перьев — пушистые плюмажи, то есть палочки, сплошь покрытые мелкими перьями. Причём передние покрыты узкими перьями медно-золотистого цвета с шеи петуха, а сзади преобладают сероватые перья с бородкой пошире. Нижняя часть палочек имеет обмотку красной материей, а на верхних концах торчат кисточки белого конского волоса. Спереди шапочка украшена вышитой бисером полосой, а по бокам свисают несколько шкурок белого горностая и кожаные завязки.[6] Другой экземпляр (1900—1920-е гг.) принадлежал кри. Он выполнен ближе к стилю «straight-up» и отличается преобладанием белых пёрышек в плюмажах и длинными подвесами из полосок шкурок горностаев сзади.

Головные уборы различались и многими другими деталями: степенью использования орлиного пуха (в основании перьев и оклейка шапочки), в применении различных подвесов (из перьев, различных мехов, матерчатых лент, нанизанного пуха, бус, отороченных мехом выдры и бисером косичек из конского волоса). В основании перьев пух мог заменяться короткими пёрышками любых местных птиц, а также hackles — длинными перьями с шеи петуха[7]. Нижние части стержней перьев могли иметь по-разному оформленную цветную обмотку или обходились без неё. А прерийные кри вставляли основания перьев в деревянные втулки. Спереди иногда помещался пушистый плюмаж красного цвета, или центральное перо могло иметь подрезанную зубчиками бородку. Боковые розетки на темени бывают обшиты бисером, сделаны из гофрированной материи, из латунных блях, круглых зеркал, выполнены в виде ажурного креста в круге, обмотанного иглами дикобраза, или вообще могли отсутствовать. Ряд круглых зеркал — обычного размера или типа стоматологических — мог покрывать налобную полосу. Применялись также мелкие бубенчики и бахрома, кожаная или из белых шкурок горностая или ласки. Налобную полосу, которая могла быть сверху оформлена крупными редкими зубцами из кожи, иногда венчало волосяное украшение по типу роуча. На концы шлейфа иногда подвешивали пустые гильзы.

  Футляр для головного убора. Черноногие, конец XIX в.

Хранятся и перевозятся головные уборы в футлярах из жёсткой сыромятной кожи. Причём простые венцы помещаются в футляры круглой формы, а имеющие шлейф — овальной.

org-wikipediya.ru

Костюм индейца своими руками

Ребятишки обожают облачаться в костюмы разных героев любимых литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов. Один из самых популярных образов на протяжении многих десятилетий – отважный индеец. Новогодний карнавал – место, где каждый желает выделиться своим эксклюзивным нарядом. Предлагаем сделать своими руками новогодний костюм индейца для вашего ребенка. Представленный мастер-класс подробно расскажет, как сделать костюм индейца для мальчика, но на его основе можно при желании сделать девичий индейский наряд.

Наряд индейца своими руками

Полный комплект индейского наряда состоит из двух основных частей: непосредственно сам костюм и оригинальный головной убор из вертикальных перьев – роуч, без него образ индейца-воина или мудрого индейского вождя будет незавершенным.

костюм индейца своими руками2

Как сшить костюм индейца?

  1. Основную часть костюма индейца можно не шить, а использовать имеющуюся в наличии одежду. Для верхней части отлично подойдет любая однотонная футболка с короткими или длинными рукавами. Желательно, чтобы верх костюма был коричневого, желтого, бежевого, оливкового, серого или охристого оттенка. Края рукавов и низ подола можно порезать частой бахромой, но можно использовать нашивную бахрому, скомбинировав ее с плотной довольно широкой тесьмой для отделки.
  2. костюм индейца своими руками3
  3. Брючки должны быть сходного с футболкой цвета, по бокам штанин пришиваются бахрома-лампасы.
  4. костюм индейца своими руками4
  5. Выкройку некоторых деталей костюма индейца – повязки в виде двойного фартука и накидки-пончо нетрудно сделать самостоятельно. Набедренная повязка шьется из двух прямоугольников, один из которых побольше, а другой – поменьше. Детали пришиваются на широкий пояс. В основе пончо - квадратный лоскут, в центре которого вырезается горловина, а по краям делается бахрома путем выдергивания ниток из ткани.
костюм индейца своими руками5 костюм индейца своими руками6

Обратите внимание, что костюм индейца предполагает много декора! В качестве отделки используются различные виды тесьмы, деревянные мелкие украшения, бусины, бисер, монеты и пр. Причем обработка аксессуаров довольно грубая, как требует создаваемый образ, а цвета неброские, соответствующие этностилю, к которому относится наряд.

костюм индейца своими руками7 костюм индейца своими руками8

Роуч индейца своими руками

Костюм будет незавершенным без традиционного для индейцев роскошного роуча. Несмотря на кажущуюся замысловатость, сделать своими руками головной убор индейца, не особенно трудно.

костюм индейца своими руками9

Конечно, замечательно, если имеются настоящие птичьи перья для изготовления убора. Их можно покрасить анилиновыми красками и нашить на широкую тесьму. Но если у вас нет больших перьев, можно сделать роуч с украшениями из бумаги.

костюм индейца своими руками10

Роуч из цветной бумаги и картона

  1. Из картона делается широкое кольцо-обруч немного большего обхвата, чем голова. Кольцо соединяется с помощью степлера или скрепок.
  2. костюм индейца своими руками11 костюм индейца своими руками12
  3. Для центральной части роуча вырезается ярко-красный кружок, символизирующий солнце – источник всего живого.
  4. костюм индейца своими руками13 костюм индейца своими руками14
  5. Для украшения обода нарезаются и наклеиваются фигурки из бумаги.
  6. костюм индейца своими руками15 костюм индейца своими руками16
  7. Из бумаги вырезаются детали, повторяющие по форме перья, края режутся бахромой.
  8. костюм индейца своими руками17 костюм индейца своими руками18
  9. Из цветной бумаги изготавливаются боковые ленты для головного убора, их для прочности следует приклеить на универсальный клей.
  10. костюм индейца своими руками19 костюм индейца своими руками20
  11. Все детали следует крепко соединить с помощью степлера или надежного универсального клея, чтобы во время праздника головной убор не развалился на составные части.
костюм индейца своими руками21

Роуч, лук со стрелами или боевой топорик завершат костюм вашего Ястребиного Когтя или Орлиного Глаза!

Своими руками можно смастерить и другие костюмы, например, гнома или снеговика.

 

womanadvice.ru

Венец из перьев — WiKi

  Головной убор с вертикальностоящими перьями. Шайенны   Вождь апачей Форель Тафойя (Trucha Tafoya) в уборе от фотоателье, но типичном для апачей. Спереди расположены хвостовые перья, далее — с крыльев. Имеется шлейф. Места креплений перьев скрыты круговой бисерной лентой. 1904 г.   Головной убор из крыльевых перьев (снабжён длинныи шлейфом). Jim Bush (юта), 1870—1881 гг.   Головной убор с рогами, обшитыми бисером и одиночным шлейфом   Головной убор с низкоопущенными перьями. Высокий Медведь, сиу, 1898 г.   Головной убор красного цвета. Хидатса, 1830 г.   Убор с перьями, обтянутыми шкурками горностая. Три Лошади, не-персе, 1905 г.

В лесных и окраинных племенах иногда использовали венцы из перьев, но их конструкция была более простой, чем у классического war bonnet и менее регламентированной. Значимость тоже была совсем не та, поэтому их могли носить и часто носили все воины, даже юноши (что особенно заметно на старых снимках пайютов или оджибве). Но и на равнинах такие уборы иногда применялись, например, убор из разноцветных перьев для танцев команчей.

У индейцев восточных лесов для основы венцов из перьев использовались широкие ленты или повязки, иногда с более жёсткой подложкой. Спереди могло иметь более широкое очелье. Часто ленты обильно украшали вышивкой, характерной для восточных племён. Реже вместо ленты использовался мех. Лента могла также пришиваться к шапочке, но не по кругу, а несколько выше, образуя вытянутый спереди назад овал. На этих лентах жёстко закреплялись перья каких-либо птиц. Обычно перья закреплялись с внутренней стороны ленты. Если налобной ленты с вышивкой не было, то перья крепились по самому нижнему краю убора. Причём нижняя часть стержней перьев, очин, удалялась. Перья были и большие, и очень короткие. Часто, возможно, имитируя перья страуса, которые стали популярны на Юго-Востоке, опахала, как больших, так и маленьких перьев, пушились. Иногда в одном уборе были перья не одного вида птицы, а представлен целый набор. Перья стояли вертикально, немного конусом (наружу или внутрь) или имели наклон назад (что несколько напоминало классический вариант убора). У некоторых таких уборов лента, образующая повязку вокруг головы, сзади спускалась коротким или несколько более длинным хвостом, на котором аналогичным образом закреплялись перья. Могло быть и два хвоста. Причём если они совсем короткие, то они топорщились назад или, отклоняясь вбок, стояли параллельно плечам. Редкий вариант, когда передняя часть убора (вместе с перьями), обрамляя лицо, несколько спускалась по бокам. Довольно редко такие уборы дополнялись боковыми украшениями в виде пары длинных лент, украшенных, например, вместе с самой повязкой крупными металлическими кружками (алабама).

Чтобы создать подобие венца перевязывали снаружи шнурком другой типичный индейский головной убор — тюрбан, под который вокруг вставлялись произвольно орлиные перья (оджибве). Также перья могли быть закреплены и вокруг тульи шляпы с небольшими полями и даже вокруг тульи цилиндра. При этом тулью цилиндра перевязывали одной широкой лентой, несколькими узкими или широким металлическим обручем под которые и вставляли вертикально перья, плотно или редко. В танцевальных уборах калифорнийских индейцев основой для перьев мог служить плетённый из растительных волокон обод.

Для венца из перьев, и преимущественно из орлиных, в англоязычной культуре закрепилось название «war bonnet» (англ. war bonnet, warbonnet, досл. с англ. — военный капор; также англ. feather headdress — головной убор из перьев; на лакотском — waphaha — «шапка», «головной убор» или c уточнением, что «орлиный» — waNbli waphaha; на шайеннском — mámaa’e; специального названия на русском не имеется[3]) — головной убор, носившийся в бою, а также надевавшийся в торжественных случаях вождями и наиболее заслуженными воинами.

Значение

Равнинные племена наделяли перья орла мистическими свойствами, поэтому самые священные головные уборы делались из их перьев[2]. При этом красота головного убора считалась второстепенной вещью, его главным назначением была защита владельца. Так шайеннский вождь по имени Римский Нос считал, что его головной убор защищал от пуль, поэтому он демонстративно разъезжал перед строем американских солдат. Головной убор нельзя было носить без согласия старейшин племени. Разрешение определял случай — например, право ношения давалось воину, первому коснувшемуся павшего в бою врага, так как это считалось большим подвигом. Но в разных племенах были свои критерии для присуждения этой регалии. Некоторые такие головные уборы являлись регалиями военных обществ. Вопреки расхожему мнению, отдельные перья головного убора не добавлялись в него при совершении очередного подвига. Он собирался сразу в законченном виде, а на перьях отсутствуют какие-либо метки. При этом каждое перо всё же символизирует один подвиг, но не обязательно именно владельца. Поэтому, чтобы сделать убор, особенно большой, даже друзья, родственники или члены военного общества делились своими подвигами.

В племенах, где орла нужно было добыть самостоятельно, проводилось обращение к духу птицы, которая должна была быть убита; охота на орла означала необходимость надолго покинуть племя в его поисках. Там, где перья покупались, двенадцать хороших перьев при покупке могли стоить столько же, сколько хороший конь

В некоторых племенах головной убор вручался невесте вождя, хранительнице очага.[2].

Архаичный тип

Первоначально головные уборы из орлиных перьев —war bonnets не были столь популярны. Предпочитали или отдельные перья, или перья других птиц. На их распространение повлияло распространение по равнинам лошади. Архаичную форму такого убора, видимо, имели все племёна северной Миссури и северных равнин. Но сохранилась она в более западных племенах: черноногих, уматилла, кламатов, не-персе, флатхед, якима. У черноногих головной убор именно этой формы считается имеющим мистические свойства, а не ставшим популярным в более поздний период убор со свободным креплением перьев.

В таком типе убора небольшое количество перьев закреплены так, что образуют форму трубы (англ. straight-up headdres, stand-up-style bonnet), что напоминает просто воткнутые в головную повязку перья. Причём способ их крепления может быть разным. Если основа была мягкая, например, матерчатая широкая полоса, то основания перьев вставлялись в специальные кармашки. Такой убор с вертикально стоящими перьями может иметь и длинный, спускающийся до земли, шлейф с такими же кармашками для перьев или как у более поздних уборов. Уборы с подобным простым креплением перьев можно было встретить у самых разных племён, например, у апачей.

В другом варианте основой убора был высокий обод из жёсткой кожи. Перья венца такого убора закрепляли подвижно. Если их стяжка позволяла, то мог образоваться очень небольшой раструб короны и перьям могли немного колыхаться. На форму убора влияло также то, что перья могли крепиться или внешней, или внутренней стороной наружу. Спереди часто укреплялся пушистый плюмаж, собранный из мелких пёрышек, окрашенных в красный цвет. Часто обод покрыт красной шерстяной тканью и украшен рядами латунных заклёпок. Обычно для украшения обильно применялись шкурки белого горностая. Черноногие часто стержни перьев полностью закрывали накладками из кожаных полосок, обмотанных иглами дикобраза. Очень редкий вариант, когда все перья лишены бородки и только украшены пухом — вверху, в основании и середине. Спереди и сзади — по одному пушистому плюмажу. Уборы такой разновидности стиля straight-up, кроме племён Плато и черноногих, были и у шайеннов. Но они могли также встречаться у любых равнинных племён, например, у кайова.

Со свободным креплением перьев

Сами индейцы считали, что такую конструкцию убора придумали индейцы кроу. Мода на него распространилась по всем племенам Великих равнин, Плато и в какой-то степени у лесных племён, но не сразу. Основное отличие этого перьевого убора от почти всех других — это то, что перья в нём закрепляются так, что имеют возможность двигаться (не по отдельности, а все вместе). Шапочка может быть специально выкроена из кожи или используется тулья фетровой шляпы.

Отдельные экземпляры отличаются, например, степенью стяжки перьев. Например, перья образуют конус, направленный вверх или широко распущены и касаются спины. Корона может быть также сжата с боков. Иногда все перья имеют сильный наклон назад и даже вниз (англ. swept-back style). Это бывает не только по причине особенности конструкции убора, но и из-за манеры его носить, сдвигая к затылку. Иногда указывается, что уборы с широко распущенными перьями предпочитали сиу, более стянутые с наклоном назад были у кроу, а наклонённые до горизонтального положения типичны для ассинибойнов. Но по старым фотографиям такая закономерность не просматривается.

Конструкция

Венец из перьев может иметь свисающие сзади и с боков подвесы из полосок шкурок белого горностая. Гораздо реже сзади на спину спускались длинные пряди конского волоса или короткий меховой шлейф. Кроме этого, венец может или окружать только голову (англ. halo headdres), или сзади быть несколько удлинённым с помощью пришитого сзади прямоугольного куска сукна, спадая на спину (шайенны). Или просто два разделённых боковых ряда перьев немного удлиняются по узким матерчатым лентам, как у простых головных уборов (племена Миссури). Часто такой убор дополняется одиночным хвостом или шлейфом с одним рядом стоящих по центру перьев (англ. trailer headdres) или с двумя сходящимися или параллельными рядами перьев, отходящими от его боков (англ. double tail). Эти перья символизируют похожие выросты на позвоночнике бизона. Реже на шлейфе перья просто висят поперечными рядами или поодиночке. Двойной ряд может составлять единое целое с незамкнутым или замкнутым сзади венцом. У шлейфа с двойным рядом иногда имеется снизу не доходящий до пояса разрез — это приспособление для верховой езды. Шлейфов бывает и два, с рядом перьев на каждом. Такие головные уборы (особенно если они до земли и даже ещё длиннее) тоже были приспособлены для верховой езды или торжественных обрядов. Первоначально основа шлейфа, естественно, была кожаной, кроме того, она не была такой длинной. Позже чаще применялось сукно ярко-красного цвета или тёмно-синего цвета, которая называется страудинг[4]. На шлейф брали и материю другого цвета и типа, например, синюю армейских одеял. Иногда снизу имеются более узкие подкладки из кожи, сукна другого цвета или любой материи. Кожаный шлейф в позднее время встречался уже реже. В бою шлейф может или свободно свисать и развиваться, или его приподнимают, прикрепляя к запястью или локтю левой руки в месте чуть ниже его середины.

Использовались хвостовые или реже менее красивые маховые перья крыльев орла беркута (он же золотой орёл — от лат. Aquila chrysaetos и военный орёл — индейский термин). Чаще их крепили внешней стороной наружу. Цвет перьев мог быть разным. Наиболее ценились белые с чёрными кончиками — от молодых беркутов, затем пёстрые — от беркутов среднего возраста (для этих птиц существует особое название — пятнистый орёл) и полностью чёрные или коричневые — от старых беркутов. С появлением анилиновых красителей, индейцы иногда красили отдельные перья в головном уборе целиком в красный цвет. Они вставлялись среди белых перьев одному, два, три или четыре пера. Реже около половины или все перья были красными. Тёмные концы перьев иногда украшали 1—2 маленькие (иногда и большие) наклейки белого меха или кожи (coup dots), а на самых кончиках привязывались или подклеивались под мех пучки белого или красного пуха или длинные пряди конского волоса или других животных, красные или белые, отдельно или вместе с пухом. Часто ещё одно перо закреплялось отдельно, в центре солнца из перьев на макушке шапочки. Его оформляли по-разному, например, часто оно было с удалённой бородкой, но с пухом на конце и в основании. Оно было самым длинным, так как было маховым, а бралось от белоголового орлана (лысый орёл). Оно считалось магическим и символизировало центральный столб Танца Солнца.

Другими почётными деталями головного убора могли быть рога бизона (цельные или распиленные, два по бокам или один на лбу) и подвесы из целых или нарезанных шкурок белого горностая. Но каждый головной убор имел и другие индивидуальные особенности. Так, вышитая иглами дикобраза или бисером (иногда и стеклярусом) налобная полоса могла пришиваться не сразу. В этом случае, соединяясь с шапочкой только верхним краем, она выступала вперёд в виде козырька. Реже её накладывали просто на нижнюю часть перьев. Но были также уборы вообще без этого украшения или ещё более редкие — с полосой вокруг головы.

В племенах Плато: не-персе, кайюсы, валла-валла, наряду с обычным war bonnet, применялся аналогичный по конструкции, но с перьями, на которые надеты трубки из шкурок горностаев. Оставались открытыми только чёрные концы перьев.[5]

Имеется ещё один вид головных уборов со схожей конструкцией. Нет сведений, применялись ли подобные в военных действиях или в воинских церемониях, а также как широко они были распространены. Один из экземпляров относится к концу XIX в. и предполагается, что он применялся для танцев в резервационный период. Конструктивно похож на war bonnet стиля «swept-back», но у него вместо перьев — пушистые плюмажи, то есть палочки, сплошь покрытые мелкими перьями. Причём передние покрыты узкими перьями медно-золотистого цвета с шеи петуха, а сзади преобладают сероватые перья с бородкой пошире. Нижняя часть палочек имеет обмотку красной материей, а на верхних концах торчат кисточки белого конского волоса. Спереди шапочка украшена вышитой бисером полосой, а по бокам свисают несколько шкурок белого горностая и кожаные завязки.[6] Другой экземпляр (1900—1920-е гг.) принадлежал кри. Он выполнен ближе к стилю «straight-up» и отличается преобладанием белых пёрышек в плюмажах и длинными подвесами из полосок шкурок горностаев сзади.

Головные уборы различались и многими другими деталями: степенью использования орлиного пуха (в основании перьев и оклейка шапочки), в применении различных подвесов (из перьев, различных мехов, матерчатых лент, нанизанного пуха, бус, отороченных мехом выдры и бисером косичек из конского волоса). В основании перьев пух мог заменяться короткими пёрышками любых местных птиц, а также hackles — длинными перьями с шеи петуха[7]. Нижние части стержней перьев могли иметь по-разному оформленную цветную обмотку или обходились без неё. А прерийные кри вставляли основания перьев в деревянные втулки. Спереди иногда помещался пушистый плюмаж красного цвета, или центральное перо могло иметь подрезанную зубчиками бородку. Боковые розетки на темени бывают обшиты бисером, сделаны из гофрированной материи, из латунных блях, круглых зеркал, выполнены в виде ажурного креста в круге, обмотанного иглами дикобраза, или вообще могли отсутствовать. Ряд круглых зеркал — обычного размера или типа стоматологических — мог покрывать налобную полосу. Применялись также мелкие бубенчики и бахрома, кожаная или из белых шкурок горностая или ласки. Налобную полосу, которая могла быть сверху оформлена крупными редкими зубцами из кожи, иногда венчало волосяное украшение по типу роуча. На концы шлейфа иногда подвешивали пустые гильзы.

  Футляр для головного убора. Черноногие, конец XIX в.

Хранятся и перевозятся головные уборы в футлярах из жёсткой сыромятной кожи. Причём простые венцы помещаются в футляры круглой формы, а имеющие шлейф — овальной.

ru-wiki.org


Смотрите также