Шапка казака


Казачья шапка - Традиции казачества - Хроника казачества - Каталог документов

Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она первоначально именовалась как «клобук со шлыком». Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука. По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших по реке Рось - «Черные Клобуки».У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В то времена они были редкостью, так как смушка - каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» - то есть снимая перед Кругом, просит слова.Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…». Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля - овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры - пречины, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом.Другое название казачьей шапки – папаха. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком - тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см. Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась - знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или преводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.

Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

Источник: казарла

kazak-center.ru

Головной убор

Головные уборы — совершенно особая часть народного костюма. А у казаков шапка и фуражка овеяны таким количеством легенд, преданий, исторических свидетельств и примет, так слились с судьбой казака, что три четверти века геноцида, расказачивания, ссылок, истребившие весь казачии уклад, приведшие к запустению земли, к забвению обычаев, не смогли уничтожить казачью папаху и фуражку. Фуражка была, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. И эти три детали: крест, шапка (или еще раньше сабля) составляли символы особые потому неприкосновенные.

Нательный крест — символ того, что его обладатель – христианин. Второй важнейший символ казачества — шапка

По все Руси обширной смертельным оскорблением для замужней женщины было «опростоволосить» ее — сорвать головной платок. (Помните, у Лермонтова, именно за это преступление купец Калащников, убил опричника Кирибеевича). При наказании плетьми палач прежде все го срывал с преступниц платок. Большим позором было для замужней женщины показаться не только перед гостями, но даже перед собственным мужем без повойника. Для казака таким смертельным оскорблением была сбитая или сорванная с головы шапка.

Это отношение к шапке, к папахе до сих пор осталось таким же на Кавказе среди казаков и горских народов. Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Брошенная оземь, она означала, что в предстоящем споре он ставит в заклад свою голову (отвечает головой), т. е. цена проигрыша — жизнь.

Есаулец мог напомнить, что казаку положено перед кругом держать речь, обнажив голову. Он же мог вырвать шапку из рук выступающего и нахлобучить ее на голову, что означало — говорящий лишается слова. Шапки снимали в церкви все без исключения, даже караульные. Даже полицейские влетев в церковь в погоне за преступником должны были снять шапки.

Шапка играла большую роль и а гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических, прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить о том, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражки или папахи без кокард принадлежали казакам нестроевых возрастов. Хотя этот обычай почти не соблюдался. Может, потому, что казачата хотели казаться старше, а старики моложе? Кокарды носили все. Проверить догадку о числа мужчин в доме можно было, войдя в горницу, где на ковре висели шапки символ казачьего совершеннолетия, полноправия и наличия земельного участка (надела).

Фуражку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажал голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из сумы простеленную или изрубленную фуражку и молча проходил мимо остолбеневших от горя родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи перепоручается Богу и христианам.

В Поминальный день и в Родительскую субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали куском хлеба. Утром хлеб скрашивали птицам, а вино выплескивали в огонь очага или выливали в реку с поминальной молитвой. Если хозяина не было дома, то старик или атаман, войдя в горницу и перекрестившись, усаживались без приглашения, говоря хозяйке:

— Сбегай-ка, покличь свово!

В доме вдовы, где под иконой лежала фуражка, ни старик, ни атаман не смели без разрешения переступить порог горницы: говорили тихо и обращались к вдове либо по имени и отчеству, либо ласково:

— Катенька, Егоровна, голубушка...

Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал, Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду.

Фуражка или папаха играли большую роль в обряде сватовства. Так, у кубанцев и терцев бытовал обычай: кинуть шапку в окно. И если девушка тут же не выбрасывала её на улицу, то вечером казак мог прийти с отцом или крестным, которые говорили:

— Люди добрые, не прогневайтесь, парень — то шапку потерял, вы, часом, не находили?

— Находили, находили...

— отвечала невеста. — Вон за шубеницу повесили, Нехай возьмет и боле не теряет.

Это означало, что сватовство не состоялось — родители невесты против. На что сват мог возразить:

— Эта вещь не наша. Мы свою искать станем.

Значит, между девицей и парнем есть сговор и жених будет пытаться ее украсть. Испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал:

— Э-й, Марьяна! Ну ка-подай папаху, чья она у нас?

Если девушка приносила шапку и клала ее донышком вниз, это означало, что она за парня идти согласна. И родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, То это означало, что решение «жениться» с девушкой не согласовано, а это собственные фантазии - неудачливого жениха.

— Ну-ко прикинь! — приказывал отец или крестный жениху

— Ну вот! — радостно говорил отец невесты, — Твоя папаха — то! Носи, милай, на здоровье и более не теряй. Такие нонеча пошли казаки рассеянные, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли.

На улице папаха частенько слетала с головы неудачника от крепкого отцовского подзатыльника, Но вообще папаха была предметом поклонения не случайно. На старинную папаху частенько нашивали образок или за подкладку зашивали какую-нибудь священную реликвию. Поэтому частенько степи, на войне, в походе казак ставил шапку на какую-нибудь возвышенность, на холмик или на воткнутую в землю шашку и молился на сияющий на ее челе образок.

Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала. Как кафтан особого покроя из дорогого материала, шапка был знаком его атаманства и принадлежала казачьему Кругу. Два обычая, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор.

Первый обычай связан с ритуалом казачьего Круга. При выборах атамана каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг снимает шапку Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще обычай обнажать голову означает покорность и послущание, приведение своей воли в подчинение другого (того, кто в шапке). Все остальные казаки Круга сидели в головных уборах, Но как только атаман был выбран — роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки, без исключения, снимали головные уборы, с этой минуты признавая волю атамана над собою и своими головами.

Второй, обычай связан со свадьбой. Молодые, выходя из церкви, проходят под тремя «воротами». Третьи ворота образуются от скинутого рушника—символа семейных обычаев. После того, как над головами только что обвенчанной пары взлетал белой аркой длинный рушник, на них обрушивался дождь зерна, мелких монеток и монет, конфет в бумажках. Иногда жених подхватывал жену и нес в экипаж. Но это уже обычай новый и пока существует только в городах. Перед третьими воротами были вторые: два казака держали над головами новобрачных снятые фуражки или папахи. Пройти под фуражками означало наделение семьи и всего потомства юридической (как бы мы сейчас сказали) защитой, всею полнотою законных прав, которыми охранялась семья. И первыми воротами, под которыми проходили молодые, сразу выйдя из дверей собора или церкви, были ворота из двух обнаженных клинков. Называлось это «пройти под шашками».

Так что же символизировала шапка, что означала она для казака? В первую очередь, принадлежность его к казачеству. Кстати это назначение фуражки или папахи сохраняется и сегодня. Лампасы не носили последние лет тридцать — сорок, а фуражки, неизвестно где шитые, существовали всегда.

< Предыдущая Следующая >
 

www.bolshoy-beysug.ru

Казаки Нерюнгри: Головной убор казака

Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она первоначально именовалась как «клобук со шлыком».

Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука. По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших по реке Рось - «Чёрные Клобуки».

У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В то времена они были редкостью, так как смушка - каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» - то есть снимая перед Кругом, просит слова. Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом. Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…».

Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля - овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры - пречины, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом. Другое название казачьей шапки – папаха.

Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком - тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов. Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см.

Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки. Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась - знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или преводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.

Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок. Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова. Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова. Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины. Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях. Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».

Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным». В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца. Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны». Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой». В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

www.kazak-portal.ru

Казачество в Аршалы - АТРИБУТЫ КАЗАКА

БАШЛЫК – специально сшитый из сукна или шелка шарф. 

Завязанный на груди – казак отслужил срочную службу.

Перекрещенный на груди – казак  следует по делу.

Концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

                 

ПОГОНЫ – часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу»  ( по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

                                         

КАЗАЧЬЯ ШАПКА - головной убор специального образца, первоначально «клобук со шлыком», папаха, фуражка – символ принадлежности к войску – знак обладания казаком всей полноты прав. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу.

Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. На Кругу иногородние и гости должны быть с непокрытой головой, а казаки в шапках ( казак шапку не ломает и перед царем).

Шапка в курене или хате вешалась на видном месте. В доме вдовы шапка лежала под иконой – семья находится под защитой Бога.

                        

ЛАМПАС – цветная нашивка(полоска) на боковом шве казачьих шаровар. Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

Лампас – символ казачьей независимости( вроде личного флага) и освобождение от всех платежей.

У разных казачьих войск цвет лампас отличался ( у донцов- красный, у уральцев- голубой, у забайкальцев – желтый).

                            

НАГАЙКА

– короткая конская плеть – оружие, знак власти у полноправного строевого женатого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню.

Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга и совета старейшин.  

                                        

ШАШКА –холодное оружие, символ всей полноты прав у казаков .Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда внуку. Если в роду не оставалось наследников –мужчин, - шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.

Потеря шашки в бою считалось большим позором. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением Круга казак мог быть лишен права ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

         

НАСЕКА -  посох с металлическим  навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

                                                      

ПОСОХ – символ старости и мудрости. Члены совета старейшин сидели, опершись на посох. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, означала особо важное сообщение. Посохами также наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. 

                                                                             

Казачья Печать -  на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Печать использовалась для подтверждения оригинальности документа и воли особы, которая выдает акт или делает какое то распоряжения. Печать была признаком власти, предметом, который символизировал личное достоинство или свидетельствовал о определенных правоотношениях.

Печать- это один из символов власти, и поэтому она принадлежала отдельному представителю старшины; войсковая печать принадлежала войсковому судье, куренная или паланковая - печать куренного атамана или паланкового полковника.

В отличии от круглой войсковой печати, печати паланковые и куренные могли быть не только круглыми, но и четырех и многоугольными. Изготавливались из серебра, меди, бронзы, латуни. На них изображались звери – львы, олени, кони  или оружие – копья, сабли, луки, или звезда, луна, корона, кресты, а так же аббревиатура – сокращенное название паланок и куреней.  

                                                              

ШЕСТОПЕР -  разновидность булавы. Появился в 14 веке. Головка шестопера состоит из 4-12, а чаще всего 6-ти вертикальных пластин – перьев, что и определило его название. Головка, состоящая из перьев была легче, чем цельная, а это позволяло активнее манипулировать шестопером в бою. Уменьшение площади головки увеличивало эффективность поражения. Иногда к шестоперу прикрепляли крюк, которым захватывали оружие противника. В 17-18 веках шестопер превращается в символ полковничьей власти. От гетмана шестопер  получал городовой полковник, а паланковым их вручал кошевой атаман. Кроме того на Запорожье специальные шестоперы выдавали от имени Войска Запорожского купцам, чужеземным послам. Такой шестопер служил охранным знаком, который свидетельствовал, что эти люди находятся под защитой Войска Запорожского.  

                             

БУНЧУК – знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. Так же как и знамя ,бунчук всегда сопровождал войско в походе, был его святыней. В мирное время бунчук хранился в храме.

Бунчук- это держак длиной до двух с половиной метров, сверху крепилась маковка ( шарик), от нее вниз свисали пряди конского волоса. В Турции, откуда украинцы переняли этот атрибут власти, на бунчук прикреплялись от одной до семи прядей конских волос – в зависимости от служебного состояния того, кого он сопровождал в походе. Чем выше было положение , тем больше прядей конского волоса прикреплялось на бунчук. На Запорожье бунчуки изготовлялись из белого конского волоса и красных веревок

Как и булава, бунчук был важным атрибутом власти гетмана и кошевого атамана. Вручался он вместе с булавой и другими знаками власти..

Обязанность охранять и защищать гетманский бунчук возлагалась на генерального бунчужного. 

                                                             

ЗНАМЯ – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях ( праздник, смерть атамана).

Первые знамена были довольно простыми: длинные жерди, к верхушкам которых крепились ветки деревьев, охапки травы, конский хвост. Древние стяги были в большом почете еще во времена язычества, и после принятия христианства они освящались образом животворного Креста. Идея святости военного знамени перешла в христианскую эпоху. На смену языческим символам – древу жизни, фантастическим животным приходят новые - изображения Христа Спасителя, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы. Эти образы вышивают серебром и золотом на шелковых полотнищах, которые прикрепляют к высоким держакам с наконечниками разной формы.

Знамя – самая большая святыня для казака. Сначала стяги возили вместе с оружием; перед боем ставили на самой высокой точке, чтобы каждый ратник видел их.

                                     

Знаменоносцами назначали, как правило, признанных богатырей, в обязанности которых входило постоянно держать знамя над полем боя, бдительно охраняя его. Значение знамени во время боя было чрезвычайно большое. Если оно стояло неподвижно – знали : битва проходила успешно, а если исчезало из поля зрения ратников, то это означало не что иное, как поражение. Возле знамени разворачивались самые упорные поединки, так как потеря знамени – поражение , позор.

На казацких знаменах изображались святые, солнце, луна, звезды, казацкий круг, олени, оружие – все , что было в то время характерно для мотивов украинского народотворчества и декоративного искусства.

БУЛАВА – она была одним из самых важных признаков военной власти в казацком войске, которой наделен атаман.

Булава – оружие ударного действия и представляет собой стержень ( чаще всего из орехового дерева) длиной пятьдесят – семьдесят сантиметров с насаженной шароподобной головкой. С целью усиления силы поражения, головки некоторых булав были укрыты шипами. Боевые булавы изготовлялись из металла, дерева, кости.

В 16-17 веке булава утрачивает свое боевое значение и превращается в один из символов власти., который символизирует гетманскую власть. Булава вручалась гетману и кошевому атаману по решению казачьего круга. Во время выборов булава лежала на столе, а момент ее принятия означал , что данный кандидат стал гетманом.

Как символ высшей власти булава всегда находилась на видном месте. Во время всех праздников, во время приема послов или во время переговоров гетман держал булаву. После смерти гетмана булаву несли на подушке за его гробом.

Гетманские булавы отличались богатым декором. Они изготовлялись из серебра и золотились, украшались изумрудами, бирюзой, жемчугом. На них могли быть вырезаны герб, имя или вензель владельца.

                                 

Медаль – личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука, и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «Атаман станицы…», впоследствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.

                                 

Казна – железный ящичек, ларец с казною – знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

naseka.ucoz.com


Смотрите также