Шапка киргиза


Одежда кыргызов » Информационный портал о Кыргызстане, новости Кыргызстана и туризма

Одежда кыргызов

Исследователи отмечают традиционность одежды народов Средней Азии, сложившейся в рамках единой культуры. Если раньше в ней имелись существенные различия, то на протяжении веков они успели сгладиться и образовать нечто цельное. Однако при единстве конструктивной основы, одежда киргизов не утратила самобытности, особенно отчетливо проявляющейся в отделке и способе ношения. Исследователи отмечают недифференцированность некоторых видов мужской и женской одежды у киргизов в прошлом. Основной нательной одеждой у мужчин являлся распашной халат, у женщин — нераспашная рубаха. Когда, кроме нательной, появилась верхняя одежда, она не отличалась покроем от мужской нательной — разница была лишь в материале и второстепенных деталях.

Одежда кыргызов

Широкое распространение имела одежда из войлока, кожи, шкур диких и домашних животных, из грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий изготовлялась из покупных тканей, поступавших преимущественно из среднеазиатских ханств. Привозились и готовая одежда, обувь, украшения, лечебная и декоративная косметика http://www.izkis.ru/. Вместе с тем одежда являлась важным индикатором, определявшим социальное и имущественное положение населения. Все исследователи XVIII—XIX вв. отмечали резкий контраст в одежде знати и бедняков.

Верхняя мужская одежда киргизов была халатообразного покроя. К традиционным видам ее относятся кементай и чепкен. Зимой киргизы носили меховые шубы (ичик), в горных районах — с меховым воротником-шалью. Другим видом национальной зимней одежды был длиннополый нагольный овчинный тулуп (тон) с длинными рукавами. В северных районах его шили с большим меховым воротником, в южных — без воротника. Полы, подол и ворот обшивали мехом.

Одежда кыргызов

Нательная мужская одежда состояла из длинной прямого покроя распашной рубахи и шаровар. Особенно нарядными были праздничные шаровары, которые шили из замши оранжевого цвета. Они отделывались цветным швом; с боков и снизу их расшивали яркими сложными узорами, выполненными цветным шелком и гарусом. Носили такие шаровары лица знатного происхождения.

Обязательной деталью мужского костюма был пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки из домотканой или фабричной ткани. В южных районах для этой цели использовали большие платки, сложенные по диагонали, вышитые по краям. У богатых были распространены широкие кожаные пояса с массивной пряжкой, отделанные серебряными украшениями. На поясе киргизы носили небольшую сумочку, мешочек для пуль. Один из таких богатых поясов встречался в Токтогуле. Со временем хозяин обещал передать его в музей.

Одежда кыргызов

Довольно разнообразными были головные уборы. Зимой мужчины носили меховую шапку — тебетей — с широкой опушкой из черной овчины, лисьего меха, с суконной или бархатной тульей. В горных районах носили малахай из овчины, отделанный по краю меховой опушкой. Распространен был старинный колпак из белого войлока, с высокой тульей и полями, отороченными черным бархатом, тесьмой или цветной тканью. У разных родоплеменных групп были некоторые различия в покрое и форме колпака. В широком обиходе у пожилых мужчин были тюбетейки конической и уплощенной формы. Их носили летом, а также надевали под колпаки и зимние шапки.

Одежда кыргызовОдежда кыргызов

Обувь изготовляли из сыромятной кожи. Сапоги шили с невысокими голенищами, скроенные из цельнокройного куска кожи. Пожилые мужчины носили сапоги из тонкой черной кожи, без каблука, на мягкой подошве. Носили их обычно с галошами из конской кожи. Шили киргизы и нарядные сапоги со скошенным внутрь каблуком, с узким следом и высокими голенищами. Низ сапог отделывался цветным кантом. Такие сапоги носили и мужчины и женщины, однако, женские сапоги шили в основном из цветной кожи.

Женские нательные платья-рубахи шили преимущественно из белой хлопчатобумажной ткани, реже — из цветной. Они были длинные с широкими рукавами. Особенно красочно расшивались женские манишки из белой ткани.

Одежда кыргызов

Верхняя женская одежда во многом напоминала мужскую. Как и мужчины, женщины носили короткую безрукавку на подкладке. Распашная юбка являлась принадлежностью замужних женщин. Она была с пышными сборами, обшивалась черным бархатом или украшалась нарядной вышивкой. Разнообразен и оригинален женский головной убор. Летом девушки носили тюбетейки из разноцветных тканей, которые расшивались шелком, гарусом, серебром, золотом. Зимние шапки имели коническую форму, верх их шили из цветного сукна, низ оторочивали мехом. Своеобразен традиционный женский национальный головной убор — элечек—из белой тонкой ткани длиной 3—5 м, которую наматывали на голову в виде тюрбана. Форма элечека имела локальные различия, отражавшие родовые традиции. По краю элечек украшался вышивкой. Такой тюрбан носили только замужние женщины.

Одежда кыргызов

Основные типы одежды и ее покрой были распространены повсеместно. Весьма существенной особенностью, которая определяла в прошлом внешний облик киргиза, была классовая принадлежность владельца одежды. Бедняк в качестве верхней одежды обычно вынужден был довольствоваться халатом из грубой армячины, а домашняя прислуга получала поношеннуюnодежду какого-либо из членов богатой или зажиточной семьи.

Несмотря на экономическую и культурную отсталость, усугублявшуюся тяжким гнетом феодалов и постоянной борьбой с внешними врагами, киргизский народ достиг высокого уровня искусства, тщательно сберегая свои культурные традиции. На их основе был создан единый народный стиль, характерными чертами которого были простота, строгость, выразительность художественных форм и самобытность.

Одежда кыргызовОдежда кыргызов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

www.open.kg

Национальная одежда. Киргизский женский костюм » FOTO.KG

Женщины в национальных костюмах и головных уборах. Фото: 1930-е

Историческая справка: Традиционная одежда киргизов в малоизменённом виде сохранялась вплоть до перехода к оседлому образу жизни. С оседлостью в кирг. костюме происходят изменения: постепенно сглаживается недифференцированность мужской и женской одежды, стираются племенные особенности, ряд старинных покроев одежды начинает изменяться, а некоторые — исчезать. Сказывается на форме одежды и влияние татар, узбеков, таджиков, казахов, русских, украинцев. Изменения в костюме проявлялись неравномерно: там, где доминировало скотоводческое хозяйство, прежние формы задерживались. Старинной одежде киргизов были свойственны материалы, выполненные в домашних условиях — выделанные кожи, шкуры диких и домашних животных, тонкий плотный войлок, ткани, сотканные из овечьей и верблюжьей шерсти (таар). Но и в кочевое время киргизы пользовались привозными тканями кустарного среднеазиатского и кашгарского производства, а позднее приобретали фабричные российские хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные ткани, бархат. Постепенно фабричные материалы вытесняли ткани домашнего производства. Бедняки носили обычно одежду из самой дешёвой ткани (мата). Покупали киргизы и готовую одежду, в основном халаты, часто сшитые не по фигуре. Стоили они дорого: за парчовый халат, приобретаемый к свадьбе, надо было отдать верблюда, за полушёлковый — двух овец.

Как и в мужском, в женском костюме нательными были платье-рубаха и шаровары. Покрой их аналогичен мужской нательной одежде. Молодые женщины предпочитали яркие платья, излюбленным цветом был красный. На протяжении многих лет у женщин сохранялся туникообразный покрой платья с вшитыми боковинами. В 19 в. на Юге встречались девичьи платья с горизонтальным разрезом ворота. Однако широкое распространение получили платья с вертикальным разрезом, ворот завязывался самодельными шнурами . Разрез принято было также закрывать нагрудником со своеобразной старинной художественной вышивкой. Вышивали по бархату, белой бязи. К концу 19 в. платья стали шить со стоячим невысоким воротником, появление которого связывается с влиянием татарской культуры. Воротник платья скрепляется пуговицей, запонкой. Позднее в моду северных киргизон вошли отрезные платья, где собранная в сборку юбка пришивалась к сохранявшей свой покрой верхней части платья. Верхняя одежда женщин повторяла мужскую: носили такого же покроя чапан, меховую шубу. Своеобразным этническим признаком женского киргизского костюма была распашная юбка (белдемчи), придававшая женщине особую осанку. Белдемчи имела много вариантов в покрое, материале, вышивке. Шили её из чёрного или цветного бархата, из шёлковых узбекских кустарных тканей. Красочно расшивали цветными нитями, края оторачивали полосками меха. Белдемчи всегда шили с широким поясом. Для кочевой жизни этот вид одежды был незаменим, очень удобен и при езде на лошади, и для домашней работы. Носили белдемчи только замужние женщины.

Сложен, разнообразен и самобытен киргизский женский головной убор. Девушки надевали шапочки конической формы, но примерно с середины 19 в. они вышли из употребления. Их сменила на Юге тюбетейка, на Севере получила распространение девичья меховая шапка (тебетей). Тулья её шилась из бархата ярких цветов, обрамлялась мехами, из которых наиболее распространён был мех выдры (кундуз). Отсюда название шапки — кундуз тебетей. В середине 19 в. бытовал нарядный свадебный обрядовый головной убор, имевший вид шлема. Его щедро украшали серебром, жемчугом, перламутром, кораллами и др. Типичным для всех мест Киргизии был женский головной убор в виде тюрбана с разными названиями: элечек, илеки, келек. Форма его имела много вариантов. Тюрбан наматывался из лёгкой белой ткани. Предварительно надевали на голову шапочку (такыя). Тюрбан носили зимой и летом, без него замужняя женщина не могла нигде появиться, в нём выполняла домашнюю работу. С начала 20 в. элечек постепенно сменил головной платок, который первое время повязывали в виде тюрбана. Разнообразны были женские украшения, значительно дополнявшие костюм и придававшие ему национальный колорит. Это серьги, перстни, кольца, браслеты, накосные украшения, которые делали киргизские ювелиры. К концу 19 в. большое распространение получили украшения из равных монет. Ими украшались головные уборы, из них делались нагрудные и накосные украшения. С начала 20 в. некоторые тяжеловесные серебряные украшения постепенно вышли из употребления.

www.foto.kg

Национальная киргизская одежда: Женский традиционный костюм » FOTO.KG

Колпак — этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого — длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью. Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка.Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его "визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Белдемчи — часть женского киргизского национального костюма в виде распашной юбки на широком поясе. Такие юбки издревле носили во многих азиатских странах. Одежда в виде распашной юбки известна также на Украине, в Молдавии и в Прибалтике.В Киргизии женщины начинали носить белдемчи поверх платья или халата после рождения первого ребёнка. В условиях кочевой жизни такая одежда не стесняла движений и защищала от холода.

Известно несколько видов белдемчи: распашная юбка — сильно сосборенная, сшитая из трёх-четырёх скошенных кусков чёрного бархата. Её края сходились спереди. Юбку украшали шелковой вышивкой.Другой вид — юбка без сборок из цветного бархата или из ярких полушёлковых тканей. Спереди полы юбки не сходились на 15 сантиметров. Края обшивали полосками меха выдры, куницы, мерлушки. Встречались юбки, сделанные из овчины.

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи.У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

www.foto.kg


Смотрите также