Не по князю шапка? Шапка князя


Шапка Мономаха

Вопреки легендам и мифам, шапка Мономаха – один из символов российского самодержавия – вряд ли имела хоть какое-то отношение к Владимиру Всеволодовичу Мономаху, бывшему великим князем киевским в период с 1113 по 1125 год.

_

Как следует из «Сказания о князьях Владимирских», написанного примерно в 1518 году, этот головной убор был преподнесён императором Византии Константином IX Мономахом князю Владимиру Мономаху, который приходился ему родным внуком.

Однако эта версия крайне сомнительна. Император Константин IX умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года. Кроме того, форма и характер шитья, украшений – всё это не вяжется с происхождением головного убора из Византии. Она в точности соответствует борику, который и ныне является национальным головным убором в Казахстане, имеет популярность в ряде других регионов, населённых народами тюркской языковой группы.

Одной из самых правдоподобных версий реального происхождения шапки Мономаха является предположение о том, что это подарок Узбек-хана Юрию Даниловичу, великому князю Московскому, или Ивану Калите. Таким образом хан Улуса Джучи мог наградить кого-то из московских князей за верность, после чего началось увеличение значимости Московского княжества, которое произошло в начале XIV века.

История же с подарком Византийского императора была придумана в силу появления ориентации на Византию и возникновения концепции наследования Москвой традиций Второго Рима, провозглашения её Третьим Римом.

Только для венчания на царство

Шапка Мономаха получила статус венца и соответствующим образом использовалась. Цари надевали шапку только в момент назначения на царствование. Так было вплоть до венчания на царство Ивана V, который некоторое время был соправителем Петра I. Пётр же венчан на царствие в специально изготовленной шапке Второго наряда, а шапка Мономаха была частью Большого наряда. Первым же царём, который был венчан на правление в этой шапке, был Иван IV.

Что собой представляет шапка Мономаха?

Весит этот головной убор около килограмма, украшен сапфирами, шпинелью, рубинами, изумрудами и жемчугом. Всего 43 камня. Шапка обшита золотыми дощечками, отделана соболиной опушкой, а в верхней части увенчана золотым гладким крестом. В настоящее время она хранится в Оружейной палате, музее Кремлёвского дворца, и является самой древней регалией.

Страсти по Византии

Вне зависимости от версий разных историков, мы имеем основания считать Владимира Мономаха первым русским правителем, при котором начинала формироваться ориентация на Византию. На сохранившихся печатях этого князя уже в те времена был титул «архонт всея земли Русской», традиционный для Греции и Византии. К тому же было бы странно, если бы князь из рода Рюриковичей чисто случайно получил бы прозвище Мономах, по прозванию рода матери. Была ли она дочерью императора Византии, неизвестно, но невозможно отрицать, что являлась его родственницей. Семья же Константина IX была довольно малочисленной, вряд ли он отправил на Русь с посольством какую-то дальнюю родственницу. Имя матери князя Владимира неизвестно, но её появление совпадает со временем правления Константина IX Мономаха.

Правление Владимира Мономаха 

Владимир II Мономах был правителем активным, с самых юных лет приобщён к военным походам. Участвовал в столкновениях с половцами, походе в Польшу, где помогал полякам в борьбе с чехами. В 1078 году его отец Всеволод Ярославич становится великим киевским князем, а Владимир занимает Чернигов, который успешно обороняет. В ходе этого периода были ещё и походы против взбунтовавшихся вятичей, тоже победоносные.

В 1093 году отец умер, но Владимир не стал занимать киевский престол, опасаясь семейного конфликта и междоусобицы. Великим князем киевским он становится только после смерти двоюродного брата Святополка Изяславича, у которого великое княжение не оспаривал. Да и то не сразу, а после долгих уговоров и даже угроз со стороны киевского боярства. Угрожали же они Владимиру тем, что народный бунт, который происходил в тот период, станет ещё более яростным, если Владимир не займёт престол и не найдёт способ успокоить холопов. Несколько предшествующих великому княжению лет прошли в постоянных стычках с половцами – русские дружины то одерживали победу, то терпели поражение.

Став великим князем, Владимир II Мономах немного улучшил положение простых людей законодательным образом. Начались годы последнего в истории усиления Киевской Руси. Впрочем, подконтрольными ему были не более 3/4 её территории.

Поход на Византию

Последние годы жизни возможного потомка императора Византии были связаны с войной со Вторым Римом. На Руси появился некто Лжедиоген II. Из политических соображений Владимир сделал вид, что признал его, выдал за него свою дочь и начал поход на Дунай. Русь собрала достаточно большие силы и получила поддержку половцев, с которыми к тому моменту активных боевых действий не велось. Дружину возглавил Лжедиоген. Поначалу она захватывала один город на Дунае за другим, но потом наёмные убийцы, отправленные императором Алексеем I, смогли самозванца убить. Владимир Мономах войну не прекратил и теперь уже действовал в интересах Василия, сына Лжедиогена, своего внука. Война была долгой, к местам сражений отправлялись всё новые и новые дружины. Кончилась же она уже при императоре Иоанне II. Был заключён мир, а внучка Мономаха была выдана за сына византийского императора. С этого момента Русь более никогда не воевала с Византией.

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 в Киеве, в возрасте 71 года, и был захоронен в Софийском соборе. Тяжела или легка шапка Мономаха, князь вряд ли знал, но проявил себя одним из наиболее сильных лидеров на Руси.

Майский образовательный тур «Мир славян»

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» открывается новый сезон путешествий для групп школьников. Можно пройти дорогами Великого шёлкового пути, через Центральную Азию, горный Непал, легендарную Индию, увидеть Китай, Корею и Японию. Окунуться в мир славянского календаря. Познакомиться с жилищами народов мира, узнать, из каких материалов можно построить жилище, какие по форме и величине бывают дома, как учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека.

Образовательный тур «Мир славян» состоит из экскурсии и мастер-класса по рукоделию.

В ходе экскурсии, которая пройдёт в русской избе этнодвора «Музей русской печи», в украинской хате-мазанке и на белорусском хуторе, ребята узнают, как раньше жила семья из 10-12 человек в одной избе площадью 20 кв. м. Как сохраняли лад в семье, где спали, как ели; кто такие «большак» и «большуха» и кто же в семье главнее? Школьники увидят предметы быта наших предков, о которых раньше читали только в русских сказках, а некоторыми предметами смогут воспользоваться: достать чугунок из печи, подправить дрова в топке кочергой, попробовать выгладить ткань рубелем. Под рассказы мастера ребята создадут небольшой сувенир – хатку, украсят её и покроют соломенной крышей.

Период проведения программ: с 1 мая по 15 июня.

ethnomir.ru

Шапка. Мы — славяне!

Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя – полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Это была княжеская регалия, притом специфически славянская. Недаром в русском языке бытует выражение «шапка Мономаха», означающее буквально «бремя власти». Не «корона», не «диадема» – именно «шапка». Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, сделалось ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком». Потом это название перешло в русском языке на монашеское покрывало, а также на колпачок, что надевали на голову охотничьим птицам («клобучок»). В языках зарубежных славян «клобук» до сих пор значит попросту «шапка», а также «шлем».

1. Славянские полусферические шапки с околышем из меха. 2. «Шапка Мономаха». Конец XIII – начало XIV века. 3, 4. Языческие идолы (деревянный и каменный) в шапках различной формы. 5. Изображения музыкантов в островерхих колпаках с браслета XII века

Княжеские шапки определённым образом даже «мешают» исследователям изучать головные уборы люда попроще: уж если на древней миниатюре присутствует князь (а ведь летописи составлялись в изрядной степени «про князей»), то все прочие, как правило, – с непокрытыми головами. Но, по счастью, сохранились фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет ХII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе. К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков. Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком – например, с собственными родителями.

Музыкант в островерхом колпаке. Рисунок с фрески Софийского собора в Киеве. XI век

Историческая же «шапка Мономаха» есть не что иное, как золотая бухарская тюбетейка, подаренная в ХIV веке московскому князю и по его приказу обшитая соболем. Приобретя таким образом сходство с шапками древних князей, она ещё триста лет служила русским монархам во время обряда венчания на царство. Вот какова оказалась сила традиции, а вернее, религиозного убеждения: благополучие народа зависит от предводителя – мыслимо ли что-либо поменять в княжеском или царском убранстве, не навлечёт ли это беду?..

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Не по князю шапка? | Православие и мир

Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания.

Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят.

Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник –  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку.

Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира.

Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов:

«Однако, если мы взглянем на монументы царского периода – памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и “Тысячелетие России” в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного “в связке” с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец.

Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века – попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

Затем шапка по образу и подобию монументов Клодта была уже в новой России и Украине многократно тиражирована – в Астрахани, Белгороде, Владимире, Коростене, Новочебоксарске, Севастополе, Смоленске и тд.»

Что тут скажешь. Конечно, единственное достоверное и прижизненное изображение князя Владимира – на его монетах, сребренниках и златниках. И там действительно он весьма схематично изображён в венце. Правда, весьма сомнительно, что именно со златника перерисовывал святого князя Васнецов (и изображение очень схематично, да и монета – редчайшая). Но, тем не менее, говорить, что княжая шапка с меховой опушкой – это влияние татаро-монголов – это, как минимум… Неисторично, скажем так.

Вот вам первое – и практически детективное свидетельство: в Киеве стоит один из древнейших храмов Руси – Софийский собор, в котором некогда показывали фреску «Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья».  Ну, делали это на самом деле, неграмотные экскурсоводы. Тщательное изучение фрески а также зарисовок голландца Абрахама ван Вестерфельда XVII века, посетившего Киев, показало: перед нами не традиционный христианский сюжет, а более масштабное изображение: ктиторская фреска XI, рисующая Ярослава Мудрого, основателя храма, и всю его семью, предстоящими перед Христом. Четыре святые – на самом деле, четыре княжича, которым «реставратор» XIX века сменил шапки на белые платочки. Шапки видны и на зарисовках Вестерфельда, и на радиоэмиссионном исследовании, которое провели в 1980-х годах.

anne-de-kiev-1_5337213

Мало? Будем говорить, что это ничего не доказывает, что шапки могли и в XVI веке нарисовать, а сейчас-то ничего не видно? Хорошо. Возьмём памятник, хоть и не сохранившийся целиком, но фрагменты которого есть и поныне, а целиком эта фреска зафиксирована на фотографиях и копиях начала XX века. Храм Спаса Нередицы в Великом Новгороде, разрушенный в Великую Отечественную и восстановленный после войны. 1198 год. Тоже ктиторская фреска. Тоже князь Ярослав Владимирович (ну, другой – но тоже сильно до монголов). И – внезапно – снова в шапке с меховой опушкой.

nerediza026

И, если вдруг, и этого мало, возьмём иллюстрацию из книги. Изборник князя Святослава, 1073 год – точная дата. Там Святослав Ярославич, внук князя Владимира, изображён вместе со своей семьёй. Что там на князе надето? Неужто венец?

gruppovoy-portret-semi-knyazya-svyatoslava-izbornik-svyatoslava-1073

www.pravmir.ru

ШАПКА | Русь Изначальная

ШАПКА

  Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя – полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Это была княжеская регалия, притом специфически славянская. Недаром в русском языке бытует выражение «шапка Мономаха», означающее буквально «бремя власти».

Не «корона», не «диадема» – именно «шапка». Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, сделалось ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком». Потом это название перешло в русском языке на монашеское покрывало, а также на колпачок, что надевали на голову охотничьим птицам («клобучок»). В языках зарубежных славян «клобук» до сих пор значит попросту «шапка», а также «шлем».

Славянские полусферические шапки с околышем из меха1. Славянские полусферические шапки с околышем из меха.2. "Шапка Мономаха". Конец XIII – начало XIV века.3, 4. Языческие идолы (деревянный и каменный) в шапках различной формы.5. Изображения музыкантов в островерхих колпаках с браслета XII века

Музыкант в островерхом колпакеМузыкант в островерхом колпаке. Рисунок с фрески Софийского собора в Киеве. XI век

  Княжеские шапки определённым образом даже «мешают» исследователям изучать головные уборы люда попроще: уж если на древней миниатюре присутствует князь (а ведь летописи составлялись в изрядной степени «про князей»), то все прочие, как правило, – с непокрытыми головами. Но, по счастью, сохранились фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет ХII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе. К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков. Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком – например, с собственными родителями.

  Историческая же «шапка Мономаха» есть не что иное, как золотая бухарская тюбетейка, подаренная в ХIV веке московскому князю и по его приказу обшитая соболем. Приобретя таким образом сходство с шапками древних князей, она ещё триста лет служила русским монархам во время обряда венчания на царство. Вот какова оказалась сила традиции, а вернее, религиозного убеждения: благополучие народа зависит от предводителя – мыслимо ли что-либо поменять в княжеском или царском убранстве, не навлечёт ли это беду?..

автор статьи М. Семенова

 

  

ruhistor.ru

Шапка на памятнике князю Владимиру в Москве

Забавно, как пытаются на пустом месте раздуть скандал. "На московском памятнике князю Владимиру шапка Мономаха. Ха-ха-ха, неучи и фальсификаторы истории".

Ну что ж, вот вам краткий ликбез. На памятнике Владимиру мы видим не шапку Мономаха, а обычную "княжескую шапку". Изображение князя Владимира в этой шапке мы встречаем на фреске новгородской церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью (XIV в.), в миниатюрах Сильвестровского сборника (2-й пол. XIV в.), Радзивилловской летописи (конец XV в.), на псковской иконе «Успение Богоматери, Владимир, Борис и Глеб» (1-я пол. XVI в.) и т.д.

Это традиция в современное время была продолжена авторами памятников. Князь Владимир работы Клодта (1853 г.) держит в руке княжескую шапку, на памятнике "Тысячелетие России" (1862 г.) мы видим князя Владимира в такой же шапке с крестом (что делает ее похожей на шапку Мономаха). На памятнике князю Владимиру работы Клыкова в Севастополе (1994 г.) мы видим княжескую шапку без креста, а на памятнике в Белгороде (1998 г.) - с крестом (здесь стоит заметить, что белгородский памятник является фактической репликой фигуры Владимира с памятника "Тысячелетие России").

Подводя итоги: изображение князя Владимира Святого в княжьей шапке (без креста) - выработанная веками традиция. Изображений князя Владимира в княжьей шапке с крестом - продукт нового времени, восходящий к памятнику "Тысячелетие России". На московском памятнике Владимир представлен в традиционной княжеской шапке. Если кто-то находит, что это "фальсификация истории" - не забудьте проклясть фальсификатора Клодта, русских средневековых иконописцев и авторов летописных миниатюр.

Автор текста: Александр Дюков

Материал создан: 06.11.2016

создано на основе этого материала

комментарии к статье

iamruss.ru