ПЕТР ЗАХАРОВ. ПОРТРЕТЫ ЧЕЧЕНСКОГО МЦЫРИ. Шапка пастушья


ПЕТР ЗАХАРОВ. ПОРТРЕТЫ ЧЕЧЕНСКОГО МЦЫРИ

ПЕТР ЗАХАРОВ, ХУДОЖНИК ИЗ ЧЕЧЕНЦЕВ  

Густые усы, бурка, пастушья горская шапка, ружье через плечо… Он мог бы прожить такую жизнь, но не прожил: история с размаху кинула его в свой кипящий котел. Он не утонул, а вынырнул – с новой судьбой и далеко от родных мест. В цивильном сюртуке и с ремеслом портретиста – немыслимом для человека его происхождения. Два портрета – одна жизнь. Художник Петр Захаров. Из чеченцев.

МЦЫРИ И АКАДЕМИК…     

 

….И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

 

Исповедь Мцыри Лермонтов не выдумал. Он ее слышал. Когда позировал Петру Захарову для портрета, который современники считали самым схожим, "хоть он на нем и очень польщен". Невероятная судьба художника причудливым манером отразилась в лермонтовских строчках – даром, что Захаров-чеченец ни минуты не провел в монастыре.

 

Он был вполне светским человеком – таким, как изобразил себя на юношеском автопортрете. И великолепным художником – в этом единодушны все критики и исследователи. С этим согласился и совет Академии художеств, который в 1843 году присвоил Петру Захаровичу Захарову звание академика. Чтобы получить это звание, Захаров написал портрет Алексея Петровича Ермолова, крупного полководца героя Бородина. Властного и жестокого Ермолова, который сначала рассыпал в прах  его собственный мирный дом, а  потом спас будущего художника от смерти и словно волшебник сотворил вокруг него другой мир.

 

Рабом и сиротой, как Мцыри, Захаров в земле чужой не умер. Хотя Отчизну, дом, друзей, родных видел, на самом деле, у других, и  милых могил –  чистую правду писал великий русский поэт! – у себя не находил.

 

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК И РУССКИЙ ГЕНЕРАЛ…

 

…Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил…

 

Портрет А.П.Ермолова. Худ. Пётр Захаров-Чеченец. 

На захаровском портрете Ермолов стоит в рост на фоне Кавказа. Того Кавказа, где родился  и некогда жил Петр Захаров, хотя его по-настоящему звали иначе, причем никто не знает как. Того Кавказа, который командир Отдельного Грузинского корпуса и управляющий гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях Ермолов столь жестоко усмирял.

 

Именно его решением "в тени рассыпанный аул" Дады-Юрт  в 1819 году стерли с карты. "Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они", – чистосердечно признался Алексей Петрович в собственноручных "Записках".

 

Предложение добровольно оставить родные места чеченцы отвергли, а защитить детей и жен не смогли.

"Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее могло быть четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования"…

 

Из ста сорока этих пленных, упомянутых в честном  генеральском отчете, 46 девушек бросились при переправе в Терек, чтобы не достаться врагу (и в память их подвига, заметим в скобках, в республике в 2009 году учредили День чеченской женщины, отмечаемый в сентябре). А один крошечный пленник чем-то тронул солдат.

 

Трехлетнего на вид пацаненка, что истекал кровью возле мертвой матери, пожалели: завернули в шинель и отвезли в ставку командующего. "Вылечить!" – гаркнул суровый генерал, – "Взыщу!" Взыскивать не пришлось: армейские врачи постарались, и казак из станицы бороздиновской Захар Недоносов с генеральским поручением справился.

 

Найденыша крестили Петром,  а отчество и фамилию соорудили из имени Недоносова. Так что все правда у Лермонтова: и русский генерал, и Тифлис, и пленный ребенок. Только дядька-казак вместо старца-монаха.

 

«СТРАННЫЙ ПЕТРУША» И СТУДЕНТ АКАДЕМИИ…

 

 

Портрет Петра Ермолова, брата Алексея Ермолова,

приемного отца  художника. Худ. Пётр Захаров-Чеченец.

К семи годам в судьбе Пети Захарова возникает другой русский генерал. Генерал-майор, командующий 3-ей бригадой 21 пехотной дивизии тоже носил фамилию Ермолов, но звали его Петром Николаевичем. Архивы сохранили бесценную бумагу: "Свидетельство № 3610 от 25 августа 1823 года о передаче А. П. Ермоловым в Тифлисе взятого в плен мальчика, из чеченцев, Петра Захарова, на воспитание господину генерал-майору П. Н. Ермолову...". 

 

Еще через несколько лет многодетный кузен "проконсула Кавказа" вышел в отставку и забрал  своего "странного Петрушу" в Москву. Отчего же странного? Так посудите сами, ведь "кроме обучения грамоте, –  писал Петр Николаевич своей матушке,  – он рисует все, что попадает под руку. Видимо, будет художник, и не плохой".

 

Художник, и не плохой – из Петра Захарова получился. Случилось невозможное – из чеченца вышел Апеллес, как о том писал Петр Николаевич Ермолов другу. Останься он "между крутых и темных скал", и мы б не узнали замечательного портретиста Захарова: ислам запрещает рисовать людей.

 

Сперва приемный отец попробовал отдать десятилетнего Петрушу в Академию художеств в Петербурге, но получил вежливый отказ: ребенок мал, наймите частного учителя. Его обнаружили по соседству: заурядный портретист Лев Волков обучил мальчика азам мастерства.

 

Потом Захаров еще навестит учителя и напишет портрет его дочери Глаши. Портрет выдаст влюбленность художника в модель, и, упасая от кавказца, девушку отправят … на Кавказ, к сестре, где выдадут замуж за француза.

 

Но это случится уже потом. После того, как упорный соискатель пробьется-таки в Академию художеств, хотя бы и "посторонним учеником": инородцев и крепостных в Императорскую Академию не принимали. И крестный отец, Алексей Петрович Ермолов ничем помочь не мог: с 1827 он был отставлен от дел и находился в опале. Но Общество поощрения художников заметило "значительные успехи" и яркий талант и назначило Захарову стипендию.

 

Он не подведет – за картину «Старуха, гадающая в карты» Захарова удостоили  малой серебряной медали. А из самого первого заработка – целых семидесяти рублей за копию с картины Ван-Дейка! – часть он отослал приемному отцу.  А на другую - вроде бы съездил на родину.

 

ЛЕГЕНДА И БЫЛИ…

 

…Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

 

Документальных свидетельств – нет. Приходится верить легенде, а она гласит, что старшая сестра Захарова была в числе тех 140 плененных жителей Дады-Юрта. Она выросла, собралась замуж и поставила жениху условие: отыскать потерянного брата. Горец условие выполнил, и брата в столице сыскал. Нашлось и доказательство, что это брат: в детстве сестра уронила малыша на острую косу, и на спине остался шрам. Шрам у Петра будто бы обнаружили. После той горской свадьбы, уверяет легенда, художник стал указывать на картинах: "Захаров из чеченцев".

 

В 1836 году Петр Захаров-Чеченец получил аттестат и звание "неклассного" или свободного художника и право почетного потомственного гражданина. Для Захарова (из чеченцев) и его (так и не случившегося) потомства это означало свободу – от рекрутской службы, от телесных наказаний, в выборе поля деятельности.

 

В Италию для совершенствования мастерства художник так и не попал – рассказывают, что лично царь вычеркнул инородца из списка. А вольный итальянский воздух был бы куда как полезен Захарову – теплолюбивый сын Кавказа  страдал в Петербурге "грудью". Вместо Италии он ездил в Парголово – на кумыс.

 

"Какой же у нас Петруша красавец и модник", – радовался приемный отец, глядя на автопортрет Захарова. Истинный красавец и щеголь работал между тем, как бурлак, исполняя заказы и зарабатывая себе на хлеб.

 

Трудно поверить, но это так: именно он, красавец-щеголь исповедовался Михаилу Лермонтову, пока писал его парадный портрет.

 

Бабушке  Елизавете Арсеньевне страсть как захотелось запечатлеть новоиспеченного корнета, выпущенного в лейб-гвардии Гусарский полк из Школы гвардейских подпрапорщиков. Портрет бабушка получила – лучший, как считается из четырнадцати лермонтовских портретов, написанных разными художниками.

 

В 1944-м, в год депортации чеченцев, этнической чистке подвергли  и чеченца-художника, умершего век назад: портрет приписали кисти Филиппа Будкина. Но позже художника вместе с народом реабилитировали.

 

 

 

Портрет Михаила Лермонтова.

Худ. Пётр Захаров-Чеченец.

 

НЕДОЛГОЕ СЧАСТЬЕ И ДОЛГАЯ ПАМЯТЬ…   

 

 

Дети Петра Ермолова. Худ. Пётр Захаров-Чеченец.

"...Я уже не свободный художник, а служащий в департаменте военных поселений Военного министерства. Потеряв здоровье и притом надежду быть отправленным за границу, я, покорный судьбе, решил избрать хоть немного, но верный кусок хлеба…"

 

На вожделенную Италию деньги все не собирались, а здоровье продолжало ухудшаться: сырой Санкт-Петербург медленно убивал художника. Обеспокоенный болезнью горячо любимого приёмыша Петр Николаевич Ермолов настаивает на возвращении в Москву – проживем, будут заказы!

 

И возвращение оказывается счастливым: там семья, к которой Петр Захаров так душевно привязан. С нескрываемой нежностью написан "Портрет детей П.Н. Ермолова" и портрет самого названного отца.

В Москве – дружеская семья Постниковых, в ней бывает весь медицинский мир, цвет московской интеллигенции, поэты, писатели, Гоголь захаживает, Языков, Петр Киреевский. А еще там красавица Сашенька, тайная любовь…

 

С избытка чувств подряд пишутся лучшие портреты: писателя А.Н Муравьева, историка Т.Н. Грановского,  красавицы Александры Алябьевой – Захаров тонко передал ее блеск, воспетый Пушкиным, хирурга Ф.И. Иноземцева, врача И.П. Постникова, брата ненаглядной Саши. А еще композитора П.И. Булахова – он тоже бывал у Постниковых, здесь впервые исполнял свои знаменитые романсы "Тройка", "Вот на пути село большое". А романс "Гори, гори, моя  звезда" будто бы о самом художнике написан, о его нескрываемом чувстве, что заметно было всем друзьям.

 

Парадный Ермоловский портрет принес Захарову не только звание академика, но и новые официальные заказы. Петр Захарович пишет Максимилиана Лейхтенбергского, президента Академии художеств и царского зятя. И собственную будущую тещу тоже: портрет Н.А. Постниковой ныне числят среди самых сильных его работ.

 

Да, да, это случилось, 14 января 1846 года в церкви Покрова Богородицы в Кудрине, точно там, где нынче стоит одна из московских высоток, бледный от волнения Петр Захарович стоял об руку с Александрой Петровной. А шафером – сам генерал Алексей Петрович Ермолов, крестный отец! Счастья оставалось ровно на пять месяцев: 15 июня в той же Покровской церкви рабу божию Александру отпели. Скоротечная чахотка, бич времени, что поделаешь…

 

Могучего барса – чахотку - Захаров тоже не одолел: еще до Рождества лег на Ваганьковском кладбище рядом с супругой. Судьба отмерила ему ровно тридцать лет. "...Захаров, чеченец по происхождению, известен как отличившийся и необыкновенно обещавший в сем же роде живописи..." – скорбела по поводу его кончины Императорская Академия художеств. Работы второго, по мнению Карла Брюллова, портретиста России (первым, конечно, был сам Брюллов) украсили Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей.

 

ПЕТР ЗАХАРОВ. Художник из чеченцев ПЕТР ЗАХАРОВ. Художник из чеченцев
Пётр Захаров-Чеченец. Автопортреты художника. Первый портрет написан в1833—1834 гг., второй - в 1842 г.

 

Да, заслужил я жребий мой!

Могучий конь, в степи чужой,

Плохого сбросив седока,

На родину издалека

Найдет прямой и краткий путь...

 

На родину Петр Захаров тоже вернулся: автопортретом. Тот самый "Воинственный автопортрет в бурке и с ружьем" и еще несколько его работ хранились в республиканском художественном музее в Грозном. Сейчас их восстанавливают в Москве – картины пострадали в чеченскую войну. Точно как их автор когда-то.

Автор: Александр Беленький.

Читайте также:

gorets-media.ru

Полинкина полянка: Костюм пастуха

Когда я в прошлом году изучала костюмы на портале Солнышко, то очень удивлялась некоторым костюмам, из серии, "ну кому в голову придет делать такой костюм". Одним из таких был костюм Вифлеемского пастуха. И вот, на тебе! В этом году у Вани в музыкалке ставят Рождественский мюзикл и ему досталась именно такая роль! (Вернее, он говорит, что он Назаретский пастух, но дела это для меня не меняет). Не знаю уж, будет ли кому интересно про пастуха, но показать-то все равно хочется :-) Костюм был готов еще неделю назад, а потом я все пыталась его на модели сфотографировать. Вот, удалось :-)

Дальше много деталей...

Туника - сшила сама :-) Как раз метр льна ушел. Для отделки пошла его же кромка - очень красивая и по стилю подходит.

Халат - сделала временно из своего пончо. Оно очень красивое и я из него уже два раза делала новогодние костюмы (а сама, по-моему, всего один раз носила с тех пор, как мне его подарили). Пояс тоже временно сплела из подходящего шнура. Жалко резать было - заплела весь.

Платок - сделала из старой канвы. У меня ее метра два и вообще не знаю, куда ее тратить. Резинку пришила сразу к канве, чтобы не падала

Мешок - из куска бортовки. Тоже временный - жалко резать было. 

 А, вообще, сначала я сделала сумку (летом мне подруга подарила прекрасную сумку, которую я тоже временно переделала. Сумка не пострадала), но руководитель попросил мешок. 

вот такая была (и будет потом) сумка :-) 

Вобщем, мне костюм очень нравится :-) Из того, что было дома - не покупала в этот раз вообще ничего! И так нравится, что никак дочкин костюм не доделаю, а осталось то всего два дня на него....эх....

 и в конкурсе новогодних костюмов с Натальей Давыдовой

polinap-crafts.blogspot.com

Икона святителя Спиридона Тримифунтского: епископ в пастушьей шапке

Святитель Спиридон был епископом, однако на его голове мы видим не роскошную митру, а простую пастушью шапочку из овечьей шерсти. Почему?

Епископ вырос на острове Кипр в Средиземном море, и с ранних лет был пастухом. Память об этом и сохранили все его изображения: святитель Спиридон – в пастушьей шапочке. Но ведь любой настоящий епископ – это пастырь, душу кладущий за своих овец – людей, которые ему доверены. Кроме того, и по принятии сана, как говорит житие, святитель Спиридон не изменился: пас овец, скромно одевался и всегда помогал – словом и делом.

На этой фреске есть то, что отличает изображение святителя Спиридона от традиционных: в правой руке святого плинфа (глиняный обожженный кирпич), он горит пламенем (пламя символически изображено в левой руке), и одновременно из него течет вода. Это изображение отсылает нас к событиям Первого Вселенского собора (325). Святой Спиридон, обличая Ария, отрицавшего догмат о единосущности Святой Троицы, чудом явил истину веры. Он взял в руки плинфу, сжал его в руке со словами: «Во имя Отца!», и кирпич запылал огнем, -- «И Сына», -- и потекла вода, -- «И Святого Духа!», -- святой разжал руку, и присутствующие увидели глину в ладони. Святой Спиридон пояснил, что плинфа одна, а имеет в себе три стихии: огонь, воду и глину. Так и Бог един, но имеет три ипостаси: Отца, Сына и Святого Духа!

Евангелие в руках святителя Спиридона  – традиционный вариант иконографии святителей, они часто изображаются с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой.

Есть предание, что святитель Спиридон до сих пор ходит по земле, помогая людям. Его мощи регулярно «переобувают», то есть буквально меняют обувь, а стоптанные башмачки раздают

Святой Спиридон не получил образования, но был от природы наделен необыкновенным умом и духовными дарованиями. В отличие от многих других святых, у него была семья: жена и дочь Ирина. Супруга рано умерла, он сам воспитывал дочь, которая помогала отцу до самой своей смерти.

Материал газеты Воскресение

 

vostokvk.ru

Пастушья сумка / Съедобные грибы, ягоды, травы

Пастушья сумка имеет множество народных названий: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки, воробьиная кашка, гречиха полевая, а вот своё научное название получила из-за формы плода, похожего на клатч или сумочку. Произрастает повсеместно на лугах, опушка леса, вдоль посадок, по краям насаждений и огородов.

Невысокое до 50 см. однолетнее растение. Всё растение практически голое, лишь с небольшением опушением в нижней части. Прикорневые листочки с острыми треугольными зубчатыми долями, собраны в розетку. Стеблевые листья очерёдные, сидячие, продолговато-ланцетовидные со стреловидным основанием. Цветки правильной формы, белые , собраны в соцветия. После того, как растение отцветёт появляются плоды. Плоды в форме стручков с жёлто-коричневыми семенами внутри.

В кулинарии листья растения применяют в острых витаминных салатах, супах и борщах, в качестве начинки для пирожков. Семена сушат, измельчают и используют вместо горчицы. С порошком из высушенных и ратёртых листьев готовят мясные и рыбные блюда, добавляя как специю по вкусу.

В медицине используют в качестве кровоостанавливающего средства при внутренних кровотечениях. Настой растения даёт хороший терапевтический эффект при лечении острого и хронического пиелонефрита. Жидкий экстракт применяют при атонии матки. Пастушью сумку используют в гомеопатии. Наиболее эффективна свежая надземная часть растения. В народной медицине пастушью сумку использовали внутрь при маточных кровотечениях, холецистите, мочекаменной болезни, ревматизме, гастрите, поносе и дизентерии, как вяжущее и ранозаживляющее средство.

Сбор лекарственного сырья пастушьей сумки осуществляют во время цветения в сухую погоду. Обычно этот период приходится на июнь-июль. Растение заготавливают с прикорневой розеткой. Корни при этом удаляют. Пожухшие, поражённые грибком и насекомыми экземпляры отбраковывают. Готовое сырьё представляет из себя голые или немного опушенные, облиственные, хрупкие стебли с цветками или незрелыми плодами. Цвет цветков желтовато-белый, стеблей и листьев - зеленоватый. Запаз слабый, своеобразный, на вкус горький.

Фотографии пастушьей сумки

Фотография растения пастушья сумка весной

Поле с зарослями лекарственного растения пастушьей сумочки

На фото Верхняя часть растения

Цветущая часть травы

Описание пастушьей сумки в картинках

Картинка с изображением цветущего растения пастушьей сумки обыкновенной

Картинка пастушьей сумки

Описание в картинках растения пастушьей сумки, лекарственного сырья, которое из неё получают, как и когда собирать, заготавливать, хранить

Смотрите также:

Ромашка аптечная

gribysedobnye.ru


Смотрите также