Символика шаманской одежды. Шапка шамана


Шаманизм. Костюм и атрибутика. - Шаманские заметки

Рассмотрим подробнее шаманский костюм и атрибутику. Сам костюм состоит из шапки, пояса, камлайки (длинная рубаха до колен или халат). Некоторые шаманы также имеют особые ботинки и штаны. В дополнении к предыдущей заметке следует отметить, что почти все нижеизложенное является духами-помощниками шамана.

1) Шапка (шаманская корона). Чаще всего на шаманские шапки вешают "наглазник", бахрома из ниточек, полосок кожи или бус закрывающих лицо до носа или полностью до подбородка. Наглазник имеет две основные функции. Во первых зимой при ясной погоде очень сложно смотреть на снег, он отражает лучше любого зеркала. Таким образом в традиционном обществе наглазник выполнял роль темных очков. Во вторых такой наглазник скрывает лицо шамана от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Хотя некоторые считают что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Сама шапка рсшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У тенгрианских шаманов на шапке вышиты два глаза. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема, яркий тому пример "шапка быка" Оларда Диксона. Иногда речь идет не о шапке, а о короне. Чаще всего корона- атрибут более сильных шаманов имеющих несколько посвящений. Например бурятская майхабши, имеет вид короны с высокими железными рогами изображающие оленьи. Или например тувинская корона- железное очеле с закрепленными на нем перьями, на подобии головных уборов индейцев. Кстати в тувинской традиции реже чем в других используется наглазник. В некоторых традициях на шапку вешают длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны. Шапка- один из немногих атрибутов который части передается по наследству. Особенно если символизирует тотем рода.

2)Камлайка (халат, рубаха). Камлайка делается из кожи или ткани. У разных народов выглядит по разному. Иногда на саму камлайку нашивают различные узоры, однако чаще эти узоры и символы привешивают. Иногда к рукаву и к подолу пришивается кусок ткани(кожи) с длинными свисающими полосками, символически обычно изображает крылья. Основную часть атрибутов, фигурки духов-помощников, зеркала, колокльчики, цветные ленты, когти, клыки, шкуры и тд привешиваются именно на камлайку. Чаще всего, особенно если шаман достаточно опытный, за привешанными атрибутами не видно самой камлайки.

3) Шаманский пояс. Пояс обычно это длинный кусок тесьмы, полоска ткани(кожи), либо несколько лент сплетенных в косичку. На пояс вешаются как атрибуты которые во время камланий не снимаются (колокольчики, фигурки духов), так и те, которые шаман снимает и использует. Основное различие между атрибутикой на поясе и на камлайке в том, что на камлайке как правило атрибутика не меняется, на поясе же может менятся от случая к случаю. Также иногда, когда шаман не выполняет серьезных выходов в другие миры, он надевает только шаманский пояс с самым необходимым. Также на пояс вешается сумка, различные мешочки, ритуальный нож и тд.

4) Штаны и ботинки. Как правило ритуальных штанов и ботинок шаман не заводит, но часто вешает на ботинки колокольчики. Исключением может быть случай, когда шаман надевает одежду из шкуры того или иного животного, но тогда весь костюм полностью меняется. За место шапки надевают либо маску, либо непосредственно голову животного, за место камлайки- шкуру с тела животного (или халат из нескольких шкур), на ноги шкуру с ног животного и тд.

5) Зеркало. Почти у всех европейских обываетелй шаман в первую очередь ассоциируется с бубном. Однако в большинстве традиций из самым сильным шаманским духом-помощником считают обычно не бубен, а шаманское зеркало. Называется оно по разному, толи, кузунгу, панапту. Шаманское зеркало, это не привычное нам стекляное серкало. Это небольшой (8-10см) круг из различных металлов. Размеры, формы, рисунки зеркальца меняются в зависимости от региона, как правило одна сторона отполирована до блеска а на другой нанесен рисунок. Иногда рисунок нанесен на обратную часть зеркала,иногда прямо на рабочую. Иногда зеркала выпуклые, иногда плоские. Существует одна красивая легенда, в ней говорится о том, что зеркало кузунгу (я буду называть его тувинским именем, поскольку мне так проще) это дух-помощник упавший с неба. Само происхождение зеркальца не рукотворное а небесное. Во время странствий по тайге шаман случайно видит предмет на земле, или висящий на ветке, который отражает лучи солнца. Подойдя по ближе он видит шаманское зеркальце и берет его себе, как величайший дар духов. Все дело в том, что когда хоронили шамана, рядом с могилой на ветку или прямо на землю клали его магическое зеркальце. И через какое-то время его находил другой шаман и брал его себе. Считается что чем древнее зеркало, тем больше его сила, так как зеркала имеют свойство запоминать все, что с ними происходило. Таким образом шаманское зеркало для знающих, является своего рода книгой по практикам шамана. Применение таким зеркал также различается. У некоторых народов существовали специальные зеркала например для собирания утренней росы. Или зеркала для разжигания ритуального огня от солнца. Зеркала используются для вытягивания вредоносных духов, как магнитом, отражения негативных энергий, защиты, конкентрации воли и энергии, выравнивания энергетического поля человека после болезни, предсказаний и еще для многих других целей. Обычно зеркала делаются из бронзы или меди, холодной ковкой. Помимо такого основного зеркала которым выполняется работы, некоторые шаманы стараются собрать по больше подобных зеркал меньшего размера. Обычно такие зеркала пришиваются на камлайку. Считается что у шамана должно быть одно зеркало на груди и одно на спине, но обычно их гораздо больше.

6) Колокольчики. Почти на всех атрибутах шамана присутствуют колокольчики. На бубне, колотушке для бубна, камлайке, поясе, иногда даже на шапке. Считается что звук металла отпугивает злых духов и сама энергетика звука благотворно влияет на организм человека. Часто колокольчики используются в целительстве. Звук множества колокольчиков успокаивает и расслабляет, особенно это остро ощущается на фоне резких и громких звуков бубна. Во многом колокольчики облегчают выход в транс. Когда шаман двигается, ходит ли, танцует ли, или просто поднимает руку, слышно не шуршание одежды или шаги, а именно колокольчики. Колокольчики бывают разных размеров и форм, иногда на них наносятся отдельные символы, иногда нет. Иногда шаманы в современности используют колокольчики из тибетской традиции, выполненные по принципу поющей чаши. Говорят что такие колокольчики служат не только для очищения, но и для поражению злых сли или даже людей. Такие колокольчики в основном используют женщины.

7) Ленточки и змеи. Из всех перечисленных атрибутов, летночки пожалуй единственне которые не являются духами помощниками. Сама лентачка является Благодарностью. Благодарностью человека шаману за изличение или Благодарностью шамана духам за работу. Или же просто дара. На шаманском костюме обычно ленточка означает удачное камлание. Привязыватся ленточка может как на камлайку (из-за чего множество таких ленточек иногда называют "волосами") когда она подарена в благодарность шаману, так и на духа-помощника, например на бубен, на трость, на зеркало или на чехол от варгана. Цвета ленточки в разных культурах обозначает разное, так что тут однозначного списка соотношения цветов и значений нет. Однако также часто ленты на самом костюме означают змей, помощников-проводников в Нижние миры. У тувинцев различают разные типы змей с разными свойствами. Каждый тип имеет свое название, вид, и место куда они крепятся. Змеи делаются из ткани, войлока и кожи.

8)Шаманская плеть, шаманский нож и шаманская пика. Общее между этими трема атрибутами то, что кроме всего прочего они символизируют силу шамана и авторитет среди верующих. Далее разберем каждый атрибут отдельно.-Шаманская плеть. Плеть считается орудием всадника. Вообще сам символ коня имеет достаточно большое значение в шаманизме, но об этом следует поговорить позже. Считается что плеть пропитанная конским потом отгоняет злых духов, также это является орудием борьбы против них. Часто при лечении шаман хлестает плетью (и иногда достаточно сильно) по больной части тела человека, тем самым выгоняя духа из тела. Также плеть используется при родах, роженицу в традиционном обществе стегали плетью во время родов и вешали над кроватью. -Шаманский нож. Нож использовался как по прямому назначению, например зарезать жертвенное животное, или порезать руку для того, чтобы дать клятву на крови, или "пустить кровь" в целях лечения, нож использовался и при путишествиях. Иногда ножом сражались со злыми духами, но редко, для этого есть другие атрибуты. Чаще ножом разрезали верхний слой облаков при путишествии в верхние миры. Либо "резрезали небо" для разгона туч. Иногда ножом чертят некоторые символы и знаки на земле, небе, огне или воде. Нож редко изготавливался из железа, чаще всего он делался из камня или кости. И не только по той причине, что железа было мало и обрабатывать его было сложно, считается что некоторые добрые духи не переносят заточенного железа, в том числе например духи недавно умерших людей. -Шаманская пика. Тоже самое по аналогии с ножом.

9) Фигурки духов, когти клыки, перья.-Обычно это фигурки животных. О значении тех или иных животных в шаманизме нужно будет поговорить отдельно. Это могут быть животные которые являются духами-помощниками шамана, полученными во время путишествия, либо животные силу которых хочет обрести шаман на время того или иного камлания. Это могут быть миниатюрные фигурки оружия, которым, во время камлания, по надобности, шаман сражается со злыми духами, или фигурки предков. -Когти и клыки также символизируют силу животного. Перья также используются для подражания птице при взлете, когтем можно "выскребать" болезнь из человека (лучше всего подходит лапа барсука). Иногда перо также используется за место венчика для очищения чего либо, им как бы "выметают" весь негатив.

10) Венчик. Традиционный якутский венчик сделан из черного или белого конского волоса. По якутской традици именно по конскому волосу поднимаются духи предков из нижнего мира. Сам по себе конский волос неприкосновенный для злых духов, по этому им лучше всего совершать очищение. Особенно хорошо использовать такой венчик при целительстве.

11) Бубен и варган. Оба этих инструмента считаются Большим и Малым конями шамана. То есть то, на чем шаман совершает путишествие в другие миры. На счет использования варгана и бубна необходимо поговорить отдельно.

12) Маска. В шаманизме маска используется для вхождение в то или иное состояние. Например маска медведя для вхождение в состояние медведя, маска гнева, для вхождение в состояние гнева и тд. Также иногда (но очень редко) маску надевают чтобы обмануть духов. Обещать им многое для достижения цели, а потом сжеч маску. Когда духи придут за обещанным, они не узнают шамана без маски. в некоторых традициях маску используют за место шапки, но очень редко.

13) Мешочки и шкатулки. Шкатулка или сумка в которой хранятся шаманские принадлежности сама по себе является духом-помощником. Различные мешочки и поясные сумки могли служить для совершенно разных целей. Мешочек для гадательных костей, сумки для сбора трав, мешочек для хранения трав или табака и тд. При этом сами по себе они являлись предметами силы и покрывались различными узорами, обычно для защиты того, что в них находится.

 

(C)Сигурд 2009

sigurthr-galdra.livejournal.com

Костюм шамана - Культура Якутии

 Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.

 

Костюм шамана

 

Шаманская парка. Вид спереди

Шаманская парка. Вид сзади

Шаманский костюм обычно состоял из парки (кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы.

У нанайцев, удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной убор, сплетенный из ритуальных стружек.

Ритуальные стружки, именуемые в этнографической литературе айнским термином "инау", широко применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура. Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье "Культ инау у племени айнов" считал, что они выполняли роль посредников между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау — это "толкующий человек, посол, оратор". Как и выдающиеся по красноречию люди, которые служили "послами и посредниками в делах мести, мира и войны", инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам потребности человека. Слово "инау" Л.Я.Штернберг этимологизировал как "язык дерева", сопоставляя стружки с "языками" оратора-посла и сравнивая их с языками огня, "с шумным многоязычием его пламени".

Символика шаманского костюма. Птица

У многих народов Сибири шаманский костюм символизировал птицу, и не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.

Танец якутского шамана, изображающий полет птицы

Образ костюма-птицы символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору. Эти изображения обозначали духов-помощников шамана, имеющих вид птиц — гагары, орла, журавля, утки, а также символизировали самого шамана, когда он в образе гагары плыл по мировой реке или в виде орла сражался со злыми духами.

Парка селькупского шамана. Вид сзади. Вид сзади. 1 — крот; 2 — гагара; 3, 5 и 8 — журавли; 4, 6 и 9 — утки; 7- орел

Головной убор нганасанского шамана

Символика шаманского костюма. Животное

Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя.

Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир.

Это отражено во внешнем виде и семантике головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося, медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто. Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала “объездить”, так как он “не давался” шаману и “бился как лошадь”.

Символика шаманского костюма. Модель вселенной

Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси — человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.).

Головной убор нганасанского шамана

В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, — для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, — для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами — настоящими или их стилизованными изображениями.

Изображения рыб и змей на шаманском костюме эвенков

Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов — змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”. Им были противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещавшиеся на плечах. В других случаях — птицы верхней части костюма противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле.

Средняя часть костюма — нагрудник — отмечалась особо: на ней были расположены изображения самых главных духов-помощников шамана.

Нагрудник нганасанского шамана

Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество — антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.

Источник

Похожие статьи:
Савей
Савей Васильев Семен Степанович родился в п. Усть-Уркима 10 января 1936 г. Он из потомственной шаманской династии эвенкийских шаманов – генетический носитель....
Шаманы, духи и божества народов севера
Шаманы, духи и божества народов севера Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...
ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ
ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ Леденящая кровь тема – шаманские захоронения. Сколько легенд о них ходит по Якутии, сколько мистики в этой теме, которая даже в ХХ1 веке, теперь уже при помощи новых технологий распространяется по миру и не перестает волновать любого, в ком есть хоть капля древней крови саха....
Якутская мифология и шаманы
Якутская мифология и шаманы Миф. Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей — фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому...
Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство
Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...
Сэргэ-коновязи
Сэргэ-коновязи Сэргэ или коновязь – одно из довольно широко распространенных культовых сооружений на святых местах Трансбайкалься. При этом однозначно можно сказать, что этот вид маркировки сакрального объекта относится к шаманской традиции. У Манжигеева они описаны как боогэй сэргэ (т.е. шаманская коновязь) – «деревянные или каменные столбы у дороги, мимо которых следовал кортеж, едущий хоронить шамана. У них путники делали возлияния вином умершему шаману» [Манжигеев, 1978: 25], Конопатский, исследовавший памятники древности на о.Ольхон на 70-е гг. XX в.,...

xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai

Головной убор шамана

17 Мая 2018, Четверг

Головной убор шамана shamanism.ru

Головной убор шамана

Головной убор шамана – неотъемлемый атрибут в шаманском одеянии. Представляет собой шапку  с жгутами или полосками кожи на передней части, закрывающей лицо шамана. Считается, что  тем самым шаман отгораживается от реальности среднего мира, служит так же дополнительной защитой от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Существует мнение, что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Жгуты на  головном уборе шамана  из кожи, ткани и  изображали шаманские "дороги" по мирам вселенной. Сама шапка расшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У бурятских шаманов  шаманов на шапке - майхабши  вышиты два глаза. Они символизируют глаза входящего в тело шамана онгона. Во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся  онгон уже начинает смотреть на этот свет с помощью глаз на шапке. На задней стороне шапки пришиваются длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Эти ленты из полосок ткани символизируют многоголовых змей, а используемые  цвета олицетворяют характерный пестрый окрас шкуры змеи. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны.

Прочитано 11474 раз Administrator

Administrator

Надеюсь вам понравился наш сайт и вы заглянете сюда не раз и приведете своих друзей. А мы постараемся к следующему вашему визиту подготовить новые интересные материалы и фото и новости и полезную информацию.

Последнее от Administrator

shamanism.ru

Символика шаманской одежды

Символика шаманской одежды

По наряду шаманов можно изучать их религиозную систему, так как костюм, в который облачается шаман, означает божественное присутствие, выраженное в космических символах.

У разных народов существуют разные традиции не только оформления ритуального костюма, но и облачения в него. Алтайские шаманы зимой одевают свой костюм на рубашку, а летом - на голое тело. Тунгусы в любое время года одевают шаманский наряд на голое тело. То же самое можно встретить и у других народов Арктики. Но у народов, расселяющихся на северо-востоке Сибири и у эскимосских племён вообще не существует шаманского наряда. У эскимосов, например, шаман обнажает торс и единственной одеждой на нём остаётся пояс. Скорее всего такая практически полная нагота связана с религиозными представлениями.

Однако независимо от того есть шаманский наряд или его нет понятно одно: шаман не может выполнять свои функции, пока одет в будничную одежду. В том случае, если наряда нет, его заменяют бубен, пояс, шапка. Например, у шоров, чёрных татар и телеутов шаманского наряда нет, но они используют ткань для обматывания головы. Без этой ткани заниматься шаманством просто недопустимо.

Наряд представляет собой микрокосмос, который отличается своими качествами от окружающего пространства обыденности. С одной стороны он представляет собой символическую систему, а с другой - наполнен разными духовными силами, духами, которые формировали собственное пространство в процессе посвящения. Шаман преодолевает мирское пространство и готовится войти в контакт с духами, когда одевает своё облачение. Такое приготовление становится прямым вхождением в духовный мир, потому что наряд одевается с использованием многочисленных традиционных церемоний, которые предваряют шаманский транс.

Само получение, приобретение наряда сопровождается определёнными ритуалами. Шаман должен из своих снов узнать, где его будущий наряд. Найти его он должен сам. У бирарченов наряд по цене коня покупается у родственников умершего шамана. Наряд не может покинуть пределы рода. Он имеет отношение ко всему роду, который заботился о приобретении и сохранении облачения. Но гораздо важнее то, что шаманский наряд насыщен духами, и его нельзя носить тем, кто не может ими управлять. Вырвавшиеся на свободу, духи могут принести вред всему роду. Когда наряд изношен, его вешают в лесу на дереве, чтобы живущие в нём духи покинули его и поселились в новом наряде.

У оседлых тунгусов наряд шамана после смерти хранится в его доме. При этом духи, которые населяют этот костюм, проявляют себя: костюм без видимых причин начинает вздрагивать и шевелиться. У тунгусов-кочевников наряд умершего шамана принято класть возле его гроба. В некоторых регионах считается, что наряд может утратить силу. Это определяют по таким признакам, как смерть больного при лечении с использованием костюма шамана.

Наряд сибирского шамана

У каждого сибирского шамана, по описанию С.С. Шашкова, должны быть кафтан, на который навешаны представляющие мифических животных фигурки и кружки, маска, медный или железный нагрудник, колпак. У самоедов вместо маски был платок, который закрывал глаза шамана и помогал попасть в мир духов через внутренний свет.

На спине кафтана якутских шаманов среди представляющих солнце висящих колец располагался просверленный кружок, который назывался ойбон кюнгете, что означает "отверстие солнца". Однако обычно считается, что он означает Землю с центральным отверстием, с помощью которого шаман попадает в потусторонний мир. На спине также располагаются полумесяц и железная цепь, которые символизируют выносливость и силу шамана. Железные бляхи нужны на костюме для защиты от ударов злых духов, а бахрома, которую нашивают на мех, считается перьями. Вообще наряд якутского шамана содержит 30-40 фунтов (13-18 кг) металлических украшений. Все металлические предметы на наряде шамана имеют свою душу и не ржавеют.

Украшения из металла располагаются на костюме определённым образом. Вдоль рук они размещаются таким образом, чтобы воспроизвести кость руки. На грудной клетке пришиваются бляшки, которые изображают рёбра. Выше располагают грудь, печень, сердце, другие внутренние органы. Пришивают изображения птиц и животных, вешают небольшой металлический эмегет - дух бешенства - в форме лодки с человечком. У забайкальских и северных тунгусов существуют два вида костюмов: один изображает оленя, другой - утку. Голову коня напоминают резные концы палок. На спине висят ленточки длиной 1 м и шириной 10 см. Их называют кулин - башня. Кони используются в путешествиях шамана.

Наряд бурятского шамана

Исследователь второй половины XVIII в. Паллас оставил описание бурятской шаманки. У неё были две палки, на которых висели колокольчики, и оканчивались они набалдашником в форме конской головы. С её плеч спадали до земли 30 змей из белых и чёрных мехов. На голове был шлем с тремя рогами.

По описаниям М.Н. Хангалова и Н.Н. Агапитова у бурятского шамана должны быть меховой кафтан, колпак в виде рыси, железная или деревянная палка с конской головой. Все эти предметы шаман получает в процессе посвящения. Колпак он получает после пятого очищения. Деревянную палку шаман получает после первого посвящения. Её изготавливают из берёзы таким образом, чтобы не повредить дерево. Вторую железную палку получают только после пятого посвящения. Её украшают колокольчиками.

По цвету кафтана отличают белого шамана от чёрного. Белый кафтан носит шаман, которого поддерживают добрые духи, а чёрный - тот, которому помогают злые духи. Верхушка железной шапки образована железными кольцами и украшена рогами. Сзади находится железная цепь из девяти звеньев, на конце которой прикреплен кусок железа в форме наконечника. Эта цепь, идущая от шапки, называется позвоночником. На висках с каждой стороны шапки расположено по одному железному кольцу с тремя колбугами. Колбуги - это скрученные полоски железа длиной 4,5 сантиметра. Они означают связь, союз, единство двоих. Сзади и по сторонам к шапке крепятся ленты из шёлка, сукна, полотна и меха, скрученные в виде змей. С ними привязывают кусочки в форме бахромы из ткани цветов, имитирующих мех горностая, ласки и белки.

Под воротником кафтан завязывается полоска полотна шириной 30 см, к которой прикрепляются шкурки животных и изображения змей. Этот аксессуар называют джибер (плавник, крыло) или далабчи (крыло).

Палка с изображением конской головы грубо отёсана. Её длина составляет полтора метра. К шее палки прикрепляется кольцо с тремя колбугами - так получается грива коня. Такие же колбуги крепятся к противоположному концу, образуя хвост. Спереди палки крепится ещё одно кольцо с колбугой и миниатюрные железные стремена, меч, копьё, молот, топор, лодка, наконечник гарпуна, весло. Ниже ещё размещаются три кольца с колбугами. Эти кольца символизируют ноги.

У шамана также есть кнут с рукояткой, восьмикратно обмотанной кожей мускусной крысы и снабжённой железным кольцом с тремя колбугами. Вместе с кольцами привязывают меч, копьё, дубинку с заострённым концом, молот - всё это в маленькое. Также прикрепляют кусочки полотна и шёлка. Этот аксессуар называется "кнут живого". Обычно кнут шаман использует вместе с палками для совершения обрядов и ритуалов.

Наряд алтайского шамана

Кафтан алтайского шамана изготовлен из кожи оленя или козла. К нему пришито множество платочков и ленточек, которые символизируют змей. Некоторые ленточки имеют форму головы змеи с открытой пастью и глазами. У больших змей хвост раздваивается, а иногда встречается, что у трёх змей всего одна голова. Считается, что у богатого шамана должно быть 1070 змей. Также на кафтане находится несколько железных предметов. Среди них есть небольшой лук со стрелами, предназначенный для отпугивания духов. На спине костюма пришиты два медных круга и шкуры животных. Воротник украшается бахромой из перьев коричневых и чёрных сов. Там же расположены семь фигурок, у которых вместо головы перья коричневой совы. Они символизируют семь небесных дев. Семь колокольчиков, которые украшают костюм, считаются голосами этих дев. В некоторых регионах небесных дев девять. Считается, что это дочери Ульген.

Среди висящих на шаманском костюме предметов, есть также два маленьких урода - Джутпа и Арба. Они живут в царстве Эрлик. Одного из них делают из коричневого или чёрного материала, а другого - из зелёного. Каждый имеет по паре ног, полуоткрытую пасть и хвост.

Костюм шамана, как и всё, что связано с шаманством, наделён силой, которая сохраняется после смерти хозяина. Поэтому большинство народов не сохраняют шаманское облачение, а оставляют его в погребении умершего шамана. Ритуальный наряд продумывается до мелочей, так как в своих духовных путешествиях шаман нуждается в защите и помощи, которую ему дают символические изображения духов-помощников.

melma.ru

Шапка «Шаман» с мордой, лапами и хвостом

Амазонка северных широт

"Мех -Фактория" предлагает вам эксклюзивные изделия высочайшего класса из натурального меха , а также трофейные шкуры животных, добытые лучшими охотниками России, Аляски и Канады.

Для того, чтобы изготовить для вас головные уборы, жилеты, шубы, обувь, варежки или другие аксессуары из меха или добыть красивые шкуры , охотники совершали сложные экспедиции на Крайний Север, в Сибирь и другие труднодоступные регионы. Каждое изделие имеет свою историю, зачастую оборачивающуюся тяжелейшим трудом и опасностью. Всё это делается ради того, чтобы вы могли сполна насладиться лучшими натуральными мехами лисы, волка, песца, енота и других животных.

Почему натуральный мех всегда в цене ? Спрос на него никогда не падает, наоборот, изделия из меха только дорожают со временем. Ответ достаточно прост: это не просто высококачественные изделия, отлично защищающие от холода и красиво выглядящие (ведь каждому изделию присуща незамутнённая природная красота), но и очень самобытные вещи . Шкуры животных всегда ценились высоко, ведь их невозможно изготавливать серийно: именно уникальность и единичность придаёт особый шарм каждому товару из меха нашего магазина.

Натуральный мех обладает множеством преимуществ по сравнению с искусственным, какой бы тот ни был качественным. И хоть с виду искусственный мех зачастую тяжело отличить от на натурально ого, при контакте с ним сразу чувствуется разница. Просто возьмите в руки наши изделия: примерьте шапку, шубу, наденьте варежки или накиньте жилет. Вы сразу же ощутите теплую энергетику меха , его лёгкость и в то же время подлинную сущность . Кроме того, натуральный мех согревает куда лучше искусственного . Неудивительно, что изделия из него обладают особым статусом в мире стиля . Просто шкуры животных - настоящие, и никакие синтетические структуры не заменят их и не сравнятся с ними по чистоте и экологичности.

У нас в магазине вы можете приобрести как отличные подарки путешественникам и туристам, так и великолепные сувениры для любимых: зимние варежки из меха будут лучшим знаком теплоты ваших отношений, а рюкзак из шкуры волка - отличным подарком практически для любого случая. У нас можно экипироваться для поездки в любое место с холодным климатом - или же приобрести модную меховую шубу для ношения зимой. Также вы можете купить трофеи: шкуры и композиции из шкур , которые послужат очень красивыми и престижными украшениями любого интерьера.

 

       
 
   
 

 

Головные уборы

 

 

Одежда амазонок – легендарных воительниц – всегда была удобной, не зависимо от того, где они находились: в Азии, Европе или даже в Африке. Ничего не должно было им мешать перемещаться на коне и метко стрелять. И если в теплых краях в качестве головного убора амазонки носили кожаные шлемы и кидарисы (своеобразные колпаки), то на севере шлемы утеплялись мехом. При этом меховое убранство должно было быть и практичным, и красивым. Ведь эти женщины завоевывали сердца мужчин не только в сражениях! Современные амазонки северных широт носят роскошные меховые уборы, снабженные кожаным козырьком. Это позволяет ворсу «не падать на лицо» и не прятать одно из главных оружий воительниц – их чарующие глаза!

 

. Застёжка-крючки

 

 

• Мех: лиса

• Размеры: 56, 58

 
 

 

 

Шапка «Нахаленок»

 

Любому озорнику и маленькой шалунье будет к лицу и в пору малахай "Нахаленок"!

А хвост на карабине станет предметом гордости «маленького охотника» и будет притягивать восхищенные взгляды окружающих.

 

- Универсальный размер

- Опускающиеся застегивающиеся уши

- Задник, надежно защищающий шею маленького разбойника от зимнего ветра

- Хвост на карабине

 

Мех: лиса

Материал верха: натуральная кожа

 

Шапка «Чингачгук»

 

Когда нелегкая судьба заносила храброго Великого Змея на самый север Америки, он, конечно же, не бегал за врагами с оголенным торсом и перьями в волосах, а хорошенько утеплялся, в том числе и в такую боевую шапку, названную в честь него «Чингачгуком». Это шапка-трансформер с хвостом и отстегивающимся задником. Благодаря такому роскошному хвостатому заднику классический малахай (см. шапка «Малахай») превращается в оригинальную шапку-ушанку.

 

• Мех: енот

• Размеры: 58, 60, 62, 64

 

 

Шапка «Шаман» с мордой, лапами и хвостом

Если к одежде настоящего шамана прикасаться нельзя, то к этой оригинальной шапке для настоящего мужчины – можно и нужно. В необычном головном уборе из койота любой охотник, рыболов или путешественник будет выгодно отличаться на фоне остальных.

Отделка – натуральная кожа.

 

• Мех: североамериканский койот

• Размеры: 58, 60, 62, 64

 

Шапка «Чингисхан»

 

Имя этого великого хана в переводе с китайского означает «истинный властитель». Действительно, Чингисхан был одним из величайших завоевателей в истории человечества. Захваченные им территории измерялись тысячами квадратных километров и простирались от азиатских степей до самого сердца Европы. Все было у Чингисхана с размахом. Даже одеяния, которые он выбирал. К примеру, головной убор, названный в его честь, – богатая шапка-трансформер с отстегивающимся задником и роскошным хвостом.

 

У шапки удобный и практичный крой.Верх выполнен из натуральной кожи.

 

• Мех: лиса

• Размеры: 58, 60, 62, 64

 

 

БАНДАНА

 

Мы привыкли к тому, что бандана – это практичный и удобный головной убор для активных людей; шьется из ткани, в крайнем случае – из кожи. Для нашей банданы такого определения мало. Во-первых, она не только практичная, но и необычайно красивая. Во-вторых, она эксклюзивная. Вряд ли вы встретите кого-то еще в таком роскошном уборе – партия наших бандан весьма ограничена. В третьих, она сделана из мягкой натуральной замши и… меха. Вы можете выбрать, будет ли это мех койота, лисы или скунса. Все зависит от вашей индивидуальности и вкуса!

 

• Мех: койот, лиса, скунс

• Размеры: без размера

 

 

 

 

Шапка "Малахай"

 

Издревле на Руси и в Средней Азии в лютые холода носили малахаи – большие ушастые шапки на меху. Две лопасти закрывали щеки от морозов, еще одна – затылок, а четвертая, козырек, – лоб. Мы усовершенствовали эту практически идеальную конструкцию и снабдили малахай кожаным шнурком-утяжкой, чтобы можно было подогнать шапку под разные размеры.

 

• Мех: койот, лиса, енотовидная собака

• Размеры: 58, 60, 62, 64

 

 

 

Шапка "Матерый"

 

Эта шапка сшита с учетом традиций народов Сибири и Крайнего Севера, для которых 250 дней в году завывают ветра и трещат морозы. Именно в такую погоду стоит защитить себя по полной программе: лицо от ветра и снега – козырьком (который можно пристегнуть, когда пурга утихнет), голову – утолщенной кожей и замшей, а шею – большим «назатыльником» (именно так называют эту часть шапки коренные народы). «Матерый» – незаменимая экипировка и отличный подарок для охотников, рыболовов и просто любителей зимних путешествий.

Снабжена откидывающимся, пристегивающимся козырьком

• Задник увеличен, для более надежной защиты шеи

• Верх выполнен из натуральной утолщенной

кожи, замши

• Мех: волк

• Размеры: 58-60, 62-64

 

 

Шапка "Алапай"

 

Старинная русская поговорка гласит: «Шапочка – с ушами, молодчик – с кудрями». И современное молодое поколение полностью поддерживает эту истину. Ну а чтобы было не только тепло, но и красиво, «Алапай» сшили из натуральной кожи и замши и отделали мехом диких животных. Шапка снабжена откидывающимся козырьком.

Верх выполнен из натуральной кожи,замши

• Мех: койот, лиса, енотовидная собака

• Размеры: 58, 60, 62, 64

 

       
   

 

 

Шапка "Умка"

 

А вы знаете, что «умка» в переводе с чукотского языка означает «белый медведь»? Наша молодежная шапка «Умка» его напоминает: такая же белая, красивая и любит холода. У нас, кстати, есть разновидность и почерневшей «Умки» – для тех, кто предпочитает потемнее. Для удобства шапку снабдили откидывающимся козырьком.

Верх выполнен из натуральной кожи,замши

• Мех: песец

• Цвет кожи: черный, белый

• Размер: универсальный

 

       
   
 

 

 

Шапка «Ермак»

 

Легкая и теплая шапка, словно сошедшая со страниц модных журналов конца XIX века. Именно тогда пошла мода на русский стиль, и в подобных головных уборах ходили не только российские дворянки, но и все передовые дамы Старого и Нового Света. В современном исполнении шапка «Ермак» оторочена мехом, с кожаным верхом и пристегивающимся хвостом или лапками.

 

• Верх: кожа

• Мех: арктическая лиса, лиса

• Размеры : 58, 60, 62, 64

 
 

Шапка «Зверобой»

 

Культовый головной убор трапперов – охотников Североамериканского континента. Охота на пушных зверей была особенно популярна в Северной Америке в начале ее освоения европейцами, так как мех был одним из основных предметов торговли. Из культуры трапперов до нас дошла эта легкая и стильная шапка с пристегивающимся хвостом. В современном варианте отлично подойдет как для прекрасных «охотниц», так и для настоящих «зверобоев».

• Размеры : 58, 60, 62, 64

• Мех: енот (Канада), лиса

 

 

Шапка «Север»

 

«Фишка» этой модели – слуховые отверстия с откидными клапанами. На случаи, если нужно будет уйти от всех в свой собственный мир и при желании – выйти из него. Это современное решение привычной ушанки придется по вкусу продвинутым искателям приключений.

 

Шапка регулируется по объему головы. Верх выполнен из натуральной кожи и замши.

• Размеры : 58, 60, 62, 64

• Мех: лиса, енотовидная собака, койот

Шлем “Зимний“

 

Классическая модель летного шлема Красной Армии конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века, проверенная во многих сражениях, улучшенная и практически не менявшаяся на протяжении многих лет. Особенность этой конструкции – согревает даже при очень низких температурах, фиксаторы позволяют закреплять «уши» в разных положениях, при желании можно создать «режим звукоизоляции». Шлем выполнен из натуральной кожи.

• Размеры S,M,L

• Цвет кожи: черный, коричневый

Шлем “Зимний“

 

В армии служили не только сильные духом мужчины, но и отважные девушки. Специально для них – модели красноармейского летного шлема более нежных цветов. Шлем выполнен из натуральной кожи.

• Размеры S,M,L

• Цвет кожи: черный, коричневый

 

 

stydopedia.ru

Головной убор шамана

17 Мая 2018, Четверг

Головной убор шамана shamanism.ru

Головной убор шамана

Головной убор шамана – неотъемлемый атрибут в шаманском одеянии. Представляет собой шапку  с жгутами или полосками кожи на передней части, закрывающей лицо шамана. Считается, что  тем самым шаман отгораживается от реальности среднего мира, служит так же дополнительной защитой от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Существует мнение, что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Жгуты на  головном уборе шамана  из кожи, ткани и  изображали шаманские "дороги" по мирам вселенной. Сама шапка расшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У бурятских шаманов  шаманов на шапке - майхабши  вышиты два глаза. Они символизируют глаза входящего в тело шамана онгона. Во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся  онгон уже начинает смотреть на этот свет с помощью глаз на шапке. На задней стороне шапки пришиваются длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Эти ленты из полосок ткани символизируют многоголовых змей, а используемые  цвета олицетворяют характерный пестрый окрас шкуры змеи. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны.

Прочитано 11473 раз Administrator

Administrator

Надеюсь вам понравился наш сайт и вы заглянете сюда не раз и приведете своих друзей. А мы постараемся к следующему вашему визиту подготовить новые интересные материалы и фото и новости и полезную информацию.

Последнее от Administrator

shamanism.ru


Смотрите также