filaretuos. Шапка сванов


Легендарные сванские шапки - svaneti

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.Зимой в ней тепло, а летом прохладно.Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял. Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия. Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.У свана должно быть 3 шапки:Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.Серая была для повседневного ношения.Белая надевалась на праздник.Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/pic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней. Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели. Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки. Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

svaneti.livejournal.com

Сванетия - Реалии нашей жизни

Сванетия, «Страна тишины и спокойствия», как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселивший сюда своих непокорных подданных. Сванетия — символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин, бешеных потоков.

В Верхнюю Сванетию можно попасть только  через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури.  В Верхней Сванетии говорят так: «Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога — та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога та, с которой путник может и не упасть».

Только в 1937 году, когда по ней была проложена автомобильная магистраль, сваны впервые увидели колесо, до этого весь груз перевозился здесь вьюком или на санях при помощи быков. 

Сегодня точно не известно, сколько сванов живёт в Грузии, по одним данным 14.000 человек, по другим 30.000 человек. Усванов есть свой безписьменный язык у которого ещё имеется 4 диолекта и несколько групп  наречий. Все сваны свободно владеют так же грузинским языком, хотя сванетский язык на грузинский так не похож, что грузины из других регионов его даже вообще не понимают.

Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни. Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками — сванским, грузинским и русским..

Все сванетские фамилии оканчиваются на =ани=. Например: Хергиани, Кипиани, Чаркивани, Головани, Иоселиани...

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий.  У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых — строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки — национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство — древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм — национальный вид спорта Сванетии.

Все сваны православные. Но есть у них и свои народные праздники, как например праздник Лампроба. Этот праздник отмечают в феврале за 10 недель до Пасхи и воспевают доблесть сванетского мужчины, юноши, мальчика перед врагами. Главный герой праздника, Св. мученик Георгий Победоносец. Основные мероприятия праздника связаны с поминовением предков, разжиганием костров, факельными шествиями и праздничной трапезой.

В день Лампроба в домах Сванетии зажигается столько факелов сколько мужчин в семье. А если в доме есть беременная женщина, то зажигается факел в честь ребёнка, которого она носит, ведь это может быть и мальчик! Факел готовится из цельного ствола дерева, верхушка которого расщепляется на несколько частей.

Шествие мужчин с горящими факелами направляется в сторону церкви с песнями на сванском языке. На церковном дворе складывается большой костер из факелов, там же накрываются столы. Всю ночь до появления первых лучей солнца сваны читают молитвы святому Георгию и поднимают тосты.

Сваны , в горах ощущают себя свободными и независимыми. По своей природе очень мужественны. Постоянные риск-факторы – обвалы, потоки брекчий, частые оползни, очень суровые холодные зимы и многие другие трудности, требуют от горцев большой выносливости, зоркости, проницательности, внимания и отваги.

Война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб. И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклаги в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял из себя крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня — не подожжешь.

Сванский жилой дом  называемый Мачуби, представлял собой высокое двухэтажное здание. Первый этаж использовался для жилья и под хлев для скота, на вотором этаже находился сеновал. Дом отапливался очагом-камином характерной для сванской архитектуры конструкции, здесь же готовилась пища. Как правило, дом был пристроен (приставлен) к 3-4 этажной сторожевой башне. Численность семьи колебалась от тридцати человек и выше, иногда достигая и ста. Такие крупные жилые комплексы сохранились до сегодняшнего дня. В общине Мулахи двор семьи Калдани окружен трехметровой крепостной стеной. Во дворе и по сей день стоят одна хорошо сохранившаяся и одна полуразвалившаяся башни. Там же находится церковь с уникальными иконами, крестами и святыми мощами.

Основная часть жилого дома свана – башня. Она представляет собой стоящее отдельно четырехстороннее (5х5м) квадратное, высокое сооружение. Башня – многогранная каменная вышка, напоминающая пирамиду, высота которой может достигать 25 метров. В башне четыре или пять этажей. В верхней части находится оконное пространство, внутренние размеры которого больше наружного проема, что способствует большему обзору местности и увеличивает её оборонительную способность. Башню строили на склоне, и обязательно ее ребро было направлено на этот склон. Ориентация башни, предназначенная для наблюдения за местностью, массивное полушарие в её основании, являются гарантией её устойчивости во время природных катаклизмов (обвалы, наводнения, снежные лавины и др).

В Сванети с древности была внедрена своеобразная демократическая форма правления: главу общины (теми) – Махвиши – выбирали на общем собрании. Участвовать в собрании имели право здравомыслящие лица обоих полов, достигшие 20 лет. Избранный Махвши выделялся своей мудростью, степенностью, справедливостью и душевной чистотой. Он был проповедником христианской религии и морали. В мирное время он являлся и судьей, а в военное – возглавлял рать (лашкари), т. е. был главнокомандующим. Во время набата (общий сбор) проводилось объединенное собрание общины – Съезд Хеви, где все вопросы решались большинством голосов. Рассматривались важнейшие проблемы Хеви, как внутренние, так и возникшие за его пределами. Обсуждались обострения отношений с соседями, готовность к предстоящим войнам, стратегия обороны, нужды крупных церквей, вопросы строительства (фортификационные сооружения, мосты, дороги) и участие во всем этом членов общины. Съезд занимался также и юридическими вопросами – утверждал нормы и формы наказаний. В юридической иерархии Съезд считался высшей инстанцией. Он ни перед кем не отчитывался. Его решения были окончательны и не подлежали обсуждению.

В Сванети плодородные земли были собственностью конкретных лиц, правами пользования лугами, полями и лесами обладали все члены общины. Кроме того, существовали т. н. иконный лес и земля, которые использовались для церковных нужд и религиозных праздников.

Каждое гражданское или уголовное дело рассматривалось местным судом, в состав которого входили судьи – медиаторы. В Сванети их называли “Морвали”. Обе стороны, ведущие тяжбу, выбирали судей из семейного клана, но могло быть задействовано и постороннее лицо. “Морвали” всех внимательно выслушивали. Процесс обсуждения, переговоры были долгими и могли затянуться на целые годы. Это длилось до тех пор, пока дело не доводилось до полной ясности и точности. Перед святой иконой давалась клятва быть честными и справедливыми. После клятвы уже никто не сомневался в объективности приговора, и “Морвали” принимали решение, которое в большинстве случаев было окончательным и не требовало пересмотра. Во время объявления приговора судья брал камень и глубоко погружал его в землю, что означало конец дела. Часто рассматриваемые дела заканчивались примирением. Суд был справедлив и пользовался всеобщим уважением. Если вина приступника была доказана, его изгоняли из своего общества, а дом могли предать огню. Иногда выносились смертные приговоры.

В последнюю неделю Большого поста начиналась т. н. Хориемма. Глава семьи молился, брал два железных бруска и ударами их друг о друга изгонял из дома темные силы (каджи), затем выходил во двор и для устрашения злых духов стрелял из ружья. Всем членам семьи на правые руки, скоту на рога, а также на соху хозяйка дома наматывала черные нити. Этот ритуал оберегал людей от сглаза, сохранял скот и орудия труда.Во время засухи женщины бросали кости в ближайшее озеро и, проводя дни и ночи в молитвах, просили у бога обильного дождя. В некоторых общинах мужчины выносили иконы Иисуса Христа и Девы Марии (Богоматери), обмывали их в реке и в песнопениях просили спасти землю от засухи. 

Национальная шапочка свана

Сванская женщина всегда делила с мужчиной все трудности и радости, постоянно была рядом – и во время пахоты, сева, и особенно во время сбора урожая. Поэтому в приданное невесте всегда давали серп, как символ сбора зерна.

Суровые природа и быт воспитали сванов трудолюбивыми, мужественными и выносливыми людьми. Поэтому на бирже труда в Грузии сван-рабочий и его труд оплачивались вдвойне.

Кухня Сванетии. На сванском столе можно видеть в первую очередь хачапури — лепешки с мясом или с сыром. Сулугуни — соленый сыр. Мясо. Баранина, телятина и свинина. На праздничном столе часто появляется маленький поросенок, запеченный целиком. Холодная закуска из курицы — сациви — с острой приправой. Сванская соль, перемешанная с перцем и ароматной толченой травкой. Изредка делают шурпу, то есть мясной бульон, остроперченый, иногда с картофелем. Почти каждый день едят мацони — кислое молоко, что-то вроде простокваши. Бывают на столе мед и орехи.  . Всей Грузии известна Сванетская соль, состоит из столовой соли, цицака (перец) и разнообразных ароматных трав. Блюда, приготовленные с этой солью, отличаются особым ароматом, остротой и необыкновенно вкусны. Сванскую соль употребляют также и отдельно.Все блюда Сванети приготовлены из местных натуральных продуктов, поэтому они очень ароматныи и экологически чисты.

А вот вина в национальной кухне  в Сванетии нет, а всё потому, что винаград в той частии Грузии не выживает, а потому вино завоздное с других регионов. Сваны традиционно пьют водку, фруктовую или медовую. Главный атрибут застолья – минеральная вода, добытая из многочисленных источников, которыми так богата земля Сванети.

Сваны долгое время сохраняли родовой строй. Совсем недавно здесь еще были живы родовые отношения в своей неприкосновенности. В один род входило около тридцати домов, только они назывались не домами, а «дымами» — дым, очаг, кладовая, хозяйство. В роду насчитывалось обычно двести-триста родичей. Поселение бывшего рода так и называлось «селение».

Три года на своём клочке земли свены сражались против Советской власти. Впервые Советская власть победила тут в 1921 году. Но малочисленной группе партийцев во главе с С.Навериани пришлось отступить под натиском контрреволюционных сил. Отряд Красной Армии, посланный на подавление контрреволюции, погибает вместе со своим командиром Прохоровым в теснине Ингури, где была устроена засада. Окончательная победа приходит в 1924 году, когда сваны расстреливают последних сванских князей Дадешкелиани, разрушают их замок в Мазери и восстанавливают Советскую власть по всей Верхней Сванетии. Центром ее становится революционный очаг —  местечко Местиа.

Только с 1917 года по 1924 год, до установления в Верхней Сванетии Советской власти, от кровной мести погибло здесь 600 мужчин. За семь лет — 600 мужей Сванетии, 600 пастухов, пахарей, отцов, братьев! Почти по сто человек в год уносила в это время кровная месть. А бывали в истории Сванетии годы, когда эти страшные цифры были еще больше.

Война, распри, кровная месть тяжелым бременем ложились на маленький гордый народ, были для него страшной бедой.   Очевидно, именно отсюда в Сванетии ведет свое начало обычай носить такой продолжительный траур. Ведь если в год погибало только от «лицври» около ста человек, имеющие очень широкое родство сваны просто никогда не снимали черной одежды, они не успевали окончить один траур, как начинался другой.

Носить национальный костюм уже не принято в Сванетии. Традиция умерла. Об этом можно только пожалеть. А ранее свана всегда можно было отличить по круглой войлочной шапочке.

На Кавказе сваны ни когда не были богатым народом, но всегда считались самыми гордыми и самыми гостеприимными людьми.Сваны уважают старших. Если в комнату входит человек, по возрасту старше присутствующих, все встают.

Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов. Самое сильное ругательство у сванов — слово «дурак.

.

filaretuos.livejournal.com

Сванские башни - Антропо-Логика и Некультурная антропология

Между прочим, у меня есть значок «Турист СССР», который получил в 12 лет в Местии. Кажется, вместе с арбузом. Тогда мы спустились с Твиберского перевала, и меня удивили две вещи. Сванские башни – что там внутри, как в них жили? И сванские дети, которые выбежали и уселись рядком на пригорке - светловолосые, но не русые, а какого-то желтоватого оттенка лохмы. Широкие, уплощенные лица с крупными чертами. Довольно симпатичные.

Я вдруг это вспомнил, увидев в клипе, как дети точно так же устроились рядком (это уже потомки тех мальчишек, и они кажутся менее массивными). Вероятно, традиционная проксемика. Японцы, американцы бы уселись по-другому.

Я купил там сванскую шапку, но это не помогло – тригонометрия лица совсем другая. Тогда ещё не понимал, что такое кавкасионцы, горный адаптивный тип и гармоничное формирование костяка. Надо сказать, что мужчины по Местии прохаживались другие – носатые, щуплые, черные. Средиземноморцы.

А вот как жили в сванской башне. «Этот довольно сложно устроенный дом прежде всего каменный: строился с таким расчетом, чтобы его невозможно было поджечь. Состоит он из трех этажей и башни. Стены дома и башни украшены снаружи рогами туров, их было на стенах великое множество. Пропали рога сравнительно недавно: в Грузии вошли в моду турьи рога, их стали выделывать в большом количестве для вина. И рогов на стенах сванских домов не стало. Зато остались турьи кости. Их никогда не выбрасывали, а складывали в башне. Убить тура из лука и даже из кремневого ружья дело нелегкое, поэтому кости тура — свидетельство ловкости и охотничьего искусства хозяина дома и его предков.

Средний этаж—мачуб—служил зимним помещением. Большая комната, скорее даже зал с одной узкой бойницей вместо окна. Тонкий луч света и в самый солнечный день не освещает помещения, тут всегда полумрак. Вдоль трех стен отгорожены помещения для скота. Смотрятся они как театральные ложи, из которых выглядывают не меломаны, а рогатые морды коров и быков. Каждая такая ложа обрамлена закругленным сверху окном с деревянной резьбой. Амбразуры эти соединены сплошной деревянной и тоже резной стеной. Бывает у этих лож и бельэтаж. Верхние амбразуры поменьше, и из них выглядывают овечьи морды, В сванском доме-крепости скот должен был всегда находиться при людях, чтобы в случае нападения враги не могли увести его со двора. Вдоль четвертой стены идет такая же резная перегородка, там помещены шкафы с полками для посуды и продуктов. Посередине зала горит костер. Никаких печей у сванов не было. Просто очаг, и над ним повешена во избежание пожара большая каменная, обычно из шифера, плита. Бревна, поддерживающие эту плиту, по концам украшены деревянной скульптурой в виде воловьих голов, реже лошадиных или турьих. Дым от огня выходит через окно-щель в верхнее помещение, а там через крышу. Возле очага установлена на треноге или иной подставке другая шиферная плита, поменьше. На ней пекли лепешки.»

«Зимой, перебираясь в нижний этаж дома, сваны размешаются в общей комнате со скотом, отгораживаясь от него невысокой перегородкой с частыми арочными просветами; вдоль перегородки устанавливаются ясли и, таким образом, животные свободно заглядывают в людские отделения. Комната верхнего этажа набивается на зиму запасами сена для скота; там же хранятся до весны сельскохозяйственные орудия, весь ненужный зимою скарб и припасы продуктов.»(Подробнее в mshwan1)

"Я потерял счет этажам, пока протискивался сквозь узкие лазы в межъярусных перекрытиях башни. Наконец закончились почти вертикальные деревянные лестницы, и я увидел над собой потолок этого древнего боевого сооружения, сложенного из массивных каменных глыб. Было холодно от камня и ветра, со свистом продувавшего верхнюю площадку через узкие окна-бойницы. В их прорезях с черными неровными краями, как в раме, белели на склоне горы такие же высотные дома-крепости. Они тянулись к небу, словно соревнуясь с вершинами-пятитысячниками, вознесшими свои белоснежные шапки на заднем плане этого экзотического полотна....В замкнутом мире каждого дома все приходилось делать самим — от ложки до мебели, и вся посуда, шкафы, скамьи, сундуки для одежды и лари для зерна и муки, круглые столы — пички и похожее на трон кресло старшего в семье — все это долгими зимними вечерами вырезалось из хорошо просушенного дерева, украшалось орнаментом и рисунками."via

Когда Сванетия осталась позади, и мы добрались до моря, наш кабардинский проводник очень преобразился. Он стал двигаться медленно и внушительно, а его изможденное лицо невероятно округлилось. - Надо же, как он поправился на курорте! Витамины! – Сказал я маме.- Да уж, конечно: это он просто опух от пьянства.

Ах вот для чего предназначалась чача хозяина Нижнего Приюта…

anthropology-ru.livejournal.com