Сакральный смысл одежды тувинцев. Шапка тувинская


Вязаная спицами шапка Tuva («Тува») от Дропс для девочки

Оригинальные вязаные спицами шапки для деток пользуются необычайной популярностью. Веселая и практичная шапка Tuva («Тува») для девочки, с помощью которой  Drops Design предлагают разнообразить детский гардероб.

вязаная спицами детская шапка

 

Возраст: 3/5 - 6/9 - 10/12 лет

52/53 - 54/55 - 55/56 см окруж.головы.

 44-46-49 см высота.

Рекомендуется в описании пряжа Karisma от Garnstudio – в составе: шерсть (в 100м/50г):

- по 50 гр пурпурно-серый (№ 64 grey purple)

- по 50 гр темнно-розового  (№40 light old pink )

Чулочн/спицы 4 и 4.5 мм.

 Плотность 20 пт x 26 рд лиц.глади = 10х10 см спицы 4.5 мм.

Полоски:

 * 6 кр.рядов темно-розовым( light old pink), 6 кр.рядов пурпурно-серым (grey purple) *, повторять *-*.

Убавлять:

убавить 2 птл перд меткой: начать, когда останется 3 пт перед меткой, снять 1 птл, 2 лиц.петл вместе, накинуть снятую пелю на ту, что провязали.

Вязание шапочки для девочки от 3 до 12 лет:

Наберем 72-80-88 пт на спицы 4 мм темно-розовой нитью ( light old pink).

Кр.ряд 1 и 2: лиц.петлями.

Кр.ряд 3 - 6: *  1лц.п, 1 из.п *, повтор *-*.

Сменить спицы на 4.5 мм и дальше продолжить лицев.гладью чередуя полоски.

Когда будет провязано 12 полосок, вставить 4 отметки по 18-20-22 пт между каждой.

Сделаем убавление в 1ом кр.ряду следующей полоски: убавить 2 пт перед каждой отметкой = за кргу.ряд убавили 8 пт.

Повторять убавения в каждой полоске в каждом 1ом кр.ряду (получается 1 убавление в каждом 6ом кр.ряду), пока не останется 8 петель, нить обрезать, при этом оставив длинный хвостик, с помощью которого нужно стянуть отверстие.

Сделайте 1 помпон диаметром 5 см вперемешку  нитями обеих цветов и 1 помпон темно розовой нитью. Пришить их к шапке.

Описание платья здесь.

  • < Назад
  • Вперёд >

You have no rights to post commentsУ вас нет прав для публикации комментариев. Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.

ladyknits.ru

Разработки уроков | Социальная сеть работников образования

               Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: Изготовление бумажного макета тувинской национальной шапки.

Задачи:

Учебные:

  • Познакомить учащихся с тувинским национальным головным убором-оваадай.
  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.  

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям тувинского народа.

Развивающие:

            Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

  • Развивать навыки работы художественными материалами и конструирования.

Планируемые результаты:

             Личностные результаты

  • -Формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям
  • - Развитие коммуникативных качеств у учащихся в процессе практической деятельности

 Метапредметные результаты

  • - Умение определять цели и задачи урока
  • - Умение сотворить со сверстниками и учителем
  • -Умение оценивать результат- художественный ответ на поставленную задачу

Предметные результаты

  • - Знание образного языка декоративно-прикладного искусства
  • - Приобретение опыта выполнения декоративной работы

 Универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД:
  • - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • Коммуникативные УУД:
  • - овладеть умением вести диалог;
  • - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
  •  работы  под руководством учителя;
  • Регулятивные УУД:
  • - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
  • - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
  • - уметь организовать место занятий.

Методы: словесные – рассказ, беседа

                 наглядные – демонстрация презентации, плакаты с этапами изготовления шапки, орнаментами.

                 практические – создание по шаблону макета тувинской национальной шапки – оваадай.

                 

Методические приёмы: репродуктивные – фронтальная беседа

 творческие – создание шапки-оваадай        

исследовательские – справки об истории тувинской национальной одежды

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная и групповая

Межпредметные связи: история, литература

Развиваемые понятия: тувинский национальный  костюм, шапка-оваадай, орнамент                

Тип: углубление ЗУН

Техника: смешанная (краски, гуашь, аппликация, конструирование).

Материалы и инструменты: кисти, краски, гуашь, трафареты, шаблоны, баночки  для воды.

Оборудование: музыкальное оформление, диск.

Зрительный ряд: презентация «Тувинский национальный костюм», репродукции с тувинскими пейзажами, плакат с полосами орнамента.

                                              План урока

  1. Орг. момент.                                                                             – 1,5мин.
  2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)    - 5 мин.
  3. Тема и цель урока                                                                   - 2.5 мин.
  4. Мотивация                                                                                - 3 мин.
  5. Изучение нового материала (презентация костюмов)     - 8 мин.
  6. Обобщение (фронтальная беседа)                                        - 3 мин.
  7. Закрепление (практическая работа)                                   - 17 мин.
  8. Итог                                                                                            - 3 мин.

9.Рефлексия                                                                                 - 2 мин.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо…

Вижу, класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.

  1. Актуализация опорных знаний

 Демонстрация слайда.

-Что вы видите ребята?

-Да, схемы? А по этой схеме, что можно соорудить?

-Да, это шапка, не простая, а тувинская национальная островерхая шапка –оваадай.

-Теперь вы наверно догадались, что мы будем делать на уроке?

-ДА, конструировать и оформлять тувинскую шапку

На каждой парте находятся шаблоны кройки тувинской шапки. С помощью шаблонов на альбомном листе прочерчиваем крой шапки,  и по этим линиям вырезаем материал шапки. Затем с помощью другого шаблона отмечаем места процарапывания, чтоб бумага легко сминалась. Загнув переднюю часть и склеив заднюю часть, мы изготовим островерхую шапку – оваадай, от остатков бумаги  вырезаем две ленточки «маак» , которые будут свисать с задней части шапки и на ленточки сверху располагаем  еще один декоративный элемент сферической формы. Но прежде чем сконструировать шапку и склеить, мы украсим шапку, распишем красками и  сверху можем еще украсить различными материалами (шелк, бусы, блестки и д.п.).

  1. Тема и цель урока.

Тема нашего урока: «Изготовление бумажного макета тувинской национальной шапки».

 Цель:

- продолжить знакомство учащихся с особенностями  тувинской национальной одежды, сформировать понимание связи представлений  людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания и конструирования художественного образа в декоративно – прикладном искусстве, приобретение  навыков конструирования и декоративного оформления тувинской шапки.

  1. Мотивация:

- А почему мы создаем и изучаем тувинскую национальную шапку?

(…)

- Современные дизайнеры костюмов находят новые идеи в народных                      

  традициях. Известные модельеры  использовали в своих коллекциях элементы народного костюма, в современной  одежде мы  можем найти отголосок прошлого, чтоб иметь представление о шапке «оваадай»

V. Изучение нового материала

- Послушайте что пишут исследователи тувинской национальной одежды  о тувинской шапке:

(читает ученик) , головные уборы они изготовляли сами, чем собственно и объясняется простота их пошива. На верхушке шапки вместо драгоценных камней пришивался называемый в просторечии олчей удазыны — «узел счастья» или «узел бесконечности», один из сакральных знаков буддизма.

Общий вид шапки, которую должны были носить тувинцы (как и все подданные Цинской империи), являлся конусообразным. По нашему мнению это является символом священной горы для буддистов — Сумеру (тув. — Сумбер-Уула) — царя гор. В буддийском представлении она состояла из разных драгоценностей, в том числе рубина, жемчуга, золота и т.д. На верхушку указанной шапки также водружались различные драгоценные или полудрагоценные камни, отражавшие тот или иной княжеский или чиновничий ранг. Поля вокруг шапки могли символизировать железную ограду вокруг горы, а две красные ленты на ее задней части — победные стяги. Павлиньи перья для буддистов также имеют символику защиты. На внутренней части указанной шапки также отражены буддийские символы, означающие символы счастья — олчей удазыны.

Летними у тувинцев были также шапочки, наподобие тюбетеек, называемые тувинцами довурзак борт — «округлая шапка». Данный вид головного убора, как и калбак борт, был зафиксирован еще с древнетюркского времени.

Зимняя шапка представляла собой традиционную калбак борт, которую шили из овчины, покрывая ее верхнюю часть бязью или далембой. Следует сказать, что такую шапку тувинцы могли видоизменить — пришить на ее верхушке «узел счастья», а также две красные ленты маак. «Узел счастья» и ленты обязательно должны были быть из красной материи. Если в культуре китайцев красный цвет означал благополучие и процветание, то у тувинцев он носил приглушенный, тайный характер, поскольку ассоциировался с цветом крови, в частности, с —кижинин кызыл тыны — «с красным дыханием человека», т.е. жизнью. Из-за его сакральности, связанной с цветом крови, у тувинцев он имел интимный характер, поэтому не должен был «громко говорить о себе». Именно по этой причине на священных местах, где тувинцы обычно привязывали ритуальные ленточки разных цветов, красные нити вешать было нельзя. Однако в деталях одежды, как защитный знак, он имел основное значение. Объединенный с сакральными буддийскими знаками, а также с китайскими представлениями, красный цвет для носителя шапки приобретал, таким образом, очень глубокое содержание.

Взрослые мужчины калбак борт носили также из рысьей или лисьей шкуры. Детям же носить шапки из шкур хищников запрещалось, обычно их изготовляли из ягнячьих или заячьих шкурок. Лисья, например, считалась изиг кеш — «горячей шкурой», которая могла навредить зрению ребенка. Учитывалось, естественно, и то, что лиса хищное и хитрое животное. Таким образом, не только отдельные знаки, но и материал из которого готовилась шапка, имели значение тайного порядка.

Что касается символики шапки в традиционном представлении, то значимость начиналась уже с того, что ее носили на высшей точке человеческого тела — голове. Она являлась вместилищем главного фактора человеческого существования — ума, стало быть — разума. По этой причине голова, особенно у детей и мужчин, для тувинцев являлась своего рода табуированным объектом — детям нельзя было давать даже подзатыльники, не говоря уже о более сильных ударах. До мужской же головы чужой человек не мог даже дотронуться. Таким образом, голова, а также связанная с ней шапка — это особые объекты, требующие к себе определенного отношения. С шапкой, как своего рода хранительницей или объектом, связанным с разумом и мыслями человека, более того — его благополучием и жизнью, надо было обращаться осмотрительно. Так, головной убор нельзя было класть на низкое место. Небрежное обращение с ним, по представлениям тувинцев, могло плохо отразиться на его хозяине.

   Существовали и другие представления, связанные с шапкой. Так, при высоком отношении к своей чужую шапку не только носить, но даже и примерять было нельзя. Чужая считалась куду аастыг эт — «вещью, у которой горловина (открытая часть, буквально: рот) направлена вниз». Полагали, что, надев чужую шапку, можно «прихватить» негативное ее хозяина. О воровстве чужой шапки не могло быть не только речи, но и мыслей.

- На прошлом уроке мы познакомились с основными частями тувинских народных костюмов.  А сейчас вашему вниманию мы представляем презентацию тувинской национальной шапки.

Презентация тувинской национальной шапки.

  1. Обобщение

- Самый верх островерхой шапки  оформлял «узел счастья», с верха ниспадала гора «Сумбер-Уула», а по ней стекали горные ручейки.

- Какими цветами можно оформить каждую отдельную часть шапки?

- шишечку «узел счастья» - красным или желтым

- гора «Сумбер-Уула» - синий

- ручейки – голубой или белый

-А можно еще по другому оформить шапку?

- Да

- Чем и как мы будем украшать, и оформлять нашу шапку?

-  Конечно, красками.

- А что нам в этом поможет? Отгадайте загадку:

“Умная Аяшка в серой манишкеВ радужное море окунетсяГде пройдет коснется, там след остается”./краски и кисти/.

VII. Закрепление (практическая работа)

  1. С помощью шаблонов отмечаем и прочерчиваем контур шапки
  2.  другим шаблоном отмечаем и  делаем надрез на бумаге, чтоб легче было сгибать бумагу по надрезу
  3. оформляем и раскрашиваем шапку
  4. только после этого склеиваем
  5.  склеиваем сзади ленточки  
  6. сверху клеим элемент сферической формы.
  7. раскрашиваем ленточки в красный цвет
  8. элемент сферической формы в любой приглушенный цвет.  

Приступаем к работе.

(Звучит музыка с народными напевами).

Рефлексия:

Доволен ли я своей работой…

Что я узнал и приобрел…

Мне понравилось…

Не понравилось…

Спасибо ребята, вы хорошо поработали, мне понравились ваши работы.

Домашнее задание:

Найти и записать в тетради тувинские пословицы, поговорки об одежде.

nsportal.ru

Тува · Регионы · Туроператор «Саянское Кольцо»

Традиции и кухня

Несмотря на то, что территория Тувы на протяжении веков постоянно переходила под влияние разных империй, тувинский народ сумел, впитывая влияние внешних культур, сохранить свою самобытность, традиции и обычаи вплоть до нашего времени.

Традиции, без которых невозможно представить себе Туву - это горловое пение «хоомей», завоевавшее большую популярность во всем мире, национальная борьба «Хуреш», и резьба по камню, для которой используется уникальный по своим свойствам камень агальматолит. Многое рассказать о традициях и истории народа могут также его национальный костюм и традиционная кухня.

Тувинский национальный костюм сформировался в первую очередь под влиянием кочевого быта. Костюм непременно должен был быть удобным для верховой езды, прочным и, конечно, красивым.

В одежде тувинцев запечатлены традиции многих азиатских народов, как и в самом облике народа - черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев. В XVII веке в Туве утвердился буддизм, и одежда стала также отражать символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс - кур, головной убор - борт, безрукавка - кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка - хурме, брюки - чувур, сапоги - идик, носки - ук, наколенники - дешки, муфта - чулдургууш, поясные подвески - дерги и украшения - каасталга.

Одежду шили сами из покупных тканей, а также из шкур зверей, добытых на охоте, и домашних животных. У русских купцов покупали дешевые ткани: бязь, одноцветный ситец, миткаль. Китайские купцы привозили бязь, далембу и шелк. Конечно, шелковые ткани могли себе позволить немногие - феодально-чиновничья знать, крупное ламское духовенство.

С распространением хлопчатобумажных тканей стали носить рубахи, кофты, штаны. Эта одежда служила также и бельем. Мужские и женские штаны, а иногда и рубахи в бедных семьях шили из выделанной наподобие замши шкуры козы, косули или марала. Зимой носили меховые штаны. Околыши теплых шапок отделывали мерлушкой, иногда - мехом рыси, лисицы, соболя, выдры. Летние шапки шили из стеганной на овечьей шерсти материи, они имели коническую или округлую тулью и высокий околыш из меха или ткани. Тульи богатых шапок шили из красного, вишневого, синего или черного шелка (иногда еще и расшивали шелком), а околыш - из бархата или плиса, сзади к нему пришивали две широкие шелковые ленты, спускавшиеся на спину. У простых тувинцев шапки были из бязи или ситца тех же цветов, а к макушке пришивалась кисть из ниток.

Тувинцы-охотники носили короткополую шубу из шкуры косули или овчины, а от дождя и мокрого снега их предохраняла короткая распашная доха, мехом наружу, из шкуры оленя или косули. Шапку делали из шкурки, снятой с головы косули, лося или оленя.

Детский костюм, костюмы девиц и юношей, свадебный костюм, костюм замужней женщины, мужской костюм и костюмы пожилых людей отличались целой системой символов и цветов.

Сегодня национальную одежду можно увидеть в основном на шаманах и артистах: так, популярные во всем мире тувинские горловики надевают на концерты сшитые вручную по старинным правилам костюмы. В постановке Тувинского государственного музыкально-драматического театра «Король Лир» шекспировские герои одеты в костюмы с национальными тувинскими элементами.

Национальные костюмы не стали в Туве экзотикой, они есть у каждого. Во многих семьях по-прежнему одежда передается от отца к сыну или специально шьется родителями для повзрослевших детей. В праздничных тонах щеголяют на свадьбах, на празднике скотоводов Наадыме, на Шагаа - встрече тувинского Нового года. А на гербе республики в пятилепестковом обрамлении - стилизованном древнебуддийском знаке вечности - скачет навстречу золотым солнечным лучам всадник-арат в национальном тоне.

В музее можно увидеть одежду, а в сувенирных лавках купить халат, шапку, сапоги.

Еще одной «осью», вокруг вращается жизнь тувинцев, является их национальное жилище - юрта. В большинстве районов она называется древним тюркским словом «уг». Стены юрты образует деревянный каркас из 6 (или больше) звеньев складной решетки, установленных вертикально по кругу. Крыша - куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, служащий одновременно и дымовым отверстием. Летом, например, стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что лучше предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают больше, стены становятся ниже, а крыша - более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветрах. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски - входом на восток, но в южных районах - по монгольскому обычаю - на юг. Юрта покрывается семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывается веревками. Земляной пол застилался войлоком, шкурами, а в настоящее время - досками. В центре юрты на земле находится очаг с железным таганом на трехножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской - здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона - мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо против входа, за очагом, находится почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин.

Конечно, юрта, ее мебель и утварь всегда различались в зависимости от достатка владельца. Юрта богача была больше, деревянные части ее покрашены. На полу расстилали орнаментированный прочный белый войлок и войлочные ковры с аппликациями, на кроватях, кроме войлоков, лежали меховые одеяла, красивые кожаные или матерчатые подушки-валики. На кухонных полках стояла металлическая и фарфоровая (китайского и русского производства) посуда.

Бедняцкие юрты покрывали коричневым или серым войлоком, служившим до полного износа. Деревянная утварь была бедная и самодельная, на земляном полу вместо войлока лежали куски бересты. Однако и такая юрта была доступна не каждому: многие жили в маленьких конических шалашах-чумах, покрытых ветхим войлоком. Основу таких шалашей составляли палки, связанные вверху в пучок или вставленные в деревянный дымовой круг (хараача), а внизу расставленные по кругу. Называлось такое жилище "боодей".

Если вам случится быть в гостях у тувинской семьи, то имейте в виду, что у них детям в качестве подарка принято дарить сладости. Это могут быть мармелад, печенье, а также самые обычные карамельки. Взрослым лучше преподнести что-то полезное, например, фонарик или хорошую зажигалку. Очень важно уметь оказывать внимание старшим - пропускать их вперед, не называть по имени, соблюдать субординацию.

Умение петь в компании очень ценится у тувинцев. В своих песнях они любовно воспевают «великие горы» - Саяны и Алтай, «великие реки» - Енисей и Иртыш, а также степи и долины. Эти образы ассоциируются с разными аспектами тувинской жизни: с кочевьями, с воспоминаниями об охоте, с мыслью о любимом и верном друге - коне, постоянном спутнике, называемом в песнях множеством ласковых имен. Поэтому оказавшись в шумной компании, будьте готовы к тому, что вас попросят спеть песню. Не надо иметь особые вокальные данные, главное - спеть от души.

И конечно же в любой тувинской семье вас всегда угостят национальными блюдами.

Основная еда тувинцев, как у всех кочевников - мясо и молоко. Самым почитаемым продуктом считается молоко - сут. Тувинцы уважительно называют его «ак чем» - «белая пища». Это еще и священная пища. Тувинцы верят, что оно может отпугнуть нечистую силу, помочь в осуществлении важных дел. Во время празднеств, свадеб, встречая или провожая гостей, хозяйка первым делом подносит молоко или молочный чай, а для получения благословения у духов неба и земли разбрызгивает молоко тос-караком - ложкой-девятиглазкой.

Хозяйка молится, чтобы жизнь ее семьи и гостей была светлой, как белое молоко, чтобы духи неба и земли способствовали удачному разрешению дел, чтобы долгий путь оказался беспрепятственным.

Приготовление большинства молочных блюд - творога, простокваши, сметаны, сыра, масла - у тувинцев не отличается от рецептов других народов. В числе наиболее известных блюд на основе молока тувинский чай - шай, кумыс (напиток из кобыльего молока), хойтпак (простокваша) ааржы (творог), и, конечно, арака (молочная водка).

Мясо - основная еда тувинцев. Благодаря тому, что на территории Тувы расположены практические все возможные климатические зоны, тувинцы имеют возможность употреблять в повседневной жизни как верблюжатину, так и мясо яка, оленину, говядину, козлятину, конину, однако деликатесом считается мясо молодого барашка. Ни одно богатое застолье не мыслимо без «изиг хана» - традиционного набора блюд, приготовленных из свежего мяса и потрохов барана. Легендарные богатыри тувинских сказаний съедали целого барана целиком, выплевывая только крупные кости. Сейчас, конечно, мало кто повторит подвиг сказочных героев, но правила разделывания скота, дошедшие из глубины веков, строго соблюдаются.

Тувинскую кухню невозможно представить себе без таких блюд из баранины, как согажа (готовится из печени), кровяная колбаса - хан, бульон кара мюн и др. Тувинцы употребляли в пищу также и мучные изделия из пшеницы и ячменя, например, далган (из обжаренного ячменя), тараа (из проса) боорзак (из пшеничной муки). Особой популярностью пользуются блюда, представляющие собой сочетание мяса и муки. Это суп с мясом и лапшой (узкен быдаа), пельмени паровые (боозы) и обычные (манчы), беляши (хуужууры), фарш с тестом (тырткан) и т.д.

Особыми яствами тувинские столы уставлены во время двух главных тувинских праздников: Шага и Наадым (Наадам).

Шагаа - это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января-февраль). Дату праздника определяют ламы.

Новый год начинается не полночь, а на рассвете Солнца. За несколько дней до него тувинцы наводят порядок в своих поселках и жилищах, выбрасывают старый хлам. Также в предновогодний период нельзя совершать неблаговидные поступки.

После встречи по всей Туве устраиваются праздничные гульянья, устраиваются состязания, например соревнования едоков, в храмах проводятся праздничные молебны.

Но самый известный тувинский праздник - это национальный праздник животноводов Наадым. Каждый август в одном из кожуунов Тувы в степях разбивется множество юрт, со всех районов съезжаются участники и гости. В 2008 году на празднике побывало около 15 000 гостей, среди них около 150 иностранных - в основном, представителей Монголии. Во время праздника проводятся соревнования по борьбе «Хуреш» с участие сильнейших борцов, скачки на конях и верблюдах, а также соревнования по стрельбе из лука.

Желающим увидеть весь калейдоскоп тувинской культуры лучше приехать именно в этот праздник.

Туры, предлагаемые компанией «Саянское кольцо», включают возможность попробовать настоящие блюда тувинской кухни, приготовленные специально для гостей. Больше всего возможностей познакомиться с местными кулинарными традициями дает Наадым - тувинский национальный праздник животноводов, который ежегодно проводится в августе.

www.sayanring.ru

В Доме народного творчества прошла выставка-ярмарка национальной одежды » Tuva.Asia

В Доме народного творчества прошла выставка-ярмарка национальной одеждыВ преддверии Нового года по восточному календарю, который наступит 9 февраля, в Доме народного творчества имени Сергея Пюрбю прошла выставка-ярмарка национальной одежды.Организаторы — Центр народного творчества и досуга и Союз дизайнеров Тувы — решили заблаговременно пригласить профессиональных и непрофессиональных изготовителей национальной одежды на два дня, 2 и 3 февраля, в Дом народного творчества для продажи своей продукции. Ведь впереди — праздник Шагаа, и чтобы горожане не бегали по магазинам в поисках национальной одежды, организовали выставку-продажу в одном месте.В ней приняли участие и кызылские, и районные мастера. Свою продукцию представила жительница столицы Полина Монгуш. Ее «конек» — вязаные вещи: платья с национальными узорами, тувинские мужские шапки различных фасонов. Все привыкли к мужским головным уборам из меха, ткани. А тут — вязаные, стилизованные. Необычно.Чавага изготавливает Чечек Калзан, их цена — от 300 до 800 рублей. Свою продукцию сдает в магазин «Шевер».

Швеи ателье «Эврика» привезли из Шагонара женскую верхнюю одежду в национальном стиле. Еще одна участница из Шагонара — индивидуальный предприниматель Наталья Дембирел. Ей помогают шить взрослые дочери.

Стилизованные платья и у Любови Куулар из Чадана. Анжелика Седен-оол из Овюра привезла разнообразную одежду, в том числе мужские тоны из натурального и искусственного меха, взрослые и детские безрукавки. В ее швейном цехе, кроме ее самой, работают еще четыре швеи. Национальную одежду шьют в ателье «Шончалай», ее можно приобрести на Чульдума, 44. Мастер Валентина Салчак шьет мужские головные уборы из норки, соболя. Ее продукцию можно купить в кабинете 112 департамента по социальной политике мэрии города.

Многие спрашивали у продавцов, есть ли у них содак-шудак — костюм хурешиста. Как оказалось, никто из данных мастеров не занимается пошивом этого национального спортивного изделия. Многих девушек заинтересовала стильная меховая куртка из лисы, сшитая пенсионеркой Антониной Баржай. Мех добыл сын-чабан.Помимо верхней одежды и головных уборов, была представлена сувенирная продукция. Тамара Ондар из Шамбалыга привезла продукцию детского творческого объединения «Угулза». Ребята изготавливают разнообразные вещи: тувинские национальные седла, парадные и повседневные уздечки, фигурки животных. На выставку были привезены плетки-обереги. Их прикрепляют над входной дверью юрты, квартиры, в кошаре. Автолюбители подвешивают их в машине. Оберег делают из натуральной кожи и веточек таволги. Перед тем, как повесить оберег, его надо окурить артышем.Фотограф Артыш Седип открыл линию сувенирной продукции, он делает надписи на кружках по линии родства: «дедушке», «бабушке» и т.д. Специально к Шагаа появились кружки с изображением 12 скульптур животных, установленных у обелиска «Центр Азии».

Председатель Союза дизай­неров Тувы Елена Ондар сказала, что интерес к национальной одежде только возрастает. Поступают предложения на пошив стилизованных национальных костюмов, пиджаков от самого высокого начальства. Это очень ответственно, и заказы руководства будут выполнять только профессионалы.

www.tuva.asia

Традиции, верования и обычаи тувинцев

Во время Великой Отечественной войны фашисты называли представителей этого народа "чёрной Смертью" - за то, что те ни разу не дрогнули перед противником, даже если он намного превосходил их по численности, в самом кровопролитном бою стояли насмерть и пленных не брали. Один немецкий офицер потом говорил на допросе, что его солдаты восприняли "этих варваров" как полчища Аттилы и потеряли под их натиском всякую боеспособность, напуганные бесстрашными воинами в национальных одеждах с шаманскими амулетами, которые мчались в атаку на низкорослых мохнатых лошадях.

Сами себя представители этого этноса называют тыва, а в старину были также известны как сойоны, урянхайцы или танну-тувинцы.

Тувинцы или "тубинцы", как их ещё называют в некоторых источниках, поскольку они живут на реке Тубе (приток Енисея), упоминаются уже в китайских летописных хрониках. В летописи Танской династии, в частности, говорится про "лыжных тупо", которые покрывают дома берёзовой корой, одеваются в соболье и оленье платье, а кто победнее – в птичьи перья, ездят по льду на "деревянных лошадях" и подпирают досками ноги: "Если на кривое дерево (палку) упереть подмышку, то внезапно с силою устремляются на 100 шагов".

Считается, что предки современных тувинцев, тюркоязычные племена Центральной Азии, пришли на территорию современной Тувы не позднее первого тысячелетия и смешались там с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.

Окончательно тувинский этнос сформировался в конце XVIII – начале XIX веков, когда все нетюркские жители Восточной Тувы были полностью тюркинизированы и попали под власть маньчжурской династии Цин. В 1914 Тува под названием Урянхайский край была принята под протекторат России. В 1921 году появилась Народная Республика Танну-Тува, а с 1926 она стала независимой Тувинской Народной Республикой, которая вошла в состав Российской Федерации как автономная область только в 1944 году, в 1961 преобразована в Тувинскую АССР, с 1991-го года известна как Республика Тува, а с 1993 – как Республика Тыва.

Верования

тувинцыТувинцы считаются единственным в мире тюркоязычным народом, который исповедует буддизм. При этом их традиционная религия - шаманизм.

Тувинцы до сих пор особо почитают семейный очаг и "кормят" огонь, а кроме того, поклоняются кустарникам и деревьям, особенно лиственнице. Например, духи неправильно сросшихся деревьев у них считаются духами-покровителями одиноких странников или духами-опорами шаманов.

Духам-хозяевам отдельных мест тувинцы приносят в жертву ленточку из материи - "чалама".

Особым почитанием у тувинцев всегда пользовались духи-хозяева целебных источников "аржаанов", а священные родовые горы тувинцы называют своими старшими родственниками. Тувинцы верили, что духи одаривают человека дичью только если он проявляет к ним должное уважение и поэтому, например, не позволяли себе справлять естественную нужду возле водоёма.

Традиции

тувинцыВ старину всё добытое на охоте члены рода делили поровну безотносительно, кто сколько дичи принёс. Точно так же жители одного поселения делили мясо домашних животных. Если кто-то забивал корову, то по древнему обычаю каждый житель села должен был получить хотя бы по кусочку колбасы.

Ещё один обычай называется "хап дүптээр". Его суть в том, что мешок, в котором родственники или соседи приносят гостинцы, нельзя возвращать пустым. В него обязательно клали хотя бы кусочек сыра или лепёшки.

Любого человека, который случайно проходил или проезжал мимо аала или юрты, тувинцы непременно приглашали к себе в жилище, чтоб поднести ему в знак гостеприимства "аяк"  - пиалу горячего чая с молоком.

Самой большой драгоценностью у тувинцев считаются дети. Тувинцы их не целуют, а нюхают, считая именно такое проявление ласки наивысшим проявлением свои нежных чувств.

Если маленького ребёнка нужно было вынести из дома, его лоб обмазывали сажей, а к одежде пришивали когти медведя или орла. Кроме того, у тувинцев бытовал обычай давать ребёнку несколько имён, в том числе неблагозвучных, чтобы злым духам было труднее украсть его душу.

Быт

Уклад западных и восточных тувинцев издревле различался. Западные тувинцы до середины прошлого века занимались в основном кочевым скотоводством и охотой. При этом у них были очень развиты ремёсла. В начале XX века в Туве, в частности, насчитывалось до полутысячи кузнецов-ювелиров, которые работали на заказ.

тувинцыВосточные тувинцы кочевали в горной тайге Восточных Саян и занимались охотой и оленеводством. Кроме того, восточные тувинцы преуспели в собирательстве. Они, например, заготавливали по сто и более килограммов луковиц сараны и кедровых орехов на семью. И ещё славились своим умением выделывать шкуры и обрабатывать бересту.

Западные тувинцы жили в юртах из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками или в чумах, покрытых войлочными полстями. Восточные тувинцы-оленеводы предпочитали чумы из наклонно поставленных шестов, которые в тёплое время года крыли берестой, а зимой – лосиными шкурами.

Традиционная одежда тувинцев изготавливалась в основном из шкур и войлока.

Тувинский халат отличался ступенчатым вырезом в верхней части левой полы и длинными рукавами. Зимой тувинцы носили длиннополые шубы со стоячим воротником. В торжественных случаях они наряжались в шубы из шкур ягнят, подбитых яркой шёлковой тканью или в халаты, полы, ворот и обшлага которых были обшиты полосками разноцветной ткани, а швы на воротнике образовывали причудливые узоры.

Наиболее характерный для тувинцев головной убор - овчинная куполообразная шапка с наушниками, которые завязываются на затылке, и назатыльником, прикрывающим шею. Кроме того, тувинцы нередко носили войлочные капюшоны, а также шапки из рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла с красными лентами.

тувинцы

Обувью тувинцам служили кожаные сапоги с многослойной войлочной подошвой и загнутым заострённым мыском. Зимой в сапог вправлялись войлочные чулки с орнаментальной вышивкой.

Восточные тувинцы-оленеводы летом носили одежду из оленьих шкур или косульей ровдуги. Иногда она выкраивалась из цельной оленьей шкуры, которая перекидывались через голову и обёртывалась вокруг туловища. 

Головные уборы восточные тувинцы шили себе из шкур с голов диких животных, а также из утиной кожи и перьев. Осенью и зимой они обувались в унты мехом наружу и опоясывались ремнём из кожи косули с копытцами на кончиках.

В качестве нижней одежды тувинцы использовали рубашку и короткие штаны-натазники, которые они иногда шили из ткани, но чаще из шкур.

У тувинцев косы носили как мужчины, так и женщины. Разница лишь в том, что мужчины брили переднюю часть головы. Поэтому этот народ всегда высоко ценил накосные украшения в виде пластин с гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями.

Национальная кухня

Традиционная тувинская кухня – это разнообразные мясные и молочные продукты, в том числе сыры и кисломолочные напитки: у западных тувинцев – кумыс, у восточных – оленье молоко.

Из всех видов мяса тувинцы предпочитают баранину и конину. Самое известное блюдо - кровяная колбаса "изиг-хан", что означает "горячая кровь". Традиционные лепёшки называются "далган", а мучне шарики – "боорзаки".

тувинцы

И конечно, тувинцы – знатные чаёвники, только чай они пьют подсоленным и обязательно с молоком.  

Культура

Тувинцы славятся на весь мир своим горловым пением и национальной борьбой хуреш. Среди тувинских борцов хуреша есть спортсмены, которые также становились чемпионами мира по борьбе сумо.

Некоторые историки считают, что состязания по хурешу проводились за тысячу лет до Олимпийских игр. Победитель в хуреше по традиции изображает полёт орла. Иногда ему в ладонь кладут кусочек сыра, чтобы он сперва отведал этого угощения сам, а потом разбросал остатки в разные стороны, как бы подкармливая духов гор. 

тувинцы

Самые зрелищные состязания проходят во время главного тувинского праздника – Наадыма в середине августа. Этот праздник животноводов имеет тысячелетнюю историю и начинался как жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода. В советское время он был запрещён и возобновился только в 1993 году, а с 2007 года кожууны (муниципалитеты) Республики Тыва ежегодно состязаются за право принимать его у себя.   

nazaccent.ru

Тувинский этикет - это практично » Tuva.Asia

Тувинский этикет - это практичноОказывается, у Земли есть глаза и рот, и любой мусор, выброшенный на нее, это как плевок в лицо матери. Такие позитивные убеждения студенты ТГУ и колледжа искусств вынесли с тренинга «Национальный этикет тувинцев», прошедшего 9 февраля. Тренинг, приуроченный к Дню Науки, провели на кафедре психологии и педагогики Тувинского госуниверситета. Ведущая - Татьяна Ондар, преподаватель той же кафедры, вложила все силы в то, чтобы ученики надолго запомнили постулаты древних тувинских обычаев.Уже на в ходе в аудиторию студентов ждал своеобразный тест - умеете ли вы правильно здороваться по - тувински. Оказалось, что почти половина студентов не смогла правильно совершить даже такой простой обряд - кто подал одну руку вместо двух, кто попытался закинуть их сверху, как будто он старше приветствующего, а кто и вовсе растерялся на входе, не зная, что делать. С порога уже было понятно - ребят ждет не скучная лекция, а энергичный тренинг, в котором им придется активно участвовать. Ведущая Татьяна Ондар сумела передать полтора часа Восточной мудрости в стремительном Западном темпе.

Утилитарный тувинский этикет

Любые знания усваиваются на лету, когда преподаватель говорит со студентом на «одном языке», не давая заскучать. Все, что рассказывает, - подтвердит примером из жизни, а вперемешку с изречениями мудрейших предков может посоветовать посмотреть знаменитый «7 лет в Тибете» с Брэдом Питтом. Все новое - хорошо забытое старое. В этом убедились присутствовавшие на тренинге студенты, для которых было новостью то, что даже тувинское рукопожатие - это важный ритуал.Тувинский этикет - это практичноОказывается, многие составляющие тувинского этикета очень полезны для жизни общества. Например, уважающему себя тувинцу запрещено мусорить и плевать на землю, а во время празднования Шагаа (это целый месяц) нельзя пить даже пиво. Да и вообще, если верить нормам тувинского этикета, традиционное отношение к алкоголю здесь было совсем иным: до 40 лет - тувинец не должен был выпить ни капли водки, в 40 лет только пробует, в 50 - не больше стопки за раз, и только в 60 лет он мог позволить себе выпить полную пиалу. Похоже, если бы нормы тувинского этикета соблюдались повсеместно, то мы бы решили многие проблемы нашего общества.Шаманский протекционизмТувинский этикет - это практичноПсихолог Татьяна Ондар очень уважает и гордится культурой тувинского шаманизма. Это неотделимая частичка местной самобытности. «Ведь иностранцы регулярно приезжают к нам, хоть нет в Туве пятизвездочных отелей с системой «все включено», - рассуждает Татьяна Алексеевна, - значит, есть в Туве, что-то поважнее благ цивилизованного мира - наша древняя культура, которую сложно представить без шаманизма». Преподаватель посвятила много времени изучению шаманских техник и считает, что многие из них могут реально помочь в работе практикующих психологов. «Только вот не люблю я, когда иностранцы, понабравшись у нас знаний «по верхушкам», возвращаются с ними на родину и открывают частные клиники или проводят платные семинары по экзотическому для них шаманизму, - делится Татьяна Ондар. - Пусть лучше наши молодые психологи изучают эти шаманские психотехники и используют их на благо своей малой Родины.»

Тувинский синдром безмолвия

Немало отведенного времени Татьяна Алексеевна посвятила вопросам этнопсихологии. Она рассказала о том, чему дала название «Тувинский синдром безмолвия». У нас зачастую бывает так, что люди молча знакомятся, женятся, молча рожают и воспитывают детей, с которыми тоже почти не общаются, а те превращаются потом в преступников, совершив какую-то глупость. «Нам стоит учиться быть более общительными и открытыми, - говорит психолог Татьяна Ондар, - тогда вырастет взаимопонимание, возможно, мы научимся тому, что на Западе называют эмпатией - умением поставить себя на место другого человека». Тут же Татьяна Алексеевна шутит: «Парни, Тувинский этикет - это практичноженитесь только на эмпатийных девушках - это главное!»«Хозяйка» тренинга ни собиралась никого отпускать с пустыми карманами. Помимо своего фирменного фиточая «для Vip-гостей», Татьяна Алексеевна приготовила много презентов, как в старые времена, когда во время празднования Шагаа никто не выходил из соседней юрты без подарков. Кому-то достались тувинские национальные (ручной работы) открытки в виде национального халата (тыва тон), кому-то в виде тувинского сапога (тыва идик), кому-то в виде тувинской шапки (тыва борт), кому-то в виде тувинской юрты, кому-то памятка с традиционными кулинарными рецептами к Шагаа, самых везучих одарили картинами и книжками, но главный подарок получили все студенты, ведь они вынесли с этого тренинга частичку мудрости своих предков, которая может помочь сделать нашу жизнь лучше.

 

ХИТ-ПАРАД НАКАЗАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ТУВИНСКОГО ЭТИКЕТА

Тувинский этикет - это практично• Своровали что-то - разгневали Духа-Хозяина вещи, ждите мести.• Плюнули на землю - как будто плюнули родной матери в лицо, от вас уйдет удача и Земля Вас накажет.• Выбросили мусор на землю - навлекли на себя беду и пригласили к себе препятствия в жизнь..• Оставил мусор в лесу - жди мести Духа-Хозяина тайги.• Выбросил мусор в реку - привлек на себя болезни.• Держите плиту в грязи - оскверняете владения Духа-Хозяина домашнего очага.• Оставили грязную посуду на ночь - устроили пир чертям.

www.tuva.asia

Кызыл | Сакральный смысл одежды тувинцев - БезФормата.Ru

Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита тела человека от жары и холода, ветра и дождя. Однако со временем ее функции расширились — она стала и предметом украшения. Кроме того, в нее стали закладывать определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ (от немногочисленных племен вплоть до крупных этносов) она стала знаком отличия одних групп людей от других.

Что касается национальной одежды тувинцев, то она также отражала социальные и исторические перемены в данном сообществе, и в ходе своей эволюции претерпела определенные, а иногда и кардинальные изменения.

Касаясь истории и сакральных аспектов национальной одежды в целом, в том числе народов Центральной Азии, в частности, тюрков и китайцев (как имевших различные взаимосвязи, в том числе и относительно одежды), следует сказать, что это была еще борьба: «… исконных китайских форм с формами одежды … кочевых народов сопредельных северных и западных стран»  . У тюрков, например: «…ношение одеяния враждебного народа расценивалось…как подчинение ему».

Таким образом, одежда у народов Центральной Азии отличается не только этническим, но и глубоко символичным содержанием, способствовавшим, согласно их мировоззрению, не только сохранению этноса, но и государственности. Именно по этой причине завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. С другой стороны, из-за чувства высокомерия к побежденным и нежелания смешиваться с ними в некоторых случаях победители, наоборот, запрещали носить свою одежду.

Что касается истории одежды предков тувинцев, то это ее можно проследить еще со скифского (VIII–VII вв. до н.э.) и древнетюркского времени (VI–VIII вв.)  . К рубежу XIX–XX вв. одежда тувинцев представляла собой в основном уже маньчжуро-китайский костюм, поскольку в 1757 г. Тува была включена в состав Цинской империи, и ношение его было предписано в «Уложении палаты внешних сношений», о чем будет сказано ниже  .

Символы одежды тувинцев также были связаны с представлениями народов Центральной Азии, прежде всего тюрков, а в последующем с традициями монголов и китайцев, что вполне объяснимо, поскольку Тува входила в различные государственные образования не только тюрков, но и монголов, а впоследствии и маньчжуро-китайской системы. Определенное влияние на символику одежды, через буддизм, оказали и тибетцы.

Одежда тувинцев, как впрочем и других народов мира, делилась на повседневную и праздничную, а также на одеяние простолюдинов и высоких особ. С этого собственно и начинается сакральное значение одежды. В этом отношении у тувинцев, как например, у тибетцев, особо тайным содержанием наделялись шапка, пояс (кушак) и обувь. Интересно в связи с этим отметить легенду, связанную с тибетским царем Трисондеценом, который, в целях упорядочения буддизма в Тибете, пригласил индийского Учителя Падмасамбхаву в свою страну. При первой встрече с царем Падмасабхава сказал, что хорошие шапка и обувь на нем означают упрочение власти его сыновей на севере и юге страны, а отсутствие пояса — об ослаблении власти самого царя в центре Тибета. Эта история свидетельствует о сакральном значении, которое придавали тибетцы этим атрибутам одежды.

Возвращаясь к истории тувинской одежды, прежде всего шапки (как высшего атрибута одежды), главным образом, мужской, то, как было сказано выше, это можно проследить, например, с древнетюркского времени. На тюркских памятниках рельефно запечатлены несколько типов головных уборов. Один из них, называемый тувинцами калбак борт, носился вплоть до середины XX в. Следует отметить, что из всех видов шапок, которые носили тувинцы, именно данная форма сохранилась в исторической памяти народа как «тувинская шапка». В этом нет ничего удивительного, поскольку она была запечатлена на древнетюркских памятниках, которые тувинцы видели воочию, она была слитна с их жизнью — ее носили в течение многих столетий, можно сказать, что она вошла в их плоть и кровь, память на генном уровне… Сложно говорить о ее символике, однако ясно, что такой вид головного убора был атрибутом высокопоставленных людей, поскольку памятники ставились в честь именитых людей. Однако на рубеже XIX-XX вв. он стал в основном шапкой простолюдинов. Представители же высшего сословия согласно «Уложению палаты внешних сношений» должны были носить маньчжуро-китайскую одежду и шапку, которая была результатом смешения многих, но главным образом, маньчжуро-китайского стилей, хотя еще в начале XX в. на женской верхней одежде, например, можно было проследить тюркские элементы, о чем будет сказано ниже.

В «Уложении…» особо были предписаны мужские шапки, поскольку они отражали статус хозяина, главным образом, княжеский ранг. Общий вид шапки, которую должны были носить тувинцы (как и все подданные Цинской империи), являлся конусообразным. По нашему мнению это является символом священной горы для буддистов — Сумеру (тув. — Сумбер-Уула ) — царя гор. В буддийском представлении она состояла из разных драгоценностей, в том числе рубина, жемчуга, золота и т.д. На верхушку указанной шапки также водружались различные драгоценные или полудрагоценные камни, отражавшие тот или иной княжеский или чиновничий ранг. Поля вокруг шапки могли символизировать железную ограду вокруг горы, а две красные ленты на ее задней части — победные стяги. Павлиньи перья для буддистов также имеют символику защиты. На внутренней части указанной шапки также отражены буддийские символы, означающие символы счастья — олчей удазыны .

Что касается предписаний согласно «Уложению Китайской палаты внешних сношений», то князям, состоявшим в первых шести степенях, предоставлялось «…право носить на шляпах и шапках шарик (цзинсе) (по-тувински оно звучало — чинзе — С.Д.) рубиновый…»  . Здесь следует сказать, что ранги тувинских нойонов были ниже, чем у монгольских, поскольку княжеские титулы и чиновничьи ранги предоставлялись маньчжурами не только наследственным держателям той или иной власти, но и за заслуги перед ними, а по причине того, что тувинцы напрямую не участвовали в этом, то титулы их были ниже, соответственно, и украшения шапок также были ниже по своей значимости. И все же носить высший княжеский знак — шапку с рубиновым шариком на макушке имел право (как наследственный князь Тувы) Амбын-нойон, который имел пятую степень в княжеской иерархии, установленной маньчжурами  . О положенных иерархических знаках на шапках у тувинцев могут свидетельствовать материалы Государственного архива РФ, которые уточнила С.С. Ховалыг: «Нойон — перо павлина и коричневый шарик; у тусалакчи — красный; у мейрена — голубой; чаланы — синий; чанчын — белый прозрачный шарик; хунду — шарик молочного цвета; бошку — аналогичный предыдущему; дарга — медный»  . Под коричневым шариком следует понимать рубин, под красным — коралл и далее… Это соответствовало маньчжурским правилам, согласно которым чиновники по нисходящей ступени должны были иметь на шапках следующие драгоценные и полудрагоценные камни: рубин, коралл, синий яхонт, лапись лазурь (берилл), горный хрусталь, белый непрозрачный камень, золотой шарик, серебряный шарик  .

Здесь следует сказать, что не маньчжурские чиновники, так же как и князья (хотя именно они и занимали главные чиновничьи места): «…должны носить одежды и иметь знаки одной степенью ниже (выделено мной. — С.Д.) военных чиновников Маньчжурских одного и того же чина»  . Именно по этой причине у местного чиновника низшей степени на шапке был, например, не серебряный, а медный шарик. Хотя у самих китайцев чиновники седьмой, восьмой и девятой степеней также имели на шапках медные шарики  .

Поскольку по шапке, главным образом, шарику из драгоценного камня на ее верхушке определялся княжеский или чиновничий ранг, то заполучить более высокий чин и головной убор стремились те, кто не был лишен честолюбия. Впоследствии шестой княжеской степени и, по этой причине, права носить шапку с коралловым шариком добился также нойон Хайдып Угер-даа.

Маньчжуро-китайский тип головного убора таким образом был внедрен в тувинское общество. В просторечии его называли ноян боргу — «нойонская шапка». В зависимости от ранга хозяина, шапка отличалась не только, к примеру, вышеуказанными знаками, но и в целом, общим видом. Уборы князей и чиновников отличались строгостью линий и качеством пошива, к тому же они завозились из Китая. Этот тип шапки в упрощенном варианте носили и простые люди. В отличие от богатых людей, тем более — князей и чиновников, которые носили привозные шапки, головные уборы они изготовляли сами, чем собственно и объясняется простота их пошива. На верхушке шапки вместо драгоценных камней пришивался называемый в просторечии олчей удазыны — «узел счастья» или «узел бесконечности», один из сакральных знаков буддизма.

У тувинцев, к сожалению, историческая память не сохранила то, каким образом в тувинском обществе была внедрена и как интерпретировалась маньчжурская шапка. Что касается тувинцев Монголии (как и монголов), то ношение чужого головного убора было принято с внутренним сопротивлением. Так, по словам сотрудника ТИГИ, уроженца Цэнгэл сумона Б.Баярсайхана, ее шесть клиньев отражали, якобы, шесть хошунов тувинцев, и поклон в этой шапке обозначал покорность тувинцев захватчикам.

Данная шапка у маньчжуров считалась зимним головным убором (летними были шляпы), однако у тувинцев в силу природно-климатических условий она в основном носилась в теплое время года, хотя в «Уложении Китайской палаты внешних сношений» были прописаны даже дни, когда надо было менять, например, зимние шапки на летние.

Летними у тувинцев были также шапочки, наподобие тюбетеек, называемые тувинцами довурзак борт — «округлая шапка» . Данный вид головного убора, как и калбак борт, был зафиксирован еще с древнетюркского времени. Представители высшего сословия носили ее как повседневный «домашний» головной убор. К началу XX в. ее внешний вид стал похожим на тот, что носили в Цинской империи.

К этим видам шапок можно отнести те, что зафиксированы, например, на старых снимках, и которые носили представители верхушки общества. В таком уборе известен, например, один из представительных нойонов Тувы Буян-Бадыргы. Это тибетские шапки, которые на рубеже XIX–XX вв. стали носить представители монгольской и тувинской феодальной знати. Однако после революционных событий, когда духовная связь с Тибетом прервалась, данную шапку, несмотря на единые религиозные воззрения, тувинцы и монголы перестали носить.

Зимняя шапка представляла собой традиционную калбак борт , которую шили из овчины, покрывая ее верхнюю часть бязью или далембой. Следует сказать, что такую шапку тувинцы могли видоизменить — пришить на ее верхушке «узел счастья», а также две красные ленты маак. «Узел счастья» и ленты обязательно должны были быть из красной материи. Если в культуре китайцев красный цвет означал благополучие и процветание, то у тувинцев он носил приглушенный, тайный характер, поскольку ассоциировался с цветом крови, в частности, с — кижинин кызыл тыны — «с красным дыханием человека», т.е. жизнью. Из-за его сакральности, связанной с цветом крови, у тувинцев он имел интимный характер, поэтому не должен был «громко говорить о себе». Именно по этой причине на священных местах, где тувинцы обычно привязывали ритуальные ленточки разных цветов, красные нити вешать было нельзя. Однако в деталях одежды, как защитный знак, он имел основное значение. Объединенный с сакральными буддийскими знаками, а также с китайскими представлениями, красный цвет для носителя шапки приобретал, таким образом, очень глубокое содержание.

Взрослые мужчины калбак борт носили также из рысьей или лисьей шкуры. Детям же носить шапки из шкур хищников запрещалось, обычно их изготовляли из ягнячьих или заячьих шкурок. Лисья, например, считалась изиг кеш — «горячей шкурой», которая могла навредить зрению ребенка. Учитывалось, естественно, и то, что лиса хищное и хитрое животное. Таким образом, не только отдельные знаки, но и материал из которого готовилась шапка, имели значение тайного порядка.

Что касается символики шапки в традиционном представлении, то значимость начиналась уже с того, что ее носили на высшей точке человеческого тела — голове. Она являлась вместилищем главного фактора человеческого существования — ума, стало быть — разума. По этой причине голова, особенно у детей и мужчин, для тувинцев являлась своего рода табуированным объектом — детям нельзя было давать даже подзатыльники, не говоря уже о более сильных ударах. До мужской же головы чужой че­ловек не мог даже дотронуться. Таким образом, голова, а также связанная с ней шапка — это особые объекты, требующие к себе определенного отношения.                          

Другим фактором особого обращения с шапкой являлось то, что она, как и пояс (об этом будет сказано ниже) была связана с другим, не менее важным элементом благополучного существования человека, как сулде или хей аът (эфирные элементы, пребывающие в теле человека) . Предполагалось, что если, к примеру, у человека сулде или хей аът оказались в нижней позиции человеческого тела или покинули его (тело может покинуть другой эфирный элемент — сунезин, в таком случае человеку грозит смерть), их надо вернуть в высшие точки тела. Обряд возвращения эфирных элементов совершали как шаманы, так и буддийские служители культа. Последние, главным образом представители школы ньингма, при исполнении данного ритуала нередко используют шапку и пояс человека. Таким образом, с шапкой, как своего рода хранительницей или объектом, связанным с разумом и мыслями человека, более того — его благополучием и жизнью, надо было обращаться осмотрительно. Так, головной убор нельзя было класть на низкое место. Небрежное обращение с ним, по представлениям тувинцев, могло плохо отразиться на его хозяине. Следует сказать, что тувинцы не только в случае с шапкой, но и в других жизненных ситуациях старались не произносить вслух дурное, полагая, что сказанное может произойти. В данном случае не произносилось вслух и то, что может произойти, если, например, небрежно обращаться с шапкой, главным образом мужской. Мальчиков уже с детских лет приучали аккуратно обращаться со своей шапкой, а шапкой отца или старших мужчин в семье — почтительно и бережно. В юрте хозяина, например, шапка всегда находилась в почетной части, называемой дор . В других местах, прежде чем снять головной убор, тувинский мужчина присматривал для него достаточно высокое и чистое, в крайнем случае безопасное место. Если таковые, на его взгляд, отсутствовали, и шапку непременно надо было снять (снималась она в бытовых случаях, в торжественных, наоборот, мужчина обязательно должен был быть в шапке), то он клал ее к себе на колени.

В связи с этим стоит отметить случай, произошедший в 1916 году с амбын-нойоном Тувы Агбааном-Демчи, который был застрелен из засады. Когда перед этим он садился верхом на своего коня, с его головы упала нойонская шапка, наделенная, естественно, многими сакральными знаками. Его свиту это напугало, и приближенные попытались отговорить его от поездки, но тот лишь отмахнулся в ответ. Однако он, будучи уже верхом на лошади, подобрал ее плеткой, и водрузил себе на голову. Наши информанты сделали особый акцент на том, что это был знак, предвещавший недоброе, поскольку с головы упала нойонская шапка, а не простолюдина. По их убеждению, послушайся тогда Амбын-нойон своих приближенных, той смерти можно было избежать. С другой стороны, некоторые наши информанты говорили, что, поскольку Агбаан-Демчи не был наследственным правителем Тувы, а стал им вопреки традиции по назначению генерал-губернатора Сибири, то это было естественным исходом — бортту угбайн барган — «не вынес тяжести шапки», что соответствует русской поговорке: «Не по Сеньке шапка». Следует отметить, что не каждое падение шапки означало плохое, тем более смерть, однако в любом случае мужчины бережно обращались с ней.

Существовали и другие представления, связанные с шапкой. Так, при высоком отношении к своей чужую шапку не только носить, но даже и примерять было нельзя. Чужая считалась куду аастыг эт — «вещью, у которой горловина (открытая часть, буквально: рот ) направлена вниз». Полагали, что, надев чужую шапку, можно «прихватить» негативное ее хозяина. О воровстве чужой шапки не могло быть не только речи, но и мыслей. Касаясь данной темы, можно отметить еще одно представление тувинцев, связанное с головным убором. Тувинцы полагали, что при помощи шапки можно отучить человека от клептомании. Так, по словам наших информантов, неожиданно для вора с его головы надо было сорвать шапку и забросить в самую гущу высокого и густого, и непременно красного караганника с острыми колючками. Вор терял покой и сон и обязательно лез в кустарник, чтобы достать шапку, при этом его не могли остановить ни острые колючки растения, ни темное время суток (делал он это, якобы стесняясь людей, ночью). После этого он якобы переставал воровать. Здесь следует сказать, что караганнику с красным стволом тувинцы приписывали магические, в том числе и защитные свойства, например, плети, сделанной из него, боялась даже нечистая сила. В данном случае он помогал человеку избавиться от клептомании.

Что касается женских головных уборов, то и они отличались по своему внешнему виду и на рубеже XIX–XX вв. также представляли собой маньчжуро-китайские шапки, общая форма которых схожа с мужской. Эти виды шапок также носили представительницы высшего сословия. Элементы головных уборов были строго прописаны, поэтому не допускались какие-либо дополнительные штрихи. На это указывает материал, хранящийся в Государственном архиве РТ, где говорится, что женщинам запрещается украшать шапки. Однако традиционные женские головные уборы, особенно свадебные накидки думаалай и баштангы, богато украшались бирюзой, кораллом, бисером и серебром. О богатстве украшений свадебного женского убора записал в своем дневнике Ф.Кон: «…Хозяйка показала свою «баштанга» и «тумалай». Оба этих головных убора убраны такими крупными кораллами, что сотни рублей стоят. Затем мне показали пару серег серебряных с такими крупными кораллами, каких мне не приходилось видеть». Украшать традиционную одежду не возбранялось, поэтому хозяева изыскивали все средства, чтобы добыть ценные камни. Следует сказать, что коралл и бирюза очень дорого ценились. По словам наших информантов, один камень с большой палец взрослого человека стоил молодого вола или коня в возрасте 3–4-х лет — чалыы ортектиг — «молодого животного ст о ил». Интересная традиция, связанная с отношением к женской шапке, нам была сообщена информантом Б.К-Х. Сояном. После свадьбы молодая невестка должна была снять свой головной убор и положить так, чтобы его лобная часть была направлена во внутреннюю часть юрты. По словам нашего информанта, это означало, что жена, например, в случае ссоры с мужем, не будет убегать из дома обратно к своим родителям. В обыденной жизни тувинки в основном носили платки, завязывая их узлом на затылке.

Таким образом, основными видами головных уборов у тувинцев к началу XX в. были: 1) маньчжурская шапка — ноян боргу и ее различные вариации; 2) традиционный калбак борт и его разные варианты; 3) довурзак борт, также имевшая разные формы.

kizil.bezformata.ru


Смотрите также