Янычар - это кто? Регулярная пехота Османской империи. Шапка янычара


Янычары: спецназ Османской империи

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего «нового войска» не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим «фейлом» была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.

Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.

Распад

Привелегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации.

К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен «мертвых душ», когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы.

Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли «турецким Петром I».

fishki.net

9. Янычары и их ятаганы. Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон]

9. Янычары и их ятаганы

Здесь стоит заметить, что «янычарский корпус был религиозным войском. Это люди, посвященные в таинства ритуалов "танцующих дервишей", как называли бекташей; и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо» [121:1], с. 123. Так что неудивительно, что именно в янычарской символике сохранилось воспоминание об отрубленной правой кисти Андроника-Христа.

Поздние историки начали рассуждать так: «Янычары стали символом жестокости, их имя обросло легендами, а страшная судьба потрясла даже их врагов» [121:1], с. 5. Многочисленные старинные источники сообщают, что янычар набирали из славян. См. подробности в нашей книге «Библейская Русь». «Практически сразу (это – Авт.) войско заняло чрезвычайно видное место в турецком обществе: почти шесть веков янычары стали не просто ядром турецкого войска, но даже в какой-то степени символом Турции… Дети (славяне – Авт.) набираются не в ходе войны из пленных, а среди христианских подданных Османской империи… Янычарский корпус, вероятнее всего, задумывался как религиозное орденское войско» [121:1], с. 11–12, 14. На рис. 4.17 приведена старинная гравюра, показывающая набор славянских мальчиков в янычары.

Рис. 4.17. «Турки набирают славянских мальчиков в янычары». Европейская гравюра XVI века» [121:1], с. 13.

Нам теперь становится понятно, почему янычары (фактически слитые с Орденом Бекташи) были одновременно и мусульманами и христианами. Историки удивляются: «Орден Бекташи, его доктрина и обряды являли собой причудливую смесь христианства и мусульманства. Они признавали Иисуса Христа, Троицу, состоящую из Аллаха, Мухамеда и Али, причащались вином, хлебом и сыром; исповедовались» [121:1], с. 18.

Далее историки сообщают: «Орденским символом для янычар стал головной убор – кече (рис. 4.18, рис. 4.19, рис. 4.20 – Авт)… Ценился и почитался он чрезвычайно. ПОДЧАС САМИ СУЛТАНЫ ПОЯВЛЯЛИСЬ ВО ВРЕМЯ ЦЕРЕМОНИЙ В ЯНЫЧАРСКОЙ ШАПКЕ, а"…когда его (кече) украсили богатой золотой вышивкой, он стал убором султанов и уважаемых лиц. Во время некоторых походов шахи Османской империи превращали ускюф (околыш кече) В СУЛТАНСКУЮ КОРОНУ”…

Рис. 4.18. «Кече – головной убор янычар, являвшийся основным символом корпуса» [121:1], с. 18.

Рис. 4.19. Янычар в кече с короткой ятыртмой. Взято из [121:1], с. 69.

Своего особого положения янычары достигли благодаря тому, что создавались не только как личная гвардия султана, ядро турецкой армии, но и как войско мусульманского религиозного ордена» [121:1], с. 14–15, 21.

Рис. 4.20. Кече по Корстену Нибуру. Середина XVIII века. Взято из [121:1], с. 69.

Более того: «Вероятнее всего, что мысль о создании янычар была подсказана не только военной, но также идеологической необходимостью, и корпус сразу появился как орденское (как мы теперь понимаем, ордынское – Авт.) войско. Совершенно очевидно, что представители командования корпуса не просто тесно смыкались с высшими государственными учреждениями Турции, такими как Диван, но и сами входили в его состав. Часто Великими Визирями становились янычарские ага – командиры корпуса…

Все это говорит об элитарности этого воинского соединения, о необычном месте, которое оно занимало среди прочих войск Османской империи…

Вероятнее всего, что стрелецкие части, появившиеся в России в 1550 г., в обмундировании использовали в качестве прообраза форму янычар (см. примеры стрелецкого одеяния на рис. 4.21 – Авт.). Так называемые "венгерские кафтаны", бывшие в моде в России, Венгрии, Польше, скорее напоминают турецкие одеяния, нежели кафтаны, употребляемые в странах Западной Европы» [121:1], с. 157.

Мы вновь наталкиваемся на признаки прежней общности Руси-Орды и Османии=Атамании. И стрельцы, и янычары одевались примерно одинаково, по старой русско-ордынской традиции. Она же – атаманская (османская), казацкая. В эпоху XIV–XVI веков существовала единая Великая = «Монгольская» Империя, чем и объясняется общность многих обычаев, одеяний и т. п.

Сделаем небольшое отступление в сторону. Янычары были, в частности, телохранителями султана. В книге «Царь славян» мы показали, что императора Андроника-Христа охраняли Ангелы. Так именовали людей из знатного рода Ангелов, некоторое время правившего в Царь-Граде. Впрочем, некоторые Ангелы перешли в стан врагов Андроника-Христа. Так вот, очень интересно, что русского царя тоже охраняли Ангелы. Мы имеем в виду следующее. «В мае 1678 года прибыло в Москву польское посольство… Прием отличался необычайной пышностью… Блестящие ряды бояр в их роскошных нарядах, красивые рынды, стрельцы в их разноцветных кафтанах, – все это производило сильное впечатление на иностранцев. На этот раз особенно поразили их своим видом конные жильцы. Это были царские телохранители на белых прекрасных конях, одетые в красное платье, С КРЫЛЬЯМИ, ПРИДЕЛАННЫМИ НАЗАДИ» [770:1], с. 280.

Рис. 4.21. Русские стрельцы. По старинным рисункам. Слева направо: рядовой, знаменщик, начальствующие лица. Взято из [770:1], с. 196.

Это сообщение сопровождается в книге В.Д. Сиповского следующим изображением, рис. 4.22. Телохранитель с крыльями за спиной, ясное дело, символизировал Ангела, охраняющего русского царя. Мы вновь видим следы общности обычаев на Руси и в Османии = Атамании. Даже в XVII веке, уже при Романовых, старавшихся быстрее порвать с ордынским прошлым, некоторые старые церемониалы все еще были живы.

Рис. 4.22. Конный и пеший жильцы. То есть телохранители (жильцы = охраняющие жизнь) русского царя при первых Романовых. Взято из [770:1], с. 281.

Но вернемся к янычарам. Далее нам сообщают: «Основным подразделением янычарского корпуса была ОРТА (то есть, попросту, ОРДА – Авт). Всего их было 101. Некоторые орта были привелигированными…

Эти орта имели свои названия и свои функции, а прочие орта отличались лишь номерами и несли обычную солдатскую службу» [121:1], с. 41.

Мы видим, что янычары были организованы в орды-орты. Точно так же, как и казаки в Руси-Орде объединялись в различные Орды. Кстати, слово ОРДА или АРТА произошло, скорее всего, от русского слова РАТЬ. См. нашу книгу «Новая хронология Руси». На рис. 4.23 и рис. 4.24 приведены эмблема и знамя одного из янычарских ортов (орды). Перед нами, очевидно, христианский крест. Причем основание креста раздвоено. Возникает впечатление, как будто крест стоит на каком-то возвышении. Так условно могли изображать крест, возвышающийся на горе, поскольку Христа распяли на Голгофе.

Одновременно, этот же символ является, как нам говорят, условным изображением мусульманского раздвоенного меча Зульфикар. То есть, как мы показали ранее, опять-таки христианского креста, символизировавшего распятие Иисуса.

Рис. 4.23. Эмблема янычарского орта (орды) по Марсильи. Христианский крест и, одновременно, символ меча Зульфикар.

Рис. 4.24. Знамя одного из орта (орды) янычар. Мы видим христианский крест, представленный заодно как меч Зульфикар. Взято из [121:1], с. 142. Взято из [121:1], с. 141.

На рис. 4.25 показано знамя янычар, где меч Зульфикар два раза представлен в виде хорошо известного христианского «процветшего креста». Таких «процветших крестов» на Руси было (и есть) очень много. Два примера представлены на рис. 4.26 и рис. 4.27.

На рис. 4.28 – 4.30 показаны другие янычарские знамена. То есть, как сегодня считается, мусульманские знамена. Однако на них изображены Рыбы – известный символ Иисуса Христа. Напомним, что «РЫБЫ», то есть ИХТИС, это – широко распространенная средневековая анаграмма Христа [936], т.

1, с. 658. Получается, что янычары шли в бой под знаменем Христа. Никакого противоречия на самом деле здесь нет. В ту эпоху магометанство еще не выделилось окончательно из христианства. Таким образом, в символике янычар совершенно явственно звучат христианские мотивы.

Рис. 4.25. Знамя янычар с двойным изображением меча Зульфикар в форме христианского «процветшего креста». Знамя сохранилось в подлиннике. Музей A.B. Суворова в Санкт-Петербурге. Взято из [121:1], с. 155.

Рис. 4.26. «Процветший крест». Церковь Покрова Божией Матери. Марфо-Мариинская обитель. Москва. Взято из [440:2], с. 49.

Рис. 4.27. «Процветший крест» церкви Рождества Христова. XVII век. Ярославль. Взято из [440:2], с. 122.

Рис. 4.28. Знамя янычар с изображением Рыб – символа Иисуса Христа. Сохранилось в подлиннике. Музей A.B. Суворова в Санкт-Петербурге. Взято из [121:1], с. 146.

Рис. 4.29. Знамя янычар с изображением Рыб – символа Иисуса Христа. Сохранилось в подлиннике. Музей A.B. Суворова в Санкт-Петербурге. Взято из [121:1], с. 148.

Итак, и без того яркая картина еще более проясняется. Согласно нашим результатам, Османская = Атаманская Империя была создана ордынскими казаками, вышедшими из Руси-Орды (библейского Израиля) на покорение земли обетованной в XV веке. В войске, естественно, было много славян и тюрок. Поэтому казаки-ордынцы оказали заметное влияние не только на состав отборного войска османов = атаманов, но и составляли высшую знать Империи, из которой избрался султан и его двор. Неудивительно, что султан с гордостью носил янычарский кече, то есть фактически ордынский, головной убор.

Получается, что янычары являются одними из наследников ордена (Орды) крестоносцев, то есть «Христоносцев» XIII века. То есть участников Крестовых Походов на Царь-Град = евангельский Иерусалим. В память об этой Троянской войне XIII века были потом учреждены, например, «античные» гладиаторские игры, они же – средневековые рыцарские турниры. А также были созданы Олимпийские Игры. См. подробности в нашей книге «Раскол Империи…». На рис. 4.31 и рис. 4.32 приведено старинное изображение «античной» Троянской войны. Вся обстановка – типично средневековая: тяжелые латы рыцарей, вид крепостных башен, одеяния прекрасных дам и т. п. Художник все понимал правильно. Он рисовал эпоху XIII века н. э., а не «до н. э.».

Рис. 4.30. Знамя янычар с изображением Рыб – символа Иисуса Христа. Сохранилось в подлиннике. Музей А. В. Суворова в Санкт-Петербурге. Взято из [12Р. 1], с. 150.

На рис. 4.33 приведена старинная гравюра, показывающая построение янычар на центральной площади Константинополя. На рис. 4.34 – старинное изображение янычара. На рис. 4.35 показан янычар в парадной форме.

Вплоть до девятнадцатого века янычары занимали выдающееся положение в османском, а потом турецком обществе. Однако в 1826 году их вырезали. Как мы уже говорили, в эту эпоху усилия Западной Европы окончательно оторвать Турцию от России и переориентировать султанов на Запад, увенчались успехом.

Рис. 4.31. Троянская война. Картон для шпалеры. Левая половина. Якобы 1460–1470 годы. «Античная» война представлена здесь как средневековое событие. В центре изображен Троянский конь. Париж, Лувр. Взято из [540:0], с. 156.

Рис. 4.32. Троянская война. Картон для шпалеры. Правая половина. Париж, Лувр. Взято из [540:0], с. 157.

Рис. 4.33. «Атмейдан (то есть Майдан?или атаманский майдан? – Авт.), или Гипподром, (центральная площадь) в Константинополе. На площади выстраиваются янычары. Гравюра Иванова по рисунку Сергеева. Гравюра конца XVIII века» [121:1], с. 21.

Однако свирепые янычары мешали этому «движению к цивилизации», сохраняли память о прежнем единстве с Русью. Пришлось их коварно перебить. Заодно уничтожили связанные с янычарским орденом документы, обычаи, янычарские знамена и т. п. Вытирали память о прошлом.

Задержимся теперь на интересном сюжете из истории османского = атаманского оружия. Все слышали про знаменитые ятаганы. «Как правило, очень большое внимание привлекает самое экзотическое оружие – ятаганы. Эти предметы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов… Ятаганы в Турции

Рис. 4.34. Янычар с европейской средневековой гравюры. Взято из [121:1], с. 93.

были прерогативой янычар. Будучи силой необузданной, они были опасны даже для самих турок, живших в тех городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVII в. янычарам было запрещено выходить из ода с оружием» [121:1], с. 117–118. На рис. 4.36 приведены примеры старинных ятаганов.

«Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый наподобие бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны. Рукоять – с головкой в виде сустава берцовой кости» [121:1], с. 118.

Отмечается необычность, уникальность формы рукояти. Оказывается, с ятаганами связана историческая загадка. Дело в том, что впервые ятаганы появились, как считается, в «античнейшей» Греции, после чего пропали, якобы, на много-много столетий. А потом, дескать, «сновавозродились», – на сей раз в Османии = Атамании, – практически в своем первозданном «старинном» виде. Историки напряженно гадают – как же такое могло произойти после «пропасти забвения», через несколько тысячелетий?

Рис. 4.35. Янычар в парадной форме с топором. По европейской гравюре XVII века. Взято из [121:1], с. 115.

Пишут так. «Самый ранний аналог клинка мы находим в Древней Греции… Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII в. до нашей эры на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять, т. е. в виде сустава берцовой кости. И ВОТ МЫ ВИДИМ, ЧТО В XVIII В. В ТУРЦИИ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОЖ, РУКОЯТЬ КОТОРОГО ПОВТОРЯЕТ РУКОЯТЬ ЖРЕЧЕСКОГО НОЖА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ЭТИХ ЖЕ МЕСТАХ ПОЧТИ ТРИДЦАТЬ СТОЛЕТИЙ НАЗАД. Говорить лишь о "генетической" памяти сложно, и поэтому возникает необходимость выяснить, не встречается ли подобная форма в рукоятях ножей где-либо и когда-либо. При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I в. до н. э. (тоже "большая древность" – Авт.) и на ножах Боспора V–IV в. до н. э. (еще "большая древность" – Авт.), но практически полный аналог этой рукояти мы находим на кавказских шашках (а это уже эпоха XVI–XVIII веков – Авт.), совершенно независимо от материала, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает длинный нож» [121:1], с. 119–120.

Итак, нам сообщили, что ятаганы использовались в глубочайшей древности. Потом были забыты, и вновь возродились лишь в эпоху XVI–XVIII веков. Причем как в Турции, так и на Кавказе. С точки зрения Новой Хронологии никакой загадки тут нет. И «Древняя» Греция, и «Древняя» Согдея, и «Древнее» Боспорское царство, являются всего лишь фантомными отражениями отдельных провинций Великой = «Монгольской» Империи XIV–XVII веков. Поэтому в этих царствах и были в ходу средневековые ятаганы. Как и на Кавказе, примерно в то же время. Слева, на рис. 4.37, показана головка рукояти турецкого ятагана, а справа – головки рукоятей кавказских шашек. Действительно, практически одна и та же форма. Да и название, кстати, одно и то же: «длинный нож», в переводе, см. выше.

Рис. 4.36. Ятаганы янычар. Из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село». Взято из[121:1], с. 119.

Рис. 4.37. Слева – головка рукояти (уши) янычарского ятагана. Справа – рукояти кавказских шашек. Действительно, практически одна и та же форма. Взято из [121:1], с. 121.

Мы в очередной раз натолкнулись на «фокусы» скалигеровской хронологии, искусственно оторвавшей друг от друга объекты одной эпохи и единой воинской культуры. Часть средневекового оружия историки ошибочно «отправили» в глубочайшее прошлое, а другую часть (практически такого же вооружения) оставили на своем исходном хронологическом месте. После чего начали «искренне удивляться» – как, дескать, смогла выжить сквозь толщу веков такая уникальная форма рукоятей? Начались глубокомысленные рассуждения: «работала» ли тут генетическая память или какая другая…

Скажем еще несколько слов о КЕЧЕ – головном уборе янычар и султанов, см. выше. Обратим внимание, что практически тот же убор и, в общем, под тем же названием, был широко известен на Руси. Мы имеем в виде КИКУ или КИЧКУ.

В. Даль говорит: «КИКА, КИЧКА ж. КИЧЕЧКА умалительное, киченка унизительное, – бабий головной убор, с рогами, род повойника (сорока без рогов, кокошник с высоким передом). КИЧКА, нахлестка, огниво, перекладина, укрепляющая палубу расшивы с носу; перед или нос судна. Сарынь на кичку! бурлаки на нос, прочь; обычный приказ бывших волжских разбойников… Кики-бала, кикиболка ж. сиб. КОКУЙ, КОКОШНИК, надеваемый на молодую после венца» [223].

На рис. 4.38 – 4.40 показаны эти головные русские уборы и их видоизменения. Между прочим, русское слово КИЧИТЬСЯ, то есть подчеркнуто гордиться, выставлять напоказ, тоже, вероятно, связано с почетной КИКОЙ или КЕЧЕ. Звуки К и Ч могли переходить друг в друга.

Рис. 4.38. Русская душегрейка и кика. Взято из [770:1], с. 352.

Рис. 4.39. Русские кокошники с рясками. Взято из [770:1], с. 353.

Рис. 4.40. Старинная летняя одежда зажиточных женщин на Руси. Взято из [770:1], с. 355.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Кто такие янычары? Значение слова "янычар"

В заметках историков, описывающих Оттоманскую империю, довольно часто упоминается «армия в армии» - специальные войска, подчинявшиеся непосредственно султану. Кто такие янычары, как образовался такой вид войск, можно узнать из этой статьи.

Экскурс в историю

Янычары известны с середины 14 века, когда властью султана Мурада I были организованы подразделения турецкой элитной пехоты. Значение слова «янычары» – "новое войско" (в переводе с турецкого). Сначала их ряды формировались из пленных христианских подростков и юношей. Несмотря на строгое, а иногда и фанатичное турецкое воспитание, будущим воинам оставляли христианские имена. Янычаров растили отдельно от других детей, прививая боевые навыки и фанатичную верность султану. В 16 веке янычарами могли становиться и юноши турецкого происхождения. Из претендентов отбирались самые сильные, выносливые и ловкие подростки от 8 до 12 лет.кто такие янычарыИзбранные жили в казармах, их обучение проходило в особо жестких условиях. Бойцы делились на роты, ели из общего котла и назывались друзьями ордена дервишей. Им запрещалось вступать в браки, их семьей была родная рота (орта), символом которой считался котел.

О том, кто такие янычары, лучше всего сказал известный историк 19 века Т.Н. Грановский. В его работах упоминается, что турецкий султан обладал самой эффективной пехотой в мире, но состав ее был довольно странным: «Янычары выигрывали все великие битвы, при Варне, при Косове…» Именно благодаря их отваге и доблести был взят Константинополь. Таким образом, турецкий правитель завоевывал новые территории и укреплял свое могущество благодаря воинам, имевшим христианское происхождение.

Лучшие из лучших

Янычары наделялись рядом привилегий. Начиная с 16 века они имели право заводить семью, заниматься различными ремеслами и торговлей в невоенное время. Особо отличившиеся воины награждались лично султаном. В числе даров были драгоценности, оружие и щедрое жалованье. Командиры янычарских рот в течение многих лет занимали высшие военные и гражданские должности турецкой империи. Гарнизоны-оджаки янычаров располагались не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах турецкого государства. К середине 16 века янычары перестают принимать в свои ряды чужаков. Их звание передается по наследству. А янычарская гвардия становится замкнутой общественно-политической кастой. Эта внутренняя, достаточно независимая сила участвовала в политических интригах, возводила и низвергала султанов и играла огромную роль во внутренней политике страны.кто такие турецкие янычары

Форма янычаров

О том, кто такие янычары и каково их место среди других видов турецких войск, свидетельствуют высокие шапки, украшенные спереди большой медной бляхой - кече. По бокам такой шапки пришивались деревянные палочки, которые придавали ей устойчивое положение. Позади этого головного убора свисал длинный суконный шлык, доходивший до пояса бойца. Длинный шлык символизировал рукав главного дервиша, под благословением которого находились янычары. Цвет шапки соответствовал цвету кафтана (жупана), который носил воин.

Верхняя одежда янычара состояла из длинного теплого плаща, называвшегося керея. Поначалу установленного цвета кереи не было, но к началу 18 века плащ янычара в большинстве случаев имел красный цвет. Под керею надевался суконный кафтан, обычно белый, с длинными широкими рукавами. По бокам жупан имел длинные разрезы, позволявшие янычару свободно передвигаться в бою. А внизу этот предмет одежды был расшит шнурами, которые были такого же цвета, как и керея. Кафтан украшала перевязь для сабли и широкий кожаный пояс.значение слова янычары

Под цвет кереи были и шаровары – длинные и широкие. Обычно они покрывали верхнюю часть сапога до половины.

Многие элементы турецкой военной одежды переняли и казаки. По примеру янычаров в их костюмах появляются яркие жупаны и шаровары. Сходство проявляется и во внешнем облике. Казаки и янычары не носили бороды, но отращивали длинные усы. Трудно сейчас сказать, как произошло такое заимствование, но то, что оно имело место – сомнению не подлежит.казаки и янычары

Офицеры янычаров

Офицеры носили почти такую же форму, как и остальные янычары. Вместо шапки со шлыком они надевали высокую, поверх которой повязывалась чалма, обычно белого цвета. Иногда на шапку наматывали пояс, такую импровизированную чалму спереди обычно украшали какой-либо драгоценностью – перстнем или брошью с камнем. Вместо кожаного ремня офицеры носили расшитый бархатом пояс или богатый персидский шарф.

Оружие янычаров

Первоначально орты янычаров были лучниками, поэтому первым оружием турецкого гвардейца был лук. В отличие от оружия рядовых воинов, лук янычара был сложным, с огромной дальностью стрельбы. Постепенно луки сменили ружья. К середине 15 века в арсенале янычара находились кинжал, ятаган и топор. О том, что такое сабля янычара и каким грозным оружием она была, можно судить по сохранившимся музейным экспонатам.что такое сабля янычара

Ятаган представлял собой длинный (до 70 см) нож, выгнутый в виде бычьего рога. В отличие от сабли лезвие ятагана находилось не с внешней, а с внутренней стороны. Рукоять его имела вид берцовой кости. Оружие было настолько грозным, что право носить ятаган имели только янычары. Более того, в 17 веке им запрещалась выходить за пределы своей орты с таким ножом. Ятаган, как и другое оружие, был наградным или трофейным. Если в начале войны у бойца орты не было личного оружия, его выдавали командиры.

Янычары у славян

О том, кто такие турецкие янычары, и об эффективности этих военных формирований было широко известно. Неудивительно, что такие подразделения пытались сформировать и другие государства. Однако в всем, кроме внешнего вида и назначения, янычары в армии Речи Посполитой заметно отличались от своих турецких тезок.

В начале 18 века, перед окончанием Северной войны, в результате переговоров между оппозицией магнатов и королем Августом II была проведена военная реформа. Временные войска уступили место частям регулярной армии, в составе пехоты которой было две янычарских роты (хоругви). Они исполняли роль гвардии – состояли при гетмане и использовались им для отдельных поручений и в качестве личной охраны.

Военные оркестры

Хоругви имели и свои собственные оркестры, и свою музыку. Такие оркестры назывались янычарскими капеллами. Главным отличием такой капеллы был барабан – в два раза больше, чем в оркестрах других пехотных полков. В капелле участвовало шесть и более музыкантов, иначе называемых сурмачами. Современники описывают янычарскую музыку как «варварскую» и «ужасную».янычары в армии Речи Посполитой

Конец янычаров

Белорусские янычары прекратили свое существования после поражения Станислава Радзивилла. После ряда военных неудач он отступил за границу. А его личная армия была распущена, также был демобилизован и янычарский отряд.

Более трагическая участь ждала их турецких собратьев. В Оттоманской империи все знали, кто такие янычары. В отличие от Речи Посполитой эти воины не принадлежали к личной гвардии султана, а существовали как закрытая военная каста, вплоть до 1826 года. Тогда турецким султаном Махмудом II был издан приказ об уничтожении янычаров. Так как в открытом бою шансы победить опытных воинов были ничтожны, султан пошел на хитрость. Более 30 тыс. человек заманили в ловушку на Ипподром и расстреляли из пушек картечью. Так закончилась эра янычаров, и ушло в прошлое их военное искусство.

fb.ru

это кто? Регулярная пехота Османской империи

Представления современного европейца об Османской империи, как правило, носят характер набора смутных образов, почерпнутых из старинных романов и их экранизаций. Гаремы, одалиски, кривые мечи и, конечно же, знаменитые турецкие янычары. Нашим согражданам также известно, что последние не испытывали жалости ни к кому, так говорил герой знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова Остап Бендер. Он себя называл сыном турецкоподданного, но, учитывая авантюрный характер персонажа. это утверждение вполне можно поставить под сомнение. Так кем же были эти страшные воины, составлявшие оплот и элиту султанового воинства?

янычар это

Эмир Орхан и его новое воинство

Считается, что войско янычар было создано во второй половине XIV века османским султаном Мурадом Первым как особый род вооруженных сил, или, выражаясь современным языком, спецназ. Но этому событию предшествовала некая предыстория, относящаяся к 20-м годам того же столетия.

Ничего в военном деле не предпринимается просто так, из прихоти. Побудительным мотивом для создания особого корпуса стала низкая дисциплина в войсках эмира Орхана, который в 1326 году сумел занять город Бурсу, потеснив Византийскую империю. Победа была достигнута, но как истинный полководец, Орхан проанализировал причины больших потерь и многих других неприятных моментов, возникавших в ходе сражения, и пришел к выводу, что турки воюют плохо, а успеху способствовала скорее еще худшая подготовка войск противника, чем доблесть и умение собственной армии. Нужна была реформа, требовался новый тип воина. Отсюда и название («yeni» - новая, «ceri» - рать). Таким образом, история янычар начинается в двадцатые годы XIV века, а родоначальником турецкого спецназа по праву считается эмир Орхан.

турецкие янычары

Почему турки не подходили

Любые войска специального назначения комплектуются отборными солдатами. Во времена султанов и эмиров граждане Османской империи были людьми свободными и зажиточными, обилие захваченных ранее территорий, эксплуатация и грабежи населения оккупированных областей Балкан создавали условия для достаточно сытной и вольготной жизни, действующей расслабляюще. Турки воевать не очень желали, героически гибнуть не стремились, и уж тем более трудно было говорить о необходимом применении жестоких мер по отношению к соплеменникам в случае бунтов или иных народных волнений. И Орхан обратился к мировому опыту. Ему нужны были послушные рабы, преданные и беспощадные. Если турки таковыми быть не могут, значит, следует набирать нукеров из иностранцев. Такими были персидские телохранители IX века и гвардейцы древних индийских раджей.

Азабы-холостяки

Первой попыткой создания карательного спецназа было формирование корпуса азабов, укомплектованного взятыми в плен христианами из Болгарии, Албании, Сербии и других занятых османскими войсками территорий. Воины становились под вражеские знамена в добровольно-принудительном порядке, под страхом смерти. Жениться им запрещали, поэтому их и называли азабами (по-турецки - холостяками).

Из дальнейшей истории, в том числе и новейшей, известно, что подразделения, набранные из коллаборационистов, не отличаются высокой боеспособностью. В лучшем случае их можно использовать в качестве вспомогательной оккупационной полиции, но доверять ответственные участки фронта никак нельзя, они или побегут, или тут же переметнуться на сторону своих соплеменников, покаются, и, скорее всего, будут прощены.

командир янычар

Орхан рассудил мудро. Взрослые пленники не годятся. Османские янычары (новые воины) не должны помнить родства, забыть отца и мать, тогда они будут бесконечно преданы империи ему лично. Их нужно вырастить и воспитать. Кто для этого требуется? Дети!

Подготовка и обучение

На жителей захваченных Османской империей земель в 30-е годы XIV века, помимо обычных налогов и податей, возложили еще одну повинность, пожалуй, самую страшную. Самых крепких и смекалистых мальчишек 12-16 лет отбирали у родителей и везли в Турцию. Теперь их ждала совсем другая, не крестьянская судьба.

Важность идеологической подготовки была осознана военным руководством Османской империи. Будущие турецкие янычары получали новое имя, принимали ислам и проходили начальную адаптацию в семьях, где они осваивали турецкий язык в совершенстве, забывая попутно родную речь и культуру. Затем была военная школа.

войско янычар

Военная школа в Адрианополе

В возрасте 21 года подготовленный, воспитанный в духе преданности молодой человек прибывал в главное место дислокации корпуса янычар. Это был город Адрианополь, здесь же проходила церемония присяги. Принимали клятву верности дервиши, выполнявшие функции духовников и политруков одновременно.

Подготовка аджеми (новичков) включала уроки фехтования, стрельбы, тактических навыков. Занятия проводились по групповой системе, учебное подразделение составляли от 10 до 15 курсантов, будущих янычар. Это изнурительное обучение продолжалось шесть лет.

Но муштрой дело не ограничивалось.

Настоящий воин должен знать не только военное дело. Широкий кругозор и развитый интеллект – вот качества, которыми должен обладать истинный янычар. Это дает возможность принимать нестандартные решения в критической обстановке. Знание Корана приближает воина к Аллаху, поэтому теология была в военной школе одним из самых важных предметов. Отдельным важным предметом было и христианское богоучение. Занятия по правоведению, литературе и иностранным языкам также входили в программу интенсивного обучения.

Дисциплина

В средневековой Европе люди служивые любили проводить досуг в пирушках и кутежах. Жизнь солдата в эпоху постоянных войн и государственных переделов была, как правило, недолгой, и будущим жертвам войны хотелось взять свое еще на земле, пока душа не отлетела в рай. Европейские путешественники, видевшие адрианопольские казармы, место обучения «нового войска», удивлялись суровым условиям содержания янычар. Это было непривычно, курсанты, всегда невозмутимо-спокойные, проводили все время, за исключением разве что сна, в муштре и учебе. О картах или игральных костях они даже не слышали, алкогольные возлияния составляли религиозное табу. Железная дисциплина, стоическое терпение и аскетическая простота быта – вот те условия, в которых воспитывается настоящий воин. На основе рассказов габсбургского посланника фон Бусбека, бывавшего в Истанбуле, в Европе даже возник миф о непобедимости Османской империи.

корпус янычар

Обычаи, традиции и униформа

Помимо обета безбрачия, действовавшего до 1556 года, были и другие запреты, например, на ношение бороды, ее мог отпустить только офицер - командир янычар. В каждом подразделении, называемом арком, традиционно был котел (казан), из которого личный состав ел приготовленную самостоятельно пищу. Он считался своеобразным символом и амулетом и содержался в образцовой чистоте. Признаком недовольства или бунта (они случались) был перевернутый казан. Униформа менялась из века в век, но по своей сути корпус янычар представлял собой пехотные войска, экипированные легкими латами. В одежде турецкого спецназа и запорожских казаков было много общего. Шаровары (шальвары) благодаря своему свободному покрою не сковывали движений в бою, а «бёрк» (шапка со шлыком) набивалась конским волосом и служила защитой головы, наподобие шлема. Булава и кривая сабля янычара довершали воинственный облик.

османские янычары

Реформы

Столь хорошо подготовленное в военном отношении и высокоинтеллектуальное сословие не могло долго мириться с отведенной ему ролью слепого орудия в руках султана. Хитрость в сочетании с силой побуждает несправедливо униженного бороться за власть. Командир янычар, пользуясь привилегиями, при каждом удобном случае оттеснял от выполнения полномочий султанских наместников, выражая претензии на большие свободы и полномочия.

В XVI веке казавшиеся нерушимыми традиции претерпевают изменения, в корпус избранных слуг монарха начинают принимать этнических турок. Несмотря на скромное жалование, выплачиваемое раз в 3-4 месяца, служба в войсках особого назначения считается престижной. Этому способствует высокое качество образования и растущее социальное влияние «новых солдат». К тому же, при выходе в отставку по выслуге лет янычары получали неограниченные карьерные возможности. За прием в их ряды своего отпрыска турецкие родители нередко давали солидный «бакшиш», иным словом, взятку.

Такое положение продолжаться долго не могло.

сабля янычара

Конец эпохи янычаров

Среди людей, интересующихся историей, до сих пор нет единого ответа на вопрос: «Были ли янычары предателями?» Однако, рассуждая логически, можно прийти к выводу о том, что обвинять в измене можно лишь тех, кто сознательно и в зрелом возрасте перешел на сторону врага и сделал это для получения каких-то личных выгод. Детям, отнятым у родителей, в течение долгих лет «промывали мозги», им внушали мысль о справедливости власти султана, их «отца». Следует отдать должное османскому владыке, он и в самом деле относился к своим личным гвардейцам-телохранителям, особо доверенным карателям, элитным воинам и полицейским по совместительству, как к собственным детям. Сабля янычара три века безотказно обрушивалась на головы непокорных независимо от того, были ли они чужеземцами или турками. Но в XIX столетии проверенный инструмент начал давать сбои.

Летом 1826 года янычарский корпус восстал против новых законов, принятых султаном Махмудом Вторым. Толпа вооруженных «башибузуков» пыталась взять штурмом резиденцию владыки в Стамбуле. Мятеж был беспощадно подавлен, корпус янычаров расформирован, а сами они почти все истреблены.

fb.ru

Некоторые параллели между янычарами и запорожскими казаками.: ekamer

Национальность.Запорожская Сечь: не были турками. Понятно, да?Янычары: не были турками.Корпус янычар был создан в 1365 г. Появились они при султане Мураде I  (он правил с 1359 по 1389 гг.) Мурад стал первым османским правителем принявшем титул «султан». Сначала корпус формировался с пленных христианских подростков и юношей 12-16 лет. Позже за счет «девширме» - налога «кровью». Им облагали христианское население империи. Его суть была в том, что из христианской общины в рабы султана брался каждый пятый неполовозрелый мальчик. В основном корпус янычар состоял из представителей балканских народов.Отношение к христианству.Запорожская Сечь. Были христианами.Янычары. Происходили из христианских семей и в их обучение, по-мимо ислама, входило христианское богословие.

Время появления.Янычары появились в 1365 году.Первое письменное упоминание (от 1489 г.) о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским.  Ясен пень, что Сечь появилась раньше, но, надо думать что Янычары, несколько старше. Хоть и не на много.

Суть организации.Запорожская Сечь. Военно-религиозный орден. Лыцари.Янычары. Военно-религиозный орден. «Товарищество Бекташа»

Отношение к женщинам.Запорожская Сечь. Женщины не допускались.Янычары. До 1566 года брак был под запретом.

Проживание.Запорожская Сечь. Жили "семьей", с боевыми побратимами в куренях. Куре́нь (от чагат. kuran «толпа», «племя», «отряд воинов»; «пекарня») — казачье (также в некоторых областях Украины) жилище, дом.Янычары. Жили "семьей", с боевыми побратимами в монастырях-казармах.

Отношение к котлу.Запорожская Сечь. В курене котлы (казаны) стояли на самом почетном месте и были всегда надраены до блеска. Они тоже играли роль символа воинского единства куреня.

Янычары. Ели янычары из одного котла (тур. Kazan). Последний у них почитался, как святыня и символ их военной части. Янычарские бунты начинались с того, что они переворачивали свои котлы.

Пехота.

Запорожцев и янычар объединяет и то, что главной ударной силой у них была великолепно вышколенная легкая пехота, сражающаяся почти без доспехов. Применялись (да и то редко) – разве что кольчуги.

Штаны.Запорожская сечь. Шаровары. широкие свободные штаны.Янычары. Шальвары. Широкие свободные штаны.

Шапка.Запорожская шапка со шлыком чертовски сходна с шапкой янычар: подчинение лично султану символизировал «бёрк» (он же «юскюф») - своеобразный головной убор «новых воинов», выполненный в виде рукава султанского халата, - мол, янычары находятся под рукой султана. А вы думали, что за кусок ткани падает им на плечи?

Внешность.Запорожская Сечь. Усы и оселедец.Янычары. Один в один.

Мелкое дополнение. Это народный украинский герой - казак Мамай. Правда хорош? И сидит по-турецки. И имя хорошее. И играет Мамай на кобзе (тюрк. кобыз).

Где, в каком еще народном эпосе можно найти героя Мамая? У ногайцев. В сказания о ногайских богатырях видное место занимает эпос «Орак (Урак) и Мамай». Оба они – реальные персонажи, жившие в 16 веке. Известно, что Мамай – сын ногайордынского улубия (великого князя) Мусы, который содействовал крымскому хану Мухаммед Гирею в завоевании Астрахани в 1523 г. Впрочем, эпический образ Мамая – собирателен, поскольку в нём отражена деятельность и другого персонажа – Ших-Мамая, жившего несколько позднее – в средине 16 века. Этот последний был противником улубия Исмаила, принявшего российское подданство и содействовавшего царю Ивану Грозному в завоевании Астрахани 1556 года.

Увлекательная вещь - история. не правда ли?

ekamer.livejournal.com

Кто такие янычары | Русская семерка

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

russian7.ru

Яначары в истории и в культуре

Яначары - (еничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 14-19 вв.

Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акнджи  (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулу

 (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1965 г. Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8—16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румплии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Яначары в истории и в культуре

Яначары патрулируют улицы Стамбула.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Тем самым власти решали и внутриполитическую задачу: создавали мощный противовес влиянию поместного войска (сипахи).

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи  были освобождены от девширме. Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы-мусульмане тоже добились от султана  права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 г. было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. 

Яначары в истории и в культуре

Султан Махмуд II с янычарами.

Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 г. янычары начинают брать и детей мусульман.

С конца 16 – начала 17 в. постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, например,  1622 и 1807 г.).

Яначары в истории и в культуре

Янычары во время осады Родоса.

Наконец, в 1826 г. корпус янычар был официально упразднен  указом султана Махмуда II, а бунт возмущённых указом янычар был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в учебные корпуса, где они не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 г. в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 г. корпус открылся для добровольцев-мусульман.

  • Основные функции вполняемые янычарами: завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана;
  • городская полиция.
  • Яначары в истории и в культуре
  • Ага янычар.

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак«ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбашии кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовалИстанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем былбейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечалталимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, былиРумели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе),Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую ортасолдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-ортасуществовали следующие чины:сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу(букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам,байрактар (знаменосец),векильхарч (квартирмейстер),одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). 

Яначары в истории и в культуре

Яначарский офицер.

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак«ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбашии кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовалИстанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем былбейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечалталимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, былиРумели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе),Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую ортасолдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-ортасуществовали следующие чины:сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу(букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам,байрактар (знаменосец),векильхарч (квартирмейстер),одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). 

Яначары в истории и в культуре

Янычарский офицер. Рисунок Джентиле Беллини. конец 15 в.

Оружие янычара с 1826 г. (после разгона янычарского корпуса)

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена изшерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех, однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались разные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы,бедрыши, алебарды,гвизармы), а также пистолеты (с 17 в.). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой котел (казан-и шериф).

 

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части[1]. Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом; в частности, войсковые барабаны были турецкого образа.

 

Образ янычар нашел разное и яркое отражение в русской культуре. Пушкин в своих «Подражаниях Корану» противопоставляет янычар как носителей воинской доблести и нравственности погрязшим в роскоши и изнеженности жителям «отрекшегося от Пророка» Стамбула, откуда на янычар начались гонения:

А.С. Пушкин.

Стамбул гяурынынче славят,А завтра кованой пятой,Как змия спящего, раздавятИ прочь пойдут — и так оставят.Стамбул заснул перед бедой.

Стамбул отрекся от пророка;В нем правду древнего ВостокаЛукавый Запад омрачил —Стамбул для сладостей порокаМольбе и сабле изменил.Стамбул отвык от поту битвыИ пьет вино в часы молитвы.

Там веры чистый луч потух:Там жены по базару ходят,На перекрестки шлют старух,А те мужчин в харемы вводят,И спит подкупленный евнух.

Но не таков Арзрум нагорный,Многодорожный наш Арзрум:Не спим мы в роскоши позорной,Не черплем чашей непокорнойВ вине разврат, огонь и шум.

Постимся мы: струею трезвойОдни фонтаны нас поят;Толпой неистовой и резвойДжигиты наши в бой летят.Мы к женам, как орлы, ревнивы,Харемы наши молчаливы,

Непроницаемы стоят.

Алла велик!       К нам из СтамбулаПришел гонимый янычар.Тогда нас буря долу гнула,И пал неслыханный удар.От Рущука до старой Смирны,От Трапезунда до Тульчи,Скликая псов на праздник жирный,Толпой ходили палачи;Треща в объятиях пожаров,Валились домы янычаров;Окровавленные зубцыВезде торчали; угли тлели;На кольях, скорчась, мертвецыОцепенелые чернели.Алла велик. Тогда султанБыл духом гнева обуян.

 

А почти полтора столетия спустя в «Болгарских стихах» А. Вознесенского запечатлелся другой образ, навеянный старинными песнями и легендами о «налоге кросью»:

 

 

  • А. Вознесенский.

Старая песня

По деревням янычары детей отбирают

 

Пой, Георгий, прошлое болит.На иконах — конская моча.В янычары отняли мальца.Он вернётся — родину спалит.

Мы с тобой, Георгий, держим стол.А в глазах — столетия горят.Братия насилуют сестёр.И никто не знает, кто чей брат.

И никто не знает, кто чей сын,Материнский вырезав живот.Под какой из вражеских личинРаненая родина зовёт?

Если я, положим, янычар,Не свои ль сжигаем алтари?Где чужие — можем различать,Но не понимаешь, где свои.

Вырванные груди волоча,Остолбеневая от любви,Мама, отшатнись от палача.Мама! У него глаза — твои.

 

<1968>

  • Для интересующихся более глубоко можно почитать:
  • Введенский Г. Э. «Янычары». Санкт-Петербург, Издательство «Атлант», 2003. — 176 с.
  • Николле Д. «Янычары» М., «АСТ», 2004 г.
  • Иногда янычар сравнивают с казаками, иногда противопоставляют. Об этом можно почитать здесь:
  • Чухлиб Т. «Казаки и янычары».  Киев, «Изд. дом Киево-Могилянская академия», 2010. — 446 с.

s30556663155.mirtesen.ru


Смотрите также