Несколько бурятских шапок. Шапки бурятов


Несколько бурятских шапок

27 июля 2014 года. Ранним утром выходного дня мы вновь отправляемся в дорогу, в центр Улан-Удэ, где нам предстоит найти традиционные бурятские головные уборы для пополнения коллекции создающегося музея. Заранее прояснив ситуацию, наметили пару мест в городе, которые имеет смысл посетить, остается лишь надеяться, что они открыты в выходной, но по прибытии по первому адресу выясняется: несмотря на вывешенный режим работы, где значится «без выходных», мы натыкаемся на закрытую дверь. Пытаемся созвониться с руководством магазина по номеру, указанному в Интернете – тщетно.

Едем по другому имеющемуся адресу, в пустынном торговом центре, где от силы ходит пара посетителей, находим искомое. В продаже - несколько реплик традиционных бурятских головных уборов, комплексы мужского национального костюма и всевозможная сувенирная продукция на данную тематику. Интересуемся у продавщицы, общительной дамы в возрасте, по национальности бурятки:

- А вы можете рассказать, какое значение имеет форма и цвета этого головного убора?

- Конечно, посмотрите: эта мужская шапка имеет форму конуса, или горы, поля загнуты наверх так, что между ними и самой «горкой» остается глубокая складка, опоясывающая голову. Сверху можно увидеть круглый или овальный элемент, обычно красного, желтого или золотистого цвета, а от него свисают вниз длинные тесемки такого же точно цвета. Основание шапки всегда окрашено в черный цвет, это – цвет земли, основы, на которой человек живет, по которой ходит всю свою жизнь. Далее следует конус, он обычно имеет синий цвет, это – цвет неба, форма означает стремление вверх, она пирамидальная, оптимальна для сбора светлой космической энергии добра. Эта энергия неба и всех светлых поступков человека собирается и сохраняется в углублении, образуемом кольцевой складкой между основанием шапки и ее основной частью. Головной убор венчает символ солнца, оно либо дневное, золотистое или желтое, либо вечернее или утреннее, красного цвета. От солнышка во все стороны расходятся лучики, которые выполнены тесемками цвета, соответствующего солнцу. То есть, каждый элемент шапки имеет важное значение. Конечно, сейчас встречаются многочисленные вариации и отклонения от классических цветов и конфигурации, продается много чисто декоративных шапок, отдаленно напоминающих традиционные, народные, что бытовали в старину у бурятов.

Такой замечательный экскурс в символику национального головного убора провела для нас эта женщина, с ее слов, ранее работавшая в налоговых органах, а на пенсии устроившаяся продавцом в магазин, чтобы помогать финансами детям и внукам.

Мы внимательно осмотрели весь ассортимент представленной продукции, остановив свой выбор на нескольких наиболее традиционных мужских и женских головных уборах, более того, взяли еще халат, красивый, выполненный из китайского синего шелка, прилагающийся к нему пояс-кушак и соответствующего цвета шапку. Дабы убедиться в том, что в музейной экспозиции этот комплекс национальной одежды будет смотреться достойно, попросили нашу собеседницу надеть приобретаемые экспонаты на Олега. В итоге выглядеть он стал как настоящий бурят, а на фото, снятом вместе с манекеном, установленном в торговом зале, нашего спутника почти не отличишь от славных жителей этих мест, сохраняющих свою национальную культуру вдали от столиц, посреди степей и сопок Забайкалья.

Женский головной бурятов немного отличается от мужского, но в целом в нем сохранен тот же глубокий сакральный смысл и семантика, характерная для кочевого народа, имеющего сложные, многоуровневые представления о мире. Женскую шапку украшают две красные ленты, свисающие сзади, а также жемчужные бусинки, нанизанные на нити, ниспадающие в височной области. В соседнем торговом зале представлена одежда шамана, лицо его закрыто длинными разноцветными лентами, в руках – большой бубен, с помощью которого шаман призывает духов и структурирует окружающее пространство. Все приобретенные изделия будут представлять культуру бурятов в Музее головных уборов, который впоследствии откроется в Вятских Полянах.

Следующим пунктом посещения стала площадь Советов, на которой установлен огромный бюст Ленина: вождь мирового пролетариата настолько гигантских размеров, что виден издалека, перекрывая собой часть фасада здания республиканской администрации. Мы не обошли вниманием и этот уникальный памятник эпохи социализма, тем более, жители города, встреченные нами ранее на улицах, настоятельно рекомендовали посетить именно центральную площадь города как один из наиболее популярных туристских объектов Улан-Удэ.

Далее наш путь лежит в Этнографический музей народов Забайкалья, расположенный в районе Берёзовка, в живописном сосновом бору. Вся территория музейного комплекса поделена на зоны, представляет собой тематический ансамбль разнообразных сооружений, каждое отражает ту или иную культуру многонационального населения республики, здесь представлены крестьянские дома, зимние и летние юрты коренных народов Бурятии, христианские и буддистские ритуальные сооружения и многое другое. Прогулка по территории музея – это приятное погружение в культуру и быт многих народов, составляющих население Забайкалья, здесь же проходят всевозможные праздники и фестивали.

Отдельным туристским объектом на территории музейного комплекса является мини-зоопарк, в нем собрана коллекция многих видов животных, обитающих в Забайкалье (медведи, волки, лисы, яки, олени, косули и хищные птицы, есть даже пара двугорбых верблюдов и настоящий тигры). Детвора с нескрываемым любопытством и восторгом знакомится с животными, хотя на нас эта часть экспозиции произвела не самое лучшее впечатление, все же, условия содержания животных оставляют желать лучшего, им требуется значительно большая площадь, просторные вольеры и условия, приближенные к естественным, в противном случае они сильно страдают, что отчетливо видно посетителям. Трое медведей в муках мечутся по совсем крохотной клетке, в которой даже нет тени, им негде спрятаться от палящих лучей солнца и от любопытных посетителей. В этом смысле передовой опыт зоопарков Австралии или Западной Европы был бы очень кстати.

Далее мы держим путь к самому прекрасному озеру, расположенному в ста с небольшим километрах от Улан-Удэ, к легендарному Байкалу, овеянному преданиями. Это – самое глубокое озеро и крупнейший резервуар пресной воды на нашей планете. По пути наслаждаемся прекрасными видами, открывающимися по обе стороны от автострады, для того, чтобы как можно ближе познакомиться с природой Забайкалья, мы по совету друзей направляемся на восточный берег озера, в район Гремячинска и Максимовки (последнюю нам особенно рекомендовали местные жители, считая это место самым красивым на Байкале). Долгая дорога приводит нас на пологий песчаный берег одного из красивейших озер планеты. Оставляем автомобиль на грунтовой дороге и направляемся на песчаный пляж, заполненный отдыхающими. Прямо перед нами – прекрасное, чистейшее озеро, противоположный берег его местами не виден, горные массивы уходят в туманную дымку, создавая прекрасную атмосферную дымку, на фоне которого темнеет полоса поверхности воды, на нас бегут почти метровой высоты волны, прямо как на берегу моря. Кстати, местные жители называют Байкал именно морем за его необъятные размеры и высокие волны, образующиеся в ветреную погоду.

Поблизости находим каменистую отмель, о гранитные валуны разбиваются кристально чистые волны озера-моря, а мы, радуясь долгожданной встрече с Байкалом, прилегли на камнях и, закрыв глаза, наслаждаемся плеском волн и свежим запахом воды и прибрежных трав. Каждый из нас многие годы мечтал побывать здесь, и вот, наконец, эта мечта обрела реальное воплощение. Красота этого озера непередаваема, оно обладает множеством уникальных свойств, перечислять которые можно до бесконечности. Прежде всего, Байкал – это самое чистое озеро в мире, прозрачность воды составляет 40 м., его средняя глубина – 744 м., а максимальная – 1642 м., длина береговой линии – 2000 км. В последние годы озеро привлекает большое количество туристов, на его берегах создаются новые и реконструируются уже имеющиеся объекты туристской инфраструктуры. Несмотря на низкую температуру воды, в Байкале можно искупаться, правда, совсем недолго, но поверьте, это многого стоит! Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь-Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила реку Енисей и стала выносить воды отца своему любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял её. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается её началом.

Насладившись красотой озера, мы едем на север, в сторону поселка Максимовка, в районе которого нам предстоит провести ночь на берегах величественного Байкала. Мы долго несемся по качественному шоссе, а затем – по грунтовой дороге, засыпанной щебнем, огибая высокие мысы, вскоре навигатор приводит нас на территорию бывшего пионерского лагеря, переоборудованного в зону отдыха для не требовательных к условиям проживания туристов, готовых мириться с некоторыми бытовыми издержками.

Приветливые сотрудницы базы отдыха предоставляют нашему экипажу четырехместный деревянный домик, стоящий среди соснового бора в паре минут ходьбы от песчаного пляжа. Первым делом мы направляемся купаться, дабы реализовать давнюю мечту. Спускаемся на пляж, поблизости стоят несколько кемпинговых палаток, отдыхающие целыми семьями выбираются на берег, сидят у костра, а воду для готовки пищи и для питья берут прямо из озера. Заходим в воду, а она совсем холодная, от силы градусов 12-15! Вначале все тело обжигает холодом, а затем, по мере привыкания, начинаешь немного согреваться, заходя по пологой песчаной отмели как можно глубже. Главное – решительно окунуться целиком в воду, а лучше нырнуть в нее с головой. Ощущение чистоты и свежести тотчас же овладевает вами, но долго в такой воде не поплаваешь, лишь пару-тройку минут, а затем нужно неспешно выйти на берег и согреться на ярком солнышке или у костра. Нам вода не показалась очень холодной, в ней вполне можно провести 5-10 минут. Восторгам нашим нет предела: веселимся как дети, поднимая море брызг, ныряя в кристально чистые воды Байкала. Наверное, было бы неплохо надеть гидрокостюм, маску, трубку и ласты, поплавать в удивительно прозрачной воде озера как можно дольше, но, к сожалению, возить по миру такое оборудование очень проблематично, потому мы довольствуемся лишь возможностью чуточку поплавать в ледяной воде озера.

Затем идем на ужин, приготовленный специально для нас в столовой, при въезде на базу отдыха. Солнце клонится к закату, окрашивая пейзажи в удивительные пурпурно-красные и фиолетовые цвета, над различимыми на противоположном берегу горными массивами тянутся пушистые облака, спускаясь к основаниям горных склонов, солнечные лучи преломляются в легкой атмосферной дымке, перед нами открываются потрясающие воображение, торжественные картины яркого, колоритного заката на Байкале, наблюдаемого нами в этом месте впервые в жизни. Шелест волн, разбивающихся о прибрежные гранитные глыбы, алая дорожка солнечного света на поверхности воды, запах свежести и чистоты, дуновение ветра, - созерцание этой идиллической картины вызывает в душе самые восторженные ощущения. Ради этого заката стоило родиться на свете, прожить свои годы, пуститься в путешествие вокруг Земли, а затем уже оказаться в столь потрясающем воображение месте.

Но это еще не все, впереди нас ждет настоящая деревенская баня с березовыми веничками, а затем – ночное купание в студеных водах Байкала под яркими звёздами. Специально для нас местный сторож, полюбивший эти места и переехавший сюда на постоянное место жительства, затопил баню, и пока мы ужинали, она выстоялась. В последний раз мы парились в русской бане в Санкт-Петербурге, 7 апреля, прежде чем покинули пределы России, отправившись в кругосветное путешествие.

Глубокой ночью, после очередной парки, сидя на крылечке под яркими сибирскими звездами, мы молча наслаждаемся прекрасным моментом, когда сбываются давние мечты, а мир вокруг видится совершенным, его божественная красота и необычайная притягательная сила Большой воды заставляет душу трепетать и испытывать настоящий катарсис, квинтессенцию чувств, которые невозможно передать словами. Лишь тишина созерцательности способна приблизить нас к ощущению единения с красотой Творения.

Поздней ночью, разогревшись в парной, мы идем купаться в студеных водах Байкала, когда миллионы ночных светил отражаются в ставших тихими и спокойными водах великого озера. А затем, взбодрившись, смыв всю многодневную усталость и напряжение долгого пути, мы не можем удержаться, и стоя у кромки воды, поем старую русскую народную песню. Слова ее разносятся гулким эхом над поверхностью воды:

«…По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах,

Бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…»

Широта русской души сопоставима с необъятными просторами нашей огромной страны, с ее безбрежными лесами, лугами, горами, болотами, реками и озерами, в такой момент уже невозможно выразить свой восторг иначе, кроме как просто молчать, или петь. В ночной тиши над гладью Байкала разносится звук человеческого голоса, слова старинной песни, в них – великая вселенская тоска, надежда и бесконечная любовь, неизбывность великой русской печали, мудрого принятия мироздания во всех его формах и проявлениях.

«…Отец твой давно уж в могиле землею сырою зарыт,

А брат твой в далекой Сибири давно кандалами зенит…»

www.irk.kp.ru

Головной убор

- юудэн малгай (шапка-капюшон) - цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин, цельнокроеных: верх выкраивался вместе с наушниками и мысиками, узким в налобной и широким в затылочной части. Ткань - сукно черного или синего цвета, как и субу - накидка, одеваемая в непогоду. Такая одежда бытовала у бурят степных районов: закаменских, джидинских, агинских бурят. У монголов подобная шапка называлась юбан, у казахов - башлык.

- хасабшатай малгай (шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставлялись выступы, которые в теплую погоду заворачивались вверх вместе с наушниками. В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети.

- тойробшо малгай (конусообразная с загнутым верхом и пришитыми краями) - летний вариант шапки с ушами. Ее также носили и мужчины, и женщины и дети.

- шобогор малгай (островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи) - такую шапку считали головным убором монголов, лам, принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие).

- татар малгай - татарская шапка. В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Эта шапка называлась «татар малгай» - (т.е. «татарская»), подобная форма шапки бытовала у многих народов.

- халюун малгай - нарядная шапка из выдры. Ее носили иркутские буряты. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области - особенно пожилые люди - иногда носят их и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной. Женщины надевали шапки «бизга» или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок:

Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор

юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из 2-х половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду.

Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ. (Р. Бадмаева).

Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки - козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша.

Очень было важно, чтобы швы были ровными, если шов был кривой, то такой головной убор нельзя было носить. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - «32 поколения монголоязычных народов».Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.

Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой.

Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющимся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой.

www.ayaganga.ru

Мастерская костюма

Бурятская национальная одежда состоит из шапки, дэгэла (костюма) и обуви – эрмэг гутал. Шапка оканчивается кисточкой, которая символизирует лучи солнца, связанные с космосом. Голубая ткань шапки - это небо, отделка из темного меха внизу символизирует Байкал. Дэгэл – национальный костюм, расшитый золотыми узорами, состоит из самого костюма дэгэла и ожа, сшитого по очень сложной выкройке. На костюме крепятся боковые украшения, состоящие из знака сансары с чеканным изображением дракона Ло в середине, и в два или три ряда атрибуты женских украшений, имеющих специальное назначение для ухода за кожей либо за ногтями.

«В Бурятии в старину почти в каждом улусе жил мастер, будь то чеканщик или резчик по дереву. При дацанах работали талантливые иконописцы и скульпторы.

Наиболее древним приемом бурятских мастеров была насечка серебром и оловом по железу. Изделия выполнялись в технике литья, чеканки, гравировки, филиграни, золочения, зерни, инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями.

Обязательным элементом парадного украшения и мужчин, и женщин были ножи – хутага. Ножу приписывалась магическая функция оберега от всякого зла. Когда в семье рождался мальчик, у его изголовья сразу же клали нож. С ножом связывалось представление о мужском духе – хранителе рода, поэтому его очень ценили, передавали от отца к сыну. Рукоять и ножны богато украшались серебряными накладками, нередко инкрустированными каменьями. Изготовлялись ножи с накладками из тонких серебряных пластин, украшенных изображениями драконов, львов, летучих мышей, «узла счастья».

К числу старинных предметов относятся и огнива – хэтэ. Они состоят из стального бруска-кресала и небольшого кожаного футляра для хранения кремня и трута. Для огнива брали кожу темного цвета, на которой ярко выделялись серебряные накладки. Наряду с ножом и огнивом непременной деталью мужского одеяния были подвески. Все украшения богато орнаментированы понятными каждому буряту символами. Отвага, сила, удача сопутствовали владельцу этих предметов.

Веками вырабатывался порядок, по которому женщина-бурятка носила украшения, соответствующие тому или иному возрасту. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Кроме того, несколько ниток кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Особое пристрастие бурят к дорогому камню – он поступал транзитным путем, его покупали у купцов, расплачиваясь скотом, – объясняется поверьем, что коралл приносит счастье.

Многочисленны женские накосные украшения. У бурятки на концах кос были привязаны фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же украшенное насечкой кольцо. Кроме того, судя по старым фотографиям и сведениям пожилых людей, девушки и молодые женщины носили на всех пальцах, кроме среднего и большого, кольца и перстни.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы – гуу. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам. На круглых гуу узоры композиционно строятся почти по одной схеме: вписанное в круг стилизованное изображение дракона, «бесконечного узла счастья», или драгоценности – чинтамани. Квадратные гуу, как правило, в центре имеют чеканное изображение знака тибетского письма, а вокруг в ритмическом порядке располагаются восемь буддийских драгоценностей.

www.ayaganga.ru

Несколько бурятских шапок

27 июля 2014 года. Ранним утром выходного дня мы вновь отправляемся в дорогу, в центр Улан-Удэ, где нам предстоит найти традиционные бурятские головные уборы для пополнения коллекции создающегося музея. Заранее прояснив ситуацию, наметили пару мест в городе, которые имеет смысл посетить, остается лишь надеяться, что они открыты в выходной, но по прибытии по первому адресу выясняется: несмотря на вывешенный режим работы, где значится «без выходных», мы натыкаемся на закрытую дверь. Пытаемся созвониться с руководством магазина по номеру, указанному в Интернете – тщетно.

Едем по другому имеющемуся адресу, в пустынном торговом центре, где от силы ходит пара посетителей, находим искомое. В продаже - несколько реплик традиционных бурятских головных уборов, комплексы мужского национального костюма и всевозможная сувенирная продукция на данную тематику. Интересуемся у продавщицы, общительной дамы в возрасте, по национальности бурятки:

- А вы можете рассказать, какое значение имеет форма и цвета этого головного убора?

- Конечно, посмотрите: эта мужская шапка имеет форму конуса, или горы, поля загнуты наверх так, что между ними и самой «горкой» остается глубокая складка, опоясывающая голову. Сверху можно увидеть круглый или овальный элемент, обычно красного, желтого или золотистого цвета, а от него свисают вниз длинные тесемки такого же точно цвета. Основание шапки всегда окрашено в черный цвет, это – цвет земли, основы, на которой человек живет, по которой ходит всю свою жизнь. Далее следует конус, он обычно имеет синий цвет, это – цвет неба, форма означает стремление вверх, она пирамидальная, оптимальна для сбора светлой космической энергии добра. Эта энергия неба и всех светлых поступков человека собирается и сохраняется в углублении, образуемом кольцевой складкой между основанием шапки и ее основной частью. Головной убор венчает символ солнца, оно либо дневное, золотистое или желтое, либо вечернее или утреннее, красного цвета. От солнышка во все стороны расходятся лучики, которые выполнены тесемками цвета, соответствующего солнцу. То есть, каждый элемент шапки имеет важное значение. Конечно, сейчас встречаются многочисленные вариации и отклонения от классических цветов и конфигурации, продается много чисто декоративных шапок, отдаленно напоминающих традиционные, народные, что бытовали в старину у бурятов.

Такой замечательный экскурс в символику национального головного убора провела для нас эта женщина, с ее слов, ранее работавшая в налоговых органах, а на пенсии устроившаяся продавцом в магазин, чтобы помогать финансами детям и внукам.

Мы внимательно осмотрели весь ассортимент представленной продукции, остановив свой выбор на нескольких наиболее традиционных мужских и женских головных уборах, более того, взяли еще халат, красивый, выполненный из китайского синего шелка, прилагающийся к нему пояс-кушак и соответствующего цвета шапку. Дабы убедиться в том, что в музейной экспозиции этот комплекс национальной одежды будет смотреться достойно, попросили нашу собеседницу надеть приобретаемые экспонаты на Олега. В итоге выглядеть он стал как настоящий бурят, а на фото, снятом вместе с манекеном, установленном в торговом зале, нашего спутника почти не отличишь от славных жителей этих мест, сохраняющих свою национальную культуру вдали от столиц, посреди степей и сопок Забайкалья.

Женский головной бурятов немного отличается от мужского, но в целом в нем сохранен тот же глубокий сакральный смысл и семантика, характерная для кочевого народа, имеющего сложные, многоуровневые представления о мире. Женскую шапку украшают две красные ленты, свисающие сзади, а также жемчужные бусинки, нанизанные на нити, ниспадающие в височной области. В соседнем торговом зале представлена одежда шамана, лицо его закрыто длинными разноцветными лентами, в руках – большой бубен, с помощью которого шаман призывает духов и структурирует окружающее пространство. Все приобретенные изделия будут представлять культуру бурятов в Музее головных уборов, который впоследствии откроется в Вятских Полянах.

Следующим пунктом посещения стала площадь Советов, на которой установлен огромный бюст Ленина: вождь мирового пролетариата настолько гигантских размеров, что виден издалека, перекрывая собой часть фасада здания республиканской администрации. Мы не обошли вниманием и этот уникальный памятник эпохи социализма, тем более, жители города, встреченные нами ранее на улицах, настоятельно рекомендовали посетить именно центральную площадь города как один из наиболее популярных туристских объектов Улан-Удэ.

Далее наш путь лежит в Этнографический музей народов Забайкалья, расположенный в районе Берёзовка, в живописном сосновом бору. Вся территория музейного комплекса поделена на зоны, представляет собой тематический ансамбль разнообразных сооружений, каждое отражает ту или иную культуру многонационального населения республики, здесь представлены крестьянские дома, зимние и летние юрты коренных народов Бурятии, христианские и буддистские ритуальные сооружения и многое другое. Прогулка по территории музея – это приятное погружение в культуру и быт многих народов, составляющих население Забайкалья, здесь же проходят всевозможные праздники и фестивали.

Отдельным туристским объектом на территории музейного комплекса является мини-зоопарк, в нем собрана коллекция многих видов животных, обитающих в Забайкалье (медведи, волки, лисы, яки, олени, косули и хищные птицы, есть даже пара двугорбых верблюдов и настоящий тигры). Детвора с нескрываемым любопытством и восторгом знакомится с животными, хотя на нас эта часть экспозиции произвела не самое лучшее впечатление, все же, условия содержания животных оставляют желать лучшего, им требуется значительно большая площадь, просторные вольеры и условия, приближенные к естественным, в противном случае они сильно страдают, что отчетливо видно посетителям. Трое медведей в муках мечутся по совсем крохотной клетке, в которой даже нет тени, им негде спрятаться от палящих лучей солнца и от любопытных посетителей. В этом смысле передовой опыт зоопарков Австралии или Западной Европы был бы очень кстати.

Далее мы держим путь к самому прекрасному озеру, расположенному в ста с небольшим километрах от Улан-Удэ, к легендарному Байкалу, овеянному преданиями. Это – самое глубокое озеро и крупнейший резервуар пресной воды на нашей планете. По пути наслаждаемся прекрасными видами, открывающимися по обе стороны от автострады, для того, чтобы как можно ближе познакомиться с природой Забайкалья, мы по совету друзей направляемся на восточный берег озера, в район Гремячинска и Максимовки (последнюю нам особенно рекомендовали местные жители, считая это место самым красивым на Байкале). Долгая дорога приводит нас на пологий песчаный берег одного из красивейших озер планеты. Оставляем автомобиль на грунтовой дороге и направляемся на песчаный пляж, заполненный отдыхающими. Прямо перед нами – прекрасное, чистейшее озеро, противоположный берег его местами не виден, горные массивы уходят в туманную дымку, создавая прекрасную атмосферную дымку, на фоне которого темнеет полоса поверхности воды, на нас бегут почти метровой высоты волны, прямо как на берегу моря. Кстати, местные жители называют Байкал именно морем за его необъятные размеры и высокие волны, образующиеся в ветреную погоду.

Поблизости находим каменистую отмель, о гранитные валуны разбиваются кристально чистые волны озера-моря, а мы, радуясь долгожданной встрече с Байкалом, прилегли на камнях и, закрыв глаза, наслаждаемся плеском волн и свежим запахом воды и прибрежных трав. Каждый из нас многие годы мечтал побывать здесь, и вот, наконец, эта мечта обрела реальное воплощение. Красота этого озера непередаваема, оно обладает множеством уникальных свойств, перечислять которые можно до бесконечности. Прежде всего, Байкал – это самое чистое озеро в мире, прозрачность воды составляет 40 м., его средняя глубина – 744 м., а максимальная – 1642 м., длина береговой линии – 2000 км. В последние годы озеро привлекает большое количество туристов, на его берегах создаются новые и реконструируются уже имеющиеся объекты туристской инфраструктуры. Несмотря на низкую температуру воды, в Байкале можно искупаться, правда, совсем недолго, но поверьте, это многого стоит! Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь-Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила реку Енисей и стала выносить воды отца своему любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял её. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается её началом.

Насладившись красотой озера, мы едем на север, в сторону поселка Максимовка, в районе которого нам предстоит провести ночь на берегах величественного Байкала. Мы долго несемся по качественному шоссе, а затем – по грунтовой дороге, засыпанной щебнем, огибая высокие мысы, вскоре навигатор приводит нас на территорию бывшего пионерского лагеря, переоборудованного в зону отдыха для не требовательных к условиям проживания туристов, готовых мириться с некоторыми бытовыми издержками.

Приветливые сотрудницы базы отдыха предоставляют нашему экипажу четырехместный деревянный домик, стоящий среди соснового бора в паре минут ходьбы от песчаного пляжа. Первым делом мы направляемся купаться, дабы реализовать давнюю мечту. Спускаемся на пляж, поблизости стоят несколько кемпинговых палаток, отдыхающие целыми семьями выбираются на берег, сидят у костра, а воду для готовки пищи и для питья берут прямо из озера. Заходим в воду, а она совсем холодная, от силы градусов 12-15! Вначале все тело обжигает холодом, а затем, по мере привыкания, начинаешь немного согреваться, заходя по пологой песчаной отмели как можно глубже. Главное – решительно окунуться целиком в воду, а лучше нырнуть в нее с головой. Ощущение чистоты и свежести тотчас же овладевает вами, но долго в такой воде не поплаваешь, лишь пару-тройку минут, а затем нужно неспешно выйти на берег и согреться на ярком солнышке или у костра. Нам вода не показалась очень холодной, в ней вполне можно провести 5-10 минут. Восторгам нашим нет предела: веселимся как дети, поднимая море брызг, ныряя в кристально чистые воды Байкала. Наверное, было бы неплохо надеть гидрокостюм, маску, трубку и ласты, поплавать в удивительно прозрачной воде озера как можно дольше, но, к сожалению, возить по миру такое оборудование очень проблематично, потому мы довольствуемся лишь возможностью чуточку поплавать в ледяной воде озера.

Затем идем на ужин, приготовленный специально для нас в столовой, при въезде на базу отдыха. Солнце клонится к закату, окрашивая пейзажи в удивительные пурпурно-красные и фиолетовые цвета, над различимыми на противоположном берегу горными массивами тянутся пушистые облака, спускаясь к основаниям горных склонов, солнечные лучи преломляются в легкой атмосферной дымке, перед нами открываются потрясающие воображение, торжественные картины яркого, колоритного заката на Байкале, наблюдаемого нами в этом месте впервые в жизни. Шелест волн, разбивающихся о прибрежные гранитные глыбы, алая дорожка солнечного света на поверхности воды, запах свежести и чистоты, дуновение ветра, - созерцание этой идиллической картины вызывает в душе самые восторженные ощущения. Ради этого заката стоило родиться на свете, прожить свои годы, пуститься в путешествие вокруг Земли, а затем уже оказаться в столь потрясающем воображение месте.

Но это еще не все, впереди нас ждет настоящая деревенская баня с березовыми веничками, а затем – ночное купание в студеных водах Байкала под яркими звёздами. Специально для нас местный сторож, полюбивший эти места и переехавший сюда на постоянное место жительства, затопил баню, и пока мы ужинали, она выстоялась. В последний раз мы парились в русской бане в Санкт-Петербурге, 7 апреля, прежде чем покинули пределы России, отправившись в кругосветное путешествие.

Глубокой ночью, после очередной парки, сидя на крылечке под яркими сибирскими звездами, мы молча наслаждаемся прекрасным моментом, когда сбываются давние мечты, а мир вокруг видится совершенным, его божественная красота и необычайная притягательная сила Большой воды заставляет душу трепетать и испытывать настоящий катарсис, квинтессенцию чувств, которые невозможно передать словами. Лишь тишина созерцательности способна приблизить нас к ощущению единения с красотой Творения.

Поздней ночью, разогревшись в парной, мы идем купаться в студеных водах Байкала, когда миллионы ночных светил отражаются в ставших тихими и спокойными водах великого озера. А затем, взбодрившись, смыв всю многодневную усталость и напряжение долгого пути, мы не можем удержаться, и стоя у кромки воды, поем старую русскую народную песню. Слова ее разносятся гулким эхом над поверхностью воды:

«…По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах,

Бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…»

Широта русской души сопоставима с необъятными просторами нашей огромной страны, с ее безбрежными лесами, лугами, горами, болотами, реками и озерами, в такой момент уже невозможно выразить свой восторг иначе, кроме как просто молчать, или петь. В ночной тиши над гладью Байкала разносится звук человеческого голоса, слова старинной песни, в них – великая вселенская тоска, надежда и бесконечная любовь, неизбывность великой русской печали, мудрого принятия мироздания во всех его формах и проявлениях.

«…Отец твой давно уж в могиле землею сырою зарыт,

А брат твой в далекой Сибири давно кандалами зенит…»

www.dv.kp.ru

Бурятская национальная одежда | Интересные факты

Бурятская национальная одеждаБурятская национальная одеждаРазумеется, сегодня вы вряд ли встретите кого-либо в Бурятии, каждый день одевающего национальную одежду.

А в древности эта одежда была богато украшена ожерельями, бусами, которые изготавливали из кораллов. Иногда использовали и нефрит, янтарь, причем нешлифованный, малахит или серебряные монеты.

Часто надевают такую национальную одежду на праздник, который является самым главным у бурятского народа,  - праздник Сурхарбаан.

Любой национальный костюм включает в себя шапку, костюм, или дэгэл, а также обувь, которая называется эрмэг гутал.

На конце шапки, как правило, имеется кисточка. Она является символом солнца, а это не что иное, как связь с космосом. Шапка обычно шьется из голубой ткани. Таким образом, становится понятно, что речь идет о небосводе. Отделка шапки обычно представляет собой темный мех, причем отделывают шапку снизу. Отделка снизу является символом озера Байкал.

Дэгэл – это национальный костюм, который расшивают колотыми узорами. Он состоит из непосредственно костюма, который носит название дэгэл, а также из ожа, который шьют по весьма сложным выкройкам.

По бокам костюма пришивают самые разные украшения. В первую очередь, они вышиваются в форме знака сансары. Также присутствует и изображение дракона Ло, его изображение помещают в середину орнамента. В два или три ряда одежда украшается женскими украшениями, у которых имеется свое предназначение. Они необходимы для того, чтобы ухаживать на ногтями или же за кожей.

Кроме парадного костюма, на время праздников было принято украшать себя самыми разными атрибутами, как то: ножами. Причем ножами украшали свои одежды как женщины, так и мужчины.

Нож сам по себе имел магическое влияние, как считали еще древние. Его магическая функция сводилась к тому, что он защищал людей от злого влияния. Если рождался мальчик, то у изголовья его колыбели в обязательном порядке складывали нож или клинок.

Клинок также символизировал мужской дух, то ест дух хранителя рода. Именно поэтому старинные ножи передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. Рукоять и ножны всегда богато украшались, причем делали украшения из серебра или инкрустировали камнями.

Все ножи, как правило, изготавливались с накладками, которые делали из пластин серебра. Их, в свою очередь, украшали изображениями драконов, львов, летучих мышей, а также часто на таких ножах можно было найти и узел счастья.

Похожие статьи:

baikal.net