shot_story. Шапки гондолы


О гондольерах. (Венеция, Италия)

«И гундолы рубили привязь, Точа о пристань тесаки» (Б. Пастернак) «Гондол безмолвные гроба, холодный ветер из лагуны» (А. Блок).

Не следует удивляться разнице в ударении – это русская традиция перевода, чтобы удобнее рифмовать «гондола – баркарола». Сами итальянцы ставят ударение на первом слоге.

Представители этой редчайшей профессии живут в одном городе – Венеции. Их всего 425 человек. Не знаю, входит ли в это число единственная женщина-гондольер, мировая сенсация, обошедшая все газеты. Как и положено, в наш странный век нашлась женщина, пожелавшая овладеть еще одной строго мужской профессией, испытывая сильнейшее противодействие, аресты…

А ведь когда-то в Венеции насчитывалось около 14 000 гондол. Первое упоминание об этой особенной лодке было еще в 1094 году. Хотя «расцвет» гондолы пришелся, конечно, на более позднее время.

Гондола получила свое название от gonger – «морской угорь». И с виду похожа, и цветом. Впрочем, по поводу черного цвета существует чисто венецианская легенда о старом доже, к чьей жене приплывал c понятными намерениями неизвестный на черной гондоле. И не в состоянии пресечь хитрости молодой жены, дож просто повелел перекрасить все гондолы в одинаковый цвет, дабы скрыть позорную тайну от многочисленных любопытных глаз. Впрочем, была в Венеции в XVIII веке и кампания борьбы с привычной расточительностью и роскошью.

Кстати, сейчас снова борются за «чистоту» идеи гондолы: черная лодка, темные сиденья, за применение украшений собираются лишать лицензии. И песни теперь предписываются петь строго венецианские, а не традиционную неаполитанскую O Sole Mio, которой развлекали туристов на протяжении многих лет. Да и не поют гондольеры, певцы нанятые стараются: работа на лодке тяжелая, физическая, не до песен. Хотя когда-то баркаролы и серенады приписывались к исконному песенному жанру венецианских лодочников.

Устройство гондолы довольно простое, хотя делается каждая лодка под человека. Три года из девяти разных пород дерева, собирая из почти трех сотен частей, мастер готовит лодку под конкретного будущего владельца. Того единственного, кто заплатит за нее 40 000 евро и будет править ею всю свою оставшуюся жизнь… Того, кого самого приучал к ремеслу отец, проводя «малые тренировки» на дальних и небольших каналах.

Потом школа: 3 года на теорию, год – на практику (ухаживать, чистить, парковать – что-то напоминает, правда?), полгода в Институте по туризму (от наших отличается только предметами, связанными с навигацией, да и частично – историей искусств), экзамены в Промышленной палате, стажировка в Институте гондольеров, и наконец – долгожданная лицензия.

Можно, конечно, попробовать «с улицы», с налету получить пресловутую лицензию. Но (информация изустная и нескольких лет давности) стоит это удовольствие очень недешево.

И неразговорчивы эти парни в тельняшках (дань уважения к иностранцам). Нет, о чем угодно – пожалуйста. Но о своей работе – ни слова. Интервью дается только самим президентом Венецианской Ассоциации гондольеров.

Гондола – плоскодонная, длина ее строго 11 метров, ширина – около полутора, а левый бок шире правого. Эти 24 сантиметра разницы и позволяют управлять, выравнивать, поворачивать, вращать лодку. Корма и нос подняты вверх. В море на гондоле не выйдешь – все строго веками рассчитывалось на каналы.

Есть верхняя отметка – ferro – в форме шапки дожа, для определения, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостиком. А весло одно, зато очень тяжелое – объясняется частой узостью каналов. Этим веслом, точнее, двумя основными движениями, и управляется лодка размером с грузовичок и весом под 600 килограммов. И ходит гондола зигзагом – тоже из-за узости каналов. Техника движения – толчковая, раскачивающая. При этом сами движения гондольеров, действительно, очень плавные, даже грациозные.

Исключением из правил постройки гондол случаются только во время регаты (соревнований).

И. Гёте сравнивал гондолы с колыбелью, с похоронными носилками наверху. Так сказать мог поэт.

Отражения в воде. Дома, растущие прямо из воды. В некоторые из них можно попасть только с воды. К парадной подплываешь, дальше – как обычно, только отряхиваясь от брызг…

Нельзя в Венеции без гондол: любой колесный транспорт запрещен, велосипед, в том числе. Запрещены были даже лошади – не проскакать. Очень забавно выглядит сетование русского деятеля из XVII века, что и саней в Венеции нет… Никак нельзя без гондол. Хотя существует давно и государственный водный транспорт на дизельном топливе, любое другое запрещено (экология), за исключением полиции.

Но и гондольеры жить не могут без своей гондолы. И Венеции. И вполне приличных заработков. Профессия всегда была престижной и высокооплачиваемой. И сейчас билетик на гондолу стоит в 100 раз дороже билета на обычный водный государственный катер. Но все же не только в деньгах дело. От отца к сыну передается еще и любовь.

«Ночь светла; в небесном поле Ходит Веспер золотой, Старый Дож плывет в гондоле С Догарессой молодой». (А.Пушкин)

turbina.ru

Венеция. Оперный герой. - Shot-story

Венеция. Гондольеры. Фотограф: Константин Калишко. Venice, gondoliers. Photographer: Konstantin Kalishko.

Гондольер – персонаж, настолько соответствующий театральному духу города, что его перестаешь воспринимать, как человека. Скорее, как красочную, обязательную деталь венецианских декораций. На данный момент в Венеции 425 человек официально носят классическую униформу гондольера – черные брюки, футболка в полоску и соломенная шляпа с лентой. Цвет ленты сезонный: летом – в тон внутренней обивки гондолы, зимой – черный.

За головными уборами гондольеры ходят в магазин Джулианы Лонго. Ее семья занимается шитьем традиционных гондольерских шляп уже более ста лет. И на данный момент это единственный подобный мастер в Венеции.

Венеция, гондольеры. Фотограф: Константин Калишко. Venice, Bacino Orseolo. Photographer: Konstantin Kalishko

Веками гильдия гондольеров была привилегированным «клубом». Пройти изнурительное обучение и сдать экзамены было недостаточно. Лицензия на вождение гондолы передавалась только по наследству. С 1990-х гг закон разрешил выдачу лицензии для «посторонних». А в 2010 г. корпорация даже приняла в свои ряды женщину. Первый случай за тысячу лет!

Однако фактически гондольеры остаются чрезвычайно закрытой, мужской и очень обеспеченной кастой.Лучший способ понаблюдать за гондольерами в естественной обстановке – прийти рано утром к Bacino Orseolo, небольшой заводи на северо-западном краю площади Сан Марко. Это «гараж для гондол», где многие паркуют лодки на ночь. Здесь гондольеры начинают рабочий день, переоблачаются и с изяществом маневрируют среди десятков скученных гондол, выходя на открытую воду.

Место: Италия, Венеция, Гранд КаналLocation: Italy, Venice, Grand Canal

shot-story.livejournal.com

Гондола-гондола - mccuntzы мы...

Наснимала за несколько лет изрядную коллекцию украшений для гондолы. Вот думаю, а чего б не выложить.На гондоле я плавала дважды. Раз — в первый приезд, лет 15 назад, в порыве группового безумия, и раз — в предпоследний приезд. Отплыли от тихого причала у Формозы, насилу уговорив пухлого чернявенького гондольера не петь нам, как он поначалу угрожал.

И знаете что? Плыть на гондоле - это прекрасно.

Venezia 2007 063

Нет, конечно, поначалу неловко: и про себя всё понимаешь - повелась-де на дешёвую символику, и про них - гондольеры выжиги, и экстерьером они давно уступают молоденьким матросам-маринайо, обслуживающим вапоретто.Но все эти прагматические мысли остаются за бортом лодки, которая плывет плавно и неслышно, а движения весла соразмерны стуку сердца. Лаковый борт сияет как генеральский сапог, морской конек на корме указывает путь. Шоффэр, на острова. В сирэнь, шоффэр, в сирэнь.

Гондолы строят до сих пор. 400 килограмм шика и элегантности. Несколько "скверо" - небольших верфей в городе уцелели. Там также реставрируют пожившие лодки. Гондола дает работу десяткам мастеров, и сохраняет многие традиции и ремесла.

Помимо своей неоспоримой элегантности, гондола идеально скроена — плоскодонка, она идеально подходит к лагуне, окружающей Венецию, и может плавать в очень мелкой воде.

Наиболее важной особенностью гондолы считается ее продольная асимметриия: киль не прям, а изогнут вправо, а уключина для весла установлена слева. Кривизна эта была присуща гондоле не всегда — на картинах 17-го века гондолы прямые как школьные линейки — посмотрите на картины Каналетто, например.

Существуют очень строгие правила строительства, которые устанавливают длину лодки - 10,75 м, и ее ширину — 1,38 м. 280 деталей в восемь пород древесины: лиственница, ель, дуб, вяз, вишня, красное дерево, орех, и липа. Конструкция лодки меняется, но постепенно и незаметно. Так, в прошлом веке с гондол исчезли felze — кабинки, которые служили для защиты пассажиров от холода и от посторонних глаз. Зато был закреплен законом и сохранился до сих пор черный цвет лодки — как следствие давней борьбы венецианских властей против роскоши, с которой дворяне и купцы украшали свои лодки. Цвет также связан с использованием смолы в качестве герметика, и совершенно не имеет никакого отношения к трауру. Погребальные лодки в Венеции были лиловыми...

Исключение - цветные гоночные гондолы, участвующие в регатах:

Venezia_0082

Гондола дает работу десяткам мастеров, и сохраняет многие традиции и ремесла.

Venezia_0348

Venezia 355

Баковая надстройка лодки, fiuboni, имеет форму крыши и украшена резьбой, инкрустацией и позолотой.

Venezia_0810

Venezia_0564

Venezia _0929

Venezia_0417

Venezia_0926

Venezia_0925

Флагштоки:

Venezia_0319

Venezia_0521

Venezia 2007 268

Venezia _0997

Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Гондолы носят имена - хозяина ли, его жены или матушки. У нашего гондольера лодка звалась именами его детей.

Venezia_0565

Venezia_0884 (2)

От непогоды гондольер тщательно укрывает ее попонкой:

Venezia_0842 (2)

Стальные балансиры ferro di prua на носу напоминает формой шапочку дожа, а ferro di poppa или risso (ricciolo) — движение веслом по спирали, которое совершает гондольер.

Venezia 2007 087

Venezia_0314

Venezia_0322

Venezia_0117 (2)

Venezia_0323

Venezia_0325

Venezia_0876 (2)

Venezia_0863 (2)Лодки живут дольше своих хозяев

А это parecio — съемные части лодки: сидения и их спинки, отчаянно позолоченные и украшенные путти, львами Св. Марка и корно. «Меблировка» гондолы включает два кресла со спинкой или sentàr, два стула или careghìni, и две банкетки. Они обиты парчей или бархатом, или кожей — натуральной или искусственной. Традиционные цвета обивки «кардинальский красный» или черный, свадебной гондолы — белый или желтый. Но ничто не мешает гондольеру положиться на свой вкус, чтобы приукрасить лодку попестрее. Кстати, parecio включает в себя и попонку, и шнуры и кисти, - всю отделку, украшающую и лошадей из латуни и края подушек.

Venezia_0166

Venezia _0954

Venezia _0953

Venezia_0589

Venezia_0588

Venezia_0468

Venezia _0928

Латунные украшения - cavalli - это, как правило, морские коньки в ассортименте, тритоны, посейдоны и прочая фауна лагуны. Если гондольер рачителен и неленив, он их драит ветошью, и коньки сияют на солнце. Если нерадив - они быстро покрываются патиной.

Venezia 1791

Venezia _0932

Venezia_0885 (3)

Venezia_0728

Venezia_0590

Venezia_0672

Venezia_0062

Venezia_0169

Venezia_0316

Venezia_0321

Venezia_0342

Venezia_0563

Venezia_0671

Venezia_0873 (2)

Venezia _0995

Venezia _0998

Ну и наконец, forcola – практически самая важная части гондолы. Сложной формы, со множеством изгибов уключина сделана из цельного куска корня ореха. Она установлена в кормовой части гондолы, и является точкой силы для управления лодкой. На форколу гондольер опирается веслом, когда толкает лодку вперед.

Venezia_0016

Venezia_0927

Venezia_0674

Venezia_0673

:

mccuntz.livejournal.com