Московский Кремль. Часть 2. Оружейная Палата. Шапки иерихонские


Аят из Корана на шлеме Александра Невского (вн.). А вы знали об этом?

Чтобы понять, насколько оружие с арабскими надписями типично для коллекции Оружейной палаты, обратимся к описи Оружейной палаты Московского Кремля, составленной в 1862 году помощником директора Оружейной палаты Лукианом Яковлевым. Этот редчайший документ существует лишь в каллиграфической рукописи и хранится в архиве Оружейной палаты Московского Кремля....Поэтому собрание сабель Оружейной палаты в рамках традиционной истории выглядит неестественным. Оно требует специальных объяснений.На основе традиционной истории логично предположить, что крестоносец напишет на щите девиз на латыни, мусульманин - аяты из Корана, а русский воин воспользуется хотя бы родным языком. Вместо этого мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Аллаху.

Причем речь идет НЕ о трофейном оружии. Сабли с арабскими надписями на Руси покупались  и изготавливались в Оружейной палате русскими мастерами....Половина «шапок иерихонских», являющихся важной частью торжественного воинского наряда русского царя, имеет религиозные арабские надписи. Поразительно, что другие языки, кроме арабского, при этом не используются.

Есть даже пример парадоксального, с точки зрения традиционной истории, соседства казалось бы совершенно чуждых друг другу религиозных символов на «шапках иерихонских» русских царей.

 Так, например, на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема.

Другой пример. На зерцалах царских доспехов первых Романовых, хранящихся в Московской Оружейной палате, кириллицей по-русски написаны только титулы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Религиозные же надписи на зерцалах выполнены сплошь на арабском языке.

В целом прослеживается следующая, поразительная с точки зрения внушенной нам версии русской истории, картина. Надписи обычно присутствуют на традиционном русском княжеском вооружении - сабле, зерцальном булатном доспехе и шапке иерихонской, - которое входило в «большой наряд» русских царей....Причем только арабские надписи, как правило, содержат религиозные формулы на русском оружии. Пожалуй, единственное исключение - это двуязычная «турецкая» сабля XVI века из собрания Московской Оружейной палаты, на которой религиозные надписи выполнены и по-арабски и по-русски.

На пяте этой сабли написано по-арабски: «Во имя Бога, благого и милосердного!», «О победитель! О заступник!». По обуху той же сабли идет надпись кириллицей также религиозного содержания: «Суди Господи, обидящьия мя. Побори борющьия мя. Прими оружие и щит и возстани в помощь».

Такое широкое применение арабского языка на старом русском оружии, причем преимущественно для религиозных формул, говорит о том, что арабский язык до XVII века мог быть одним из священных языков Русской православной церкви. Сохранились и другие свидетельства использования арабского языка в Русской православной церкви доромановской эпохи. 

Например, драгоценная митра - головной убор православного епископа, до сих пор хранящаяся в музее Троице-Сергиевой лавры. Ее фотография приведена в альбоме Л. М. Спириной «Сокровища Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнерусское прикладное искусство» (ГИПП «Нижполиграф», Н. Новгород, год издания не указан). На митре спереди, прямо над православным крестом, помещен драгоценный камень с арабской надписью.

Обилие арабских религиозных надписей на предметах, входящих в состав Большого наряда русских царей, то есть их парадного воинского доспеха, и практически полное отсутствие каких-либо надписей на других видах вооружения (за исключением разве что клейм изготовителя на шпагах и немецких мечах) также служит косвенным свидетельством в пользу использования арабского языка на Руси в качестве старого языка традиционных обрядов и старого церковного языка.

Фрагмент шлема Ивана Грозного. Над именем царя на кириллице - арабский "узор". Это надпись "Аллах Мухаммед", сделана она семь раз по окружности шлема.

Интересный факт. 

Имя Александра Невского известно каждому. Его деятельность пришлась на один из тяжелейших периодов истории древнерусского государства.  

Жизнь великих людей всегда обрастала тайнами. Множество легенд было и вокруг имени Александра Невского - некоторые даже считали его сыном хана Батыя. История бережно хранит все, что связано с именем великого полководца. 

В музее Московского Кремля хранится шлем Александра Невского с арабскими надписями. На нем высечен арабской вязью аят из Корана (61:13). На поверхности шлема отчетливо видно нанесенное золотой насечкой изображение царского венца с восьмиконечным православным крестом. На носовой стрелке шлема помещено эмалевое изображение архангела Михаила. 

А вокруг острия шлема ИДЕТ ПОЯС АРАБЕСОК. То есть АРАБСКИХ изречений, заключенных в рамки. На арабеске каноническим арабским шрифтом помещена надпись "Ва башшир аль-муминин" - "И обрадуй же верующих". Это - часто встречающееся выражение из Корана. 

maxpark.com

Ерихонка - это... Что такое Ерихонка?

Ерихо́нка, ерихо́нская ша́пка — тип шлема.

Состоит из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком, скользящим наносником (узкая железная полоска, защищавшая лицо от поперечных ударов), нередко — пластинчатым назатыльником.[1] Науши и назатыльник крепились к тулье посредством кожаных ремней или, реже, цепочек.

Такие шлемы использовались на Руси, в странах Западной Азии и Европы в XVI—XVIII веках. На Русь они пришли с юга — из Турции, Ирана, а потом попали на запад — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны.[2]

Происхождение названия «ерихонка» точно неизвестно. По одной версии это искажённое слово «югренский», или «грузинский». По другой — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться.[3] Впрочем, некоторые придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон.[4]

Азия

Куполообразные шлемы, как и шлемы с элементами защиты ушей и затылка, известны ещё до нашей эры. Скользящий наносник появился в XIV веке. Но данный тип шлема сложился в XV—XVI веке в Турции в результате добавления дополнительных защитных элементов к двум разным типам шлемов — полусферических шишаков и турецких шишаков сфероконической формы. В результате турецкие ерихонки могли отличаться как сфероконической, так и полусферической формой тульи. Подобные шлемы в Турции называли «шишак» (тур. çiçak), или, в случае полусферической тульи, «муваама» (тур. muwa`ama).[5]

Под турецким влиянием ерихонки попали в Иран, Египет и в другие страны. Тульи шлемов, как правило, цельнокованные. В странах Азии козырёк был, обычно, с острым выступом вперёд посередине. Назатыльник мог быть не только сегментный, но, что чаще — из одной пластины. С боку от наносника на козырьке или на тулье часто крепилась втулка для плюмажа — металлическая трубка, в которую вставлялись перья или раскрашенный конский хвост. Это было не только украшение, но и знак отличия. В частности, такие шлемы носили наиболее знатные янычары, турецкая знать, полководцы и султаны. Подобные шлемы нередко очень богато украшались. В отдельных странах Азии ерихонки сохраняли, преимущественно, церемониальное значение до XIX века.

Русь

Европейский шлем XVII века

На Руси такие шлемы появились в XVI веке под турецко-иранским влиянием и использовались, в основном, знатными людьми — царями и воеводами, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Русские ерихонки этого периода делались в соответствии с азиатскими образцами, а нередко и были импортными. Сами же шлемы могли быть из стали, булата, дамаска. Например, в Оружейной палате хранится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова (иногда ошибочно приписываемая Александру Невскому), сделанная в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского шлема, украшенная золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом.[6] Русские ерихонки имели сфероконическую форму тульи, которая часто была рифлёной, в виде рёбер жёсткости. В XVII веке под западным влиянием на Руси получают распространение ерихонки с полусферическими тульями, однако подобные шлемы, как правило, называли шишаками. Назатыльник мог быть и сегментным, и одинарным, а козырёк, преимущественно, ровный или с углом посередине. Наносник проходил через козырёк (полку) и держался посредством винта (шурупец), поэтому мог подниматься и опускаться.[7] Сходное устройство имели наносники иностранных ерихонок.

Как в Азии, так и на Руси, применялись и более дешёвые, не украшенные шлемы, по форме и конструкции иногда мало не отличающиеся от ерихонок, но изготовленные из меди или томпака. Это были медные шапки. Их использовали относительно небогатые люди, но и защищали эти шлемы хуже. Медными шапками, однако, могли называть и шлемы другой формы и конструкции, сделанные из этого же материала.[7]

Европа

Польский шлем первой половины XVII века.

В странах Восточной Европы бытовали и другие формы. В частности, у польских гусаров получили распространение турецкие полусферические[8] ерихонки. У венгров бытовали конические[9] шлемы. Характерно также то, что на Польше в XVI веке имели хождение гибридные с капеллиной формы — ерихонки, вместо козырька снабжённые полями и называемые «капалин» (польск. kapalin). В этом регионе полусферические ерихонки получили с конца XVI — начала XVII века очень широкое распространение и использовались в кавалерии, как принадлежность доспехов. На них перешло и польское название «капалин», и восточное «шишак» (польск. Szyszak).[10]

Польские ерихонки XVII века иногда снабжались наносником, который лопатовидно расширялся к низу, почти полностью закрывая таким образом лицо. Они отличались полусферической тульёй, которая могла быть как гладкой, так и увенчанной полукруглым гребнем, или «крыльями», или ещё чем-нибудь.[10]

Из Польши ерихонки попали в Саксонию, а из Венгрии — в Австрию и Баварию[11]. Под влиянием Посполитой Речи, в других странах Европы данный тип шлема стал известен как Capeline и был преимущественно польско-турецкой полусферической формы. В начале XVII века эти шлемы начали использовать и производить в Германии, но под восточным названием «шишак» (нем. Zischagge)[12]. Вскоре они получили распространение по всей Европе, в том числе в Португалии[13]. Европейские шлемы практически всегда были с сегментным назатыльником и ровным козырьком.

Ерихонские шапки давали хорошую защиту от ударов такого оружия, как сабля, по голове, особенно — сверху. Обеспечивали хороший обзор.

В конце XVII века в Европе, как и на Руси, выходят из употребления в связи с общим отказом от защитного вооружения; однако в ряде стран сохранялись в XVIII веке.

Примечания

См. также

dic.academic.ru

Шишак | WeaponHistory

ШишакШишак (от венгерского sisak) у народов Востока в обиходе встречались разные шлемы в форме шишака, которые имели полусферическую форму с возвышением на макушке и навершием которая была похожа на шишечку. Зачастую данный тип шлема совсем не закрывал лица, взамен этого на лицо временами опускали только тоненький наносник. Временами лицо закрывалось при помощи личины. У монгольских шлемов была куполообразная форма. Похожую форму, но немного ниже, была у индо-мусульманских шишаков. К ним для защиты затылка и щёк прикрепляли кольчужные бармици. Практически все варианты шлемов востока нашли свои аналоги в Московии, а позже заимствовались Польшей и проникали иногда даже на Запад, где шишак во времена XVI — ХVII столетий, пользовался значительной популярностью.

На Руси данное название шишак (чечак) впервые можно встретить в 1359 г., оно было упомянуто в завещании князя Ивана Ивановича. На закате XV века они распространяются в кругу обычных воинов. Временами их одевали под шеломы. С середины XVI века шишаки, сделанные из сплошного листа металла, в Московии приобретают огромную популярность становятся и становятся наиболее используемыми шлемами, а начиная с XVII столетия — вместе с железными шапками данная модель шлема получила полное преобладание.

Иерихонские шапки временами отличались особенной формой, редко использовались знатью, а если такое и случалось, то данные шапки были весьма богато декорированы серебром и золотом. Подобной формы, но из меди, шапки использовались обычной кавалерией и называли их медными шапками. Они, благодаря того что их носила кавалерия, были снабжены козырьком с наносником, наушами и назатыльником.

В «Уставе хитростей ратного строения…» говорится о том, что шишаки из железа отлично подходят для солдат, которые вооружены мушкетом. Так как данный тип шлема хорошо оберегал воина, как указано в документе, от сечи, а также от камней, горячей воды и других защитных мер во время осады.

weaponhistory.com

Ерихонка - это... Что такое Ерихонка?

Ерихо́нка, ерихо́нская ша́пка — тип шлема.

Состоит из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком, скользящим наносником (узкая железная полоска, защищавшая лицо от поперечных ударов), нередко — пластинчатым назатыльником.[1] Науши и назатыльник крепились к тулье посредством кожаных ремней или, реже, цепочек.

Такие шлемы использовались на Руси, в странах Западной Азии и Европы в XVI—XVIII веках. На Русь они пришли с юга — из Турции, Ирана, а потом попали на запад — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны.[2]

Происхождение названия «ерихонка» точно неизвестно. По одной версии это искажённое слово «югренский», или «грузинский». По другой — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться.[3] Впрочем, некоторые придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон.[4]

Азия

Куполообразные шлемы, как и шлемы с элементами защиты ушей и затылка, известны ещё до нашей эры. Скользящий наносник появился в XIV веке. Но данный тип шлема сложился в XV—XVI веке в Турции в результате добавления дополнительных защитных элементов к двум разным типам шлемов — полусферических шишаков и турецких шишаков сфероконической формы. В результате турецкие ерихонки могли отличаться как сфероконической, так и полусферической формой тульи. Подобные шлемы в Турции называли «шишак» (тур. çiçak), или, в случае полусферической тульи, «муваама» (тур. muwa`ama).[5]

Под турецким влиянием ерихонки попали в Иран, Египет и в другие страны. Тульи шлемов, как правило, цельнокованные. В странах Азии козырёк был, обычно, с острым выступом вперёд посередине. Назатыльник мог быть не только сегментный, но, что чаще — из одной пластины. С боку от наносника на козырьке или на тулье часто крепилась втулка для плюмажа — металлическая трубка, в которую вставлялись перья или раскрашенный конский хвост. Это было не только украшение, но и знак отличия. В частности, такие шлемы носили наиболее знатные янычары, турецкая знать, полководцы и султаны. Подобные шлемы нередко очень богато украшались. В отдельных странах Азии ерихонки сохраняли, преимущественно, церемониальное значение до XIX века.

Русь

Европейский шлем XVII века

На Руси такие шлемы появились в XVI веке под турецко-иранским влиянием и использовались, в основном, знатными людьми — царями и воеводами, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Русские ерихонки этого периода делались в соответствии с азиатскими образцами, а нередко и были импортными. Сами же шлемы могли быть из стали, булата, дамаска. Например, в Оружейной палате хранится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова (иногда ошибочно приписываемая Александру Невскому), сделанная в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского шлема, украшенная золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом.[6] Русские ерихонки имели сфероконическую форму тульи, которая часто была рифлёной, в виде рёбер жёсткости. В XVII веке под западным влиянием на Руси получают распространение ерихонки с полусферическими тульями, однако подобные шлемы, как правило, называли шишаками. Назатыльник мог быть и сегментным, и одинарным, а козырёк, преимущественно, ровный или с углом посередине. Наносник проходил через козырёк (полку) и держался посредством винта (шурупец), поэтому мог подниматься и опускаться.[7] Сходное устройство имели наносники иностранных ерихонок.

Как в Азии, так и на Руси, применялись и более дешёвые, не украшенные шлемы, по форме и конструкции иногда мало не отличающиеся от ерихонок, но изготовленные из меди или томпака. Это были медные шапки. Их использовали относительно небогатые люди, но и защищали эти шлемы хуже. Медными шапками, однако, могли называть и шлемы другой формы и конструкции, сделанные из этого же материала.[7]

Европа

Польский шлем первой половины XVII века.

В странах Восточной Европы бытовали и другие формы. В частности, у польских гусаров получили распространение турецкие полусферические[8] ерихонки. У венгров бытовали конические[9] шлемы. Характерно также то, что на Польше в XVI веке имели хождение гибридные с капеллиной формы — ерихонки, вместо козырька снабжённые полями и называемые «капалин» (польск. kapalin). В этом регионе полусферические ерихонки получили с конца XVI — начала XVII века очень широкое распространение и использовались в кавалерии, как принадлежность доспехов. На них перешло и польское название «капалин», и восточное «шишак» (польск. Szyszak).[10]

Польские ерихонки XVII века иногда снабжались наносником, который лопатовидно расширялся к низу, почти полностью закрывая таким образом лицо. Они отличались полусферической тульёй, которая могла быть как гладкой, так и увенчанной полукруглым гребнем, или «крыльями», или ещё чем-нибудь.[10]

Из Польши ерихонки попали в Саксонию, а из Венгрии — в Австрию и Баварию[11]. Под влиянием Посполитой Речи, в других странах Европы данный тип шлема стал известен как Capeline и был преимущественно польско-турецкой полусферической формы. В начале XVII века эти шлемы начали использовать и производить в Германии, но под восточным названием «шишак» (нем. Zischagge)[12]. Вскоре они получили распространение по всей Европе, в том числе в Португалии[13]. Европейские шлемы практически всегда были с сегментным назатыльником и ровным козырьком.

Ерихонские шапки давали хорошую защиту от ударов такого оружия, как сабля, по голове, особенно — сверху. Обеспечивали хороший обзор.

В конце XVII века в Европе, как и на Руси, выходят из употребления в связи с общим отказом от защитного вооружения; однако в ряде стран сохранялись в XVIII веке.

Примечания

См. также

xzsad.academic.ru

Оружейная палата. Автор - Вьюева Наталья. Содержание - ШЛЕМ БУЛАТНЫЙ («ШАПКА ИЕРИХОНСКАЯ»)

The golden dipper is an example of Russian ceremonial tableware. Mead, a popular Russian liquor, was drunk from dippers at official feasts.

By its shape and slender, smooth silhouette, the dipper looks like a proudly swimming, majestic swan. It was hammered out of golden sheet and then decorated with gems, pearls and niello ornamentation.

ШЛЕМ БУЛАТНЫЙ («ШАПКА ИЕРИХОНСКАЯ»)

Оружейная палата. 1621 г.

Булатная сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг

Таушировка, чеканка, эмаль, гравировка

Уникальным образцом русского оружейного и ювелирного искусства является парадный шлем, выполненный знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова.

Стальная поверхность шлема украшена тончайшим золотым узором, в котором традиционный русский орнамент удачно сочетается с арабской вязью. Сверкающие самоцветы, алмазы, эмалевые украшения дополняют декоративное оформление шлема.

DAMASCUS HELMET («THE JERICHO HAT»)

The Armoury. 1621

Damascus steel, gold, gems, pearls

Touching, chasing, enamel, engraving

The ceremonial helmet made for Tsar Michael Romanov by the famous Kremlin goldsmith Nikita Davydov is a unique example of Russian goldsmithing and armouring.

The surface of the steel helmet is embellished with fine golden ornament in which Russian motifs are skillfully combined with Arabic ligatures. Sparkling gems, diamonds and enamels enrich the decoration of the helmet.

ПИСТОЛЕТЫ

Оружейная палата. Первая половина XVII в.

Сталь, дерево, перламутр

Чеканка, позолота, инкрустация

Изящной отделкой отличается парадное оружие, выполненное в центральной мастерской Московского Кремля — Оружейной палате.

Представленные пистолеты сделаны известным русским мастером Первушей Исаевым. Вставки из перламутра, серебряные чеканные накладки украшают стволы, ложа, замки и рукоятки пистолетов. Как правило, пистолеты были парными, пристегивались к седлу в специальных кобурах — ольстрах.

PISTOLS

The Armoury. Early XVII century

Steel, wood, nacre

Chasing, gilt, inlaying

Made in the central workshop of the Kremlin, the Armoury, these ceremonial weapons are marked with extreme artistic finesse.

The pistols on display are manufactured by a well-known Russian artisan, Pervusha Isayev. Nacreous inlays and silver platings decorate the barrels, stocks, locks and handles of the pistols. As a rule, pistols were twin and kept in special holsters, fitted to saddles.

СУПОВАЯ ЧАША

Россия. Петербург. Вторая половина XVIII в.

Серебро

Чеканка, литье

В русском искусстве с середины XVIII века господствует новый западный стиль — рококо. Усложненные формы, пышный затейливый орнамент этого стиля отвечали требованиям парадной роскоши русского двора.

Массивная суповая чаша с поддоном выполнена петербургскими мастерами для дворцового столового сервиза. Чеканные гирлянды из листьев и цветов образуют картуши, литые фигурки орлов поддерживают раковины с вензелем. Завершает крышку чаши литой букет цветов и изображение фруктов.

SOUP BOWL

Russia. St. Petersburg. Second half of the XVI iI century

Silver

Chasing, mulding

Since the middle of the XVIII century the new Western style rococo dominated the Russian arts. Complicated forms, lavish and intricate ornamentation of rococo met the demands of the Russian Court tending to pompous luxury.

The massive soup bowl with a tray was manufactured by St. Petersburg silversmith for a palace table service. The bowl was decorated with an intricate rocaille ornamentation. Chased floral garlands form cartouches, cast figurines of eagles support shells with monograms. The cover of the bowl is topped with a cast bouquet of flowers and fruits.

ТАРЕЛКА

Франция. Начало XIX в.

Севрский фарфор

В собрании Оружейной палаты имеются три сервиза, выполненные мастерами знаменитой Севрской мануфактуры. Сервизы были подарены Александру I Наполеоном в память о заключении Тильзитского мира. Десертный сервиз называется Олимпийским, сюжеты росписи — на темы античной мифологии.

На представленной тарелке изображен троянский герой Парис с прекрасной Еленой.

PLATE

France. Early XIX century

Sevres

The Armoury prossesses three services produced at the famous Sevres Manufactory. The services were presented to Alexander I by Napoleon in commemoration of Tilsit peace treaty. The dessert service is called Olympic since its painting depicts the scenes of the antique mythology. Each service consists of 140 items, any single item having its own original paiting.

The painting on the plate displayed here shows the Trojan hero Paris and beautiful Helen.

ЧАША

Сольвычегодск. Конец XVII в.

Серебро, усольская эмаль

В XVII веке своими искусными расписными эмалями прославился далекий северный город Сольвычегодск. Сольвычегодские мастера украшали эмалью главным образом предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, черенки вилок и ножей, шкатулки, ларцы. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую (особым приемом тонкой штриховки) наносился многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.

BOWL Solvychegodsk. Late XVII century

Silver, «Usolye» enamel

In the XVII century a Northern town of Solvychegodsk became famous for its splendid painted enamels. These were mostly the utensils: bowl, plates, goblets, handles of forks and knives, that the artisans from Solvychegodsk decorated with enamel.

The surface of a metal object was covered with a snow-white enamel, and then decorated with a multicoloured enamel-design, applied by a special method of shading. Large bright flowers were the most popular motif of decoration.

БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ

Мастерские Московского Кремля. 1561 г.

Золото

Ковка, чеканка, гравировка, чернь

Блюдо было свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор — кику.

Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех килограммов. Дно его прочеканено плоскими изогнутыми «ложками», бортик украшен растительным орнаментом. Тонкий графичный узор прекрасно оттеняет простоту и благородство формы блюда.

DISH OF TSARINA MARIA TEMRIUKOVNA

Workshops of the Moscow Kremlin. 1561

Gold

Hammering, chasing, engraving, niello

The dish was a wedding present of Tsar Ivan the Terrible to his young wife, Chercassian princess Maria Temriukovna.

On the dish, according to an ancient Russian wedding rite, a woman «kika» head gear was placed as a gift to the bride. The massive dish, which weighs 3 kilograms, was hammered of a solid piece of gold. A chased ornament on its sides have floral niello decoration. Elegant graphic ornament emphasizes modest and noble shape of the dish.

www.booklot.ru

Московский Кремль. Часть 2. Оружейная Палата — Журнал по дизайну и культуре

Музеи Москвы – уникальные художественные сокровища. Да и сам город все еще подобен музею под открытым небом, где многие исторические здания выглядят достойными восхищения музейными экспонатами. Фото и видеосъемка в Москве часто имеют в поле своего внимания архитектурные и художественные достопримечательности Московского Кремля. Исторический комплекс, вместе с находящимися внутри него сооружениями и их коллекциями, хранит память об истории становления российского государства и его культурных традиций.

Внутри архитектурного ансамбля, на древнейшей площади города, в окружении белокаменных соборов, находится Успенский собор. Рядом с ним – старинный Тронный зал, Грановитая палата, украшенная пять веков назад гранеными резными камнями. Ее стены – свидетели многих исторических событий. Здесь, цари и великие князья держали совет со своими боярами, принимали иностранных послов, отмечали важнейшие государственные события и военные победы.

В Оружейной палате Московского Кремля находится легендарная шапка Мономаха, а также — царский венец, венчавший на троне чело Алексея Михайловича, одного из первых царей династии Романовых, правившего более трех столетий назад. Обильно украшенный драгоценными камнями золотой венец служил символом государственной власти. Вместе с царским скипетром, подобные атрибуты власти принимали участие лишь в важнейших церемониях государственного значения. Но, может быть, блеск всех венцов померк в сиянии бессчетного числа бриллиантов большой императорской короны.

Иерихонская шапка – парадный шлем царя Михаила Федоровича

Иерихонская шапка – парадный шлем царя Михаила Федоровича

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся государственные регалии и лучшие произведения декоративно – прикладного искусства. Сегодня, это – лучший и известнейший из музеев Кремля. В основе своей, его экспонаты – бытовые предметы, превращенные имением мастеров в образцы высокого искусства. К их числу относится, так называемая, Иерихонская шапка – парадный шлем Михаила Федоровича, ставшая своеобразным символом Оружейной Палаты. Она была изготовлена мастерами кремлевской оружейной мастерской. Иерихонская шапка – пример следования мировой художественной традиции, когда парадные доспехи становились своего рода регалиями государственной власти.

Декоративный царский кубок из коллекции Оружейной Палаты

Декоративный царский кубок из коллекции Оружейной Палаты

В коллекции Оружейной Палаты находится бессчетное количество изделий, расцвеченных и разукрашенных фантазией древних мастеров. Среди них – предметы светского и церковного назначения: потиры, чаши для причастия, чаши для царского пира, перстни с драгоценными камнями, специальные ковши для питья медовых напитков. Блюдо, входившее в приданое жены Ивана Грозного, на десятилетия стало образцом для подражания многих ювелиров. Ряд предметов (включая драгоценные ковши) служили наградой за примерную службу. Табакерки в XVIII веке были как предметами бытовой необходимости, так и царскими наградами. Все образцы наградных изделий, как правило, отмечались портретами царских особ.

В галерее Оружейной Палаты хранятся и многочисленные предметы, подаренные российским царям представителями правителей зарубежных государств. Примечательно, что музейные коллекции изделий немецкого серебра превосходят те, что имеются в самой Германии. Высокий авторитет в конце XIX века приобрели изделия фирмы Фаберже. Выполненные ее мастерами из драгоценных металлов и камней пасхальные яйца — уникальны. Значительная часть всемирно известной коллекции находится в Оружейной Палате. Известнейшее изделие этой серии – выполненная из червонного золота модель Московского Кремля.

Читайте также:

www.5arts.info