Головные уборы евреев. Сподик шапка


Головные уборы евреев : narvasadataa

Сразу оговорюсь, что речь пойдет о религиозных евреях. Они же датишные ("дат" - религия), также их называют ортодоксами, в общем евреи, соблюдающие кашрут, почитающие Талмуд и живующие по Торе. Про них я еще напишу отдельно, сейчас хочется сказать про их внешний вид. Фотографии не мои, найденные на просторах интернета для иллюстрации рассказа.

Я написала про белое покрывало, типа пончо, стало интересно, как же оно называется. Стала рыть интернет. В итоге нашла много интересного. Начнем с головных уборов.

Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу. Ее также называют ермолкой. Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.

kippah, kippa или kipa, она же ермолка

Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет, кашкет или дашек. Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.

на фото любавический Ребе

Литвак, занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбург, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей.

какая это шляпа?

какая это шляпа?

И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех, по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Например самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.

Еще есть плуш - традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер. У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.

шляпашляпа

Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием штраймл! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется "штраймл", низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые - называются "чернобл", а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка носит название "сподик". Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл - украинские, а сподик - польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов :)

штраймл

штраймл

На этом остановимся. В следующей части постараемся разобраться в одежде ортодоксальных евреев. Не переключайтесь :)

narvasadataa.livejournal.com

Хасидские обычаи. Религии — Путеводитель по Израилю

Хасиды придерживаются строгих обычаев во всех сферах жизни. При этом, в отличие от других направлений ортодоксального иудаизма, хасиды стараются исполнять заповеди Торы наиболее красивым способом (на иврите «мехудар»), в то время как представители так называемого «литовского» направления стараются соблюсти как можно больше устрожений (на иврите «хумрот»).

Язык хасидов

По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов.

Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений.

Хасидская одежда

Хасиды придерживаются определённого стиля одежды, в общих чертах повторяющего одежду евреев XVIII — начала XIX вв.

Многие виды одежды — по сути нееврейская одежда времён зарождения хасидизма либо еврейская одежда Восточной Европы. Каждая хасидская группа имеет свои особенности одежды, по которым их легко опознать. Хасиды традиционно одеваются в чёрный шёлковый (кто не может позволить себе, тот в сатиновый или полиэстровый кафтан (бекише, капоте, халат на идише) и белую рубашку. Некоторые носят светло-серые или белые кафтаны и другие вариации. Некоторые хасидские группы носят тёмные панталоны до колен и белые или чёрные чулки разной длины.

Любавичские хасиды носят сюртуки фасона 30-х гг. «а-ля принц Альберт». Некоторые венгерские хасиды носят «драй фертл» — три четверти, то есть двубортный пиджак с жилетом, однако в отличие от обычного мужского костюма, правый борт ложится на левый.

Хасидские головные уборы

Одной из отличительных черт хасидского наряда — штраймл, меховая шапка, надеваемая в субботу и по праздникам. В Иерусалиме некоторые нехасидские евреи тоже их надевают. Другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпкe.

Любавичские хасиды (они же хабадники, то есть хасиды Хабада) носят черные фетровые шляпы фасона 1940—50 гг. Такие же шляпы носят и не-хасиды и неконфессиональные хасиды, не относящиеся к конкретному ребе. Хабадников можно узнать по тому, что они стараются выгнуть шляпу на манер треуголки. Есть и другие фасоны, по которым можно опознать не только принадлежность к определённой хасидской группе, но также общественное положение, принадлежность к семье ребе и семейный статус.

Происхождение хасидской одежды

В жизни набожного еврея большое значение имеет принцип хукос ха-гоим — не следовать обычаям неевреев. Его выводят из соответствующей цитаты Книги Левит. Поэтому хасиды решительно отрицают, что в чём-то повторяют традиции гоев, например, носят костюмы по моде польской шляхты XVI в.

Хасиды возводят свой наряд прямо к одежде древних евреев, занесённой в Вавилон, а оттуда через Персию к арабам и туркам. Польская аристократия подражала моде турецкого двора, которая была заимствована у евреев.

Так же решительно хасиды отрицают то, что их одежда скопирована у шиитских мулл.

Ритуальное значение одежды

Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг 

guide-israel.ru

В Холь Моэд Суккот перед Котелем...: dona_anna

В перерывах между пробежками экскурсии у нас было какое-то время, когда мы просто смотрели, на праздничную толпу... Было уже весьма поздно, совершенно темно, и тяжело снимать, но я не устояла, и поснимала народ, пришедший к Котелю в это время... А он того стоит:) Здесь была представлена публика самых разнообразных религиозных направлений. Я, как не специалист, это комментрировать почти не буду. Кто знает, может подсказать:) Меня, как даму, больше интересовала мода, представленная тут:)

Мое же воображение страшно волновали праздничные меховые шапки хасидов, штреймлы и спóдики. Т.е. понятное дело, что я их видела не впервые, но чтобы сразу и в таких количествах, такого со мной еще не случалось:) На этой фотографии представлены штреймлы, они более низкие и плоские:) А также и черные лапсердами и белые чулки с черными ботинками. Полный праздничный костюм:)

Должна сказать, что дамская мода тут не представленна, т.к. куда как скромнее мужской да и дам было совсем немного по сравнению с мужчинами - мы же смотрели со стороны мужской части Котеля.

А вот тут можно увидет и белый полосатый лапсердак, который сопровождается белой специфической кипой. Не браславский ли это хасид?:)А на переднем плане человек в вязанной кипе и в простой белой рубашке... это тоже стиль праздничной одежды.

И что меня умилило, это все говорят по мобильникам! Можно себе представить кому они звонят тут по цене местного разговора:)

И опять полные праздничные костюмы удалось сфотографировать.

Обе шапки (штреймлы и спóдики) происхлдят из Польши, и начинали свою карьеру как шляхетский головной убор, и оттуда были заимствованы хасидами. Шапки эти очень дорогие и передаются по наследству. Каждый женатый хасид старается иметь такую шапку.Жаль не удалось сфотографировать шапку совсем вблизи, причесаны они волосок к волоску и блестят:) Все-таки мех в нашем климате ужасно будит воображение:)

И тут тоже штреймлы. Их и в принципе было больше.

Тут хорошо видно, как штреймл пошит.

Это спóдик. С трудом удалось его сфотографировать - мало их было и все далеко... Тут в кадре представлены сразу 3 мужских головных убора, и меховая шапка, и шляпа и кипа. Религиозный еврей должен всегда ходить с покрытой головой и вариантов головных уборов у религиозных в современном Израиле не так много. Тут на фото они все практически и представлены.

Здесь, наверно, тоже спóдик, но более светлый. В основном, они все темные.

Очень много детей.

Очень приятно было видеть папаш с детьми.

Явно видно, что папаши умеют с детьми обращаться, не хуже мам:)

Тут провожали АдМора, правда не знаю какого. Его машине разрешили въехать на площадь перед Котелем.

Тут тоже. И явно видно что, приверженцы данного АдМора носят штреймлы, а не спóдики:)

Про шляпы читала тут http://chenai.livejournal.com/300513.html

Вторая часть этой экскурсии тут

dona-anna.livejournal.com

Есть меховая шапка штреймл и не менее меховая шапка сподик Ещё…

Profile

Name: madame_manon

Entry Tags

10 казней, 1902, 1920, I век, Josef Israёls, XIV век, XIX век, XV век, XVII век, XVIII век, XX век, XXI век, abel_pann, abraham, an-sky, art, arthur kolnik, artikel, aschkenase, assyria, aznavour, ban, bar mitzvah, belgium, bergjuden, beth hatefutsoth, book, boris dubrov, cambridger codex, chabad, chabad-lubavitch, chaim soutine, chanukka, chassid, christian kirchner, cochin_jews, coen brothers, costume, cuba, dance, delacroix, designer, dresscode, england, fashion designer, film, flash, fotogalerie, fotograf, fotografie, frankreich, galerie, galizien, germany, golem, groningen, haggadah, hochzeit, holland, holocaust, hutmacher, iran, isidor kaufmann, israel, italien, ivrit, jazz, jeweller, joachim ringelnatz, jom kippur, judengasse, kohanim, link, maler, maurycy gottlieb, molly picon, moritz oppenheim, museum, norwegen, nuernberg, oesterreich, osteuropa, paul_kircher, poland, rembrandt, rosch-haschana, rose auslaender, russland, schabbat, schneider, schottland, schweiz, sefarden, semion rozenstein, sergey ivchenko, simchаt thora, song, stetl, sukkot, synagoga, torah, tuerkei, ukraine, usa, video, weissrussland, wien, willam_burder, xx, xxi, yemenite, yiddisch, yiddish, youtube, zalman kleinman, Астралия, Беларуссия, ЕЖД, Египет, Израиль, Интересно, История, Крым, Кушать хочется, Миниатюры, Моrоссо, Музыка, Папа Римский, Париж, Политика, Польша, Поэзия, Проба пера, Птичий грипп, Россия, Самарканд, Стихи, Страна советов, Тора, Тяжёлый песок, Украина, Фотография, Франция, Эфиопия, актриса, архитектура, бухарские евреи, виртуальный мир, геральдика, германия, головной убор, горские евреи, грузинские евреи, диаспора, еврейские кладища, женские головные уборы, йеменские евреи, косметика, костюмы, коэны, мужские головные уборы, музей, обзор, перевод, поэзия, размышлизм, ржунимагу, ритуальная утварь, ритуальные одежды, русские евреи, свадебные одежды, свадьба, сефарды, ссылка, статья, тunesien, талисман, ткань, украшения, форум, фотография, чужие мысли

madame-manon.livejournal.com

Еврейская одежда - Атрибуты и обряды праздники

еврейская одежда

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!».

Мы не намерены отвечать на этот вопрос, а просто познакомимся с одеждой религиозных евреев, перелистаем живой журнал мод начала позапрошлого века. Впрочем, прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на сакраментальный вопрос «Почему?!».

Итак, в середине XIX века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка «просвещенцев» — идеологов ассимиляции.

Первое, что они сделали — сменили традиционную еврейскую одежду на нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно так, с подковыркой, спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?

Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!

Улыбнулся ребе умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

Вот вам вкратце вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.

Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку (или кипу) и талит катан. Слово «ермолка» происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов йерэ малка — то есть «боящийся Владыки».

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами вероятно Радзинский хасид, а может быть и Ижбицкий. Дело в том, что секрет изготовления тхэйлет — синей краски, которую получают из особого моллюска под названием хилозон утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные нам Торой.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Вернемся к головным уборам: поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет (кашкет или дашек) и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков — последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.

В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл. Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.

Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.

Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.

Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер. Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.

Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл, низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик, высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.

С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.

Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).

Первый классический признак: галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.

Второй отличительный признак хасида — борода. Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.

В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук. Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом. Литвак гартлом не пользуется.

Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл), халаты, бекечи (то есть бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.

О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.

Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече.

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.

По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.

Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.

Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн — до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн. Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.

Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.

Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.

Носят их, главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (по еврейски кафтн). Ткань кафтна — белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде — черные или темно-синие. Кафтн перехвачен двумя поясами — узким, который обычно не виден, а поверх него — белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Мы не упомянули еще очень многое — золотые парчовые халаты и бекеши хасидских ребе, типы бород и пейойс, одежду детей и женщин.

Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов говорил, что память — единственный ключ к освобождению. Эти капотэс видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого и чёрной сотни, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями арабских погромов в Эрец Исроэль. Это наша живая память. Но мало видеть в еврейских одеждах только знак памяти, дань прошлому. Это — живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх, режущие глаз «всему прогрессивному человечеству», останутся еврейской одеждой и тогда, когда «современная мода» безнадежно устареет и займет свое место в пыльных чуланах.

threeda.ru

Енотовая шапка — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

Енотовая шапка (англ. coonskin cap) — широко известная в северных регионах Северной Америки шапка с хвостом. Традиционно делается из енота, хотя бывают вариации — в произведениях смеха ради могут показать из скунса[1].

В культуре отражено использование такой шляпы во многих произведениях. Её носят даже животные; в коммерческих произведениях и в фурри-арте. Шапка (или шляпа) несмотря на мех не зимняя, её носят даже летом как обычный головной убор.

Часто персонаж носящий шляпу с хвостом имеет отношения к природе и дикой жизни — охотник, трапперы, лесоруб, скаут или просто колонист Америки. Обычно ассоциируется внешностью с культурных героев Дэви Крокетта либо Даниэля Буна.

Происхождение[править]

Рыбак в шапке с хвостом.

Шапка с хвостом первоначально была традиционным индейским предметом одежды[2], но пионеры из Европы стали селится в краях Теннесси и Кентукки они сделали их и своей одеждой, сделав частью одежды охотника.

Енотовая шапка в конце концов стала частью ироничного образа, связанного с американскими переселенцами, таких как Дэниел Бун и Дэви Крокетт. Но конкретно Дэниел Бун не носил такие шапки (носил только в кино), которые он не любил, а вместо них он носил фетровые шляпы. А вот исследователь Мериуэзер Льюис носил шапку в экспедиции Льюиса и Кларка. Также известно что первопроходец Джозеф Л. Мик носил шапку в горах.

Популярность в XX веке[править]

Шапка также была популярна в моде у детей и подростков в 1950е и 60ые годы — этому способствовало то что Дисней начал показывать пятисерийный сериал «Дэви Крокетт» (1954—1955) в своём телевизионном блоке под названием Диснейленд. Популярность шапки также отражена в кинофильме «Назад в будущее»[3], где рассказывалось о 1955 годе.

На карикатуре Скотта Хайлбёрна.
  • В комиксах Диснея шапка с хвостом входит в униформу скаутов «Юных сурков» (The Junior Woodchucks), аллюзия на Бойскаутов Америки. В комиксах «Юные сурки» часто просто пародия на «Бойскаутов Америки», они дают себе возвышенные звания, например, десятизвёздный генерал и книга-гид слишком большая и подробная (тоже отсылка на книгу бойскаутов где много советов обо всём). Юные сурки были созданы Карлом Барксом в 1951 году, в истории «Operation St. Bernhard» из комикса «Walt Disney’s Comics and Stories» № 125. Самые известные члены организации утята Билли, Вилли и Дилли. Про их вступление в скауты была отдельная история «W.H.A.D.A.L.O.T.T.A.J.A.R.G.O.N.» (в оригинале на датском «T.I.T.E.L.T.E.R.R.O.R.») напечатанная в 1997 году в Дании (что можно прочитать как «whada lotta jargon», и перевести «много жаргонных слов» или «много букв», но вообще это длинный акроним). Где рассказывается что племянники Скруджа занимаются раскопками Форта Дакбург (бревенчатое укрепления на холму рядом с городом Дакбург, в данный момент на этом холме стоит деньгохранилище Скруджа) и узнают что их прабабушка является дочерью основателя организации, от чего они захотели вступить в скауты. В мультсериале «Утиные истории» «Юные сурки» показываются (именно в униформе скаутов) не в каждой серии. Но серий не мало. Например, «Скруджерелло», «Удивительное приключение на море», «Атака металлических клещей». Также в серии «Много шума из-за Макдака» утёнок Дилли (Луи, зелёный) покупал шапку с хвостом у коммивояжёра Глэдстоуна. Эта шапка была традиционного фасона с полосками. Юные сурки используют более высокую шляпу с белым кончиком. Кроме Сурков шапку с хвостом носил и Скрудж в молодости. Когда он отправился на Юкон искать золото.
  • В мультсериале «Аниманьяки» не раз была показана шапка. Например, в эпизоде «Davy Omelette» рассказывалось про Дэви Омлетта (в исполнении цыплёнка Бу), персонажа в котором люди видят человека и не замечают что он петух (самый натуральный, не говорящий и думающий как петух). В эпизоде «Frontier Slappy» (1994) рассказывалось как белка Слэппи в 1767 году противостояла Дэниелу Буну (Daniel Boone), первопроходцу который хотел срубить её дом, большое дерево вяз. А также угрожал сделать из неё шапку. Слэппи в своей манере проучила Буна. В серии « Don’t Tread on Us» эпизодически показан Элмер Фадд который в 1775 собирался пострелять англичан.
  • В мультфильме «American Tail. Fievel Goes West» кот Тигр прижался к плакату человека в шляпе, и притворится шляпой. Так его не нашли злые собаки.
  • В мультсериале «Phineas and Ferb» в эпизоде «She’s the Mayor» (2010) Ферб носил енотовую шапку. Но это не просто шапка, это настоящий живой енот на его голове.[4]
  • Кот Сильвестр в мультфильме «Trick or Tweet» (1951) использует шляпу чтобы обмануть рыжего кота Сэма.
  • В мультфильме «R'Coon Dawg» (1951) Микки Маус носил енотовую шляпу. А также в мультфильме есть енот которому нужна эта шляпа.
  • В мультфильме «Two Little Indians» (1953) из серии «Том и Джерри» кот Том поймал мышь-скаутмастера Джерри и оборонялся от его скаутов, которые играли в индейцев. Сам Том надел шляпу с хвостом (хозяев дома, она и пороховое ружьё украшала камин), изображая отбивающегося от индейцев первопоселенца.
  • В мультфильме «A Horsefly Fleas» (1948) из серии Looney Tunes в шапке был главный герой — блоха деревенщина.

ru.wikifur.com


Смотрите также