Тироль: история, современность, костюм и шляпы. Тирольская шапка


Тирольская шляпа | Энциклопедия моды

Тирольская шляпаТирольская шляпа (баварская, егерская, Tyrolean hat) – головной убор, имеющий трапециевидную тулью с мягкой продольной складкой, и поля средней ширины, опущенные впереди и подвернутые наверх с задней стороны.

Национальный австрийский головной убор

Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Традиционная тирольская шляпа выполнена из мягкого фетра в зеленом цвете, имеет витой шнурок вокруг тульи и украшается пером или кисточкой с правого бока. Спереди поля шляпы опущены книзу, а сзади слегка приподняты. Считается, что настоящие тирольские шляпы изготавливаются с добавлением пучка шерсти из бороды горного козла.

История тирольской шляпы

В XIX веке в Тироле, графстве в австрийских Альпах, появился особый вид шляп. Первоначально их носили бойцы оборонительных отрядов тирольских деревень. В те времена по залому и оттенку головного убора можно было определить, в какой долине проживает его владелец. Примерно в тот же период похожие шляпы стали популярны в Верхней Баварии, благодаря чему головной убор получил еще одно название – баварская шляпа.

Мужчина в тирольской шляпе, 1930-й год Мужчина в тирольской шляпе Женщина в тирольской шляпе, Октоберфест 2011

Позднее подобные шляпы стали носить представители венгерской и австрийской жандармерии, двух кавалерийских полков, а также пехота и полевые егеря армии. Тогда появилось еще одно название головного убора – егерская шляпа. Егеря украшали ее перьями, количество которых определялось по числу убитой дичи. В зависимости от рода войск владельца шляпы, ее украшали тем или иным значком. Материал головного убора и цвет шнурка различались в соответствии со званием: шляпы низших чинов декорировались зеленым шнурком из шерсти, прапорщики дополняли их шелковым шнурком желтого цвета, офицеры использовали шнурки из золотой канители.

В европейской женской моде 1940-х годов присутствовали элементы тирольско-баварского костюма, в том числе шляпы.

В настоящее время тирольская шляпа является элементом национального костюма австрийцев. Также ее используют охотники Австрии и Германии. Такой головной убор является популярным австрийским сувениром.

Тирольская шляпа в осенне-зимней коллекции Carolina Herrera 2008-2009 Блейк Лайвли в тирольской шляпе

В детстве тирольские шляпы с пером любил носить Карл Лагерфельд.

Дизайнеры периодически дополняют свои коллекции тирольскими шляпами. Эти головные уборы были трендом сезона осень-зима 2008-2009.

Не остались равнодушны к тирольским шляпам и знаменитости: Блейк Лайвли, Олег Пинчук, Квентин Тарантино и др.

wiki.wildberries.ru

Тирольская шляпа (баварская, егерская)

Тирольская шляпа (баварская, егерская) – головной убор с узкими полями и высокой тульей. На тулье традиционной тирольской шляпы обязательно присутствует мягкая складка, а основания полей обрамляет витой шнурок.

Тирольская шляпаТирольская шляпа

Кисточка или длинное перо – неотъемлемый атрибут тирольской шляпы, украшающий ее сбоку. Спереди край шляпы опущен книзу, а сзади слегка приподнят. Отличительная особенность этого головного убора – цвет: настоящая тирольская шляпа может быть только зеленой. Изготавливают этот аксессуар чаще всего из мягкого фетра.

Своим названием тирольская шляпа обязана графству Тироль, расположенному в австрийских Альпах. Именно в Тироле в 19 веке появился этот головной убор. Изначально такие шляпы носили бойцы оборонительных отрядов тирольских деревень. В те времена по залому головного убора и его оттенку можно было определить, из какой долины его владелец. Примерно в тот же период такие шляпы стали популярными в Верхней Баварии, благодаря чему этот аксессуар получил еще одно название – баварская шляпа.

серая фетровая тирольская шляпасерая фетровая тирольская шляпа

Позже подобные шляпы стали носить представители венгерской и австрийской жандармерии, двух кавалерийских полков, а также пехота и полевые егеря армии. Отсюда и еще одно название шляпы – егерская. Егеря украшали шляпу перьями, число которых равнялось количеству убитой дичи. В зависимости от рода войск владельца шляпы, головной убор украшался тем или иным значком. Цвет шнурка и материал, из которого он изготовлен, говорил о чине владельца данного элемента амуниции: головной убор низших чинов был украшены шерстяным зеленым шнурком, шнурок на шляпе прапорщика был из шелка желтого цвета, а головной убор офицера красовался шнурком из золотой канители.

тирольская (баварская, егерская) шляпа для карнавалатирольская (баварская, егерская) шляпа для карнавала

Тирольская шляпа в наши дни

Тирольская шляпа является традиционным сувениром – туристы, отправляясь в Австрию, обязательно приобретают этот головной убор. Классическая тирольская шляпа служит достойным подарком и полностью передает исторический дух Альпийских деревень. Кроме того, баварская шляпа является частью национального костюма, а охотники Австрии и Германии по сей день используют ее по прямому назначению. Это и понятно - егерская шляпа отлично защищает лицо от дождя, ветра и пыли.

Однако все чаще эта шляпа воспринимается уже не как сувенир или элемент амуниции охотника, а как стильный аксессуар модных особ. День ото дня эта шляпа становится все более популярной – многие дизайнеры и бренды включают тирольские шляпы в свои коллекции, и некоторые отечественные и зарубежные знаменитости появляются на публике в этом стильном головном уборе, например, Блейк Лайвли, Олег Пинчук, Квентин Тарантино и др.

Тарантино в тирольской шляпеТарантино в тирольской шляпе

С чем носить тирольскую шляпу

Конечно, классический вариант, проверенный веками – это тирольская шляпа и амуниция охотника, однако в наши дни это сочетание – далеко не единственное. Сегодня такую шляпу женщины могут надеть с темным пальто и сапогами на толстом каблуке, вязаным платьем и уггами, с джинсами и майкой-алкоголичкой – тирольская шляпа удивительно подходит ко многим стилям одежды унисекс. Если вы хотите выглядеть необычно и ультрамодно, то шляпа – это то, что вам нужно! Удивляйте окружающих, пробуйте себя в новых образах, а тирольская шляпа вам поможет в этом!

Юлия Гришина
  • < Шляпа цилиндр
  • Гангстерская шляпа (шляпа гангстера борсалино) >

shljapa.eu

история, современность, костюм и шляпы – Ярмарка Мастеров

В одежде жители Тироля, как и все австрийцы, отличаются элегантностью, хорошим вкусом и явным пристрастием ко всему натуральному. Естественность в данном случае касается не только материалов, но и форм, исходящих от народного костюма, до сих пор не утратившего всенародной любви. Черты традиционного наряда и сегодня различимы в городской толпе. Шнуровка, вышивка, красно-зеленые цвета и даже перышки присутствуют на современных вещах, не только украшая их, но и вызывая дефицитные ныне чувства доброты и патриотизма. В Австрии никого не удивляет вид женщины в платье с пышными рукавами, как не кажется чудаком мужчина в зеленом охотничьем пиджаке: здесь костюм вчерашнего дня является приметой дня сегодняшнего.

шляпы

Донская-Хилько Вера Васильевна. Портрет мужчины в тирольском костюме.

Если население равнин приспосабливает одежду к требованиям эпохи, то горцы, которые любят свой край на уровне инстинкта, бережно хранят каждую деталь, вызывающую в памяти старые добрые времена. Здесь все еще актуальна символика, возникшая в пору, когда страна была разбита на десятки небольших государств. Жители каждого княжества старались выделиться во всем, в том числе и в одежде. Выражая пристрастие к ярко-зеленому и алому цветам, они чаще выбирали синий, возможно, из-за дешевого способа окраски. Среди материалов наиболее выгодными считались лен, кожа, мех и тирольская шерсть лоден, привлекавшая своей прочностью и сопротивлением влаге. В старину традиционный костюм рассказывал о владельце то, о чем сегодня умалчивает даже паспорт. Он выдавал возраст хозяина, указывал на профессию, общественный статус, семейное положение. Количество детей, например, отражалось в узорчатой вышивке пиджака.

австрия

Превращение некоторых видов народной одежды в городскую произошло не без помощи высшей знати. Так, благодаря Габсбургам в середине прошлого века рабочий костюм лесничего преобразился в элегантный костюм для охоты.

костюмы

Во времена республики, когда люди активно избавлялись от всего, связанного с монархией, старый охотничий костюм не вышел из обихода. Вместе с новым названием — альпийский смокинг — он обрел политическую значимость, став парадным облачением политиков. Русского президента очень трудно представить в косоворотке, а австрийского канцлера легко не только вообразить, но и увидеть в серо-зеленом пиджаке и шляпе с перьями.

В отличие от одежды народов других европейских стран австрийскому костюму выпала долгая и счастливая жизнь. Местные модельеры предлагают согражданам вполне современные наряды, но с традиционными элементами. Из альпийской символики особой популярностью пользуются эдельвейсы, «расцветающие» в виде вышивок или аппликаций, выбитые на пряжках, пуговицах и ювелирных украшениях.

Стилизованные под охотничий наряд платья и пиджаки смотрятся не менее элегантно, чем банальные английские костюмы. Отменный вкус создателей вкупе с мастерством портных делает такую одежду товаром, высоко ценимым на международном рынке. Не исчез с городских улиц и альпийский смокинг, более того, в несколько измененном варианте он прочно вошел в женский гардероб. Возможно, австрийцы лучше других народностей понимают, что дух старины умаляет негативное воздействие современной среды с ее бешеным ритмом и постоянными стрессами. Народная одежда способствует умиротворению, доброте, приближает своего владельца к природе и, если рассуждать высокими категориями, дает ощущение незыблемости бытия, какое исходит от старинной архитектуры.

Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Меховые шапки с суконным покрытием, вначале существовавшие как головной убор молодых парней, позднее носили и женатые мужчины. Сохранившиеся с 18 века шляпы – треуголки остались в народном костюме Хессена. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот - назад. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных. Только тирольские широкополые шляпы как бы напоминают о мягких широкополых шляпах периода Тридцатилетней войны.

В 19 веке в Верхней Баварии и Северном Тироле распространились шляпы с узкими лентами и высокой тульей, напоминающие испанские 16-го века. Во Франконии и Швальме оставались долгое время популярными треуголки. В народном костюме верхней Баварии шляпы были обязательно зеленого цвета и украшались орлиным пухом, петушиными перьями, кисточками из волос серны.

Вообще-то это больше, чем просто шляпа. Раньше в каждой тирольской деревне были на всякий случай сформированы оборонительные отряды. Их бойцов называли “шютцен” “защитники” По цвету шляпы, ее залому, а также по покрою жилета и вышивке на нем можно было различить шютценов из разных долин. Потом тирольские шляпы стали носить австрийские охотники. Головной убор они получали в качестве приза за удачную охоту, а количество перышек на нем соответствовало числу убитой дичи.

Егерскую шляпу носили полевые егеря общей армии, пехота и 2 кавалерийских полка ландвера, австрийская (до 1899 г.) и венгерская жандармерия. Она изготавливалась из черного фетра, имела обшивку из черной лакированной кожи, подбородочный ремешок на рамочной пряжке, который прятался внутри шляпы, карман для крепления султана из петушиных перьев (длина 35 см) и два вентиляционных отверстия. Вокруг тульи укладывался шнур: зеленый шерстяной у нижних чинов, из желтого шелка у прапорщиков и из золотой канители у офицеров.

На кармашек для султана крепился значек, разный для разных родов войск. Шляпа офицера 22-го егерского батальона или 22-го пехотного полка австрийского ландвера. Судя по шнуру вокруг тульи, эта шляпа принадлежала офицеру. Султан или частично утрачен, или полностью заменен похожими перьями, так как перья должны быть длиннее до самых полей шляпы.

image

Шляпа офицера «императорских стрелков».

image

Вот уже 150 лет как в Европе вдруг вспыхнула мода на тирольские шляпы, этот головной убор считается основным австрийским сувениром. Увлечение фольклорным стилем заставляет известных дизайнеров одежды обращаться не только к давно уже известным ковбойским шляпам или экзотическим перуанским, но и к популярным ныне западноевропейским силуэтам.

image

Carolina Herrera тоже дополнил свою одну из своих зимних коллекций шляпами. «Herrera» предложила настоящие тирольские шляпы, по всем правилам украшенные разноцветными перьями. Цветовая гамма самих шляп — безгранична. В частности, альпийский стиль отметился этой осенью и в сфере головных уборов. Mettez предлагает маленькие классические тирольские шляпки с отделкой из крученого шнура и пучка перьев. Кстати, настоящие тирольские «шляпы с пером» на самом деле изготавливаются с использованием пучка шерсти из бороды горных козлов, но модельеры, видимо, решили не усложнять жизнь модниц столь избыточными деталями и ограничились все-таки пестренькими перышками.

image

image

image

www.livemaster.ru

У Фрица, о Боже, шляпа с пером!

"... и мне бы такую купить.А если от Гретхен моей не отстанет,Придётся его отлупить".

Этот стишок я помню ещё с детства. Он был помещён в "Иллюстрированной энциклопедии моды" под картинкой средневекового щёголя в длинноносых туфлях, с кокетливо провисающими на попе штанами. Но речь пойдёт не о тех, кто следил за модой, до того, как появилось понятие "мейнстрим", а о тирольских шляпах.

alpenhut_title.................................................."Мужчинам, - пишет Гёте, - на фоне серых гор зелёные шляпы придают весёлый вид. Они носят их украшенными лентами или широкими шарфами из тафты с бахромой, изящно заколотыми булавками". Это было написано в 1786 году, по случаю процессии в день праздника Рождества Марии в Вильтене. Однако эти зелёные и жёлтые широкополые шляпы, считавшиеся за границей частью традиционного тирольского костюма, скоро исчезли. Совершенно и полностью из гардероба каждого тирольца.

alpenhut_18

Варьировались не только цвета, от чёрного к зелёному или жёлтому, но и материалы. Могли быть использованы как солома, так и фетр. Самому большому изменению поверглась форма шляпы. Стрелки, например, загибали поля на одной стороне шляпы, что придавало им особенно удалой вид. Не смотря на все изменения, основной факт оставался неизменным: каждый тиролец или тиролька, как правило, владели шляпой, которая по тем временам стоила целое состояние и поэтому носилась в течение всей жизни. Чтобы создавать впечатление, что шляпа или новая, или каждый раз разная, она украшалась лентами, шарфами и перьями. Как Гёте и описал.

alpenhut_04

С исчезновением крестьянской одежды в конце 19 века шляпа потеряла своё значение. Однако благодаря песням, рассказам путешественников и литературным упоминаниям укрепившаяся узнаваемость тирольской шляпы смогла сохраниться.Внимательный гость при посещении Тироля может и сегодня наблюдать, что к костюму жителя Випперталя прилагается совершенно другая шляпа, чем к костюму жителя Инсбрука. В каждом уголке страны искуссные шляпники до сих пор знают толк в изготавлении традиционных шляп. Тому кто решится пуститься по следам этого истинно тирольского предмета, рекоммендуется начать свою экскурсию с одного из многочисленных деревенских этнографических музеев.

alpenhut_07

Шляпа альпийского горца - предмет особой гордости и заботы. Шляпу нельзя было никому другому давать поносить. Шляпу нельзя было снимать с головы, кроме как для приветствия дам и уважаемых людей. И то, в этом случае шляпа или слегка приподнималась, или просто бралась пальцами за край, обозначая приветствие. Снятие шляпы с головы чужого человека означало ссору и оканчивалось, как правило, дракой. Полностью шляпа снималась только во время еды или при посещении церкви или церковного праздника.

alpenhut_01

По поводу Германии и горцев сразу вспоминается Бавария, а если верить Википедии, верхнебаварский костюм. Он подразделяется на несколько типов: Мизбахский (Miesbacher Tracht), Верденфельзский (Werdenfelser Tracht), Иннтальский (Inntaler Tracht), Химгаузкий (Chiemgauer Tracht), Берхтесгаденский (Berchtesgadener Tracht) и Изарвинкльский (Isarwinkler Tracht) костюмы. Шляпы и их декор соответственно различаются.

alpenhut_02

Мизбахская шляпа называется "шайблинг" (Scheibling) и похожа на шляпу-котелок. Изготавливается из шерсти зайца. Благодаря долгому расчёсыванию её поверхность становится похожей на велюр. Также шляпа может изготавливаться из фетра. В качестве основного украшения используется плетёный шнур, который оборачивается вокруг шляпы от одного до трёх раз. Шляпа носится слегка надвинутой на лоб. Цвет серый.

alpenhut_03

Верденфельзская шляпа тёмно зелёного цвета, округлой формы, с широкими полями. Украшается лентой, двумя шнурами, а также пухом и перьями тетерева или пером орла. Женская шляпа носится похожим образом. Волосы не должны выбиваться из-под шляпы и нависать над ушами и лбом. Они должны оканчиваться примерно на 1 см выше края шляпы.

alpenhut_13

В Химгаузком костюме используется три вида шляп:- регион Ашау - остроконечная верхушка, полученная сдавливанием шляпы по бокам (пример). Цвет зелёный. Велюр.- регион Берхтесгаден - шляпа похожа на мизбахский шайблинг- регион Хоенашау - шляпа с высокими стенками и узким доннышком (пример). Вики пишет, что тот вариант носят преимущественно члены Общества по Сохранению Горского Народного Костюма "D'Griabinga Hohenaschau".

alpenhut_23

В Берхтенсгаденском костюме используется два вида шляп - стрелковаая и шайблинг. Женщины носят шайблинг из зелёного фетра с уложенным на стенки шляпы золотым шнуром, оканчивающимся золотыми кистями (пример). Также шляпа украшается перьями орла. Про стрелков я расскажу чуть позже.

alpenhut_06

Изарвинкльская шляпа похожа на шайблинг, но есть пару отличий в декоре. Женская шляпа изготавливается из зелёного велюра и украшается маленьким гамсбартом. Мужская отличается от мизбахского варианта только зелёным цветом.

alpenhut_05

Теперь о тирольских стрелках. Что же это за колоритные усачи с винтовками и офигительными шляпами? Для начала следует упомянуть восстание тирольцев против баварской и французской оккупации во время австро-французской войны 1809 года. В результате поражения Австрии в войне Третьей Коалиции Тироль в 1805-1806 гг. перешёл под власть Баварии, начавшей в новоприобретённой провинции проводить различные конституционные и церковные реформы, которые горцам совсем не пришлись по нраву. Последней каплей стало насильственное рекрутирование тирольцев в Баварскую армию. После чего в апреле 1809г. в столице тирольского края Инсбруке началось восстание. Его возглавил Андреас Хофер, избранный главнокомандующим на волне борьбы против Баварии.

alpenhut_22

Андреас Хофер - легендарный герой Тирольских земель. Народное ополчение, которое он возглавлял, называлось "Тирольские стрелки" и делилось на отряды, так называемые "компании". История появления стрелков начинается в 13-ом веке. В Тироле в то время имелся управленческий орган, Ландтаг, в который входили не только знать и духовенство, но и представители горожан и крестьян. Им всем разрешалось носить оружие. Вместе с правом принимать политические решения, эти люди также получили обязанность защищать родную землю. Ландтаг в 1323 г. принял старейшую конституцию, составленную на немецком языке. Согласно этой конституции в случае необходимости в армию призывались все годные и обороноспособные мужчины. Однако самым важным было то, что призываться тирольцы могли только для защиты собственной земли.

alpenhut_17слева интересные защитные чехлы на шляпы, наверное, от дождя

С 1400-х гг. начали проводиться мероприятия по обучению мужчин стрельбе и тогда же возникло название "Стрелки" для людей, вооружённых арбалетами. Впервые стрелки поделились на 16 компаний (отрядов) в 1704 г., согласно указу кайзера Леопольда I. В эти компании вошли снайперы, принявшие участие в "Баварском переполохе" (Boarischer Rummel), когда баварские войска в очередной раз пытались завоевать Тироль. В 1738 г. был издан указ о создании общественных тиров в Тироле. После первой мировой войны с закатом монархии призыв стрелков из Тироля для защиты родной земли прекратился. Однако тирольские стрелки остались негосударственным объединением стрелковых обществ. К 1965 г. в Союзе Тирольских Стрелковых Компаний числилось 204 объединения.

alpenhut_20

Это я к чему всё вела. Каждый год тирольцы Австрии и Германии празднуют победу над французскими и баварскими войсками, годовщину борьбы за свою независимость, вспоминают героя Андреаса Хофера, проходят по улицам городов с парадами, одетые в исторические и народные костюмы. Вот у них обычно самые крутые и колоритные шляпы. Для желающих: у австрийского Объединения Стрелковых Компаний есть сайт - tiroler-schuetzen.at, где можно, например, на карте выбрать область и прочитать историю батальона, действующего на этой территории. Или посмотреть на колоритные фото Комитета Управления объединения. А также сравнить шляпы стрелков из разных районов (например, раз, два, три, четыре, пять).

alpenhut_24

Теперь пару слов об украшениях для шляпы. В качестве украшений использовались охотничьи трофеи. В зависимости от принадлежности к какому-либо обществу к шляпе прикреплялись гамсбарты, связка из перьев и пуха тетерева, длинные перья из крыльев змеешейки. Орлиный пух используется только жителями Мюнхена и окрестностей. Некоторые виды украшений пали жертвой защиты прав животных.

alpenhut_14

Пожалуй, самым известным украшение является гамсбарт (Gamsbart или Gämsbart). Эта пышная метёлка изготавливается из волосинок со спины серны, которые особым образом с друг другом связываются, чтобы образовывалась веероподобная форма. Концы волосинок должны быть светлого цвета на пару миллиметров. Крупные экземпляры гамсбартов стоят дорого. Есть варианты дешевле, но они менее распространены. Делаются из шерсти оленя. У них светлая часть на конце волоска может занимать до двух сантиметров. В некоторых регионах используется шерсть барсука или дикого кабана.

alpenhut_09

Изготовление бартов считается высоким искусством. Для того, чтобы сбрить нужное количество волосков и правильно их связать требуется много часов. Наряду с профессиональными производителями связыванием гамсбартов занимаются некоторые охотники. В зависимости от способностей и умений вязальщика на один гамсбарт идут волоски от одного до десяти серн. Тут можно посмотреть производство гамсбарта.

alpenhut_12

Ремарка по поводу ношения: если перья или гамсбарт были приколоты к шляпе с лёгким наклоном вперёд, это означало, что владелец шляпы сигнализирует о своём желании вступить в драку.

alpenhut_08

Также встречаются шляпы в разной степени густоты усыпанные значками. Кроме просто декоративных значков, на шляпе могут оказаться значки "Народного марша" (Volksmarsch), не соревновательного вида спорта, выражающегося в многокилометровых (от 10 км.) походах на природе. Ассоциации этого вида спорта выдают награды в виде значков и нашивок, которые следует собирать, участвуя в определённом количестве соревнований. Достижения участников записываются в международную книгу рекордов.

alpenhut_10

alpenhut_11

Дальше фото клёвых шляп с парой восторженных комментариев. На этом фото нравится дяденька с тематическим шляпным украшением по поводу Октоберфеста - перьями фазана и пучком хмеля. Справа - два австрийских стрелка.

alpenhut_16

Опять австрийские стрелки.

alpenhut_19

Тут вид пары шляп поближе. Можно рассмотреть и булавку с перьями, и цветы.

alpenhut_21

Тут троица клёвых дедушек, украсивших шляпы, кто чем смог, и заодно ограбившими музей средневековой истории.

alpenhut_25

Тут два примера, когда барт крепится к шляпе спереди. И много=много цветов. Очень праздничные варианты, ин май хамбл опинион.

alpenhut_15..................................................

По материалам:

- http://de.wikipedia.org/wiki/Bayerische_Tracht- http://de.wikipedia.org/wiki/Miesbacher_Tracht- http://de.wikipedia.org/wiki/Werdenfelser_Tracht- http://de.wikipedia.org/wiki/Chiemgauer_Tracht- http://de.wikipedia.org/wiki/Berchtesgadener_Tracht- http://de.wikipedia.org/wiki/Isarwinkler_Tracht- http://de.wikipedia.org/wiki/Tiroler_Volksaufstand- http://de.wikipedia.org/wiki/Fünfter_Koalitionskrieg- http://de.wikipedia.org/wiki/Andreas_Hofer- http://de.wikipedia.org/wiki/Tiroler_Volksaufstand- http://de.wikipedia.org/wiki/Bayrischer_Rummel- suedtiroler-freiheit.com- total-lokal.de- kleinezeitung.at- isargau.de- http://de.wikipedia.org/wiki/Gamsbart..................................................

pyshki-plyushki.livejournal.com

ДЕЛО В ШЛЯПЕ. Особенно если это шляпа от Ольги Микуленок: meschaw_kina1

При упоминании слова «Шляпник» передо мной раньше вставал образ, созданный Джонни Деппом. «Безумный Шляпник» из кэролловской «Алисы». Оттого я с некоторой опаской обращалась за интервью ко шляпных дел мастеру. И каким же приятным было мое удивление от общения с милой и очень талантливой девушкой по имени Ольга Микуленок, мастером Шляпной мануфактуры OLD HAT (г. Минск, Беларусь). Original: https://new.vk.com/kvestiviborg?z=photo-30822403_365171298%2Fwall-68043619_1334Original:https://new.vk.com/kvestiviborg?z=photo-30822403_390495018%2Fwall-68043619_1334

Добрый день, Ольга! Что вдохновило Вас стать "шляпных дел мастером"? Природное любопытство, я бы сказала так. Сама идея шляпной мастерской возникла с подачи мужа, и название тоже. Началось все с того, что ему понадобился головной убор. Дальше любовь к творчеству и руки из плеч сделали свое дело. Я с детства что-то шила, мастерила, вышивала. А увлечение реконструкций все слило воедино. Теперь это наше совместное с мужем детище. Без его помощи я бы не справилась, так как валяние – это, в первую очередь, физически трудоемкий процесс.

Помните ли Вы свою первую шляпку и для кого она была сделана? Конечно помню, это невозможно забыть. Мне казалось, что это что-то невероятное! И не верилось, что я смогла сделать ее сама. Это был головной убор для мужа. Причем, между первой шапкой и первой дырявой «типо шапкой» прошло полгода. Трудности обычно меня не останавливают, поэтому за полгода я изучила много литературы, подтянула мат. часть и со второй попытки у меня уже получилась «тиролька»*. Упорство и труд – это основной девиз валяльщика!

Расскажите, пожалуйста, немного о процессе изготовления шляп. Насколько он сложный?Сам процесс валяния, как я уже говорила, трудоемкий и не быстрый. Для себя я условно делю его на несколько этапов, так как мне удобнее сделать несколько шапок поэтапно, чем одну от начала до конца.Еще до начала валяния нужно рассчитать выкройку для шапки. В основном для разных шапок используются разные выкройки. Но есть и универсальные, сваляв по которым форму, можно изменить в процессе формовки саму шапку. Делая выкройку, нужно учесть, на сколько сантиметров произойдет увалка шерсти в процессе валяния, и исходя из этого увеличить размер выкройки. После создания выкройки идет процесс раскладки шерсти по ней. Разложив шерсть, нужно намочить ее, намылить и легонько притереть руками, постепенно увеличивая силу нажима. Это и есть сам процесс валяния.Далее мы постепенно усиливаем нажим и силу рук, поглаживая шерсть. А потом можно скрутить шапку в рулончик и покрутить уже в таком виде, меняя сторону закрутки. С каждым разом нажимать нужно чуть сильнее. Так мы валяем где-то в течении 60 минут, в зависимости от размера шапки и силы рук. Потом шапка выполаскивается от мыла и идет процесс формовки на болванке. На этом этапе основные помощники – утюг с паром и болванка нужной формы. Сами видите, что процесс не особо сложен, но и не быстр. В среднем на изготовлении одной «тирольки» уходит от 3 часов. По началу было в два раза больше, как минимум! С опытом некоторые моменты ускорились, а самое главное – мне помогает муж, освобождая меня от большей части физической нагрузки при валянии. В целом же, чем сложнее и мудренее модель, тем больше времени на нее уходит. Даже сейчас бывает, что новые модели с первого раза не получаются. Тогда я анализирую, что нужно переделать, и делаю еще один вариант. Главное, чтобы был доволен заказчик!

Какие головные уборы Вы чаще всего делаете для реконструкторов Средневековья? Самый распространенный головной убор – это, конечно, «тиролька», также называемая в просторечии «шапкой робингуда». Но последние годы все чаще заказывают новые интересные модели головных уборов по историческим источникам, которые я с удовольствием делаю.

Где берете перья для украшения головных уборов и какие перья (каких птиц) принято использовать?На изобразительных исторических источниках чаще всего мы видим, что головные уборы были украшены перьями страусов, павлинов и фазанов. Это самые распространенные перья. Я приобретаю их у фермеров или заводчиков птиц.

С какими материалами чаще всего приходится работать при изготовлении мужских и женских средневековых головных уборов? Есть ли отличия?Материал для изготовления головных уборов, как мужских, так и женских, один – овечья шерсть. Я работаю в основном с шерстью латвийской и болгарской фабрики.

Кто является основными Вашими заказчиками? Основные заказчики – это, конечно, реконструкторы и ролевики. Но есть и обычные люди, которые хотят себе необычный головной убор. Или вполне обычную шляпу типа «федоры».

Можно ли назвать этот бизнес прибыльным или это, скорее, хобби? Суперприбыльным бизнесом я нашу мастерскую назвать не могу, потому что это полностью ручная работа. Наши возможности ограничены как временем, так и физическими факторами. Поэтому для нашей семьи это хобби, которое приносит небольшой доход. Занимаясь реконструкцией уже около 15 лет, я поняла, что валяние – это мое. Приезжая на фестивали с ремесленной мастерской мне интереснее проводить время.

Какие Ваши дальнейшие планы и перспективы в профессии? Может быть есть ка-кой-то крупный проект, который бы хотелось реализовать? Глобальных перспектив и крупных проектов пока нет. Мне нравится делать любые заказы, и простые, и сложные. Нравится читать слова благодарности заказчиков, когда они получают шапочки. После таких слов хочется мастерить и творить. В эти моменты я понимаю, что занимаюсь нужным делом! А после сложных заказов, особенно если что-то не получилось с первого раза, а потом удалось, меня наполняет приятное чувство – я смогла это сделать! Мой основной девиз – глаза боятся, а руки делают!Original:https://new.vk.com/kvestiviborg?z=photo-30822403_360808666%2Fwall-68043619_1334Вдохновившись общением с Ольгой, я решила изучить исторические источники, чтобы посмотреть головные уборы, характерные для Средневековья. В следующий раз как-нибудь поделюсь с вами, друзья! *Прим. «Тиролька»: головной убор, традиционная тирольская, немецкая шляпа выполняемая в национальных цветах: зеленом с красной отделкой. Получила широкое распространение среди реконструкторов благодаря фильмам о Робине Гуде.

meschaw-kina1.livejournal.com


Смотрите также