«Шапка Мономаха» и другие атрибуты русского царя. Золотая шапка


Какие существуют версии происхождения «шапки золотой», более известной как Шапка Мономаха?

Какие существуют версии происхождения "шапки золотой", более известной как Шапка Мономаха?

загрузка...

  • Нашла такую информацию. Прямо скажу - научный тракт об истории происхождения Шапки Мономаха. Мне очень понравилось, судите сами: http://www.lsg.ru/index.php?page=historeart=1484

    А это старая общеизвестная версия: Особенно знаменит царский венец князя Владимира шапка Мономаха. В русских летописях сохранилась легенда, в которой рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Византию, император добровольно выслал ему знаки царской власти. Этим он как бы передавал Руси древнейшие права Рима и Царьграда-Константинополя на власть.

    Византийские послы поднесли великому князю киевскому святой крест животворящего дерева, золотую цепь и бармы - оплечья, отделанные жемчугом, Преподнесли они и царский венец круглую шапку, украшенную соболиным мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Ею венчали на великое княжение и царство всех русских князей и царей.Только когда царь Петр I стал императором, а Россия империей, императоров начали короновать короной Российской империи. А шапка Мономаха и по сей день хранится в Москве, в Оружейной палате Кремля и хранит память о великом князе Владимире Его сила и мудрость когда-то спасли Русь от разорения, и имя его служило символом власти и разумного правления.

  • По одним летописным сведениям Иван Калита благословил на царство своего старшего сына - Симеона Ивановича, по прозвищу Гордый, золотой шапкой . Среди других письменных источников эта шапка упоминается в духовных грамотах русских царей как движимое имущество, оставляемое наследникам. Впервые шапка упоминается среди дорогого платья и различных драгоценных предметов Ивана Калиты, которые он оставил как завещание своим детям . От Симеона - старшего сына, шапка перешла к его жене, а затем к Иоанну II, брату Симеона . Затем сыну последнего - Дмитрию Ивановичу Донскому. Дмитрий передал ее своему сыну - Василию Дмитриевичу. Таким образом, золотая шапка великими московскими князьями завещается старшим сыновьям, начиная с Ивана Калиты . В 1462 году об этой шапке упоминает Василий II по прозвищу Темный, а в 1498 году Иван III венчает этой шапкой на царство своего внука Дмитрия . Шапка становится символом, отражающим централизованную власть, сосредоточенную в Москве, и является свидетельством мощи русского государства, избавившегося к тому времени от так называемого татаро-монгольского ига. С Ивана III золотая шапка, получившая название "шапки Мономаха", становится символом высшей государственной власти . Ею венчаются на царство все русские цари до Петра I включительно. Последний, как известно, реформировал все стороны русской жизни и, в том числе, церемонию венчания на царство. Провозгласив в 1721 году Россию империей, он ввел обряд коронации с изменением форм государственных регалий. Так, перестали надевать бармы, заменив их специальной мантией, а шапку Мономаха уже не возлагали на голову императора, а несли впереди в торжественной процессии. шапка Мономаха имела особое значение среди регалий русских царей. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1682 году для венчания на царство сразу двух братьев-соправителей, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, срочно изготовили "шапку Мономаха второго наряда". По форме она точная копия древнего венца. Но тулья у нее гладкая, украшенная лишь драгоценными камнями и жемчугом, в отличие от шапки Мономаха, тулья которой состоит из тончайшего сканого узора . Впервые упоминание о ней встречается среди оставленного в наследство имущества Ивана Калиты, т. е. в сороковые годы XIV столетия. При Василии III, вероятно, появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах . Однако Константин умер за 50 лет до того, как Владимир стал князем и, по мнению исследователей, эта легенда появилась для обоснования версии о преемственности власти русских царей от византийских императоров, а не от золотоордынских ханов, как это было на самом деле . Эта версия не была принята всерьез и европейскими дипломатами того времени, мнение которых сохранилось в исторической литературе. О том, что шапка Мономаха была передана Ивану I ханом Узбеком (1312 - 1342) впервые высказал предположение Г. Вернадский.
  • Версии е происхождения:Этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров.Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал.Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлта Москвы в начале XIV века.
  • Cимвол преемственности власти и избранности русских правителей - золотая шапка Мономаха была выполнена в конце XIII - начале XIV в. Одни исследователи считают венец произведением византийских мастеров, другие полагают, что это среднеазиатская работа, третьи приписывают авторство арабским ювелирам.

    Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года под названием золотой . Есть предположения, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Под именем Мономаховой она известна с 1498 года, когда Дмитрий Иванович (1483 1509) был венчан дедом, великим князем Иваном III (1440 1505) на великое княжение по византийскому образцу и объявлен его соправителем. По легенде, возникшей в конце XV века, шапка Мономаха была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства. От киевских князей она перешла к владимирским, а затем к московским князьям. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения. Не исключено, что так называемая шапка Мономаха представляет собой дар хана Узбека московским князьям (Юрию Даниловичу или Ивану Калите) либо изготовлена по их заказу восточными мастерами. О том, что шапка Мономаха была передана Ивану I ханом Узбеком (1312 - 1342) впервые высказал предположение Г. Вернадский.Русская историографическая традиция, придерживалась версии о византийском происхождении данной шапки. Однако это мнение было оспорено позднейшими исследователями, который относил шапку к монгольскому времени. Наиболее серьезным исследованием по атрибуции шапки следует считать работу М. Г. Крамаровского, в которой он, отметает ее византийское происхождение; тщательный анализ технологии скани позволяет ему включить шапку в круг золотоордынских памятников. Центрами, где развивалась школа золотоордынской филиграни, М. Крамаровский считает Крым начала XIV века и поволжские города .

    Опираясь на исследования ученых по атрибуции шапки Мономаха, а также известные нам материалы, характеризующие искусство волжских булгар и татар Волго-Уральского региона и родственных им тюркских народов, попытаемся дать собственную версию происхождения данной шапки. Важную роль в этом играют ее форма и орнаментация. Древнейшая часть - тулья составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются отверстия, сквозь которые подшивалась к ним изнутри матерчатая основа. Все пластины украшены сложным сканым узором из тончайшей золотой проволоки. Верхний колпачок с крестом был добавлен в XVI веке. Как считает ряд исследователей, вместе с имеющимся на шапке навершием, были добавлены и драгоценные камни с жемчугом, завершающие композицию шапки. Более того, по мнению А. Спицына, шапка возможно первоначально имела крест по типу "короны Джани-бека".

  • Шапка Мономаха. Конец XIII начало XIV векаНа изображении золотой остроконечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Хромолитография выполнена по рисунку известного художника XIX в. Ф. Г. Солнцева (1801 1892).

    Наследственный венец русских царей, символ самодержавной власти в России. Единого мнения о происхождении шапки Мономаха не существует. Одни исследователи считают, что она среднеазиатской работы, другие византийской, третьи арабской. Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года под названием золотой . Есть предположения, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Под именем Мономаховой она известна с 1498 года, когда Дмитрий Иванович (1483 1509) был венчан дедом, великим князем Иваном III (1440 1505) на великое княжение по византийскому образцу и объявлен его соправителем. В Успенском соборе Московского Кремля митрополит Симеон благословил Дмитрия, а Иван III возложиша на него бармы Мономаховы и шапку . Это было первое венчание на великое княжение. В 1547 г. произошло важное событие в истории Русского государства: великий князь Иван IV был коронован шапкой Мономаха и объявлен царем всея Руси . Шапка Мономаха использовалась при венчании на царство всех русских государей до конца XVII века. Последним царем, на которого возложили этот венец, был брат Петра I Иван Алексеевич. По легенде, возникшей в конце XV века, шапка Мономаха была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства. В конце XV - начале XVI вв. получила известность легенда о византийском происхождении "шапки Мономаха", якобы присланной императором Константином IX Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху. Эта легенда была использована при создании политической теории "Москва - третий Рим". От киевских князей она перешла к владимирским, а затем к московским князьям. Легенда нашла отражение в декоративном искусстве резных композициях трона Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля . Этим же сюжетам посвящены литературные памятники XV XVI вв. Послание о Мономаховом венце Спиридона-Саввы и Сказание о князьях Владимирских . В описи казны царя Ивана Алексеевича, составленной по указу Петра I в 1696 году, значится: Шапка Царская золота сканная Мономахова, на ней крест золот гладкий, на нем по концам и по исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья в золотых гнездех, над яблоком яхонт желт, яхонт лазорев, лал, промеж ними три зерна гурмицких, да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовыя в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмицких на золотых спнях, окол соболий, подложена атласом червчатым, влагалище деревянное оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны . В настоящее время Шапка Мономаха хранится в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

  • info-4all.ru

    «Шапка Мономаха» и другие атрибуты русского царя

    16 января 1547 года в России венчался на царство первый царь всея Руси, Иван IV. Титул царя подразумевал не только особый статус, но и должные регалии. Предлагаем провести ревизию главных атрибутов русского царя.

    «Тяжела ты, шапка Мономаха»

    33810544500f

    «Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

    Золотое яблоко

    8d2ba90e522e

    Золотой шар, увенчанный крестом или короной, - держава - впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

    Пастушеский посох

    c32786d1baf0

    Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» - древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла – государственного герба России.

    «На золотом крыльце сидели…»

    1233

    Трон, или престол, - один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля – этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой – в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны – они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

    Византийские оплечья

    1-1

    Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

    «Ох, рано, встает охрана»

    pic0103

    По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей - рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

    За семью печатями

    image010

    Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

    Читайте также:

    исправить оишбку

    cyrillitsa.ru

    ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК И ШАПКА МОНОМАХА. Судьбы вещей. Рабинович Михаил Григорьевич

    ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК И ШАПКА МОНОМАХА

    История этой вещи была давно уже известна. Она как бы заключалась уже в самом ее названии. Шапка Мономаха! Кто не слышал о ней? Это было первое, главное сокровище в сокровищнице русских царей. И значение его было не столько в ценности золота и драгоценных камней, не столько в тонкой художественной работе древних ювелиров, сколько именно в том, что это была шапка Мономаха.

    В старинном «Сказании о князьях Владимирских» говорилось о том, как византийский император Константин Мономах послал на Русь, своему внуку Владимиру, те самые знаки императорской власти, которыми пользовался сам, в том числе «крест со своей выи» (шеи), цепь со своих плеч, доставшуюся ему еще от римского императора Августа, и «венец со своей главы». Этот венец – корону – и носили с тех пор киевские, владимирские, а потом московские великие князья.

    Всенародно в Успенском соборе Московского Кремля надевали этот венец на голову наследника русского престола при «венчании на царство» – коронации, как говорили позже.

    Когда московский царь принимал послов или участвовал в иных торжественных церемониях, на голове его красовался большей частью все тот же «Мономахов венец».

    И только после того как Петр Великий принял титул императора и короновался вторично императорской короной, его наследники также сменили шапку Мономаха на корону западноевропейского образца. Но и тогда шапка Мономаха осталась одной из самых почитаемых реликвий. А все потому, что она как бы символизировала преемственность власти московских царей от византийских императоров.

    Такова была известная, всеми признанная, освященная веками история этой вещи.

    Но было в этой истории и нечто такое, что заставляло призадуматься, правильна ли она.

    Дело в том, что князь Владимир Всеволодович описан в ней, как уже взрослый и даже военачальник, известный в Константинополе.

    Между тем, хотя он и приходился действительно внуком византийскому императору Константину Мономаху, и назывался поэтому Владимир Мономах, и ставил это имя даже на своих печатях, все же он вряд ли мог получить венец непосредственно от Константина Мономаха (как об этом говорится в «Сказании о князьях Владимирских»), хотя бы уже потому, что родился на свет всего за год до смерти своего деда, в период, когда связи между Русью и Византией были уже значительно затруднены.

    В архиве Академии наук в Санкт-Петербурге сохранилась любопытная переписка по этому вопросу. Больше ста лет назад директор Оружейной палаты Вельтман обратился, как тогда говорили, «на высочайшее имя», то есть к самому царю Александру II, с обстоятельной запиской о том, что хранящийся в подведомственной ему Оружейной палате царский венец не следует называть шапкой Мономаха. Указав на то, что император Константин Мономах, по всей вероятности, не мог подарить этот венец Владимиру, так как при жизни своей едва ли знал о том, что Владимир появился на свет, Вельтман выдвигал другое предположение. Он считал, что эту золотую шапку получил из Византии прадед Владимира Мономаха, киевский князь Владимир Святославич, тот самый, который ввел на Руси христианство.

    Вельтман говорил, что в ту пору в Византии существовал обычай посылать такие уборы властителям земель, на которые распространялось влияние Византии, вместе с титулом «rex», что обозначало «царь». Поэтому он предлагал называть шапку Мономаха «царским венцом святого равноапостольного князя Владимира».

    Министерство императорского двора, куда попала записка Вельтмана, направило ее на заключение Академии наук. Академия наук назначила комиссию, которая, однако, сочла предположения Вельтмана недоказанными, и в коллекциях Оружейной палаты по-прежнему значилась шапка Мономаха.

    Прошло почти полвека, прежде чем этой вещью занялся один из крупнейших русских археологов, Александр Андреевич Спицын. Он обратил внимание на форму золотой шапки и ее украшения. Если снять с шапки Мономаха окаймляющий ее низ дорогой соболиный мех (а он снимается очень просто) и завершающий шапку крест (а он тоже приделан позднее), то перед нами окажется не более не менее, как золотая тюбетейка, похожая по форме на те, какие и сейчас носят в Средней Азии. Она даже сделана из восьми расширяющихся книзу пластин: ведь тюбетейка шьется обычно из восьми клиньев. На пяти из восьми пластин шапки помещено изображение цветка лотоса. Такие несколько измененные, как говорят, «стилизованные» фигуры хорошо знали в средние века на Востоке и называли «арабский цветок».

    Все пластины шапки покрыты завитками прелестного орнамента, который сейчас называют филигранью, а в Древней Руси называли «скань». На золотую пластинку мастер напаивал тонкую, тоже золотую проволочку, выкладывая сложные и красивые узоры.

    Сам характер узоров привел Спицына к выводу, что шапка сделана в Средней Азии (вернее всего в Бухаре) бухарским мастером. А было это в XIV веке.

    Значит, шапка все же не могла принадлежать Владимиру Мономаху. Ведь он умер в 1125 году, примерно на два столетия раньше, чем она была сделана.

    Но вспомним, что Спицын установил это в конце прошлого столетия, когда Россия была еще под властью царя. А царь из династии Романовых, конечно, не мог допустить и мысли о том, что священный венец его предков получен не из христианнейшей Византии, а с мусульманского Востока. Мы не знаем, указал ли так сам Николай II и знал ли он вообще об исследованиях Спицына (ведь этот царь, как известно, не любил много читать, и тем более научные исследования) или так решили монархически настроенные чиновники, только и в начале нашего столетия венец продолжал называться шапкой Владимира Мономаха.

    Но ученых продолжал интересовать вопрос, как же эта вещь попала в Москву.

    В московских архивах хранятся древние документы, которые называются «духовные грамоты». Это не что иное, как завещания. Московские князья иногда писали даже не одну, а несколько духовных грамот. В те тревожные времена, отправляясь в Орду к ордынскому хану, князья не могли быть уверены, что вернутся назад. Не один из них погиб в ставке хана, были и такие, которые не выдерживали трудностей дальнего путешествия.

    Известно, например, что Александр Невский скончался, возвращаясь на Русь из Орды, а его племянник, Михаил Ярославич Тверской, и внук, Юрий Данилович Московский, были убиты в Орде. И вот, отправляясь в Орду, князь обычно писал на всякий случай завещание – «духовную грамоту», в которой разделял между наследниками не только свои земли, но и драгоценности и даже одежду, какая получше. А если он возвращался благополучно, то потом, уже к концу жизни, иногда писал другое завещание.

    Историк Константин Васильевич Базилевич сравнил между собою «духовные грамоты» московских князей. Оказалось, что шапка Мономаха и в самом деле упоминается впервые в XIV веке, в завещании Ивана Калиты. Но Калита не называл ее шапкой Мономаха. Он писал просто «золотая шапка». И потомки его передавали этот венец от отца к сыну тоже просто как «золотую шапку». Мономаховой она названа впервые более чем через двести лет, уже в XVI веке, в «духовной грамоте» Ивана Грозного.

    Вы знаете, что и известная версия о том, что Москва есть третий Рим, возникла в конце XV – начале XVI века.

    Базилевич предположил, что шапка Мономаха на самом деле была подарена Ивану Калите ханом Золотой орды Узбеком, во владения которого входила тогда и Бухара. Теперь «биография» вещи, казалось бы, была окончательно установлена.

    Но вот однажды, без малого через тридцать лет после исследований Базилевича, археологическая экспедиция, в которой участвовали студенты Московского городского педагогического института и школьники московских школ, производила раскопки древнего городища, Тушкова городка.

    Это было одно из красивейших мест Московского края. Москва-река образует здесь живописные излучины. С высокого мыса открывался вид на низкий луговой берег, круглое, как чаша, озеро, старое русло и верховья реки. Видно очень далеко. Кажется, ни один человек не мог бы подойти к Тушкову, не будучи замеченным еще верст за десять. Это и было нужно людям, которые почти тысячу лет назад построили здесь небольшой укрепленный поселок. Много лет охраняла эта крепостца рубежи Московского княжества. А в конце XIV века здесь построили новые укрепления по последнему слову тогдашней оборонительной техники. Ведь тогда литовцы захватили Смоленск, и верховья Москвы-реки за Можайском стали важнейшим рубежом обороны Москвы. Впрочем, и позже эти места не один раз видели ожесточенные битвы за Москву. Славное Бородинское поле находится всего в десятке километров от Тушкова.

    Но вернемся к нашему рассказу. Мы раскапывали древнюю крепость. У подошвы ее мощного земляного вала тянулась целая прослойка разного строительного материала – извести, песка, глины, натоптанного здесь при строительстве укрепления шестьсот лет назад.

    Попадались и различные вещи – массивные, кованые, граненые наконечники стрел для самострелов, части брони, навершье булавы, сломанная шпора. Все эти предметы воинского обихода сильно пострадали от времени. Иногда вещь невозможно было узнать: она так заржавела, что потеряла форму. Просто комок ржавчины.

    Но вдруг под отвалившимся куском земли сверкнул желтый металл. Осторожно расчистив ножами и кисточками, мы вынули из земли маленькую вещицу вроде брошки, но без булавки для прикрепления к одежде.

    Форма ее показалась удивительно знакомой. Где мы видели такой странный цветок? Да, конечно же, на шапке Мономаха! Это и есть знаменитый «арабский цветок», или цветок лотоса. Лепестки его были украшены филигранью и зернью. Тысячи крошечных золотых шариков были напаяны по краям лепестков. Когда-то цветок, видимо, был украшен и драгоценными камнями. Но теперь от них остались лишь гнезда. Лепестки были кое-где погнуты, их ажурные украшения пробиты. Осмотрев внимательно золотую пластинку, составлявшую основу цветка, мы увидели на ней признаки изменений в судьбе этой маленькой, изящной вещицы.

    Видимо, когда-то мастер, делавший ее, предназначил цветок для нашивания на какую-то ткань и сделал для этого едва заметные отверстия в каждом лепестке. Они были менее полумиллиметра в диаметре и могли пропустить только тончайшую иглу и нить. Но потом, может быть через много лет, цветок был отпорот от ткани и прикреплен к какой-то другой вещи, должно быть деревянной или кожаной, потому что на этот раз его прибили небольшими гвоздиками. Отверстия от гвоздиков были все же во много раз больше первоначальных. Наверное, при этом и погнул в некоторых местах ажурные лепестки цветка случайно сорвавшийся молоточек.

    И все-таки главное открытие ожидало нас в Москве. Сравнив наш цветок с такими же цветками, украшавшими шапку Мономаха, мы убедились, что это не просто похожие вещи, но вещи почти тождественные. И по форме и по размеру они отличались друг от друга лишь в деталях, как могут различаться изделия одного мастера, одной руки. Цветок из Тушкова покрыт сплошь филигранным орнаментом, а цветки на шапке оставлены гладкими. Это потому, что они помещены среди филигранного орнамента, покрывающего всю шапку, и так лучше выделяются. Одним словом, ясно, что наш цветок был сделан тем же мастером, что и золотая шапка, и составлял когда-то с ней один комплект украшений, один гарнитур, как говорят сейчас. Что же это были за украшения?

    Всего вероятнее, что это своеобразные пряжки или пуговицы, пришивавшиеся на ворот одежды друг против друга. Такие парные застежки находят в курганах XIV века на Нижнем Поволжье, то есть как раз неподалеку от древней столицы Золотой орды – Сарая.

    Все это подтверждает догадку Базилевича о том, что шапка Мономаха, или, как сейчас можно ее назвать, золотая шапка Ивана Калиты, – подарок хана Узбека. Известно, что князья ездили в Орду с дорогими подарками, и нет ничего удивительного в том, что и ханы «отдаривали» их тоже дорогими вещами. Таков был обычай того времени.

    Наверное, хан подарил московскому князю не только одну шапку, но и какую-то дорогую одежду, ворот которой был украшен пряжками – «запонами». Конечно, это была работа не татарских, а бухарских мастеров.

    Дальнейшая судьба золотой шапки нам уже известна. А одежда, видимо, была переделана по вкусу нового владельца тогда же или немного позже. Может быть, пряжки показались ненужными, и по крайней мере одну из них приспособили для украшения какого-то другого, гораздо более твердого предмета, например конской сбруи. Ведь конь князя тоже должен был носить богатый убор.

    Но как же попал золотой цветок из Москвы в Тушков, отдаленную крепость на западной границе русских земель?

    Это нам поможет понять одна из упоминавшихся уже нами «духовных грамот» – завещание Дмитрия Донского. Князь перечисляет сначала земли, которые дает своим сыновьям. И вот среди можайских волостей, доставшихся его третьему сыну, Андрею, мы находим Тушков. Потом в «духовной грамоте» идет перечисление фамильных драгоценностей. Из них Андрей получил золотой пояс новгородской работы и какую-то «золотую снасть». Так иногда называли на Руси конский убор. Наверное, на этом-то уборе и был прибит золотой цветок. Андрей Дмитриевич, князь Можайский, приходился правнуком Ивану Калите, первому владельцу цветка и шапки.

    Потом шапка доставалась всегда старшим сыновьям московских князей, а младшие получали другие, менее ценные вещи. Андрей мог лично осматривать строительство пограничной крепости в одной из своих волостей. Может быть, тогда и отпал от сбруи княжеского коня золотой цветок. Его не заметили среди строительного мусора, и только через пятьсот с лишком лет кисточка археолога смахнула с него пыль веков.

    И вот он снова в Москве, в одном городе с золотой шапкой, вместе с которой вышел когда-то из рук бухарского ювелира.

    librolife.ru

    Золотой колпак — Path of Exile Wiki

    Золотой колпак Кожаный чепецангл.GoldrimУклонение: (от 47 до 67)+(от 30 до 50) к уклонению 10% повышение редкости находимых предметов +(от 30 до 40)% к сопротивлению всем стихиям Отражает 4 физического урона атакующим врагам в ближнем боюНи один песок не утекает сквозь пальцы так легко, как золотой.Goldrim.png

    Золотой колпак - это уникальный Кожаный чепецКожаный чепецангл.Leather CapУклонение: 19Требуется 13 Ловкости.

    • СюрпризСюрприз4ПредметТы глаза закрывайи за ручку возьмись. Крутани и о лучшем скорее молись.

    Альтернативный внешний вид

    Евро сервера Goldrim 2.png Награда за достижение 120 призовых баллов в первом сезоне гонок.

    Галерея

    Золотой колпак 3Dmodel.png

    История изменений

    Версия Изменения
    1.3.0
    • Добавлена 3D модель
    0.9.12k
    • Добавлено в игру.
    • v
    • t
    • e
    Уникальные предметыАксессуарыБроняОружиеФлаконыСамоцветыКарты
    • Амулеты
    • Пояса
    • Кольца
    • Колчаны
    • Нагрудная броня
    • Обувь
    • Перчатки
    • Шлемы
    • Щиты
    • Топоры
    • Луки
    • Когти
    • Кинжалы
    • Удочки
    • Булавы
    • Посохи
    • Мечи
    • Жезлы
    • Жизнь
    • Мана
    • Равновесие
    • Особые
    • Можно найти
    • Оскверненные
    • Награды за задания
    • Награды Лабиринта
    • Уникальные карты

    pathofexile-ru.gamepedia.com


    Смотрите также