Русские народные головные уборы женские своими руками. Русские народные женские шапки


Русские народные головные уборы - Орнамент и стиль в ДПИ

Haute Couture по-русски: головные уборы из уникального собраниия Российского Этнографического музея. Каждый из подобных предметов делали русские мастерицы своими руками в течение нескольких лет. Расшивали перламутром, бисером, позументом. Не жалели ни атласа, ни шелка. Одевали по праздникам и передавали от матери к дочери.

 “Венок”. Пензенская область, конец XIX века.

Девичий головной убор. В основе убора обруч из картона, обшитый с лицевой стороны бархатом и шелком, а с изнанки - холстом. Очелье украшено шелковыми лентами, позументом, бисером и перьями петуха. К задней части прикреплены розовые ленты, спускавшиеся по спине и украшавшие косу. Этот головной убор одевали в праздничные дни.

“Сорока”. Тульская губерния, конец XIX века.

Головной убор молодых женщин, который нередко был и свадебным. Его носили только  по большим праздникам до рождения первого ребенка.  "Сорокой" называется верхняя шапочка с бисерной поднизью. Среди других 11 частей - "опушина задняя", "опушина передняя", воланы из разноцветных шелковых лент, "косицы" из хвоста селезня, "пушки".

“Кокошник”. Псковская губерния, начало XIX века.

Головной убор на жесткой основе с "ушками" и "ряской", расшитый золотой и серебряной нитями, украшенный вставками из стекла и блестками. Такой головной убор был известен под названием "кика новгородская" и бытовал в среде русской знати еще в ХVII в. В конце ХIХ в. он сохранялся в некоторых деревнях северо-запада, его надевала молодуха на второй день свадьбы.

Праздничный “кокошник”. Калужская губерния, конец XVIII века.

Головной убор из парчи, расшитый рубленым перламутром. Его очелье украшено 41 перламутровой "шишкой", символом плодородия. Такие кокошнки в конце ХVIII - первой половине ХIХ в. носили женщины состоятельных купеческих семей г. Торопца

Кокошник. Олонецкая губерния, вторая половина XIX века.

Шапочка с вытянутым вперед очельем и лопастями, прикрывающими уши, - праздничный головной убор молодой женщины. Шапочка обшита позументом из золотных нитей. Налобная и задняя части унизаны перламутром. На лоб спускается густая перламутровая сеточка.

“Гречневик”. Алтайский округ, конец XIX века.

Мужской головной убор: высокий цилиндр с широкими полями, украшенный полосами красного сукна, шелковыми лентами, бахромой, пуговицами и бисером. Бытовал в качестве праздничного или головного убора жениха.

"Волосник". Москва, XVII век.

Женский головной убор: тафта, пряденые золото-серебряные нити, цветные шелковые нити. Извлечен при раскопках некрополя у стен собора Симонова монастыря в Москве.

Женский головной убор, XVII век.

Женский головной убор, расшитый жемчугом и предеными золотыми нитями. Ткань - рубчатый шелк типа репса.

                                                                                                                                               Диана Чанкселиани

ornament-i-stil.livejournal.com

Русские народные головные уборы — WiKi

Русские народные головные уборы, как в любой традиционной культуре, имели четкую дифференциацию. Некоторые его формы отмирали с течением времени, другие сохранились до ХХ века.

Содержание

Женский головной убор

Наиболее роскошным являлся женский головной убор. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, её возраст, семейное и классовое положение.

В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки — плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок.

Надевание какого-либо головного убора впервые часто сопровождалось определенными обрядами.

Список

А

  •   Асечка — мужской головной убор из меха соболя. Круглый, плотно примыкавший к голове, с небольшим околышем, без ушей. (XVIII-нач. XX вв., Западная Сибирь)[1].

Б

  •   Банты, махры — девичий головной убор на лоб, полоса шелка или позумента, завязанной бантами, в складку. На затылке завязывалась тесемкой. К краю пришивалась бахрома из гаруса-махры или перья селезня, на складки пришивались блестки, пуговицы. Ленты спускались до середины лопаток (Рязанская, Тульская, Калужская губерния). Под тем же названием — шелковая или кумачовая лента, прикалывавшаяся или пришивавшаяся к головным уборам[2].
  •   Барлова — мужской головной убор из «барловых шкур» (осенних шкур домашних и диких коз, сохатых, волков). Круглая шапка с невысоким околышем без ушей. (Енисейская губерния, с 18 века)[2].
  •   Бархатка — женский головной убор типа кокошника из красного штофа или бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Жесткая шапочка с круглым верхом и зауженным к затылку околышем. (Архангельская, Вологодская губ.)[2]
  •   Бархатник — женский головной убор типа кокошника цилиндрической формы, имел плоский овальный или круглый верх. Шился из парчи и бархата на твердой основе с подкладкой из холста, ситца. Спереди украшался полосой позумента, сзади к нижней кромке крепились ленты, 4 кисти из шелка или гаруса под названием «батоги», около висков закреплялись шерстяные помпоны. Надевался поверх сборника — шапочки из тонкой ткани[2].
  •   Безумент — яркий шелковый платок, сложенный по диагонали широкой ленты. Им «окручивали» невесту после венца перед свадебным обедом. Укладывали вокруг повойника. (19-20 век, Енисейская губ.)[2].
  •   Башлык
  •   Боровая — праздничная зимняя круглая шапка из сукна с широким околышем из бобра (Енисейская губ., с 18 века)[2].
  •   Борушка, морхатка, моршень, сборник — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников[2].
  •   Бочка — головной убор просватанной девушки, обруч из бересты или проклеенного картона, обтянутый позументом, внутри — набойкой или ситцем (Пермская губ.)[2]
  •   Бриль — мужской головной убор, соломенная шляпа с низкой плоской тульей и прямыми широкими полями (Курская губ., 19 в.)[2]
  •   Бурк — мужской головной убор из меха лисицы, круглый, с небольшим околышем, плотно обле­гавший голову, без ушей (Тобольская губ., с 18 века).

В

  •   Валенка, ермолка, еломок — мужской головной убор из валяной овечьей шерсти в форме усеченого конуса[3]
  •   Венок[3] — девичий головной убор по принципу обруча, мог украшаться не только живыми, но и искусственными цветами.
  •   Венчик, венец[3], увясло — девичий головной убор, узкая полоска металла или материи, охватывающий голову и скреплявшийся на затылке, которым придерживались распущенные волосы или коса
  •   Верхуша — женский головной убор типа кички[3]
  •   Волосник — сетка для волос с околышем из золотных или вышитых золотом материй.
  •   Воля — шелковая лента, вплетавшаяся в девичью косу, обрядово расплеталась при свадьбе[3]
  •     Вывод — головной убор замужних женщин[3]

Г

  •   Галстинка — девичий головной убор, платок, сложенный в виде повязки[4].
  •   Голова — женский головной убор типа кокошника, состоял из кокошника, налобни­ка, позатыльника, платка[4].
  •   Головное — женский головной убор[4].
  •   Головной — женский головной убор типа кокошника[4].
  •   Головодец — см. коруна[4]
  •   Гречишник, грешневик, гречневик, гречник, гречушник — мужской головной убор для весны, лета, осени из коричневой вяленой овечьей шерсти в форме высого цилиндра[4].

Д

  •   Девичья краса — праздничный девичий головной убор в виде украшеной ленты[5].
  •   Долгуша, пыжик — мужской головной убор из меха оленя или тюленя, круглая шапочка с длинными наушниками (Архангельская, Вологодская, Пермская губ., Зап. Сибирь). Носилась вместе с малицей[5].
  •   Дымка, дынка — часть головного убора невесты, фата[5].

З

  •   Здоровканье — головной убор типа сборника[6]
  •   Золотнуха — девичий головной убор в виде полосы позумента[6]
  •   Зундвест, зундвст, зюндвест, зюндвст, зюдвес — мужской головной убор из парусины, пропитанной олифой (рыбаки Белого моря)[6]
  •   Зырянка — мужская шапка из сукна с четырехугольным дном[6].

К

  •   Кабардинка — мужской головной убор в виде круглой суконной шапочки с узкой меховой опуш­кой[7].
  •  Каблучок
  •   Каптур — женская уличная меховая шапка, круглая, с лопастями, закрывавшими затылок и щеки
  •   Кардонка — девичий головной убор, обруч из картона, обтянутый тканью (Тобольская губ.)[7]
  •   Картуз, фуражка
    • Картуз норвежский — с двумя козырьками, спереди и сзади[7]
  •   Катанушка — мужская шляпа из валяной шерсти (Енисейская губ.)[7]
  •   Кика, кичка — наиболее распространенный повседневный головной убор. (Её элементы — чело, рясы, задок).
    • Головка — кика новгородская
  • Кищонка — девичий и женский сложносоставный головной убор (Воронежская губерния)[7]
  •   Клеёнка — девичий головной убор[7]
  •   Кокошник
    • Златоглав — однорогий (одногребенной, одногребенчатый)
    • Шеломок — двурогий (двугребенной, двухгребенчатый) «Златоглав»
  •   Кокуль — девичий и женский головной убор для зимы из меха в виде капора (р. Анадырь)[8].
  • Колпак — древнейший вид убора, носился всеми[8]
  •   Колпачок, кружочек — головной убор просватанных девушек и молодых женщин[8]
  •   Комок — головной убор замужних женщин, платок, сложенный на угол (Вологодская губ.)[8].
  •   Конура — головной убор просватанных девушек, богато украшенный обруч[8]
  •   Коруна, головодец — девичий головной убор, богато и сложно украшенный венчик
  •   Косицы — часть головного убора молодой девушки или женщины, пучки из перьев селезня или черного конского волоса из гривы, пришитые к красной тесемке.[8]
  •   Косник, накосник — девичий головной убор, вплетенная в косу золотная нить, либо треугольная привеска, богато украшенная.
  •   Косынка
  •   Косыня[8]
  •   Косяк[8]
  •   Котелка[8]
  •   Краган — мужской головной убор из сукна домашней выработки в виде капюшона (Тобольская губерния)[9].
  •   Красот, красота — головной убор невесты в виде обруча из бересты или картона, обтянутый тканью[9]
  •   Красота, красотина — девичий головной убор в виде суживающейся к концам полосы ткани[9]
  •   Крашеные перья, крючки, пучки — головной убор просватанной девушки и молодой женщины[9].
  • Кружок — головной убор девушек и замужних женщин[9].
  •   Кубашка — зимняя мужская шапка из серой овчины, круглая, плотно облегавшая голову (Псковская губ.)[9]
  • Каблучок (два варианта высоты)

  • Кокошник. Рязанская губерния

  • Кокошник Ярославская губерния

  • Кокошник. Белгородская область

Л

  • Латушка — головной убор мужчин и замужних женщин[10]
  •   Ленда, риска бездонная — девичий головной убор, сетка из жемчуга или бисера, низанных на конский волос (Тверская губ.).[10]
  •   Ленка — девичий головной убор из полосы шелковой ткани или позумента, проклеенной с картоном, украшенной спереди бисером, блестками (Тамбовская губ.)[10].
  •   Лента — девичий головной убор, обвивала лоб[10]
  •   Лентка — девичий головной убор в виде полосы кумача[10]

М

  •   Маковочки — головной убор замужних женщин, относящийся к типу повойников[11].
  • Малахай — мужской головной убор, использовавшийся в некоторых районах России и как женский, из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Шапка с четырехугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами[11].
  •   Малоголовка — головной убор замужних женщин в виде шелковой косынки (Вологодская губ.)[11]
  •   Мартушка — головной убор замужних женщин, представлявший собой платок, сложенный по диагонали (Курская губ.)[11]
  •   Махрёнка — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных. (Калужская и Тульская губ).[11]
  •   Мезенка — девичья или женская шапка из меха в виде капора, завязывавшегося под подбородком лентами (Архангельская губ.)[11].
  •   Моршень — головной убор замужних женщин[11].
  •   Моховик — головной убор замужней женщины типа кичкообразных головных уборов[11].

Н

  • Наколка 19-20 в. (поверх платок?)

О

П

  •   Папаха — встречается у казаков[14]
    • Кубанка — низкая папаха
  • Пелена — платок[14]
  • Пеленка — платочек[14]
  •   Перевязка — девичий головной убор из полоски тяжелой ткани (парчи, вышивки) с завязанными концами, либо из свернутого платка со свисающими концами[14].
  •   Перевязник[14]
  •   Перевязочка (р. Онега)[14]
  •   Перевязь (р. Олонецкая губ.)[14]
  •   Платок, плат[14]
  •   Повило[15]
  •   Плачея — убор просватанных девушек
  •   Повойник, повой[15], подбрусник — легкая нижняя либо непарадная шапочка из мягкой ткани, под которую убирались волосы.
  • Повязка[15]
  •   Подбирушка (Олонецкая губ., южные территории)[15]
  • Подвязальник (Тобольская губ.)[15]
  •   Позатыльник — подготовительный элемент головного убора из бисера или из ткани, подвязывался сзади на затылок под любые кичкообразные головные уборы.
  • Подзаушник — украшение в виде кистей (Рязанская губ.)[15]
  •   Подпластик, павлины, платок на грамотке, подпластник — девичий головной убор, со­ стоявший из поднизи, платка и «чехров»[15].
  •   Подубурусник[15]
  •   Позявник (Орловская губ.)[15]
  •   Покрытка (Курская губ.)[15]
  •   Полотенце[15]
  •   Полуголовка (Вологодская губ.)[15]
  •   Похватка (Калужская, Рязанская и Тульская губ.)[16]
  •   Поцепошник[16]
  •   Почелок, подчелок[16]
  •   Пошиши[16]
  •   Привеска[16]
  • Платок (накинут на кокошник)

  • Девичья повязка 19 век

С

  •   Сборник
  •   Сорока
    • Золотоломка — богато вышитая свадебная сорока

Т

  • Туфейка
  • Треух

У

  •   Убрус, шлык — полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками
  • Убрус (поверх кокошника)

Ф

  •   Фата — платок

Ш

  • Зимняя шапка Север Европейской России 19в.

  • Шляпа. Тверская губерния 19в.

Ч

  •   Чело, челка — девичий головной убор, обивающая лоб лента, украшенная шитьем, жемчугом

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

История русских головных уборов - Русские народные костюмы

«По Сеньке и шапка», «Каков Пахом, такова и шапка на нем» — утверждают пословицы. Выходит, каждому человеку подходил свой головной убор, то есть простой мужик никак не мог появиться в дорогой меховой шапке. Да что говорить, при их выборе учитывались куда более «тонкие» детали: чем мирянин занимался, какого он происхождения да где проживал. При таком разграничении у каждого головного убора было свое название. Более того, в Московской Руси общепринятого родового названия не существовало. В деловой письменности в этой роли выступает слово шапка, а в книжных текстах употреблялось наименование платье. Дело в том, что названия головных уборов не были обособлены в такой степени, как сейчас, от остальных названий одежды Выражение головной убор появляется лишь в первой половине XVIII в. В зависимости от фасона и назначения головных уборов их названия в старорусском языке делились на несколько групп: женские полотенечные покрывала и платки, девичьи ленты и венцы, женские уборы из платков, чепцы и шапочки. И шапки. Об истории последней группы слов, называвших преимущественно мужские уборы, и рассказывается здесь. Шапка в Московской Руси была самым популярным головным убором. Сам тип его был заимствован русскими у других народов, часто вместе с соответствующими названиями. В связи с этим приведем любопытный пример из московского летописца 1630—1640 гг.: «А послы розных земель стояли коиждо под своим знаменем: государевы московские послы знамя колпак, турские земли знамя чолма, цесарские земли знамя шапка римьская, польская земля знамя магирка, свейское знамя шляпа». Всякому послу — своя «голова». Слово шапка фиксируется в XIII в., впервые оно отмечается в новгородской берестяной грамоте № 141: «А Гришки кожюхе свита сорочица шяпка». Первоначально это слово могло иметь местный характер. Кстати, Великий Новгород в старые времена славился шапочным промыслом, здесь одновременно работало до 100 шапочников и даже учились мастера из других мест. Шапка это название мехового головного убора для мужчин и женщин всех возрастов. «Шапка потребна и жене и мужу» — читаем в «Букваре» Кариона Истомина, напечатанном в 1694 г. В письменных источниках упоминаются шапки мужские, женские, девичьи, «робячьи», «дитячьи». Можно встретить указание на сезонное их назначение и качество подкладки: шапка студеная, теплая; указывается также и назначение: шапка ходильная, ездовая, спальная; отмечаются особенности покроя: круглая, низкая, кумыкская, польская, тунгусская, черкасская. Слово шапка возникло в русском языке из французского заимствования шап, игапа, хотя, высказывается предположение и о тюркском происхождении этого слова. В текстах XVII в. наряду с распространенным шапка употреблялись еще шап, шапа, которые можно считать исторически первоначальными для шапка (шап + к + а с первоначальным уменьшительным значением, которое вскоре исчезает): «Явил новгородец Ануфреи Артемьев сын 110 шап муских»; «Михаила шапки мне не отдал начюи де здеся са мною, так де и шап твою отдам». Примеры эти взяты из исторических источников XVII в. В XVII в. охотно носится шапка с тремя лопастями — треух, это название впервые упоминается в описи имущества Михаила Татищева 1608 г.: «...треух рысей сукно вишнево, ветчан, цена 10 алтын». Слово треух как имя собственное известно по расходной книге Болдин-Дорогобужского монастыря с 1598 г. Треухи получили общерусское признание, хотя приверженцы старых обычаев осуждали их ношение. Например, известный протопоп Аввакум в 1671 г. выговаривал своей стороннице боярыне Морозовой: «Да не носи себе треухов тех, сделай шапку, чтоб и рожу-то всю закрыли, а то беда на меня твои треухи-те». Этот головной убор носили мужчины и женщины, причем независимо от социального положения. Они упоминаются в описях имущества знатных бояр, обычны они и в одежде простолюдинов, поэтому слово треух широко и быстро закрепилось в общерусском употреблении. Треухи изредка использовали как подшлемники. Такие уборы получали второе название — наушники. Упоминаются в описи имущества Голицыных 1689 г.: «...два наушника по объяри шиты шелками, на собольих пупках, цена 101 алт.». Со слова наушник началось развитие целого гнезда однокоренных слов, в том числе и широко известного в наши дни ушанка. Высокая меховая шапка или колпак с круглым верхом, входившие в царский наряд, назывались столбуном. Правда, это название встречено всего один раз в духовной князя Дмитрия Ивановича 1509 г.: «А саженово моего платья: колпак столбун полици сажены жемчугом». Похожий головной убор с высоким цилиндрическим верхом, который носили бояре, имел название шапка горлатная. Небольшие шапочки с высоким верхом — столбунцы надевали девушки и девочки-подростки, по, как правило, в богатых семьях. Вероятнее всего, именно это и повлияло на скорый выход из активного употребления всех этих слов. Во все времена на Руси в каждой местности были свои типы шапок и свои названия для них. На востоке южнорусской территории часто употреблялось наименование вершень — мужская шапка из сукна вишневого цвета, отороченная мерлушкой. Там же зафиксировано слово трухмен: «...шапка из смушки, с круглым верхом, узкая». Близко к нему по структуре шепень - видоизмененное от шап «А на нем платья: зипун, рукавицы, шепень черлена на лисице». Это описание взято из записи допроса беглых холопов, сделанной в 1620 г. В Сибири местная разновидность меховых мужских шапок с наушниками и задником до плеч называлась малахай. Слово заимствовано из монгольского языка и первоначально известно лишь в текстах, связанных с Томском и Якутском. Наш земляк Ерофей Хабаров в 1652 г. писал из Якутска об одежде и обычаях местного населения: «У того мужика богдойского платье на нем камчатое все и на голове у него малахай соболей». В наши дни слово наиболее широко известно в севернорусских и сибирских говорах как название меховой шапки с широкими наушниками и задником до плеч, а также верхней широкой одежды. Меховые шапки черного цвета и особого покроя назывались мурманки. История этого простого названия пока не изучена, связывать его прямо с географическим термином Мурман вряд ли возможно. Некоторый свет на происхождение слова проливает одно замечание в русско-немецком разговорнике, составленном в Пскове в 1607 г.: «...лисицы-морманки — с нацветом лисица». В описи теплого платья знатных людей Строгановых, составленной в 1627 г. в Сольвычегодске, читаем: «...2 шапки мурманки лисицы черные». Может быть, вначале мурманка обозначало «черно-бурая лисица», а затем приобрело значение «шапка из меха темно-бурой лисицы, шапка из темного меха». Позднее шапка мурманка встречается в фольклорных произведениях. Среди названий меховых головных уборов были и иноязычные заимствования, но лишь некоторые из них получили широкое распространение. Большинство подобных слов употреблялось на русских окраинах, в зонах непосредственных контактов с иноязычными народами. Так, тюркское по происхождению слово курпек 'смушка, овчина' эпизодически употреблялось как название шапки из овчины, в частности и на Русском Севере, что доказывает опись имущества Кирилло-Белозерского монастыря за 1699 г.: «...шапка червчата с соболем, другой курпек вишневой пух овчинной». Приведу описание головного убора крестьянина, сделанное в Москве в 1673 г.: «Микитка Родионов... шапка на нем курпечик вершек белой». Первое употребление слова курпи в перечне названий головных уборов обнаружено нами в уже упоминавшемся русско-немецком разговорнике 1607 г. Судьба этого слова позволяет понаблюдать за процессом формирования значений у слова вообще. Оказывается, в языке тоже ведется проба материала, своеобразный эксперимент, который осуществляется коллективными усилиями всех, пользующихся данным языком. Попытка создать особое название шапок из смушки путем переноса слова-наименования с материала на изделие из этого материала в данном случае не удалось: слово ксурпек не смогло оторваться от родового названия шапка и употреблялось только в сочетании шапка курпек как конкретизатор, уточнитель родового обозначения, а шапка в свою очереди, устраняло двусмысленность в значении лексемы курпек. Дальнейшего продолжения в истории языка курпек 'шапка' не имело. Не нашло широкого распространения: в языке слово кучма 'меховая шапка, ушанка', наблюдаемое в письменных источниках с XV в. Известно, что соболью кучму с золотой запоной носил Борис Годунов. В XIX в. кучма считалось старинным названием крестьянской шапки, а теперь вообще не употребляется. Зато в белорусском и польском языках оно известно несколько шире. Из названий мужских головных уборов общерусским являлось слово колпак 'остроконечная шапка с подкладкой и отворотами', которое усвоено из тюркских языков. Самые первые случаи его употребления относятся к XV в. и характеризуют одежду иностранцев, как, например, в сказании «О человецех незнаемых в восточной стране»: «А коли ядят и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или под шапку». Колпаки были вторым головным убором, их надевали на комнатные шапочки — тафейки, а поверх колпака иногда водружали горлатную шапку с высоким верхом. Свидетельства такого рода обнаруживаем в челобитных и явках о грабежах, как, например, в такой записи, сделанной в Москве в 1543 г.: «А грабежу у него взяли... сняли колпак да шапку черну да тафью камчату». Шапка и колпак внешне различались, а функционально дополняли друг друга, поэтому состоятельные люди носили шапку и колпак одновременно, а бедные — какой-либо один убор. Неразлучность известной пары Фомы и Еремы из «Повести о Фоме и Ереме», сочиненной не позднее XVII в., как раз в том и состоит, что на двоих у них есть то, что положено иметь одному человеку: «На Ереме зипун, на Фоме кафтан, на Ереме шапка, на Фоме колпак». Головной убор, аналогичный колпаку, в западной части южнорусской территории получил название мегерка, известное также в старобелорусском и старопольском языках и часто употребляемое в сочетании магерка литовская: «Выехали из деревни человек с пятнадцать, а на них магирки литовские, а почали им говорить по-литовски» — свидетельствуют акты Московского государства 1890 г. «Куплено в казну магирка литовская на голову» — помечено в приходо-расходной книге Свирского монастыря за 1658 г. В национальный период магирка 'род колпака без кисти, валяная белая шапка' употребляется в западных районах России. К названиям колпаков принадлежит и шлык 'высокий колпак из меха или ткани, носимый поверх шапки'. Фактически шлык и колпак — это одно и тоже, но слово шлык вошло в русский язык позднее, лишь со второй половины XVI в., поэтому оно и не получило столь широкого распространения. Вначале шлык обозначало 'часть головного убора, подзатыльник', а в XVII в. шлык 'колпак' уже встречается в описаниях одежды иностранцев. Сравним два значения этого слова в старых русских текстах: «...шапка авчинная без шлыка»; «...шлык немецкой, дороги зелены, стеган». Судьба слова шлык выглядит так: в середине XVI в. оно было заимствовано русским языком из старобелорусского и старопольского (кстати, в старопольских текстах оно отмечается с 1325 г.), причем непосредственно в форме шлык, а не башлык, как это иногда предполагают. Башлык отмечается в русском языке несколько позже и лишь как имя собственное: Башлык Леонтьевич Кокорев (1566). Нарицательное башлык известно лишь в первой трети XIX в., а шлык 'шапка, чепец, колпак' в то время уже популярно по всей России. В описаниях царских нарядов в старомосковский период было отмечено тюркское слово науруз, которое обозначало головной убор с полями, украшенный оригинальными пуговицами и кистями. Такой убор носил царь Иван Грозный. Во второй половине XVII в. тот же предмет называется мурмолкой, но и слово мурмолка употребляется также очень редко. Слово шляпа, которым называли общий для мужчин и женщин головной убор, фиксируется с 1565 г.: «...дочери моей княжне Огрофене приданые... снур сажен жемчюгом на шляпу». Этот пример взят из духовной грамоты князя Оболенского. Слово заимствовано из немецкого языка, причем вместе с соответствующим предметом; в текстах часто упоминаются немецкие шляпы. Любопытно, что, став общерусским, слово шляпа не стало общеупотребительным в жанрово-стилевом отношении Оно так и не проникло в традиционные книжные жанры, зато свободно употреблялось в живой речи, деловой письменности и в художественных текстах демократического содержания. Для именования мужских головных повязок нерусских народов в русском языке использовались два способа : развитие новых значений у исконных слов (завой 'головной убор вообще', завой 'головной убор вое точных народов, тюрбан, чалма') и заимствование иноязычных слов (чалма, феска). Первый способ был характерен для книжной письменности, второй — для живой речи и деловых текстов. С языческих времен на Руси существовал обычай «ряжения». В наряд ряженых и скоморохов, кроме прочей одежды, входили маски, которые имели свои названия. Позднее русские знакомятся с иноземным обычаем карнавалов и маскарадов и усваивают несколько иноязычных наименований масок. Таким образом, некоторое время существовали как свои, исконные, так и заимствованные названия для масок. Особенно в XVII в. Первоначально были известны латинское заимствование скурата и собственно русское личина. В описании русского посольства во Флоренцию 1659 г читаем: «Мужи и жены честные и дети ходят все в скуратах, сиречь в личинах всяких цветов». Непростой была и история слова маска. Вначале оно известно как машкара — мышкарь, более характерное для польского языка, усвоившего в свою очередь это наименование из итальянского. Князь Андрей Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал о русских обычаях той поры: «Упившися начал и с скоморохами в машкарах плясати. и взявши машкару (скурату або — личину) класти начал на лице его». В то же время известно и русское соответствие харя (из ухаря — от слова ухо). Вот пример из текста XVII в.: «Поде испроси у некоего мышкарь а по нашему харю с великою седою брадою». Стольник П. А. Толстой, побывавший в 1698 г. в Венеции, так описывал свои впечатления от посещения оперы: «В Венеции приходят в те оперы множество людей в машкарах, по-славянски в харях, чтоб никто никого не познавал». Борьба наименований харя и машкара — мышкарь — машера завершается в национальный период формированием на иноязычной основе слова маска. Возвращаясь к известной пословице «По Сеньке и шапка», впервые зафиксированной в русской письменности еще в XVII в., можно сказать, что у Сеньки из пословицы был богатый выбор головных уборов, но имущественные возможности позволяли ему в будние дни носить войлочный колпак и шапку из овчины, а в праздники веселиться в кругу со скоморохами, надев ярко разрисованную харю. Богаче одевался боярин Семен Иванович: он носил зимой соболью шапку, а под ней теплый колпак, летом — пуховую шляпу, а дома отдыхал в нарядно расшитой тафейке.

Г.В. Судаков. Были о словах и вещах. Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1989гhttp://www.booksite.ru/fulltext/sud/akov/byly/index.htm

russkie-kostumy.livejournal.com

Русский народный девичий головной убор

Разделы: Технология

Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.

Изучение головных уборов и причесок позволяет нам глубже проникнуть в далекий мир наших предков, изучить особенности российской моды прошлого. Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.

На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы.

С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.

Обруч.

Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.

Накосник.

“Коса – девичья краса” являлась главной прической для незамужних девушек со времен наших предков славян.

Повязка.

Взрослея, в XVIII веке крестьянская девушка получала и носила так называемую "перевязку" или "повязку (это" широкая полоска ткани с украшенной налобной частью, называемой челкой, почелком и т.п.).

Венок.

Венок из живых искусственных цветов.

Венец.

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Разновидность обруча.

Итак, проследив историческое развитие женского головного убора, можем прийти к выводу, что его содержательные формы развиваются в культурном пространстве народной жизни, отражая в себе все принципиально возможные ментальные характеристики “национального колорита”. У наших предков моды на одежду не было. Она носилась, что называется, до износу. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, ее носило не одно поколение, особенно свадебные наряды.

План конспект урока по технологии

Цель:

  1. Обучения: – изучить историю русского народного девичьего головного убора 19 века
  2. Развития: – способствовать развитию личностной культуре – развивать интерес к прикладному творчеству, основанного на народных традициях – развивать умение анализировать, делать выводы – применять имеющиеся знания на практике
  3. Воспитания: – воспитывать художественный вкус – воспитывать терпение – воспитывать аккуратность в работе – воспитывать уважение к далеким предкам

Наглядность:– презентация по данной теме

Тип урока: комбинированный.

Общие методы:Обучения: показательный;Преподавания: инструктивный, побуждающий;Учения: практический, частично-поисковый, исполнительский;Воспитания: беседа.

План урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствие, настрой на урок
2. Изучение нового материала Заслушивание рассказа учителя, выступления учащихся с докладами
3. Практическая часть урока Учащиеся разрабатывают эскиз
4. Подведение итогов Радость от полученного результата

1. Приветствие. Настрой на урок.

2. Изучение нового материала

2.1. Доклад учащихся по теме “По одежке встречают”.

Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.

Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.

2.2. Рассказ учителя по теме “Русский народный девичий головной убор”.

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.

На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.

Кокошник.

Еще одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош – курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень – его передняя часть. Делался гребень на твердой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Изначально кокошник был праздничным головным убором замужней женщины. Он был затянут тканью. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых – кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI–XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с “рогатой”, запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более “безопасный” головной убор. Кокошник был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.

Головные уборы.

Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и декоративную функции.

 

3. Практическая часть

Задание: Разработать эскиз русского девичьего головного убора.

Задачи :

  1. Разработать модель головного убора
  2. Определить цветовую гамму
  3. Декорировать головной убор

4. Подведение итогов.

а) Анализ работы учащихся;

б) Разобрать наиболее характерные недочеты в работах учащихся;

в) Отметить лучших;

д) Сообщение оценки работ каждому учащемуся.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Русские народные головные уборы - leonidiya

Haute Couture по-русски: головные уборы из уникального собраниия Российского Этнографического музея. Каждый из подобных предметов делали русские мастерицы своими руками в течение нескольких лет. Расшивали перламутром, бисером, позументом. Не жалели ни атласа, ни шелка. Одевали по праздникам и передавали от матери к дочери.

 “Венок”. Пензенская область, конец XIX века.

Девичий головной убор. В основе убора обруч из картона, обшитый с лицевой стороны бархатом и шелком, а с изнанки - холстом. Очелье украшено шелковыми лентами, позументом, бисером и перьями петуха. К задней части прикреплены розовые ленты, спускавшиеся по спине и украшавшие косу. Этот головной убор одевали в праздничные дни.

“Сорока”. Тульская губерния, конец XIX века.

Головной убор молодых женщин, который нередко был и свадебным. Его носили только  по большим праздникам до рождения первого ребенка.  "Сорокой" называется верхняя шапочка с бисерной поднизью. Среди других 11 частей - "опушина задняя", "опушина передняя", воланы из разноцветных шелковых лент, "косицы" из хвоста селезня, "пушки".

“Кокошник”. Псковская губерния, начало XIX века.

Головной убор на жесткой основе с "ушками" и "ряской", расшитый золотой и серебряной нитями, украшенный вставками из стекла и блестками. Такой головной убор был известен под названием "кика новгородская" и бытовал в среде русской знати еще в ХVII в. В конце ХIХ в. он сохранялся в некоторых деревнях северо-запада, его надевала молодуха на второй день свадьбы.

Праздничный “кокошник”. Калужская губерния, конец XVIII века.

Головной убор из парчи, расшитый рубленым перламутром. Его очелье украшено 41 перламутровой "шишкой", символом плодородия. Такие кокошнки в конце ХVIII - первой половине ХIХ в. носили женщины состоятельных купеческих семей г. Торопца

Кокошник. Олонецкая губерния, вторая половина XIX века.

Шапочка с вытянутым вперед очельем и лопастями, прикрывающими уши, - праздничный головной убор молодой женщины. Шапочка обшита позументом из золотных нитей. Налобная и задняя части унизаны перламутром. На лоб спускается густая перламутровая сеточка.

“Гречневик”. Алтайский округ, конец XIX века.

Мужской головной убор: высокий цилиндр с широкими полями, украшенный полосами красного сукна, шелковыми лентами, бахромой, пуговицами и бисером. Бытовал в качестве праздничного или головного убора жениха.

"Волосник". Москва, XVII век.

Женский головной убор: тафта, пряденые золото-серебряные нити, цветные шелковые нити. Извлечен при раскопках некрополя у стен собора Симонова монастыря в Москве.

Женский головной убор, XVII век.

Женский головной убор, расшитый жемчугом и предеными золотыми нитями. Ткань - рубчатый шелк типа репса.

                                                                                                                                               Диана Чанкселиани

leonidia.livejournal.com

Русский народный женский традиционный костюм. Головной убор. 2 часть

Учебно-методический материал по народному творчеству

В помощь руководителю

фольклорного коллектива

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель отделения музыкального фольклора

МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»

2016

Вступление

Крестьянство – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

Русская традиционная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа. Многообразие форм и типов, яркая декоративность художественного решения, самобытность орнамента и техник его исполнения - характерные черты русского народного костюма на протяжении многих веков. Снимки богатых и уникальных образов русской одежды позволяют показать красоту композиционного решения крестьянского костюма, выразительность декора его составных частей - головных уборов, ювелирных украшений, обуви; изобретательность в применении материалов, начиная от драгоценных металлов и жемчуга и кончая тканевыми аппликациями и крашеными перьями.

Народный костюм прошел в своем развитии долгий путь, тесно связанный с историей и эстетическими воззрениями его создателей. Он - важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества, вплоть до середины XX столетия донесшего характерные традиционные элементы покроя, орнаментации, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Цель работы: рассмотреть характерные особенности женского русского народного традиционного костюма, классифицировать различные элементы народного костюма, рассмотреть богатство его форм и видов.

Женский головной убор

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Головные уборы русских женщин отличались богатством и разнообразием. Это было обусловлено сильно развитой знаковой функцией этой части костюма. Форма головного убора и характер его украшений зависели от возраста и семейного положения женщины, а также от места ее проживания.

У замужних женщин строго соблюдался обычай покрывать голову; девушки же ходили с непокрытой головой, свободно распустив волосы (с XIX в. уже редко встречалось, если только к венцу) или же заплетали косу, головной убор был непременно с открытым теменем и имел форму круга или полукруга. Различался он и по материалу изготовления (металлическая проволока с подвесками на ней, лента, сложенный в виде ленты платок, кусок позумента, парчи, ткани с вышивкой и т.п.).

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Несмотря на однообразие формы, девичьи головные уборы назывались по-разному: венок, повязка, лента, почёлок, связка, перевязка, вeнец, коруна, головoдец и др. Иногда под одним именем существовали разные виды уборов, иногда случалось наоборот – однотипный головной убор в разным местностях звался по-разному. Самым распространенным головным убором девиц Русского Севера была повязка, которая в Архангельской губернии к середине - концу XIX в. «выросла» до внушительных размеров.

Самыми распространенными являлись девичьи уборы в форме венца или обруча. В зависимости от места бытования материал для их изготовления был различным. В южных районах России широко использовались ткани, тесьма, ленты, бисер, пуговицы, блёстки, перья. Цветовая гамма этих повязок, начельников, венков ярка и насыщена. Крашеные птичьи перья, в том числе павлиньи, применялись не только в самом головном уборе, но и в качестве его дополнительных частей.Повязки, ленты, почелки из парчи и позумента, штофной ткани и полос кумача с богатым шитьём золотой нитью, типичные для северных губерний, делались широкими, на толстой основе. Иногда они декорировались спускавшейся на лоб поднизью или ряской из речного жемчуга, рубленого перламутра, бисера. Большое распространение получили объёмные ажурные "венцы с городы", коруны, челки, украшенные жемчугом, перламутром, драгоценными и цветными камнями, фольгой.

Свадебная коруна представляла собой плотный обод с позументом, под которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером, со вставками фольги, стекла, а иногда и нашитыми брошками. Вариантом общерусского девичьего головного убора был сложенный жгутом и завязанный концами назад платок фабричной работы. Дополнением к нему служили бисерные подвески.

Орнаментация уборов, его цветовая гамма, давала представление о возрасте женщины и месте её рождения. До появления ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости - с простейшими орнаментами. Жительницы Рязанской и Тамбовской губернии предпочитали темно- красный и черный цвет; Орловской и Курской - ярко- красные, зеленые и желтые цвета. Обычно их украшали вышивкой из шерсти, хлопка или щелка с добавлением блесток и бисера. Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Они использовали рубленый перламутр и речной жемчуг, цветной жемчуг и стеклярус.

Головные уборы Псковской и Олонецкой губерний. XIX век.

Кичка или кика - старинный головной убор замужней женщины, который  в отличие от девичьего "венца" полностью скрывал волосы. Кичкой называли также и налобную часть всей конструкции, которую дублировали для большей жесткости пенькой или берестой и обтягивали сверху нарядной тканью.

Вместе с "сорокой" и "позатыльнем" кичка была составной частью сложного головного убора. Именно кичка определяла его основные черты. Головной убор замужней женщины мог включить в себя до 12 различных элементов и достигать веса пяти килограммов.

Существовали различные вариации этого убора:

В Рязанской, а также южных губерниях, наряду с плоскими кичками, с едва намеченными рогами на их очелье, есть головные уборы с рогами высотой до тридцати сантиметров. В Тульской губернии кички видоизменились посредством дополнительной сложной конструкции из нескольких вертикально закрепленных слоев присборенных лент, производящих впечатление пышного яркого веера.

Сороки и кички Рязанской, Тульской, Воронежской и Курской губерний.

Широко применялась вышивка росписью, набором и гладью разноцветным шелком, шерстью, хлопчатобумажной нитью с добавлением блесток и бисера. Так же как и сорока, из кумача и бархата, позатылень покрывался по всей поверхности плотной вышивкой, дополненной часто еще и золотым шитьем. Передняя часть сорок украшалась полосой блестящего позумента, "кудельками" из перышек селезня. Широкое распространение получили пучки ярко окрашенных перьев домашней птицы, затыкаемые сбоку под головной убор, и шарики-"пушки" из гусиного пуха, прикреплявшиеся к кичке или уху. Иногда ушные раковины прикрывались поушками или крылышками с позументом, тесьмой, бисером, блестками.

Вышивка давала исчерпывающую информацию о возрасте женщины. Наиболее ярко украшались головные уборы молодых женщин до рождения ребенка. Постепенно узор становился все более сдержанным, старухи носили сороки с белой или разреженной черной вышивкой.

Женские головные уборы северных губерний России, имевшие общее название "кокошник", значительно отличались своим обликом от южных. В отличие от сорок, они исполнялись на заказ профессиональными мастерицами из фабричных тканей. Формы северных уборов, несмотря на объединяющее начало и название, были весьма разнообразны даже в близлежащих районах.

Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху, в Новгородской и Тверской губернии он имел шлемовидную форму. 

Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль).

В большинстве губерний дорогие кокошники носили с платками. В торжественных случаях использовали платки с вышитым золотыми и серебряными нитями плотным растительным орнаментом. Рисунок занимал половину платка. При надевании концы его складывались под подбородком. Центрами производства золотошвейных платков были Каргополье и отдельные районы Нижегородской и Тверской губерний.

Женские платки и шали русского Севера. Конец XIX – начало XX века.

К концу XIX - началу XX века кокошники были заменены более простыми в изготовлении повойниками и сборниками, сшитыми из фабричных тканей.

Женские головные уборы конца XIX –начала XX века

Заключение

Интерес к изучению материала по русскому традиционному народному костюму появился относительно недавно. Лишь в XIX веке родилась идея составления истории русского народного костюма, а его собирание и изучение – во второй половине XIX века. Музеи и отдельные ценители начали проявлять интерес к собиранию уходящих из быта народных костюмов. В середине XIX века на страницах журнала «Современник» рассматривался вопрос об историческом значении народного костюма, о его внутреннем смысле и значении в общем человеческом развитии. В начале XX века в Петербурге была устроена Международная выставка костюма, на которой, интересно представлялся русский отдел выставки. На выставке широко демонстрировались исторические и современные костюмы центральных губерний России, отличался высокий художественный вкус создателей одежды, нашедший свое отражение в покрое, орнаментах, цветовых сочетаниях и т.п. В Москве, в начале XX века, возникло общество любителей русской одежды.

Без глубокого изучения народного традиционного искусства невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма – бытового и сценического. Традиционный костюм – это   бесценное неотъемлемое достояние культуры народа. Коллекции народных костюмов, хранящиеся в фондах музеев, являются своеобразной академией знаний и творческих идей для современных модельеров и кутюрье.

В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представления о прекрасном... Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, который языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Список использованной литературы:

  1. Греков Б. Д. , Артамонов М. И. История культуры древней Руси — М.,1951.

  2. Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм — М., 2003.

  3. Ефимова Л. В. Русский народный костюм (18-20вв.) – СПб., 1989.

  4. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия — М.: Издание книгопродавца М. Березина,1880.

  5. Стрекалов С..А. Русские исторические одежды от X до XIII века – СПб.,1877.

  6. Шангина И.И., Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия – М.: Искусство, 2006.

Интернет-источники:

  1. http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post308786893/

  2. http://bellezza-storia.livejournal.com/132065.html

  3. http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=14287

  4. http://www.velesovkrug.ru/obyavleniya/russkiy-traditsionnyiy-kostyum-illyustrirovannaya-entsiklop.html

  5. http://www.blagievesti.ru/2886-russkiy-nacionalnyy-kostyum.html http://manasa.ru/mess_1367810091.html

  6. http://clubs.ya.ru/4611686018427421353/replies.xml?item_no=696

  7. http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=154159

  8. http://www.livemaster.ru/topic/94917-vyacheslav-zajtsev-i-ego-russkij-stil

Иллюстрации:

  1. Сканированные фотографии из вышеуказанной литературы

  2. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/59_.jpg

  3. http://art.1september.ru/2006/20/no20_41.jpg

  4. http://art.1september.ru/2006/20/no20_38.jpg

  5. http://art.1september.ru/2006/20/no20_45.jpg

  6. http://art.1september.ru/2006/20/no20_59.jpg

  7. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/162_.jpg

  8. http://s59.radikal.ru/i165/1212/3f/91ca00f023fa.jpg

  9. http://ic.pics.livejournal.com/chudina_ij/27853905/92850/original.jpg

  10. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/108_.jpg

  11. http://www.lavkaetno.ru/img/photog2/thumbphoto11000x1000x1x16777215_01-011.jpg

  12. http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//blog.t-stile.info/wp-content/uploads/2-poneva.jpg&mb=imgdb_preview_1697

  13. http://ic.pics.livejournal.com/chudina_ij/27853905/92611/original.jpg

  14. http://art.1september.ru/2006/20/no20_42.jpg

  15. http://narjad.narod.ru/izgoto/povazkabezvod/ill25.JPG

  16. http://img-fotki.yandex.ru/get/3912/hor-j.23/0_3056f_be1b20db_XL.jpghttp://mtdata.ru/u26/photoBFCB/20257342670-0/original.jpg#20257342670

  17. http://mtdata.ru/u29/photo2527/20711144009-0/original.jpg#20711144009

  18. http://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0482.jpg

  19. http://www.mummidoll.ru/foto/12/img_0488_izm-e_razmera.jpg

  20. http://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0490-1.jpg

  21. http://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0496.jpg

  22. http://img-fotki.yandex.ru/get/3813/hor-j.23/0_30582_4da281a5_XL.jpg

  23. http://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0492-2.jpg

  24. http://mtdata.ru/u27/photo1A60/20703488368-0/original.jpg#20703488368

  25. http://mtdata.ru/u26/photoBFCB/20257342670-0/original.jpg#20257342670

  26. http://photo.qip.ru/photo/semkov/418997/56750892.jpg

  27. http://mith.ru/treasury/natio/rus/kokosh21.jpg

  28. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/36_.jpg

  29. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/44_.jpg

  30. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/51_.jpg

  31. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/52_.jpg

  32. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/99_.jpg

  33. http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/156_.jpg

  34. http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/d/3/120223182210.jpg

  35. http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/5/9/120223182210.jpg

  36. http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/3/3/120223182209.jpg

infourok.ru

Русские народные головные уборы женские своими руками

Мода > Уроки стиля > Русские народные головные уборы

Если рассматривать русские народные костюмы, то в глаза сразу же бросаются изумительные головные уборы. Как ни странно, но именно по их внешнему виду можно было определить возраст, семейное положение и статус владелицы.

Существует немало видов головных уборов русского народного костюма. Давайте рассмотрим самые известные и оригинальные.

Русские народные женские головные уборы

По обычаям, замужние женщины должны были полностью скрывать волосы. Здесь можно выделить несколько типов головных уборов:

  1. Кичка – это нарядный головной убор, который отличается разнообразием и декоративностью решения. В основном их изготавливали изо льна или парчи, а также украшали позолоченными или серебряными нитями.
  2. Клобук – конусообразная шапка с заостренным верхом, украшенная бусами, пряжками и подвесками.
  3. Кокошник – свадебный головной убор, который изготавливался из твердого материала. Обычно его обтягивали дорогой блестящей тканью, и декорировали жемчугом, драгоценными камнями и лентами.

Незамужние девицы носили:

  1. Обруч – это обшитый тканью круг из древесной коры или картона, украшенный бисером или камнями.
  2. Венок – декоративный обруч из живых или искусственных цветов.
  3. Перевязка – изготавливалась из плотной ткани, обшитой золотыми или цветными нитками. Концы можно было завязывать в виде банта.

Русские народные шапки

Шапка-ушанка – самый распространенный зимний головной убор в русском стиле. Получила свое название от наличия отложных наушников, которые связываются на подбородке, макушке или затылке.

Среди высших слоев населения были популярны шапки с матерчатым верхом и меховой опушкой. Обычно с такой шапкой носили убрус – это полотенчатый головной убор, который закалывали специальными булавками.

Русские народные головные уборы очень красивые и богатые, поэтому некоторые модели популярны и нынче.

 

Статьи по теме:

Старинный женский головной убор

Старинный женский головной убор – это отдельная страничка истории моды, о которой, безусловно, стоит поговорить. На Руси издревле женщины носили самые различные головные уборы, которые многое могли рассказать о своей обладательнице.

Шапка тюрбан

Тюрбан, в очередной раз взошедший на вершину моды несколько лет назад, на сегодняшний день является очень популярным стильным головным убором. Это заметно по тому, насколько часто он появляется в модных показах именитых дизайнеров.

Повойник

Повойник – один из многих видов головных уборов, который был широко распространен на Руси в обиходе замужних женщин. Несмотря на то, что сегодня повойник можно встретить лишь в глубинке, некоторые именитые дизайнеры используют его в своих коллекциях.

Русский кокошник

На Руси замужним женщинам появляться на людях с непокрытой головой было неприлично. Это обусловило использование разнообразных головных уборов. Самым праздничным из них был кокошник – выполненный в виде гребня, и украшенный вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.

 

Получай еженедельную рассылкулучших материалов WomanAdvice

Источник: http://WomanAdvice.ru/russkie-narodnye-golovnye-ubory

Рекомендуем посмотреть ещё:

Русские народные головные уборы с выкройками. Обсуждение на LiveInternet Как сделать блок питания для шуруповерта на 18 вольт

sevmetstroy.ru


Смотрите также